Особенности пользования землей общего пользования и ответственность за самозахват территорий

Межевание земель общего пользования

Ст. 77 ЗК РФ дает определение данной универсалии. Сельскохозяйственные земли – территория, которая:

  • располагается за пределами населенного объекта;
  • предоставляется для необходимости осуществления сельскохозяйственного функционирования;
  • предназначается исключительно для сельскохозяйственных целеустановок.

ЗК РФ, Статья 77. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

  1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
  2. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Упомянутый текст разъясняет состав аграрных земель:

  1. Сельскохозяйственные угодья.
  2. Особенности пользования землей общего пользования и ответственность за самозахват территорийЗемельная площадь, на которой размещаются:
    • внутрихозяйственная система дорог;
    • коммуникационная составляющая;
    • лесные посадки, обеспечивающие защитную функцию;
    • объекты водного хозяйства;
    • здания и строения, предназначенные для агропромышленного производства продуктов, спецхранения и первоначальной обработки.

Ст. 78 ЗК РФ определяет, как реализуется использование земельной территории сельскохозяйственного предназначения, а именно:

  • для проведения процесса сельхозпроизводства;
  • для выращивания лесонасаждений с предохранительными функциями;
  • для воплощения в жизнь научных исследований в данной области;
  • организации учебного производственного процесса;
  • реализации идей рыбоводства.

П.3 ст. 78 оговаривает возможность ведения охотхозяйства, если иное не предусматривается законодательством.

Участниками правоотношений согласно тексту Земельного кодекса признаются граждане РФ, юридические лица, субъекты РФ, муниципалитеты.

Кодекс определяет субъектную терминологию:

  • собственники земли;
  • землепользователи на правах пользования бессрочно или безвозмездно;
  • землевладельцы с правом пожизненного наследования;
  • арендаторы;
  • владельцы сервитута, т.е. пользования чужими земельными площадями с ограничениями.

Ст. 40, 41 ЗК РФ описывают прерогативы субъектов правовых отношений по земельному вопросу.

ЗК РФ, Статья 41. Права на использование земельных участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков

  1. Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.
  2. В соответствии с пунктом 1 статьи 23 настоящего Кодекса права лиц, использующих земельный участок на основании сервитута, определяются договором, права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются «законом» или иным нормативным правовым актом, которыми установлен публичный сервитут.

Субъекты, ведущие активную деятельность на земельных владениях, имеют право:

  • Особенности пользования землей общего пользования и ответственность за самозахват территорийосуществлять использование почвы для собственных потребностей в закрепленных законодательно предписаниях;
  • проводить сельскохозяйственные работы, не нарушая разрешенный вид пользования земельного надела;
  • сажать сельхозкультуры, собирать урожай и извлекать прибыль с надела.

Ст. 42 ЗК РФ оглашает обязательные функции субъекта, касающихся земельного надела, по ней субъект обязан:

  • работать на земле, не нарушая её целевое предназначение, не причиняя вред природному окружению и экологии;
  • не удалять спецзнаки (межевые, геодезические и т.п.), находящиеся на земельном пространстве;
  • проводить в жизнь процедуры по сохранению земель и противопожарных требований безопасности и соблюдать предписанные нормативы;
  • вовремя отчислять платежные обязательства по земле;
  • вовремя приступать к освоению земель согласно договорам;
  • не воздействовать негативно на почву.

Важно! При не исполнении обязательных требований, предписанных субъектной стороне, может быть запущен процесс изъятия у него земельной площади.

Земельные наделы сельхозназначения подразделяются на виды разрешенного пользования в координировании с целенаправленной деятельной активностью:

  • аграрное производство;
  • фермерское хозяйство;
  • личное подсобное хозяйство;
  • огородничество или садоводство с последующей постройкой частного дома;
  • дачное строительство.

Ст. 79 ЗК РФ разъясняет особенные тонкости работы с землей для производства сельскохозяйственной продукции.

Многолетние виноградники и сады, пахотные земли и залежи, территории для сенокошения и пастбища обладают первостепенной значимостью в процессе использования и находятся под протекцией государства.

Высокопроизводительные и сверхценные угодья регистрируются в перечне земель, которые запрещено использовать в других целях.

Законодательный акт предусматривает, что пользование сельскохозяйственных площадей возможно без перевода земли в другую категорию в период дорожного строительства, возведения линейно-кабельных строений, ведения трубопроводов различного предназначения при обеспечении проектного плана восстановления плодородия земель для сельского хозяйства, согласованного законным образом.

Важно! Указывается ограниченное использование земельных площадей, располагающихся на расстоянии менее 30 км от границ сельского населенного административного образования. В направлениях, не связанных с сельским хозяйством, их обрабатывать запрещено.

Закон гласит, что после передачи земельных территорий проводить свою работу на них могут:

  • крестьянские или фермерские хозяйства;
  • Особенности пользования землей общего пользования и ответственность за самозахват территорийграждане, работающие на ЛПХ, занимающиеся садоводческим и огородническим процессом, выращиванием скота;
  • коммерческие предприятия, кооперативные товарищества, унитарные предприятия федерального и муниципального уровней, хозяйственные сообщества;
  • некоммерческие организационные образования, религиозные общины, потребкооперативы;
  • казачьи сообщества;
  • научные организации, ведущие изучающую, экспериментальную, производственную деятельность по направлениям сельского хозяйства;
  • общеобразовательные организации;
  • образовательные организации, готовящие специалистов изучаемой отрасли;
  • общины малых народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, хранящие исторически сложившийся образ жизнедеятельности и занимающиеся народными промыслами.

Огромное количество приобретенных участков по Генплану относятся к территории поселков, а потом вдруг оказывается, что это земли лесного фонда, нужно снести постройки, вернуть наделы и заплатить штрафы.

Часть земель зарегистрирована и в ЕГРН, и в лесном фонде, так как существовала раньше практика выдачи участков без кадастрового учета. Также раньше для садоводческих товариществ нередко выделялись лесные земли. То есть получение их было легальным, но со временем возникли противоречия в законодательной базе.

Другим источником возникновения споров является система самозахвата земли со строительством домов с дальнейшей попыткой их легализации.

Чтобы разрешить огромное количество накопившихся вопросов, которые не регулируются законодательством, разработан и одобрен проект «Лесной амнистии». По нему планируется все участки, имеющиеся на территории лесных поселков, оформить в частную собственность. Несомненно, что этим целостность лесов ставится под угрозу, так как открывает дорогу для застройки и разрастания городов в зону лесного фонда. Таких объектов на территории России больше миллиона.

Возможно, что при легализации недвижимости на землях лесхоза будет учитываться правомерность действий, по которым они оказались в распоряжении землевладельца. В связи с этим планируется отдавать приоритет при принятии решений имеющейся регистрации по Росреестру и тем, кто получил лесной участок до первого января 2007 года, проживает на территории временных поселков, созданных для освоения леса и переросших в полноценные.

По закону на территории лесных угодий нельзя вести капитальное строительство, но именно в заповедных зонах расположено огромное количество детских лагерей и санаториев. Нередко земля застраивалась гостиницами и коттеджами не по целевому назначению.

Конечно, просматривается заинтересованность тех, кто пользуется территориями в десятки гектаров, для них «Лесная амнистия» может стать еще одним способом обогащения. Чтобы этого не произошло, предусматривается ввести пункт об отсутствии финансовой выгоды.

Согласно законодательству РФ, сельхозземли можно использовать для следующих целей:

  1. осуществления предприятиями с/х деятельности,
  2. создание личных либо фермерских хозяйств,
  3. выращивания овощных, плодовых культур,
  4. создание дачных товариществ,
  5. выращивание и разведение животных и рыб,
  6. научно-исследовательская деятельность.

До вступления его в законную силу этими вопросами занимались органы местного управления каждого отдельного субъекта. Подробно о классификаторе ВРИ можно узнать здесь.

Фонд перераспределения земель — это единая база данных о сельскохозяйственных наделах, временно выпавших из оборота, то есть не используемых по назначению.

Его основная функция — это формирование фонда угодий и их дальнейшая передача в пользование физическим либо юридическим лицам на определенных условиях.

Это делается для того, чтобы стратегически важные сельхозугодья не простаивали без дела, ведь это экономически невыгодно.

Особенности пользования землей общего пользования и ответственность за самозахват территорий

Сельхозучасток попадает в фонд распределения при следующих условиях:

  • при добровольном отказе собственника от участка,
  • при отсутствии наследников после смерти собственника,
  • при принудительном изъятии земли государством.

Получить в собственность земли с категорией сельскохозяйственного назначения могут следующие субъекты:

  • физические лица (для ведения подсобного хозяйства),
  • юридические лица (фермерские хозяйства, аграрные предприятия, дачные товарищества и т.д.).
Особенности пользования землей общего пользования и ответственность за самозахват территорий

Землями общего пользования принято считать те земельные участки, которые расположены в населенных пунктах и служат цели удовлетворения интересов и законных прав лиц, проживающих на территории этого населенного пункта.

Особенности пользования землей общего пользования и ответственность за самозахват территорий

Получить

в собственность

земли, относящиеся к категории земель общего пользования, невозможно.

Особенности пользования землей общего пользования и ответственность за самозахват территорий

В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации землями общего пользования должны считаться такие участки, на которые имеют доступ все желающие, то есть эти участки имеют режим свободного доступа.

Межевание земель лесного фонда

  • лесные земли – территории, либо покрытые лесной растительностью, либо предназначенные для ее восстановления (гари, редины, прогалины, вырубки);
  • нелесные земли, используемые для ведения лесного хозяйства – болота, тропинки, просеки и т.д.

Порядок эксплуатации и охраны земель лесного фонда регламентируется Земельным кодексом и лесным законодательством Российской Федерации.

В статье 101 Земельного кодекса содержится требование о разграничении земель лесного фонда и иных территорий на основании вышеуказанной классификации. Согласно этому документу, к лесному фонду не относятся деревья и кустарники, расположенные на землях следующих видов:

  • землях сельхозназначения, в т.ч. на тех, что предназначены для ведения личного подсобного хозяйства и садоводства;
  • землях транспорта – полосах отводов автомобильных и железных дорог;
  • землях населенных пунктов, используемых в том числе для жилищного, дачного и иного строительства (исключение составляют городские леса);
  • землях водного фонда (на полосах отвода водных объектов); землях иных категорий.

Границы участков лесного фонда обозначаются в натуре с помощью специальных лесохозяйственных знаков и указываются в так называемых лесных картах — планово-картографических материалах, содержащих описание соответствующих угодий.

  • отсутствие в государственном кадастре недвижимости точных сведений об участках лесного фонда и прежде всего о координатах их границ. Это обусловлено устаревшей картографической базой, которая создавалась без учета ортофотопланов, широко применяющихся в геодезии в настоящее время.
  • не всегда корректное определение положения межевых знаков по отношению к ближайшему пункту опорной геодезической сети для земельных участков лесного фонда и других категорий.

Решение этих проблем возможно путем совершенствования методов сбора данных о лесных территориях, повышения квалификации кадастровых инженеров, а также унификации сведений государственного кадастра недвижимости и картографических материалов лесных угодий.

  • паспорт заявителя;
  • соглашение с администрацией субъекта федерации, в котором расположен тот участок лесного фонда, выбранный для эксплуатации;
  • кадастровые документы на этот участок (кадастровый паспорт, Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимость), подтверждающие факт постановки такого участка на кадастровый учет и присвоение ему соответствующего номера;
  • при наличии ранее оформленного относительно такого участка договора аренды, постоянного бессрочного пользования и т.д. необходимо приложить его, чтобы подтвердить заинтересованность в проведении процедуры межевания.

Порядок действий относительно межевания конкретного участка выглядит аналогичным образом, как и с землями сельхозназначения и состоит из четырех основных шагов, а именно:

  • выбор фирмы или конкретного кадастрового инженера, который будет осуществлять работы;
  • заключение договора на оказание межевых услуг;
  • проведение межевания участка на местности;
  • составление межевого плана и отчета о проделанной работе.

Главной особенностью, которая характерна для таких работ, считается отсутствие необходимости проводить согласование установленных границ, так как единственным владельцем лесных земель считается государство, а на лесной территории даже при условии установления точных координат поворотных точек границ конкретного участка обозначить границы в фактическом виде будет достаточно сложно.

Требования к сельскохозяйственным участкам

Перевод земельного надела сельхозназначения в другую категорию – процесс непростой и требующий аргументации.

Особенности пользования землей общего пользования и ответственность за самозахват территорий

С этим намерением требуется направиться в соответствующий орган, заполнить заявление, в котором детально описать информационные сведения о земле и причины необходимости процедуры изменения назначения.

К заявлению прилагаются документальные материалы:

  • копия удостоверения личность;
  • кадастровая выписка;
  • выписка из ЕГРП;
  • письменный результат государственной экспертизы при необходимости;
  • согласие правообладателя.

Заявительная документация находится на рассмотрении в федеральном (муниципальном) органе в период 2 месяцев, затем выносится постановление об удовлетворении или отклонении запроса.

При положительном результате (что происходит не часто) копия постановления направляется в кадастровую палату для внесения измененных сведений.

Для многих является выходом перевод земли не в другую категорию, а в другой вид пользования.

Процесс такой же затратный, но занимает меньше времени и дешевле с финансовой точки зрения.

ЕГРН

Так для формирования загородного поселка достаточно установить другой вид разрешенного пользования земли в дальнейшей возможностью регистрации жительства.

Имеется одно существенное ограничение.

Переход сельскохозяйственной земли в статус “для дачного строительства” реально осуществить гражданам или их некоммерческим объединениям.

Юрлица, ведущие деятельность коммерческого характера, такой возможностью не обладают.

Сельхозугодья

К ним относятся участки для посева и выращивания различных агропромышленных культур, а также для выпаса животных.

Сельхозугодья — это наиболее плодородные территории, которые обеспечивают страну урожаями, поэтому они имеют приоритетный статус и находятся под защитой государства. Под особым контролем находятся сельхозугодья:

  • с искусственным поливом,
  • находящиеся в пользовании НИИ любого уровня,
  • с высокой кадастровой стоимостью (на 10% выше средней).

В зависимости от выполняемых функций угодья делятся на:

  • пашни,
  • сенокос,
  • пастбища и т.д.

К самым плодородным землям, наделенным минеральными ресурсами, относят пашни.

Пашня — это вид земли, который ежегодно подвергается обработке и выращиванию на нем различных сельскохозяйственных культур.

Сенокосы используются только для заготовки сена на зиму. Посев и сбор урожая на таких землях не осуществляется. Хотя бывают и искусственные сенокосы.

Пастбища также обычно не засеваются и не обрабатываются. Используются только для выпаса скота.

Можно выделить и различные типы сельхозугодий:

  • низкого качества,
  • среднего качества,
  • высокого качества.

К ним относятся дороги, необходимые для доступа и обслуживания сельхозземель. Они должны соответствовать определенным стандартам, указанным в СНиП 2.05.11-83.

Внутрихозяйственные дороги в зависимости от своего назначения могут быть следующих видов:

  • соединяющие сельскохозяйственные объекты между собой (I категория дорог),
  • соединяющие сельхозобъекты с основными дорогами (II категория дорог),
  • полевые вспомогательные дороги для обслуживания отдельных угодий и их частей (III категория дорог).

Внутрихозяйственные дороги должны занимать минимально возможную площадь.

Они включают в себя:

  • непосредственно полосу для размещения дорожного полотна,
  • канавы для водоотведения,
  • предохранительную полосу по 1 метру с каждой стороны дороги.

Это земли, засаженные деревьями и кустарниками для защиты окружающей среды от влияния негативных факторов.

Защитные лесополосы создаются:

  • на садоводческих и дачных хозяйствах,
  • вокруг полей,
  • вдоль автомобильных и железных дорог.

C водными объектами

Территории с замкнутыми водными объектами входят в состав категории сельскохозяйственных земель только в том случае, если они находятся в границах этих земель. При этом, озера или пруды могут быть использованы как для разведения рыб, так и для полива близлежащих территорий. Такие объекты делятся на два вида:

  • водоемы искусственного происхождения,
  • водоемы естественного происхождения.

Для эффективного осуществления сельхоздеятельности необходимы вспомогательные постройки.

Они не являются жилыми и предназначены для хранения и первичной обработки выращенных продуктов. Для этих целей выделяются наименее плодородные участки.

foto101-2

Помимо этого критерия есть и второй, весьма немаловажный — логистический. Расположение построек должно быть доступным для определенного пула окрестных обрабатываемых земель.

На платной основе на предоставление земли сельхозназначения имеет право любой совершеннолетний дееспособный гражданин РФ, подав заявление в местный земельный комитет и приняв участие в аукционе.

Работники востребованных в сельской местности специальностей могут получить в пользование сельскохозяйственную землю для фермерского хозяйства или садоводства, которая подразумевает возможность возведения жилого дома, и оформить в собственность такую землю через пять лет после получения, если они эти пять лет работали по специальности и начали строительство дома.

ВНИМАНИЕ! Если получивший в пользование сельскохозяйственный надел работник востребованной в селе профессии увольняется с работы или использует данный надел не по назначению в течение пяти лет с момента начала пользования, то такой работник лишается права на бесплатное получение надела.

Права последней в списке категории граждан на бесплатные земли также указаны в п. 4 ст. 3 ФЗ № 5 от 09.01.1997 г.

Условия получения

Выкуп сельскохозяйственных земель для различных целей имеет основным условием участие в аукционных торгах и корректное пользование (в соответствии с назначением) ранее предоставленным в аренду наделом земли, который подлежит выкупу в собственность.

СПРАВКА!

Правила

бесплатного предоставления земель

региональные власти устанавливают самостоятельно в зависимости от социальной ситуации в конкретном субъекте федерации и наличии свободных земель.

В большинстве субъектов федерации условия бесплатного получения сельскохозяйственных угодий следующие:

    Особенности пользования землей общего пользования и ответственность за самозахват территорий

  • получение бесплатного надела земли допускается один раз в жизни;
  • на одного получателя выделяется только один надел земли;
  • получатель должен проживать в регионе предоставления и иметь постоянную регистрацию не менее пяти последних лет;
  • получатель должен быть признан нуждающимся согласно критериям данного региона;
  • получатель должен иметь документы, которые подтверждают его право на льготы;
  • получатель должен иметь гражданство РФ.

Критерии нуждаемости закрепляются нормативными актами каждого конкретного региона РФ.

Требования к землям

Выделяемые в пользование гражданам наделы должны соответствовать ряду требований, которые зависят от:

  • цели предоставления наделов земли;
  • региона предоставления надела;
  • категории лиц-получателей.

Площадь предоставляемых земель также зависит во многом от того, собирается ли получатель строить жилой дом. Для строительства дома земля не должна быть меньше 6 соток.

  1. Выкуп земельного надела на аукционных торгах.
  2. Получение земельного надела бесплатно.

Бесплатно земельный надел могут получить льготники, для всех остальных граждан РФ предусмотрено проведение аукциона.

Выкуп земельного надела на торгах подразумевает обращение лица, желающего выкупить землю, в местную администрацию с соответствующим заявлением и последующая организация аукциона с объявлением о нём в СМИ. Победителю аукциона предоставляется право выкупа надела (или право его аренды).

В общем случае последовательность действий для получения участка через торги следующая:

  1. поиск подходящего земельного участка на региональной кадастровой карте.
  2. Подача заявления в земельный комитет местных органов власти о намерении выкупить участок земли.
  3. Проведение работ по межеванию выбранного участка (при необходимости).
  4. Объявление в СМИ о дате проведения торгов с информацией о предмете торгов (наделе земли).
  5. Проведение торгов и выбор победителя.
  6. Заключение с победителем договора аренды.
  7. Выкуп арендатором земельного надела по истечении пяти лет арендования.

Начальная аукционная цена за год аренды надела земли устанавливается в размере 2,5 % от кадастровой стоимости такого надела. Межевые работы проводятся за счёт заявителя-организатора торгов.

В договоре аренды прописываются сроки и цели аренды и её стоимость. В стандартных условиях договора право выкупа наступает по истечении пяти лет аренды, при условии эксплуатации сельскохозяйственного надела с учётом разрешённого пользования.

Как получить землю под сельское хозяйство бесплатно? Льготникам, желающим получить участок земли для занятия садоводством или строительства дачи, могут потребоваться следующие документы (в зависимости от категории имеющихся льгот):

    Особенности пользования землей общего пользования и ответственность за самозахват территорий

  • паспорт;
  • справка об официальных доходах всех членов семьи;
  • удостоверение многодетной матери/отца;
  • справка об инвалидности (выдаётся МСЭ)
  • орденская книжка;
  • военный билет;
  • свидетельства о рождении детей;
  • справка обо всех наделах земли, имеющихся в собственности заявителя;
  • удостоверение участника боевых действий.

Точный список документов необходимо уточнять в регионе проживания лиц, имеющих право на льготы.

Процедура получения надела на безвозмездной основе являет собой следующую последовательность действий:

  1. сбор необходимых документов, перечисленных выше.
  2. Подача заявления в земельный комитет местной исполнительной власти.
  3. Рассмотрение заявления комиссией земельного комитета (от 15 до 30 суток).
  4. При положительном решении заявитель получает справку о его постановке на льготную очередь.
  5. При наступлении очереди заявитель вызывается в земельный комитет, где ему сообщают о местонахождении и параметрах предлагаемого участка.
  6. Выдача заявителю свидетельства о вещном праве на предлагаемый участок.
  7. Обращение заявителя с документами о вещном праве и документами, подтверждающими право на льготы, в органы Росреестра, где происходит оформление участка в собственность.

    Особенности пользования землей общего пользования и ответственность за самозахват территорий

  1. организация крестьянского хозяйства (КФХ).
  2. Организация личного подсобного хозяйства (ЛПХ) полевого типа.
  3. Дачное строительство.
  4. Занятия огородничеством и/или садоводством.
  5. Ведение охотхозяйства.
  6. Выпас скота и животноводство.
  • паспорт заявителя в оригинале и копии (если заявление подает представитель заинтересованного в межевании лица, понадобятся доверительные документы на представление интересов и паспорт представителя);
  • кадастровые документы на участок с неистекшим сроком использования (не старше пяти лет на дату обращения), по которым можно проверить расположение участка, а также кадастровые и физические данные о нем (кадастровый номер, площадь, адрес расположения или координаты и т.д.);
  • в том случае, если в отношении конкретного участка оформлено право собственности, то потребуются документы, его подтверждающие (свидетельство о праве собственности, Выписка из Единого государственного реестра недвижимости, договор купли-продажи и т.д.);
  • в случае, если участок входит в состав садоводческого некоммерческого товарищества или иного объединения, потребуется предоставить межевой план (в заверенной копии) такого объединения (с целью отследить фактическое расположение конкретного участка на общем плане земельных территорий объединения);
  • если участок входит в состав СНТ, то потребуются также и регистрирующие документы на такое объединение, чтобы подтвердить правомочность его функционирования (достаточно копии, заверенной председателем объединения).
  • Земли, на которых были построены транспортные развязки, а также дороги различного уровня направленности и обслуживающих характеристик;
  • Земельные участки, на которых возведены инженерные сооружения, предназначенные для обслуживания социально-культурных потребностей населения;
  • Земли, используемые для захоронения бытовых отходов или возведения предприятий, предназначенных для утилизации имеющихся бытовых отходов;
  • Земельные участки, использование которых подразумевает удовлетворение интересов жителей населенных пунктов.
  • Если участок предоставлен в аренду физическому или юридическому лицу, то налогами этот участок будет облагаться только в том случае, если на нем не возведено никаких строений, оформленных в качестве недвижимого имущества. В противном случае налог может быть заменён арендным платежом или наоборот;
  • Если участок не имеет своего владельца или пользователя (например, проезжая часть дороги), то земельный налог в этом случае будет заменён транспортным (в состав которого включается также и налог за использование дорог), то есть сумма налогообложения будет разделена в пропорциональном размере на всех потенциальных пользователей конкретным участком;
  • Если земли общего пользования находятся в рамках садоводческого некоммерческого товарищества, то налог за эти территории должны платить все собственники участков в рамках такого объединения.

Использование сельхозземель

На участках, выделенных для крестьянского или охотничьего хозяйства, а также для дачного строительств а или садоводства возможно возведение жилого дома.

Итак ещё раз в кратце о том как получить землю под хозяйство: для получения сельскохозяйственных земель необходимо обратиться в местную администрацию с необходимыми документами.

Льготные категории лиц могут получить участки бесплатно, а остальные граждане могут принять участие в торгах, победителю которых будет предоставлен надел в аренду с правом последующего выкупа.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Сельхозугодья

Земельное и гражданское законодательство запрещает возможности оформления в частную собственность земельных участков, относящихся к землям общего пользования, независимо от того, каким именно образом происходит такое оформление — выкупом или путем проведения процедуры приватизации.

Однако, в том случае, если на участке расположено капитальное строение, оформленное надлежащим образом в качестве недвижимого имущества с прохождением регистрации права собственности, участок через судебное решение можно признать находящимся в собственности. Но в этом случае будет работать правило, согласно которому оформление права собственности невозможно в том случае, если имущественные претензии предъявляются к земельному участку, расположенному, например, на улице.

Особенности пользования землей общего пользования и ответственность за самозахват территорий

Наиболее распространенным вариантом использования земель общего пользования считается аренда, которая оформляется собственниками капитальных строений, расположенных на таких участках.

При оформлении договора аренды собственник здания, расположенного на этом участке, имеет право преимущественного заключения договора аренды. Однако право выкупа действовать в этом случае не будет, а указание возможности выкупа в тексте договора будет считаться незаконным.

Аренда земель общественного пользования имеет наибольшее распространение в сфере правоотношений, где одной из сторон, заключающих договор, выступает юридическое лицо.

Если же речь идет о взаимодействии физического лица и государства, то в качестве возможного варианта получения во владение земли будет считаться безвозмездное пользование или постоянное бессрочное пользование. И в том, и в другом случае владелец участка (но не собственник, которым выступает государство) имеет право возвести капитальное строение на территории полученного участка.

В том случае, если объект капитального строительства прошел официальную регистрацию в виде недвижимого имущества с оформлением права собственности, с таким сооружением можно осуществлять все юридически значимые действия (продать, подарить, оставить в наследство), земля перейдет к новому собственнику строения.

Однако, так как оформление в собственность такого участка запрещено, произойдет переход права аренды земельного участка. В гражданском законодательстве этот принцип называется переуступкой права аренды (отдельного перезаключения договора в этом случае не требуется, но внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость будет обязательным).

Особенности пользования землей общего пользования и ответственность за самозахват территорий

Таким образом, собственность на право пользования землями общего пользования остается на постоянной основе за государством в лице его субъектов или муниципальных образований, а пользователи могут распоряжаться возведенными на таких землях строениями с переуступкой права пользования на землю новому владельцу здания.

Контроль за содержанием и эксплуатацией земель общего пользования Земельный Кодекс налагает на специально уполномоченные органы, в функции которых включен обязательный контроль за состоянием земель в конкретном административно образовании, а также управление недвижимым имуществом, принадлежащим государству на праве собственности и подлежащим распределению в соответствии с действующим законодательством.

Земли общего пользования представляют собой особую категорию земель населенных пунктов, режим использования которых регулируется как на федеральном, так и на региональном уровне. Особенность нахождения таких земель только в собственности у государства накладывает отпечаток как на возможности реализации таких участков, так и на режим налогообложения этой категории земель.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, 

звоните по телефонам

:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

  • подбор исполнителя, качество работ которого не вызывает сомнений (через интернет, с помощью отзывов и рекомендаций знакомых и т.д.);
  • подача заявления в выбранную организацию с комплектом сопровождающих документов и заключение договора оказания межевых услуг в отношении конкретного участка (если межевать необходимо несколько участков, то договор составляется в отношении каждого из них, даже если они расположены в одном объединении);
  • выезд кадастрового инженера на местность для осуществления собственно межевых мероприятий на месте и согласования установленных границ с владельцами смежных участков;
  • подготовка межевого плана кадастровым инженером на основании проведенных измерений и создание детального фотоотчета по результатам проведенных работ.

Независимо от того, земли каких категорий проходят процедуру межевания, порядок действий, кроме согласования установленных границ с владельцами смежных участков, изменяться не будет.

Минимальная площадь земельного участка под сельское хозяйство может быть установлена законодательными актами субъектов Российской Федерации, которые основываются на требованиях Земельного кодекса РФ и других федеральных законов.

Особенности пользования землей общего пользования и ответственность за самозахват территорий

Нельзя образовывать для предоставления сельскохозяйственные земельные участки, являющиеся частью территории искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и осушаемых земель, размеры которых при этом меньше минимальных размеров, установленных для таких видов земель.

Максимальный размер суммарной площади с/х земель, которые находятся в пределах территории одного муниципального образования и в собственности одного лица или одной организации устанавливается в пределах 10% от всей площади сельскохозяйственных земель муниципального образования.

При непосредственном использовании земельного участка сельхозназначения государство требует соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других правил, инструкций. При этом запрещается загрязнять, захламлять, ухудшать плодородие почв на землях с/х назначения.

Особенности пользования землей общего пользования и ответственность за самозахват территорий

И одно из таких важнейших условий — создание собственником участка

крестьянско-фермерского хозяйства

.

Как показывает практика, местные органы власти недостаточно осведомлены о федеральных нормах законодательства, в соответствии с которыми местные муниципалитеты должны выдавать разрешения на строительство в пределах территорий сельскохозяйственных угодий.

Статья 40 Земельного кодекса РФ разрешает собственнику земли строить здания, строения, сооружения жилого, производственного, культурно-бытового назначения в соответствии с целевым назначением земельного надела, его видом разрешенного использования, если при этом будут соблюдаться градостроительные регламенты, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и другие правила, нормативы.

Согласно статье 78 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья можно использовать, чтобы организовать сельскохозяйственное производство, создать защитные насаждения, осуществлять научно-исследовательскую, учебную и другую связанную с сельским хозяйством деятельность.

В статье 6 Закона о крестьянско-фермерском хозяйстве закрепляется состав имущества всего фермерского хозяйства: сюда относится земельный участок, хозяйственные и другие строения, мелиоративные сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое необходимое для организации крестьянско-фермерской деятельности имущество.

В том же законе, в статье 11, вовсе сказано, что в целях организации сельского хозяйства на земельных участках сельскохозяйственного назначения могут возводиться необходимые для такой деятельности здания, строения, сооружения.

иск об установлении границ участка земли

Статья 77 Земельного кодекса РФ определяет возможное наличие в составе сельскохозяйственных земель как дорог, коммуникаций, лесных насаждений, водных объектов, так и зданий, строений, сооружений, используемых в целях производства, хранения и стартовой переработки продукции сельского хозяйства.

Таким образом, судя по многочисленным законодательным формулировкам, можно сказать, что не существует запрета на возведение зданий, строений и сооружений на сельскохозяйственных земельных участках. Главное условие тут — регистрация крестьянско-фермерского хозяйства.

как получить землю на дальнем востоке на дальнем востокеВыписать и прописать ребенка в другую квартиру

иногда бывает нелегко.

С начала 2016 года можно получить участок на Дальнем Востоке, в том числе и землю с/х назначения. Подробно об этом читайте в нашей статье.

Некоторые категории граждан имеют на получение земли без торгов. Подробности здесь.

При этом земли в таких целях могут использовать:

  • Крестьянско-фермерские хозяйства;
  • Граждане, которые хотят вести личное подсобное хозяйство (ЛПХ), садоводство, животноводство, огородничество;
  • Хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие коммерческие организации;
  • Некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации;
  • Казачьи общества;
  • Опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научных организаций, образовательные организации, осуществляющие подготовку кадров в сельскохозяйственной сфере, общеобразовательные организации;
  • Общины коренных малочисленных этносов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, желающие сохранять и развивать свой традиционный образ жизни, хозяйствования и промысла.
Особенности пользования землей общего пользования и ответственность за самозахват территорий

Если земли с/х назначения находятся в составе земель, необходимых для строительства дорог, линий электропередач, линий связи (линейно-кабельные сооружения), нефтепроводов, газопроводов и других трубопроводов, то их использование допускается только с утвержденным проектом рекультивации таких земель в сельскохозяйственных целях без изменения категории данных сельскохозяйственных земель.

Особенности аренды и купли-продажи

Процедуры аренды и купли-продажи земель сельхозназначения регулирует ФЗ №101 от 24.07.2002 (ред. от 03.07.2016) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).

В аренду могут отдаваться сельскохозяйственные земельные поля, обязательно стоящие на кадастровом учете. Площадь арендных земель не ограничивается.

Арендный договор подписывается на сроки от 3 до 49 лет.

Исключением являются земельные сегменты, выделяемые для сенозаготовок и пастбищ. Их аренда ограничивается периодом до 3 лет.

Арендатор обладает первостепенной привилегией при отсутствии нареканий по окончании аренды заключить договор на новый срок.

Предусматривается возможность для арендатора после оплаты выкупной цены земельной площади оформить её в собственность.

При продаже надела сельскохозяйственного назначения преимущество покупки имеет муниципалитет или субъект РФ.

Продавец обязан поставить их в известность письменно о своем желании выставить на продажу участок.

Он дает полную информацию по участку и прописывает срок расчета, который не превышает 90 дней.

Оповещение отправляется заказным письмом с уведомлением или относится лично под расписку.

Если в течение 30 дней орган власти не сообщает о желании её купить, гражданин осуществляет процедуру продажи в течение 12 месяцев по заявленной стоимости.

Важно! При изменении цены или других обстоятельств процедура оповещения повторяется.

Сельхозугодья имеют ряд особенностей, по сравнению с другими видами сельхозземель. Они закреплены законодательно (ст. 79 ЗК РФ).

  1. Самые плодородные земли находятся под охраной государства, так как являются ее национальным достоянием и важнейшим ресурсом.
  2. Использоваться такие земли могут только по своему прямому назначению, то есть для осуществления с/х деятельности. Не целевое использование наказывается по закону.
  3. Сельхозугодья с высокой кадастровой стоимостью не подлежат переводу в другие категории земель
  4. Возведение любых видов построек на территориях, охраняемых государством, запрещено.

Помимо прочего, законодательно установлены требования для лиц, использующих сельхозугодья:

  • участки должны быть освоены течение 2 лет,
  • при осуществлении своей деятельности поддерживать плодородие почвы,
  • при необходимости предоставлять властям сведения об использованных химикатах.

Таким образом, процедура получения земли сельхозназначения в собственность или в аренду практически такая же, как и при получении земельного надела другой категории. Следует только учитывать, что данная категория земель находится под особой охраной, такие земли запрещается использовать не по назначению, загрязнять и иным образом разрушать плодородие почв.

Как происходит предоставление земельного надела

Предоставление с/х земель в пользование, по сути означает передачу таких земель в аренду, для использования по назначению. При этом наделы остаются в собственности государства.

Для получения участка необходимо:

  1. Подать заявление в соответствующий орган.
  2. Собрать пакет документов.
  3. Дождаться решения.
  4. Заключить договор аренды.

Закон предусматривает ряд льгот и преимуществ при передаче с/х земель определенным категориям лиц (например, малочисленным народам для поддержания и сохранения их уклада жизни).

Предоставление земельного надела, закрепленного в государственной (муниципальной) собственности, находится в компетенции органа исполнительной власти или местного самоуправления.

Бесплатно земельный надел выделяется зарегистрированным нуждающимся гражданам с 3 и более детьми.

земля под садоводство

Физлицу или юрлицу предоставляется в собственность безвозмездно:

  • надел, образованный в очерченной территории по договору её развития;
  • территория, занимаемая религиозным сообществом, имеющим на ней строения, оформленные в собственность;
  • надел на земельной территории некоммерческой садоводческой (огороднической) организации;
  • участок по истечении пяти лет его безвозмездного эксплуатирования.

Процедура предоставления земли без аукционных мероприятий заключается в следующем:

  1. Готовится схема местоположения надела, если нет в наличии проекта межевания площади, на которой он находится.
  2. В федеральный (муниципальный) уполномоченный орган подается заявительный документ о предварительном координировании предоставления земли.
  3. Особенности пользования землей общего пользования и ответственность за самозахват территорийУполномоченный орган выдает постановление о предварительном координировании.
  4. Физическое или юридическое лицо обеспечивает процесс кадастровых работ по формированию участка.
  5. Осуществляется кадастровый учет земельного надела, а также регистрируется частная собственность.
  6. После проведенных мероприятий в уполномоченный орган пишется заявление о предоставлении земли.
  7. Подписывается договорный документ, соответствующий конкретной цели (купля-продажа, бессрочное пользование и т.п.).

Физическое лицо или юридическое лицо подают заявления в уполномоченный орган лично или с помощью почтовой связи или через портал государственных услуг.

Важно! При заключении длительного договора на срок более 1 года он регистрируется в Росреестре.

На каких основаниях происходит изъятие таких участков?

Ст. 66 ЗК РФ повествует об оценке земельного надела.

Подсчет рыночной стоимости земельной площади осуществляется в согласии с ФЗ № 135 (посл. ред.) об оценочной деятельности.

Для определения кадастровой стоимости организуется кадастровая госоценка. Если рыночная стоимость утверждена, то кадастровая приравнивается к ней.

Необходимость оценки землевладения возникает при:

  • оформлении соглашения купли-продажи, наследования;
  • составления договора страхования;
  • кредитовании с залогом земли;
  • необходимости инвестиций;
  • исчислении ущерба.

свободная земля

Определение реальной ценности земель востребовано для определения арендных платежей, оптимизации налогообложения, для реализации на аукционных мероприятиях и т.п. Эксперты учитывают все обстоятельства, влияющие на рентабельность земель.

По предписаниям Гражданского и Земельного кодексов и ФЗ № 101 земельные площади при конкретных обстоятельствах могут быть изъяты. Аренда, право бессрочного или срочного пользования могут быть прерваны (подробнее о том, как быть если прекращено право бессрочного пользования земельным участком, узнайте тут).

Изъятие земли проводится в судебном порядке при следующих ситуациях:

  1. Нарушаются агротребования к рациональной эксплуатации земли, определенные законодательными актами. Нарушения способствуют ухудшению качественных показателей плодородности почвы или экологической обстановки.
  2. Земельная территория не обрабатывается на протяжении 3-х и более лет от момента оформления. Сельскохозяйственные работы и производственные процессы, связанные с сельским хозяйством, не осуществляются. При расчете срока не учитывается временной период неиспользования земли по причинам стихийных воздействий, при невозможном процессе эксплуатации.
  3. Изъятие земли в прописанных обстоятельствах производится, если после претензий администрации недостатки не были ликвидированы.

Земельные участки сельхозназначения снабжают население продуктами питания. Все хозяйственные мероприятия на данном природном ресурсе должны проводиться рациональными методами, чтобы сохранить и при необходимости восстановить плодородие и продуктивность почвы.

Законодательством закреплено, что государство имеет право в некоторых случаях принудительно изымать сельхозземли у собственника.

Это решение принимается в судебном порядке и может быть оспорено в соответствующий срок. Основные причины для изъятия сельхозугодий:

  • с/х участок не используется по назначению в течение трех и более лет,
  • участок используется нерационально, что ведет к снижению плодородности почвы и ухудшению качества с/х надела.

В настоящее время происходят настоящие драматические битвы лесхоза и владельцев участков за право признания собственности и границ участка.

Результаты рассмотрения дел в суде самые непредсказуемые.

структура трудового договора

Купленную, казалось бы, на законных основаниях землю могут забрать, предложить вариант бессрочной аренды, а могут и дать право собственности.

В связи с тем, что вступил в силу закон 218 ФЗ с 01 января 2017 года, многие владельцы участков начали массово проводить регистрацию прав собственности в ЕГНР. При составлении и сдаче межевых планов, которые теперь обязательны, на территориях, расположенных на землях лесхоза или примыкающих к нему, стало появляться много проблем, связанных с согласованием границ.

Например, гражданка получила участок по договору дарения в 1998 году, который не состоял на кадастровом учете. При подготовке документов для регистрации и составлении межевого плана выяснилось, что половина его относится к землям лесхоза. Несмотря на это, документы были сданы на рассмотрение в МФЦ. Разобраться, на чьем плане проведено неправильное межевание границ — лесного фонда или дарственного участка, должны сотрудники в Росреестре, а в случае отрицательного ответа — в суде.

Если участок примыкает к границам леса, то согласовать их бывает сложно, так как Гослесфонд сам не всегда знает, где они у него проходят. Поэтому судебные разбирательства затягиваются порой на годы.

При оформлении возникают следующие проблемы. Участки в СССР начали выдавать еще в 1924 году. Однако плановое нанесение координат на межевые планы началось в 90-е годы. Многие лесные хозяйства провели кадастровую регистрацию своих земель. Владения садоводств на пересечении границ оказались по факту частично входящими в лесные угодья.

Видео сюжет расскажет как оформить участок в садоводстве

Чтобы найти более ранние координаты, по которым выдавались участки, можно использовать планы находящихся рядом зарегистрированных наделов, коммуникаций, дорог, привязать к ним свой план, рассчитав координаты по длине границ надела, указывающихся в ранних документах. Прогноз при судебном разбирательстве в таких ситуациях малоутешительный для владельцев. Но именно такие проблемы сможет разрешить Лесная амнистия.

Сегодня, чтобы сдать документы на госрегистрацию своей земли, обязательным требованием является предоставление межевого плана. Но многие приобретали участки, без согласования границ, договариваясь о них в устной форме. Некоторые присвоили смежные площади.

Все эти вопросы пока индивидуально решаются в процессе госрегистрации собственной земли.

земельный участок на карте Росреестра

Новый закон определяет процесс межевания участков и согласования границ.

Он должен содержать сведения:

  1. О кадастровом инженере, который составляет план.
  2. О том, какие документы используются.
  3. Подробные сведения о земельных участках, с которыми имеются общие границы, кадастровые номера.
  4. Информацию о местоположении границ.

Все владельцы участков, указанных в акте, должны подтвердить свое согласие на обработку данных. При наличии возражении в акте указываются характерные точки , кадастровые номера спорных смежного участков, возражения. В третьем разделе акта фиксируются сведения о снятии возражений, каким способом они были сняты.

Межевой план участка разрабатывается с учетом кадастрового плана местности. В разделе, в котором уточняются сведения о местных границах, записывается информация об исправлении ошибок, обнаруженных кадастровым инженером.

Все владельцы смежных участков должны быть извещены о проведении согласования границ в устной форме под расписку или заказным письмом с уведомлением. Они должны присутствовать сами или прислать представителей, имеющих нотариально заверенную доверенность.

Далее нужно опубликовать сообщение о дате проведения собрания по согласованию границ (ч.8 ст.39) за 30 дней до проведения согласования, если адрес собственников соседних участков неизвестен. В случае решения вопросов с лесхозом публикация даты проведения собрания обязательна.

Решив зарегистрировать участок, граничащий с лесом, жительница обратилась в МФЦ. Обнаружилось, что часть участка находится на территории леса. Представители лесхоза в предварительной беседе отказали ей в передаче права на спорную часть участка. Она опубликовала объявление о проведении собрания по согласованию границ, на него представители лесхоза не явились. Документы были приняты и зарегистрированы в ЕГНР.

Неявка на собрание о согласовании участков считается выражением согласия и отсутствием возражений по согласованию границ. Собрание проводится под руководством кадастрового инженера, который дает разъяснения по земельному плану. На обратной стороне акта ставятся подписи и результаты согласования. Для каждого соседа по составляется отдельный акт. Выставляются межевые вехи. Акт может быть обжалован только в судебном порядке.

Если кадастровый инженер обнаруживает ошибки при предыдущем межевании, он должен указать их в акте. Согласно ст.22 ч.10 «Закона о регистрации» на плане отображаются земли общего пользования, парки, скверы, леса.

Согласование границ земельных участков с лесным фондом осуществляется лесхозами, которые уполномочены участвовать при межевании.

В Москве применяется следующая практика. Хозяин обращается в Агентство лесного хозяйства с заявлением на имя руководителя, который дает распоряжение лесхозу согласовать границы. От имени лесхоза Акт могут подписывать директор или должностное лицо с правом первой подписи. Если согласования по межеванию границ нет, то лесхоз направляет заявителю отказ.

Далее следует обратиться в суд или ожидать вступления в силу Лесной амнистии.

Вам помогла наша статья? Поделитесь в соц сетях!

Остались вопросы? Задайте их нашим экспертам в комментариях.
Или просто позвоните нам:

Заключение

Земли сельскохозяйственного назначения — это одна из стратегически важных и охраняемых государством категорий земель. Они должны использоваться исключительно по своему назначению. Государство имеет право распределять их между пользователями для повышения их рационального использования.

Сельхозугодья могут быть переданы физическим и юридическим лицам в собственность. Однако при ненадлежащем уходе за участками государство имеет право изымать их в судебном порядке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридические советы