Формирование, ведение и основные принципы государственного кадастра недвижимости

Принципы ведения ГКН в 2017 году: цели и задачи, порядок ведения, состав сведений, основы ГКН

1199

статьи:

  1. ГКН
  2. Задачи ГКН
  3. Цели ГКН
  4. Принципы ведения ГКН
  5. Заключение

Функционирование любого государства базируется на целом комплексе сложных регуляторов и процедур. Одним из таких регуляторов является система учета собственности: объектов жилого комплекса, зданий и других форм недвижимости.

Эта система подразделяется на ряд специализированных государственных институтов, каждый из которых работает исключительно в своей сфере.

Первоначальный учет недвижимости производится федеральным кадастром, куда заносятся данные о любом типе жилой или коммерческой недвижимости, участков и владений.

Подобного рода информация формирует определенную структуру данных, совокупность которых и представляет государственный кадастр недвижимости, что содержит в себе исчерпывающие данные о любом недвижимом объекте страны:

  • Его номер, по которому можно отследить записи в любых других системах.
  • Площадь, размерность, границы.
  • Стоимость.
  • Информация о владельце.

Столь подробная реализация и методология внесения данных в ГКН делают его наиболее важной частью системы учета объектов. Информация, что в нем содержится, требуется практически во всех гражданских сделках и отношениях, начиная от оформления объекта в собственность и заканчивая сделками купли-продажи.

Этим обуславливается необходимость строгой регуляции формирования кадастра. Его правовой основой служит Федеральный Закон №122 (далее по тексту — «Закон», «ФЗ»), а также некоторые подзаконные акты, которые применяются в спорных ситуациях.

Кроме этого применяются федеральные кодексы (гражданский, лесной, земельный) в зависимости от типовой принадлежности учетного объекта.

  • Москва и МО:
  • Санкт-Петербург и ЛО:
  • Вся Россия:

Задачи ГКН

Проистекают напрямую из его прямого предназначения как структурированного систематизированного реестра подотчетных государству объектов.

Их основы можно представить в виде следующего списка:

  1. Систематизация сведений об объектах.
  2. Контроль и учет цен на объекты, собирание статистических сведений.
  3. Правовое обеспечение отношений, связанных с правами на землю, жилые помещения, коммерческие здания.
  4. Поддержка и обеспечение правовой неприкосновенности частной собственности.
  5. Контролирование нецелевого использования объектов из государственного фонда (лесных хозяйств, заповедных территорий).
  6. Бессрочное хранение вносимой информации.
  7. Предоставление сведений, что находятся в реестре, для нужд других организаций, структур или физических лиц.

Формирование, ведение и основные принципы государственного кадастра недвижимости

Исходя из поставленных перед государственным реестром требований, можно сформулировать его основную идею (задачу). Реестр создавался не только для того, чтобы записывать и хранить в нем подотчетную информацию.

Первоочередная задача, поставленная перед ГКН — соблюдение общегражданских прав и обязанностей. В этом смысле реестр предназначается для подтверждения фактического владения конкретным имуществом. На этой основе формулируются цели и принципы гос.

кадастра, устанавливаются правила по его заполнению.

Цели ГКН

Для выполнения поставленных задач законом предусматриваются более конкретизированные цели, которые систематизируют функционирование реестра. Можно сказать, что цели напрямую проистекают из основных функций и задач ГКН. Имея в своей основе обусловленную выше необходимость систематизированного контроля и учета сведений, перед реестром возникают следующие цели:

  • Участие в качестве статистической основы для формирования бюджетных фондов.
  • Контроль налоговых ситуаций, обновление сведений о дефиците/профиците сборов.
  • Обеспечение правовой неприкосновенности и прозрачности всех гражданских сделок с учетными объектами (покупка, продажа, аренда).
  • Корректирование государственной ценовой и налоговой политики.
  • Правовое обоснование и помощь другим государственным органам, что занимаются регистрацией вещных прав и обязательств.
  • Обеспечение судебной системы полной и систематизированной документарной базой.
  • Предоставление сведений любому лицу в виде выписки для облегчения нагрузки на другие госструктуры.

В действительности же, вышеуказанными целями (и задачами) необходимость существования ГКН не ограничивается. Данные, которые хранятся в реестре, требуются практически в любых гражданских отношениях, связанных с недвижимостью, в том числе — в судебных разбирательствах, в наследных делах.

Формирование, ведение и основные принципы государственного кадастра недвижимости

Следует также отметить, что подобная информация не имеет конкретных сроков хранения — соответствующие органы обязаны хранить ее бессрочно, обновляя структуру данных и внося необходимые поправки. Это положение установлено законом и является основой функционирования реестра.

Заполнение и обновление сведений, содержащихся в реестре, общий порядокбазируются на принципах, которые установлены в четвертой статье Закона. Принципы ведения кадастра недвижимости регулируют не только правила ведения реестра, но также уточняют его структуру и оформление.

Так определен принцип, обязывающий соблюдать унификацию всего документного оборота, связанного с учетными процедурами. Это касается как формы документов, так и способов их приема и выдачи. Весь документооборот, как электронный, так и бумажный, оформляется в едином стиле в соответствии с уточняющими приказами и подзаконными актами.

Определяется, что информация, которая находится в кадастре, должна храниться неопределенное время. Этот принцип является основополагающим и дополнительно предусматривает общедоступность и открытость реестровых записей — их можно получить в любой момент по персональному запросу в установленном порядке.

Заключение

Принципы ведения Государственного кадастра недвижимости базируются на следующих пунктах:

  • Государственный реестр создан для систематизации данных об учетных объектах.
  • Имеет обширный список основных целей, для выполнения которых он существует.
  • Реестр служит правовым базисом практически для всех видов гражданских отношений.
  • Реестр имеет строгую типизацию и структуру.
  • Ведение реестра основывается на базовых принципах, которые устанавливаются действующим законодательством.

В статье 29
Федерального закона «О государственном
кадастре недвижимости» впервые введена
квалификация «Кадастровый инженер».

Кадастровый инженер
– это физическое лицо, которое вправе
осуществлять кадастровую деятельность.
Кадастровый инженер обязан иметь
действующий квалификационный аттестат.

До 01.01.2011 г. к
кадастровым инженерам приравнивались:

  • лица, обладающие
    на 01.03.2008 г. правом выполнения работ по
    территориальному землеустройству;

  • органы и организации
    по государственному техническому учету
    и (или) технической инвентаризации,
    аккредитованные Роснедвижимостью;

  • лица, обладающие
    правом проведения работ по лесоустройству.

Законом предусмотрены
три обязательных условия, при которых
физическое лицо может претендовать на
получение квалификационного аттестата:

  • имеет гражданство
    Российской Федерации;

  • имеет среднее
    профессиональное образование по одной
    из специальностей, определенных органом
    нормативно-правового регулирования в
    сфере кадастровых отношений, или высшее
    образование, полученное в имеющем
    государственную аккредитацию
    образовательном учреждении высшего
    профессионального образования;

  • не имеет непогашенную
    или неснятую судимость за совершение
    умышленного преступления.

Формирование, ведение и основные принципы государственного кадастра недвижимости

Приказом
Минэкономразвития РФ от 04.02.2009 г № 34
утвержден перечень специальностей
среднего профессионального образования,
полученных физическими лицами,
претендующими на получение квалификационного
аттестата кадастрового инженера.

Квалификационные
аттестаты выдаются органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
лицам, прошедшим аттестацию на соответствие
квалификационным требованиям,
предъявляемым к кадастровым инженерам.

Квалификационный
аттестат выдается без ограничения
срока, территории его действия и является
документом единого федерального образца.

Орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации,
выдавший квалификационный аттестат,
направляет в орган кадастрового учета
уведомление о выдаче данного
квалификационного аттестата в срок не
более чем один рабочий день со дня выдачи
данного квалификационного аттестата.

Аттестация
проводится в форме квалификационного
экзамена.

Структура перечня
вопросов тестового задания для сдачи
квалификационного экзамена следующая:

  • Раздел 1. Объекты недвижимости (25 вопросов);

  • Раздел 2. Кадастровая деятельность (30 вопросов);

  • Раздел 3. Ведение государственного кадастра недвижимости и осуществление государственного кадастрового учета (20 вопросов);

  • Раздел 4. Осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (5 вопросов).

Тестовые задания
и нормативно-правовая база, необходимая
для ответа на тестовые задания
квалификационного экзамена для
кадастрового инженера, приведена на
официальном сайте Росреестра.

Приказом
Минэкономразвития № 23 от 22.01.2010 г.
утверждено «Положение о составе, порядке
работы квалификационной комиссии для
проведения аттестации на соответствие
квалификационным требованиям,
предъявляемым к кадастровым инженерам,
порядке проведения квалификационного
экзамена на соответствие квалификационным
требованиям, предъявляемым к кадастровым
инженерам, о перечне документов,
представляемых одновременно с заявлением
о получении квалификационного аттестата
кадастрового инженера».

На сдачу
квалификационного экзамена претенденту
отводится два астрономических часа
(сто двадцать минут) и одна попытка, в
течение которой претендент отвечает
на 80 (восемьдесят) выбранных случайным
образом вопросов. При этом перечень
вопросов для каждого претендента должен
включать вопросы по всем разделам
программы квалификационного экзамена.

Формирование, ведение и основные принципы государственного кадастра недвижимости

Экзамен в целом оценивается по системе
«сдан – не сдан». Экзамен считается
сданным в случае, если претендент
правильно ответил не менее чем на 64
(шестьдесят четыре) из предложенных 80
(восьмидесяти) вопросов тестового
задания. Комиссия объявляет о результатах
сдачи квалификационного экзамена в
день его проведения.

Основные принципы

Вся деятельность ГКН основана на базовых принципах, которые определяют структурное содержание учётной деятельности. К их числу относятся следующие основные принципы:

  1. Принцип единства осуществляемых работ в едином технологическом контексте, на всей территории РФ, с постоянным обновлением и актуализацией вносимых данных;
  2. Сопоставимость учётных сведений с другими ресурсами;
  3. Соответствие сведений с электронных и бумажных носителей, с приоритетом в сторону бумажных носителей;
  4. Хранение сведений осуществляется на основании нормативных актов;
  5. Сведения могут быть выданы для осуществления следственных мероприятий по запросу уполномоченных органов для ведения следствия или судебного рассмотрения;
  6. После внесения изменений, ранее внесённые сведения сохраняются;
  7. Ряд сведений подлежит ограниченному применению, остальные данные общедоступны.

Обозначенные принципы определены статьёй 4, главы 2 Закона о ГКН. Они подлежат соблюдению, кроме специально оговорённых случаев. Принципы создают устойчивость структуры столь масштабной деятельности, как кадастровый учёт.

Что такое кадастровый план объекта недвижимости — читайте здесь

Каждое действие с участками земли и другим недвижимым имуществом должно быть зарегистрировано в Государственном кадастре недвижимости (ГКН). В противном случае сделка не будет признана действительной.

Законом единые принципы кадастрового учета введены для всех регионов России. Их исполнение обязательно для всех участников сделок с недвижимостью и сотрудников госорганов.

Справки из госкадастра могут потребоваться владельцам недвижимости по самым разным причинам.

Таким образом, практически все владельцы подобного имущества периодически имеют дело с госкадастром.

Что это такое?

Формирование, ведение и основные принципы государственного кадастра недвижимости

Основное назначение этого госоргана заключается в сборе данных об объектах недвижимости от граждан и составлении реестра на основе этой информации.

Дополнительной важной функцией этой организации является проверка и контроль сделок с недвижимостью.

Осуществление всех этих действий называется ведением ГКН — это то, что обладает общегосударственной значимостью.

Система имеет иерархическую структуру, включающую подведомственные учреждения.

Широта полномочий этих организаций убывает сообразно уменьшению подвластной им территории. В отдельных округах есть кадастровые ведомства.

Формирование, ведение и основные принципы государственного кадастра недвижимости

Далее, подведомства в порядке соподчиненности дробятся по населенным пунктам, отвечающим за отдельные участки земли.

Для реализации учета в подобных масштабах требуется кропотливое планирование и поэтапная организация деятельности.

Все данные о недвижимости страны зашифрованы и хранятся в цифровом виде. У каждого участка земли есть собственный уникальный код.

Раздел 4. Осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (5 вопросов).

Рисунок 3.1 – Образец
печати кадастрового инженера

Кадастровый инженер
вправе осуществлять кадастровую
деятельность на основании трудового
договора с юридическим лицом, являющимся
коммерческой организацией, в качестве
работника такого юридического лица.
Договоры подряда на выполнение кадастровых
работ заключаются таким юридическим
лицом. Данные работы вправе выполнять
только кадастровый инженер — работник
такого юридического лица.

1) иметь в штате не
менее двух кадастровых инженеров,
которые вправе осуществлять кадастровую
деятельность;

2) обеспечивать
сохранность документов, получаемых от
заказчика и третьих лиц при выполнении
соответствующих кадастровых работ.

Государственная
регистрация прав на недвижимое имущество
и сделок с ним
— юридический акт признания и подтверждения
государством возникновения, ограничения
(обременения), перехода или прекращения
прав на недвижимое имущество в соответствии
с Гражданским кодексом Российской
Федерации.

Государственная
регистрация является единственным
доказательством существования
зарегистрированного права. Зарегистрированное
право на недвижимое имущество может
быть оспорено только в судебном порядке.

Формирование, ведение и основные принципы государственного кадастра недвижимости

Государственная
регистрация прав проводится на всей
территории Российской Федерации по
установленной Федеральным законом №
122-ФЗ от 21 июля 1997 года «О
государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним»системе
записей о правах на каждый объект
недвижимого имущества в Едином
государственном реестре прав на
недвижимое имущество и сделок с ним.

Датой
государственной регистрации прав
является день внесения соответствующих
записей о правах в Единый государственный
реестр прав.

Государственная
регистрация прав осуществляется по
месту нахождения недвижимого имущества
в пределах регистрационного округа
(если иное не установлено ФЗ № 122).

Отказ
в государственной регистрации прав
либо уклонение соответствующего органа
от государственной регистрации могут
быть обжалованы заинтересованным лицом
или судебным приставом-исполнителем в
суд, арбитражный суд.

Государственной
регистрации подлежат права собственности
и другие вещные права на недвижимое
имущество и сделки с ним в соответствии
со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского
кодекса Российской Федерации, за
исключением прав на воздушные и морские
суда, суда внутреннего плавания и
космические объекты.

Ограничения
(обременения) прав на недвижимое
имущество, возникающие на основании
договора либо акта органа государственной
власти или акта органа местного
самоуправления, подлежат государственной
регистрации в случаях, предусмотренных
законом.

Обязательной
государственной регистрации подлежат
права на недвижимое имущество,
правоустанавливающие документы на
которое оформлены после введения в
действие ФЗ № 122.

Формирование, ведение и основные принципы государственного кадастра недвижимости

Права
на недвижимое имущество, возникшие до
момента вступления в силу ФЗ № 122,
признаются юридически действительными
при отсутствии их государственной
регистрации, введенной ФЗ № 122.
Государственная регистрация таких прав
проводится по желанию их обладателей.

Государственная
регистрация прав, осуществляемая в
отдельных субъектах Российской Федерации
и муниципальных образованиях до
вступления в силу ФЗ № 122, является
юридически действительной.

Государственная
регистрация возникшего до введения в
действие ФЗ № 122 права на объект
недвижимого имущества требуется при
государственной регистрации возникших
после введения в действие ФЗ № 122 перехода
данного права, его ограничения
(обременения) или совершенной после
введения в действие ФЗ № 122 сделки с
объектом недвижимого имущества.

Государственная
регистрация возникшего до введения в
действие ФЗ № 122 права на объект
недвижимого имущества и государственная
регистрация возникших после введения
в действие ФЗ № 122 перехода данного
права, его ограничения (обременения)
или совершенной после введения в действие
ФЗ № 122 сделки с объектом недвижимого
имущества проводятся не позднее чем в
месячный срок со дня подачи соответствующих
заявлений и других необходимых для
государственной регистрации права,
перехода права, его ограничения
(обременения) или совершенной после
введения в действие ФЗ № 122 сделки с
объектом недвижимого имущества
документов, если иные сроки не установлены
федеральным законом.

Государственная
регистрация возникшего до введения в
действие ФЗ № 122 права на объект
недвижимого имущества проводится при
государственной регистрации перехода
данного права или сделки об отчуждении
объекта недвижимого имущества без
уплаты государственной пошлины.

В
иных случаях, предусмотренных пунктом
2 статьи 6 ФЗ


122,
за государственную регистрацию возникшего
до введения в действие ФЗ № 122 права на
объект недвижимого имущества взимается
государственная пошлина в размере,
равном половине установленного размера
государственной пошлины за государственную
регистрацию прав.

Право
собственности на недвижимое имущество,
приобретаемое в силу приобретательной
давности, подлежит государственной
регистрации после установления факта
приобретательной давности в предусмотренном
законом порядке.

Государственная
регистрация прекращения права
собственности на земельный участок
вследствие отказа от права собственности
на него осуществляется на основании
заявления собственника земельного
участка.

К
заявлению прилагается правоустанавливающий
документ на земельный участок.
Предоставление правоустанавливающего
документа на земельный участок не
требуется в случае, если право собственности
на такой земельный участок ранее было
зарегистрировано в установленном
настоящим Федеральным законом порядке.

При
государственной регистрации прекращения
права собственности на земельный участок
вследствие отказа от права собственности
на него, которое ранее не было
зарегистрировано в Едином государственном
реестре прав на недвижимое имущество
и сделок с ним, правила пункта 2 статьи
6 ФЗ № 122 не применяются.

В
течение пяти дней с даты государственной
регистрации прекращения права
собственности на земельный участок
вследствие отказа от права собственности
на него орган, осуществляющий
государственную регистрацию прав,
обязан направить уведомление об этом
в орган государственной власти субъекта
Российской Федерации, если в соответствии
с Земельным кодексом Российской Федерации
такой земельный участок относится к
собственности субъекта Российской
Федерации, или в орган местного
самоуправления, если в соответствии с
Земельным кодексом Российской Федерации
такой земельный участок относится к
собственности муниципального образования,
а также лицу, подавшему заявление об
отказе от права собственности на такой
земельный участок.

Органы,
осуществляющие государственную
регистрацию прав, в соответствии с
настоящим Федеральным законом несут
ответственность за своевременное,
полное и точное исполнение своих
обязанностей, указанных в ФЗ № 122, а
также за полноту и подлинность
предоставляемой информации о
зарегистрированных правах на недвижимое
имущество и сделках с ним, необоснованный
(не соответствующий основаниям, указанным
в ФЗ № 122) отказ в государственной
регистрации прав или уклонение от
государственной регистрации прав.

Федеральный
орган в области государственной
регистрации в соответствии с ФЗ № 122
несет ответственность за своевременность
и точность записей о праве на предприятие
как имущественный комплекс, объект
недвижимого имущества, расположенный
на территории более одного регистрационного
округа, в Едином государственном реестре
прав, за необоснованный (не соответствующий
основаниям, указанным в ФЗ № 122) отказ
в государственной регистрации прав и
уклонение от государственной регистрации
прав на данные объекты недвижимого
имущества, за полноту и подлинность
выдаваемой информации о правах на
недвижимое имущество и сделках с ним.

Лица,
виновные в умышленном или неосторожном
искажении либо утрате информации о
правах на недвижимое имущество и сделках
с ним, зарегистрированных в установленном
порядке, несут ответственность за
материальный ущерб, нанесенный в связи
с этим какой-либо из сторон, в соответствии
с законодательством Российской Федерации.

Вред,
причиненный физическим или юридическим
лицам в результате ненадлежащего
исполнения органами, осуществляющими
государственную регистрацию прав,
возложенных на них ФЗ № 122 обязанностей,
в том числе в результате внесения в
Единый государственный реестр прав
записей, не соответствующих закону,
иному правовому акту, правоустанавливающим
документам, возмещается за счет казны
Российской Федерации в полном объеме.

Об утверждении подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости (2006-2012 годы)» федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)» *

(с изменениями на 22 ноября 2012 года)

____________________________________________________________________ Документ с изменениями, внесенными: постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 года N 472; постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 1009;постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1105;

постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 года N 45;постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2011 года N 105;постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 года N 982;постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 579;

Подходы ведения

Система ГКН является информационным банком характерных сведений о движениях процессов, осуществляемых с недвижимостью. Основными подходами в организации и ведении учётной деятельности являются:

  1. Накопление информационных данных;
  2. Их классификация, кодирование и шифровка;
  3. Хранение полученных сведений;
  4. Трансляция информации.

Основным принципом в определении соответствующих подходов, являются актуальность, адекватность имеющейся информации, и её доступность для заинтересованных лиц. О внесение сведений в государственный кадастр недвижимости — читайте, перейдя по 

ссылке

.

Технология ведения

Технологически, работа выстроена в двух аспектах:

  1. На электронных носителях, с использованием высокотехнологичных компьютерных программ;
  2. Путём ведения стандартного делопроизводства с применением бумажных носителей.

После проведения учётной записи факта операции с недвижимостью, а также в случае плановых проверок, учётные и отчётные данные, переносятся на электронный носитель. И наоборот – в случае подачи запроса в отношении сведений, данные извлекаются из электронных документов и переносятся в выписки на бумажных носителях.

Бумажные носители имеют приоритет, так как при обнаружении ошибки или несоответствия, производство операции приостанавливается, а сведения с бумажных носителей переносятся в электронные документы.

Записи учёта заполняются после предоставления документов о совершении операций с недвижимостью, для регистрации. После надлежащего их оформления и регистрации, проходят работы по внесению проведённой операции в учётные записи. Таким образом, они содержат сведения обо всех имущественных сделках, о составлении договоров, дополнений к ним и предоставляемых гражданам, выписках.

Не реже, чем через 5 лет, проводятся ревизии земель, с обновлением записей и переоценкой земель.

Не реже, чем через 10 лет обновляются кадастровые карты, в том числе – и интерактивные.

3.8 Основания для выполнения кадастровых работ. Договор подряда на выполнение кадастровых работ

Кадастровые работы
выполняются кадастровым инженером на
основании заключаемого в соответствии
с требованиями гражданского законодательства
и Федерального закона о кадастре
договора подряда на выполнение кадастровых
работ.

В случаях,
предусмотренных законодательством
Российской Федерации, кадастровые
работы могут быть выполнены кадастровым
инженером на основании определения
суда. Суд самостоятелен в выборе
соответствующего кадастрового инженера.
Расходы, связанные с выполнением таких
кадастровых работ, и денежное вознаграждение
соответствующему кадастровому инженеру
подлежат возмещению и выплате в порядке,
установленном законодательством
Российской Федерации.

По договору подряда
на выполнение кадастровых работ
индивидуальный предприниматель,
указанный в статье 32 Федерального
закона о ГКН, или юридическое лицо,
указанное в статье 33 Федерального
закона о ГКН, обязуется обеспечить
выполнение кадастровых работ по заданию
заказчика этих работ и передать ему
документы, подготовленные в результате
выполнения этих работ с учетом требований
Федерального закона, а заказчик этих
работ обязуется принять указанные
документы и оплатить выполненные
кадастровые работы.

В результате
выполнения кадастровых работ
обеспечивается подготовка документов
для представления в орган кадастрового
учета заявления о постановке на учет
объекта недвижимости или объектов
недвижимости, об учете изменений объекта
недвижимости, учете части объекта
недвижимости или о снятии с учета объекта
недвижимости. Объем подлежащих выполнению
кадастровых работ определяется заказчиком
кадастровых работ.

Договор подряда
на выполнение кадастровых работ является
публичным договором.

Цена подлежащих
выполнению кадастровых работ определяется
сторонами договора подряда на выполнение
кадастровых работ путем составления
твердой сметы. Смета приобретает силу
и становится частью договора подряда
на выполнение кадастровых работ с
момента подтверждения ее заказчиком
кадастровых работ.

Типовые договоры
подряда на выполнение кадастровых работ
в зависимости от видов объектов
недвижимости, иных имеющих существенное
значение критериев могут устанавливаться
Правительством Российской Федерации.

Типовые нормы
времени выполнения кадастровых работ
в зависимости от видов объектов
недвижимости, иных имеющих существенное
значение критериев могут устанавливаться
органом нормативно-правового регулирования
в сфере кадастровых отношений.

Информационное взаимодействие

Ведение ГКН осуществляется на основании информационного обмена соответствующими сведениями, при этом характер взаимодействия определяется в установленном Законом порядке. Его деятельность не может быть изолирована от интересов государства и региональных представительств, а также от общественных интересов в лице граждан и различных организаций и служб.

Формирование, ведение и основные принципы государственного кадастра недвижимости

Информационное взаимодействие осуществляется:

  1. С государственными органами (в соответствии с установленным перечнем);
  2. С органами местного самоуправления субъектов РФ;
  3. С правообладателями земель.

От перечисленных субъектов может быть запрошена любая необходимая информация, на основании документа (запроса) или заявления, с указанием причины требования сведений. Она должна быть предоставлена по запросу не позднее 5 дней со дня подачи запроса. Сведения подаются в виде выписки из записей учёта, и имеют статус официального документа. В их числе могут быть:

  1. Информация об установлении границы РФ;
  2. Порядок установления границ: между территориями автономных округов, субъектов РФ, населённых пунктов и аналогичных сведений;
  3. Об изменении порядка зонирования территорий;
  4. Об изменении категории, назначения или разрешённого использования земель;
  5. Об имущественных сделках и оформлении участков в собственность;
  6. Изменение результатов кадастровой оценки.

Все перечисленные сведения поступают для регистрации в процессе осуществления каждого из перечисленных видов деятельности.

Ни один из документов, касающихся оперирования с недвижимым имуществом, не будет иметь юридической силы без его внесения в записи кадастра.

Организационный механизм

Ведение учётных записей можно определить делом государственной важности, что вряд ли станет преувеличением. Поэтому организация работы выстраивается на различных уровнях допуска к информационным данным, что требует специфической организации деятельности этого общественного института.

В целом, организационный механизм деятельности ГКН определяется в качестве систематизированного свода сведений о недвижимом имуществе федерального, муниципального назначения, а также – сведений имущественного характера частных и юридических лиц.

Чёткость организации в ведении записей учёта определяется классификацией проводимых работ, которые подразделяются по следующим видам разделов:

  1. Организация ведения реестра учётных записей;
  2. Организация ведения кадастровых дел;
  3. Составление, хранение и использование кадастровых карт.

Объединяясь в единую цель создания актуальных данных, пригодных к использованию, разновидности кадастровой деятельности способствуют полноценному охвату всех аспектов учёта земельного ресурса.

Организационная деятельность ГКН строится на основании регламентированных правительством РФ, законодательных документов и условиях номенклатурного делопроизводства, адаптированного к данным видам работ.

Ведение кадастровой деятельности не может быть произвольным, она осуществляется лишь в установленном порядке, посредством привлечения квалифицированных сотрудников и посредством организации деятельности, в режиме уполномоченного органа.

Тем не менее, межевые работы могут проводиться как со стороны государственной организации, так и в частном порядке.

К частным геодезическим компаниям предъявляются особые требования, с учётом их квалификации и наличия лицензии на допуск, к проведению геодезических работ.

Правовые основы

1199

Цели ГКН

Регулирование системы ведения ГКН осуществляется на основании принятого 24.07.07 г. федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», за № 221-ФЗ. Закон прошёл регистрацию в Министерстве Юстиции РФ, ему присвоен регистрационный № 16771, 31.03.10 г. после чего он приобрёл правовую и юридическую силу.

Он был вменён в действие в качестве руководящего принципа деятельности по организации учётных работ, и вышел в свет за подписью Министра экономики Э. Набиуллиной и Президента РФ.

Этот документ полностью определяет порядок обозначенной деятельности с учётом малейших её нюансов. Он является способом нормирования всех аспектов учётной деятельности и состоит из положений, которые включают в себя:

  1. Структуру и состав ведения ГКН;
  2. Общие правила и основания для вносимых сведений;
  3. Технологии внесения сведений о земельных участках, объектах капитального строительства и прочих сооружений;
  4. Структуру ведения делопроизводства;
  5. Передачу дел в архивы.

До вступления этого документа в силу, он прошёл несколько этапов рассмотрения с принятием поправок. Они указаны по каждому пункту положений статей, с подробным изложением.

С полным текстом закона Приказа Министерства экономического развития РФ от 4 февраля 2010 г. № 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» вы можете ознакомиться здесь.

Одним из таких регуляторов является система учета собственности: объектов жилого комплекса, зданий и других форм недвижимости.

Эта система подразделяется на ряд специализированных государственных институтов, каждый из которых работает исключительно в своей сфере.

Первоначальный учет недвижимости производится федеральным кадастром, куда заносятся данные о любом типе жилой или коммерческой недвижимости, участков и владений.

Столь подробная реализация и методология внесения данных в ГКН делают его наиболее важной частью системы учета объектов.

Информация, что в нем содержится, требуется практически во всех гражданских сделках и отношениях, начиная от оформления объекта в собственность и заканчивая сделками купли-продажи.

Этим обуславливается необходимость строгой регуляции формирования кадастра.

Его правовой основой служит Федеральный Закон №122 (далее по тексту — «Закон», «ФЗ»), а также некоторые подзаконные акты, которые применяются в спорных ситуациях. Кроме этого применяются федеральные кодексы (гражданский, лесной, земельный) в зависимости от типовой принадлежности учетного объекта.

Задачи ГКН

Первоочередная задача, поставленная перед ГКН — соблюдение общегражданских прав и обязанностей. В этом смысле реестр предназначается для подтверждения фактического владения конкретным имуществом. На этой основе формулируются цели и принципы гос.

Цели ГКН

Для выполнения поставленных задач законом предусматриваются более конкретизированные цели, которые систематизируют функционирование реестра.

Можно сказать, что цели напрямую проистекают из основных функций и задач ГКН.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридические советы
Adblock detector