Право пользования земельным участком, его виды и особенности

Условия прекращения прав пользования

Право пользования земельным участком (без подразделения на какие-либо виды) закрепляется в статье 271 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Согласно норме этой статьи под правом пользования следует понимать право использовать тот или иной земельный участок в необходимых целях, но без нарушения действующего законодательства.

Право пользования землей подробно извещается в Земельном Кодексе Российской Федерации. Несмотря на то что расшифровки этого понятия там не содержится, основные виды такого права перечислены в Главе 4 этого нормативного акта.

К таким видам будут относиться:

  • Аренда земельного участка. Это один из наиболее распространённых прав пользования, когда за эксплуатацию участка арендатор вносит регулярно определённую плату владельцу земли (независимо от того, государство выступает в качестве арендодателя или частное лицо, физическое или юридическое).
  • Постоянное бессрочное пользование по распространенности занимает второе место среди прав пользования земельными участками в современной России. Это право характеризуется предоставлением земель для использования в своих интересах исключительно государством из своих фондов. Предоставляться участок может абсолютно для любых целей, которые не противоречат закону. Максимальный срок использования составляет сорок девять лет, однако уже через год с момента заключения договора использования можно оформить участок в собственность при соблюдении условий использования его по назначению.
  • Безвозмездное срочное пользование. Этот вид права пользования землей распространён не так сильно, однако число тех лиц, которые заключают такие договоры использования, все равно достаточно велико. Срок, на который заключается договор, может составлять от одного года, а предоставить участок может как государство, так и физическое или юридическое лицо.
  • Право пожизненного наследуемого пользования. В настоящее время такое право пользования уже не предоставляется (оно было распространено в советские годы и выступало как единственно возможное право пользования), однако при переходе земельных участков на таком праве ещё возникает, но требует обязательного переоформления в собственность.
  • Право ограниченного пользования земельным участком или сервитут — право пользования чужим земельным участком. Это право устанавливается в том случае, если по каким-то причинам полноценное использование соседнего участка невозможно без наложения соответствующего обременения на тот участок, который находится в более привилегированном положении. Сервитут может быть установлен по договорённости между владельцами участков, а также при вмешательстве государства. Время его установления также рассчитывается исходя из условий необходимости эксплуатации, и может быть ограниченным (такой сервитут называется срочным) или неограниченным (постоянный или бессрочный сервитут).
Право пользования земельным участком, его виды и особенности

Перечисленные виды права на пользование землей являются основными, которые применяются в настоящее время в соответствии с действующим законодательством. Однако закон не исключает возможности возникновения иных форм права пользования, учитывая, при этом, что такое возможно только в случае внесения изменений в действующие нормативные акты.

Как и в любом другом праве, в праве пользования землей существуют объекты пользования и субъекты. Объектами считаются те земельные участки, в отношении которых осуществляется такое пользование. В качестве субъектов следует рассматривать физических и юридических лиц, а также государство, так как именно они осуществляют определённые действия по использованию существующих земель.

У субъектов права пользования существуют свои права и обязанности по отношению друг к другу и к тому объекту, относительно которого такое пользование осуществляется.

Право пользования земельным участком состоит в возможности (права субъектов):

  • Возникновения права собственности на все культурные растения и их семена, произрастающие на конкретном участке, независимо от того, были они посажены данным пользователем или иным человеком;
  • Самостоятельного осуществления всех хозяйственных мероприятий на предоставленном в пользование участке;
  • Использовании в режиме, не противоречащем действующему законодательству, обнаруженные на участке полезные ископаемые, а также находящиеся на его территории водные и лесные массивы;
  • Строительстве различных построек бытового, хозяйственного, социально-культурного или производственного назначения, если такое использование не противоречит целевому назначению конкретного участка;
  • Создании новых водных объектов, осуществлении комплекса мелиоративных мероприятий, направленных на улучшение состояния земель, находящихся на территории конкретного участка;
  • Получении компенсации затрат, вложенных в приведение в надлежащее сельскохозяйственное состояние, в том числе для повышения плодородия земель на данном участке.

Перечисленный список прав не является исчерпывающим и может быть изменён или дополнен условиями договора о праве пользования конкретным участком.

Что касается обязанностей субъектов земельных правоотношений, то к таким обязанностям будут относиться:

  • Содержание земельного участка и почв на нем в должном состоянии, в том числе проведение всех необходимых мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия почвенного покрова на конкретном участке;
  • Осуществление использования данного участка только в соответствии с его целевым назначением, в том числе и осуществление только разрешённого строительства на данном участке;
  • Возведение зданий и различных сооружений исключительно с соблюдением необходимых санитарных и строительных норм, что позволит минимизировать тот ущерб, который может быть причинен участку подобной деятельностью;
  • Обеспечивать осуществление свободного прохода и проезда к соседним участкам, а также беспрепятственный доступ к находящимся в зоне расположения лесным и водным объектам, если такое обеспечение относится к ведению пользователя участка;
  • Своевременно вносить плату за использование участка, если наличие такой платы предусмотрено договором пользования;
  • Предоставлять все необходимые сведения об эксплуатации земельного участка в органы субъекта федерации или муниципальной власти, если такие действия утверждены положениями договора, а также сообщать информацию о любых нарушениях состояния участка, независимо от того, по чьей вине произошло такое нарушение.

Перечень данных обязанностей сформирован на основе правоприменительной практики, связанной с правом землепользования. Однако этот перечень не является исчерпывающим и в каждом конкретном случае составления договора пользования может быть расширен путём добавления ещё каких-либо обязательств со стороны пользователя участком.

Право пользования земельным участком, его виды и особенности

Наиболее распространёнными случаями признания права пользования землей по решению суда следует считать такие случаи как:

  • Отказ предоставить земельный участок в аренду на праве преимущественного заключения договора;
  • Отказ в предоставлении участка в срочное безвозмездное пользование несмотря на наличие утверждённых законом оснований;
  • Непредоставление возможности заключения договора сервитута на земельный участок с целью обеспечения нормального функционирования того надела, который находится в худшем территориальном расположении.

В том случае, если одно из перечисленных условий было зафиксировано, необходимо обратиться в суд для разрешения возникшего спора.

Оформление права пользования в случае вынесения положительного решения судом по возникшему спору будет осуществляться на основании вступившего в силу решения суда. Происходить эта процедура начнёт не ранее дня, следующего за днём вступления в законную силу вынесенного судебного акта (то есть на одиннадцатый день с момента вынесения такого решения, если оно не было обжаловано).

Что касается регистрации возникшего права, то при ее осуществлении копия решения суда, заверенная нотариусом, должна быть включена в перечень основных документов, которые предоставляются для получения свидетельства, подтверждающего законность возникшего права.

Кроме того, экземпляр судебного решения с отметкой о вступлении его в законную силу должен быть обязательно приложен к тексту договора о праве пользования на земельный участок, а в тексте самого договора должна содержаться ссылка на такое приложение.

Право пользования земельным участком, его виды и особенности

Все действия по получению права пользования землей могут быть осуществлены только после того, как решение суда вступило в законную силу. Это означает, что предъявление претензий о наделении землей истца ранее этого срока будет необоснованным.

Для каждого земельного участка, относимого к той или иной категории, есть свой правовой режим использования земель, который не должен противоречить действующему законодательству.

Право пользования земельным участком, его виды и особенности

Если говорить о землях, расположенных в городских населенных пунктах, то здесь следует указать такие нюансы:

  • Строгое соответствие всех осуществляемых на земельном участке мероприятий генеральному плану города (если речь идёт об осуществлении строительства);
  • Недопущение нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических норм при осуществлении эксплуатации земельного участка;
  • Согласование проводимых мероприятий экономической целесообразности развития бюджета города (если речь идёт, в том числе, и о коммерческой деятельности на территории участка);
  • Обязательное наличие документов, подтверждающих целевое фактическое пользование земельным участком (например, если он выделен под осуществление индивидуального жилищного строительства (ИЖС), то на нем должно осуществляться только такое строительство).

Кроме того, в каждом муниципальном образовании есть свои требования по использованию предоставленных в пользование земельных участков:

  • Если речь идёт о конкретных землях, которые выделены, например, для ведения личного подсобного хозяйства, то главным требованием к ним будет строгое соблюдение их целевого назначения.
  • При рассмотрении пользования землями, выделенными для создания крестьянского фермерского хозяйства необходимо обязательно соблюсти требование, связанное с использованием участка по прямому назначению. Это означает, что все действия, которые осуществляются на конкретном участке, должны быть направлены на создание такого хозяйства или организацию сельскохозяйственного производства.
  • При выделении в пользование земли, целью которой является осуществление индивидуального жилищного строительства, на таких землях запрещено целями их использования строительство домов этажностью более трёх, в которых может проживать более одной семьи.
  • Если речь идёт о земельном участке, выделенном для ведения личного подсобного хозяйства, то такой участок можно использовать только в своих личных целях. Передача его в аренду или субаренду запрещена условиями договора. Кроме того, организация иной формы ведения сельского хозяйства в данном случае будет считаться незаконной.

Виды прав на земельные участки. Субъекты, объекты и участники земельных отношений

Гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству (ст. 266 ГК РФ). То есть распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается (отсутствует правомочие распоряжения), за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.

Земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения, в отличие от права собственности, не могут переходить по наследству к юридическим лицам ни по закону, ни по завещанию. Субъектами наследования таких земель могут быть только граждане.

Право

Пожизненное наследуемое владение

 Постоянное (бессрочное) пользование
Собственник   государство, муниципальные образования (ст. 39.9 ЗК, ст. 265 ГК)
Субъекты права (лица, получающие права)

 гражданин (физическое лицо) (ст. 265 ГК РФ)

 

Ст. 39.9 ЗК РФ:

  1. орган государственной власти или орган местного самоуправления;

  2. государственные и муниципальные учреждения (бюджетные, казенные, автономные);

  3. казенные предприятия;

  4. центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Объекты права   земельные участки (ст. 6 ЗК РФ)
Основания возникновения (приобретения) права  

Предусмотрены земельным законодательством (ст. 265 ГК РФ):

  1. наследование (только права пользования и владения – ст. 266 ГК РФ);

  2. раздел исходного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, объединение или перераспределение вновь образованных из него участков (ст. 11.8 ЗК РФ)

 

Предусмотрены гражданским и земельным законодательством:

  1. решение уполномоченного органа (исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления) (ст. 39.9 ЗК РФ);

  2. реорганизация юридического лица (в порядке правопреемства) (ст. 268 ГК РФ);

  3. раздел исходного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования, объединение или перераспределение вновь образованных из него участков (ст. 11.8 ЗК РФ)

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления) в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Согласно ст. 23 ЗК РФ могут устанавливаться публичные сервитуты для:

    1. прохода или проезда через земельный участок;
    2. использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
    3. размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
    4. проведения дренажных работ на земельном участке;
    5. забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
    6. прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
    7. сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
    8. использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
    9. временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
    10. свободного доступа к прибрежной полосе.

Срочный сервитут устанавливается для проведения временных работ, например осуществления прокладки трубопровода на территории участка, находящегося в собственности.

Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

После установления сервитута он считается неотъемлемой принадлежностью земельного участка и не может быть отчужден отдельно от участка.

Следует также указать, что несмотря на имеющееся в Гражданском кодексе РФ указание на иные виды вещных прав на имущество — право хозяйственного ведения и право оперативного управления, данные виды виды прав на земельный участок не могут применяться в отношении площадей как не предусмотренные в земельном законодательстве.

Сюда относятся улицы, площади, набережные, скверы, бульвары, общественные пляжи, водные объекты и др.

Право пользования земельным участком, его виды и особенности

Граждане имеют возможность использовать данные территории, а также природные объекты, расположенные на них, в соответствии с допустимым правовым режимом, а также в соответствии с земельным законодательством.

Общественные территории могут быть огорожены специальными заборами и оградами, которые свидетельствуют о запрете гражданам для использования данных участков. Если же собственник, владелец, арендатор или пользователь специальными оповестительными и сигнальными знаками строго не обозначил наличие какого-либо запрета, то любая особа имеет право пройти через данный участок.

Правовой режим земельных участков общественного предназначения предусматривает возможность граждан полностью и бесплатно использовать все объекты инфраструктуры и удобства, расположенные в конкретных пределах. Таким образом, граждане могут использовать все дороги городов, улицы и тротуары, урны, скамейки, детские площадки и др.

  • территории, которые предназначены для выполнения сельскохозяйственных работ;
  • участки населенных пунктов;
  • земельные территории, которые используются для выполнения специальных задач государственной важности и применяются в транспортной, коммуникационной, промышленной, космической, оборонной, энергетической и других сферах;
  • территории, которые подлежат особой охране государственными и муниципальными ведомствами;
  • земельные участки лесного и водного фондов;
  • территории, которые находятся в государственном запасе.

Учитывая данные категории, специфика использования земель общего пользования предусматривает возможность граждан использовать земельные территории и дороги для прохода и проезда, береговые полосы и водные объекты для времяпровождения и купания, территории общественного использования в пределах городов, а также лесные насаждения для времяпровождения и сбора урожая в допустимой мере.

Собственниками являются лица, имеющие специальные, внесённые в кадастровые записи полномочия, в отношении конкретного земельного участка, располагающегося по конкретному адресу и обладающего соответствующими техническими характеристиками. Они приобретают юридические основания и получают обозначенное право в результате:

  1. Имущественной сделки, при приобретении ЗУ в результате покупки, мены, принятия в дар.
  2. Приватизации участка из иных форм права.
  3. Перерегистрации ЗУ в результате «дачной амнистии».
  4. Передачи по завещанию или в результате принятия ЗУ по наследству.
  5. Выдела участка из целостного земельного массива путём межевания, на землях сельскохозяйственного назначения.
  6. Выкупа у муниципалитета по кадастровой стоимости.
  7. Признания права собственности на ЗУ через суд.

Нормативы земельного и гражданского права регламентируют регистрацию полученного права собственности. В результате проведения регистрации в местном отделении кадастра и картографии, граждане получают свидетельства, удостоверяющие вид права. Для собственников земель – это свидетельство о собственности.

Кроме этого, право собственности может возникнуть при приобретении жилого дома, расположенного на земельном участке.

Если участок под домом не был приватизирован, а находился в аренде у муниципалитета – у нового собственника появляется возможность его приватизировать.

Более подробная информация о приватизации земельного участка.

Об основаниях прекращения прав на земельные участки – читайте в этой статье.

В том случае, если выявлено, что нарушение было осуществлено в небольшом размере (например, причинен незначительный ущерб почвенному покрову участка, что повлекло снижение плодородия почвы), наказание будет определяться в соответствии с административным законодательством. Это же касается и нарушений в отношении соблюдения экологических норм эксплуатации участка.

Если ущерб определяется как значительный или выявлен явный факт нарушения целевого использования участка (он выделен под ведение личного подсобного хозяйства, а на нем строится многоквартирный дом), в этом случае недобросовестного пользователя ждёт ответственность уголовная (наиболее часто дела возбуждаются в этом случае по мошенничеству, а также из-за выявления факта нецелевого использования земель или нарушения экологической безопасности, что влечёт более серьёзные нарушения состояния участка).

https://www.youtube.com/watch?v=OkINZBOIZWc

Право пользования земельным участком собственником недвижимости сейчас является одним из наиболее распространённых в сфере правоотношений, связанных с использованием чужого имущества. Это обусловлено тем, что приобретение земли в собственность может позволить себе не каждый желающий, так как стоимость этого ресурса велика, а заключение договора пользования несет меньшие финансовые затраты.

  • Земельные участки могут быть предоставлены в постоянное или временное пользование их собственниками в порядке, предусмотренном земельным законодательством для каждого отдельного варианта предоставления;
  • При использовании участка землевладелец должен соблюдать все правила, установленные законодательством. В противном случае его право на пользование чужой собственностью будет прекращено, а сам землевладелец столкнется с административной или уголовной ответственностью;
  • Владелец участка, который не является собственником данного объекта недвижимости, не имеет право им распоряжаться, если иное не предусмотрено договором или отдельными нормативно-правовыми актами федерального уровня.
  1. постоянное бессрочное пользование;
  2. аренда;
  3. безвозмездное срочное пользование;
  4. пожизненное наследуемое владение;
  5. сервитут.
СПРАВКА:Сервитут

— право, которое позволяет ограничить пользование земельного участка.

Объекты и субъекты

Статья 234. Приобретательная давность

  1. Лицо — гражданин или юридическое лицо, — не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

    Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

  2. До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.
  3. Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
  4. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
  1. нарушении правил использования земельного участка.
  2. При нужде государства.
  3. По собственному желанию:
    • гражданин отказывается от земли по различным причинам;
    • покупка земельного участка.

Существующие виды прав на участки лиц, которые не являются непосредственными собственниками данных земель

То можно предпринять попытку оформления права собственности на этот участок. Такое право за пользователем закрепляется в статье 234 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Право пользования земельным участком, его виды и особенности

Согласно положениям этой статьи, если физическое или юридическое лицо на протяжении длительного времени добросовестно исполняет свои обязанности по использованию недвижимого имущества (например, земельного участка), то в том случае, если у такого имущества нет владельцев среди частных лиц (участок принадлежит государству), он может подать

документы

на определение права собственности на этот участок за ним.

Однако в этой же статье содержится норма, в соответствии с которой оформить участок в собственность с использованием такого основания, как приобретательная давность, можно только на основании обращения в суд с исковым заявлением о признании права собственности.

Исковое заявление о признании права собственности на таком условии будет иметь ряд особенностей, которые заключаются в оформлении такого заявления и в определении сторон-участниц процесса:

  • Если говорить о сторонах-участницах процесса, то истцом будет выступать пользователь конкретного земельного участка, а ответчик может быть определён только в том случае, если рассматриваемый участок ранее находился в собственности. Если он принадлежал государству, то ответчика как такового не будет, так как предмета спора тоже не будет.
  • При оформлении иска по основанию признания права собственности отличие будет содержаться в возможном отсутствии ответчика (то есть указание на него может вообще отсутствовать в тексте заявления). Кроме того, в тексте документа при наличии спора должны содержаться требования о разрешении такого спора. В том случае, если предмета спора нет, истец выносит только одно требование — о признании за ним права собственности на рассматриваемый земельный участок.

Как показывает судебная практика, в большинстве случаев такие иски удовлетворяются ввиду отсутствия каких-либо споров по ним.

Утвердить прилагаемые Правила распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю. 2.

alt

– предоставления земельных участков органу государственной власти Российской Федерации (его территориальному органу), а также государственному учреждению, государственному унитарному предприятию, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти Российской Федерации; – предоставление органу государственной власти Российской Федерации (его территориальному органу), гражданину и юридическому лицу земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности либо находившиеся в федеральной собственности до отчуждения;

– прекращение прав указанных органов, граждан и юридических лиц на земельные участки; – предоставление в собственности или аренду земельных участков, средства от продажи или аренды которых поступают в федеральный бюджет; в) разработать и утвердить примерные формы: решений о предоставлении земельных участков в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование и аренду; договоров купли-продажи, безвозмездного срочного пользования и аренды земельных участков.

Председатель Правительства Российской Федерации М.Касьянов УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2002 г. N 576

ПРАВИЛА

распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю

1. Земельные участки, находящиеся в государственной собственности (далее именуются – земельные участки), до разграничения государственной собственности на землю предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 2.

Граждане и юридические лица при предоставлении им в соответствии с законодательством Российской Федерации земельных участков представляют (помимо документов, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации) документы, удостоверяющие личность гражданина или подтверждающие государственную регистрацию юридического лица.

Граждане и юридические лица при предоставлении им земельных участков, на которых расположены принадлежащие им здания, строения и сооружения представляют также документы, подтверждающие размер площади здания, строения и сооружения и государственную регистрацию прав на них (либо на помещения в них), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – иные документы, подтверждающие возникновение прав на эти объекты недвижимого имущества. 3.

Органы местного самоуправления или органы государственной власти, уполномоченные на распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю (далее именуются – уполномоченные на распоряжение земельными участками органы), при предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков не вправе требовать представления документов, не указанных в пункте 2 настоящих Правил, если иное не установлено федеральными законами. 4.

Орган государственной власти, государственное учреждение и государственное унитарное предприятие обращаются в орган местного самоуправления (в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – в орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Орган местного самоуправления (в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в течение 3 месяцев со дня поступления заявления обеспечивает выбор земельного участка и направляет заявителю, в Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) или в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации оформленный в установленном порядке перечень свободных от прав третьих лиц земельных участков, на которых возможно размещение объекта.

Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) или уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом мнения заявителя принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта при предоставлении земельного участка соответственно федеральному органу исполнительной власти, федеральному учреждению и федеральному унитарному предприятию или органу государственной власти субъекта Российской Федерации, государственному учреждению и государственному унитарному предприятию.

Указанное решение, направляемое в уполномоченные на распоряжение земельными участками органы, является основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка для размещения объекта. В случае отсутствия на территории муниципального образования свободных от прав третьих лиц земельных участков орган местного самоуправления (в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) представляет в Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) или в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации оформленный в установленном порядке перечень земельных участков, предлагаемых для изъятия в установленном порядке для государственных нужд. 5.

Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) – в отношении земельных участков, которые были предоставлены органу государственной власти Российской Федерации (территориальному органу федерального органа исполнительной власти), а также государственному учреждению, государственному унитарному предприятию, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти Российской Федерации;

уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации – в отношении земельных участков, которые были предоставлены органу государственной власти субъекта Российской Федерации, а также государственному учреждению, государственному унитарному предприятию, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) на основании представленных федеральными органами исполнительной власти вариантов использования таких земельных участков формирует предложение о предоставлении указанных в абзаце втором настоящего пункта земельных участков для федеральных нужд, а уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации – о предоставлении указанных в абзаце третьем настоящего пункта земельных участков для нужд субъекта Российской Федерации.

Уполномоченные на распоряжение земельными участками органы могут предоставлять незастроенные земельные участки исключительно в соответствии с решением Министерства имущественных отношений Российской Федерации (его территориальных органов) или уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Указанное решение направляется в уполномоченные на распоряжение земельными участками органы в 2-месячный срок со дня получения уведомления, указанного в абзаце первом настоящего пункта. 6. Уполномоченные на распоряжение земельными участками органы направляют соответственно в Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) или в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации копии принятых ими решений о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование органу государственной власти, государственному учреждению и федеральному казенному предприятию.

Проекты договоров аренды земельных участков, которые предоставляются государственному унитарному предприятию или на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной собственности или находившиеся в государственной собственности до приватизации, а также земельных участков, арендная плата за которые поступает в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации, подлежат обязательному согласованию уполномоченными на распоряжение земельными участками органами соответственно с Министерством имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами) или с уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Уполномоченные на распоряжение земельными участками органы в 3-дневный срок после государственной регистрации указанного договора аренды направляют в Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) или в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации копию договора аренды с отметкой о его государственной регистрации.

Министерством имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами) – в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности; уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации – в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также в случае, если земельные участки были предоставлены в соответствии с решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации; органом местного самоуправления – в иных случаях.

  • право на пожизненно наследуемое владение участком;
  • право на бессрочное пользование участком.

Причинение ущерба или нарушение спокойствия собственника при переходе через чужой земельный участок

Законный собственник территории, получая документальное подтверждение о праве собственности на земельные участки, приобретает и возможность использования земельных ресурсов, а также всех водных, растительных и почвенных объектов в полной мере, при условии что законодательством не предусмотрены определенные запреты.

Владелец земельных территорий имеет законное право установить ограждения на границах своей собственности с целью ограждения своих владений от общественного доступа и использования посторонними лицами. Если такие предупредительные знаки существуют, то посторонние лица не могут находиться и проходить через огражденные участки земли.

Если собственник по каким-либо причинам не пожелал или не имел возможности установить ограждения в пределах своей собственности(земли), то такие территории могут расцениваться гражданами в качестве общественных и использоваться для прохода и времяпровождения. Единственным условием нахождения на таких участках является соблюдение правового режима, который запрещает нанесение ущерба участку и всем объектам, а также причинение личного беспокойства собственнику.

Законные собственники любых земельных территорий, которые подпадают под категориальные признаки общественных участков в составе любых земель, могут по собственному желанию предоставлять в пользование свое имущество в виде участка земли для прохода граждан или же устанавливать запрет на такую эксплуатацию с помощью установки специальных ограждений.

В случае если при переходе участка был нанесен ущерб земельным территориями или объектам, которые расположены в конкретных пределах, или же собственнику было причинено неудобство и беспокойство, владелец имеет возможность потребовать в судебном порядке устранения всевозможных нарушений. Для этого собственнику стоит обратиться в суд с соответствующим судебным иском о факте нарушения прав при переходе через его участок земли.

Возникает право собственности с разрешения хозяйствующего субъекта, который утверждает предоставление такого права специальным актом. В других случаях это право констатируется договорами, определяющими наличие имущественной сделки:

  • купли продажи;
  • мены;
  • дарственной на ЗУ.

То есть, правоустанавливающий прецедент опирается на ситуацию, в которой возникло право собственности на землю. Эти документы нельзя путать со свидетельством о собственности, удостоверяющим вид права. Итак, какой документ подтверждает право собственности на земельный участок?

Правоустанавливающий документ может иметь вид акта исполкома, которым земля нарезалась владельцу участка в далёком советском прошлом.

Дополнением к нему будет прилагаться акт решения административной комиссии, которая выдала разрешение на приватизацию и оформление в собственность ЗУ владельца.

Если получение земли основано на выкупе, то к административному акту прилагаются квитанции о выплатах установленных сумм. Для полученных по наследству земель потребуется свидетельство о вступлении в наследство.

А для приватизации ЗУ в случае имущественной сделки с домом без оформленной в собственность земли, либо при вступлении в наследство в аналогичных обстоятельствах – документы на приобретение дома должны прилагаться в качестве первичных правоустанавливающих документов на участок.

Правоустанавливающие документы на ЗУ имеют важнейшее значение и играют основную роль в отчуждении и присвоении прав на землю. В случае их утраты или обнаружения отсутствия – гражданам стоит срочно восстановить их в местной администрации или в иных уполномоченных структурах.

При невозможности восстановления документов – право собственности утверждается на основании судебного постановления. В этих ситуациях выписка из решения суда, в случае признания права собственности судом, становится правоустанавливающим документом, подлежащим регистрации в Росреестре.

На участке, расположенном в собственности могут находиться:

  • капитальные строения;
  • хозяйственные постройки;
  • гаражи;
  • предметы ландшафтного дизайна;
  • зелёные насаждения.

Эти предметы, возведённые, установленные или выращенные собственником, являются законно принадлежащими ему. Однако их необходимо также оформлять в собственность, регистрировать в Росреестре, внося в учётные записи и ставить на инвентаризационный учёт в БТИ.

Находящиеся на территории владельца ЗУ линии электропередач, бойлеры, трансформаторы и аналогичные объекты, служащие нуждам населённого пункта, в объекты собственности не входят.

Во многих случаях, для законного нахождения таких объектов, администрация населённого пункта налагает публичный сервитут, ограничивая собственника в пользовательских возможностях.

Впоследствии, после принятия нового земельного законодательства, существующий порядок остался в силе, реквизиции приватизированные земли не подлежали, но был установлен порядок приватизации. В соответствии с ним на одно лицо может быть оформлен в результате приватизации один участок.

Что касается участков в СНТ (как оформить) и ДНТ, то простое оформление участков может оказаться ничтожным правовым актом, так как здесь действуют особые правила оформления. То есть, правила приватизации предусматривают один земельный участок, но выкупать участки в большем количестве, чем один, не воспрещено.

Самое главное в этом вопросе – надлежащее оформление документов, в том числе протоколов общего собрания и соответствия действий, принятому уставу. Если участки находятся в непосредственной близости и имеют общую границу – их целесообразно объединить в один.

Если лицу, имеющему ЗУ, будет передан по наследству или в дар ещё один участок – никто не сможет нарушить его конституционные права и запретить получение второго (и более) участка, при условии, что он не нарушает имущественных прав других лиц.

  1. Переоформлять имеющиеся на данном основании земли в собственность путём выкупа у администрации.
  2. Переводить их на условия аренды у местной администрации.

В настоящее время выкуп и аренда земель для юридических лиц осуществляется при их участии в торгах, с аукциона.

При оформлении земель в собственность, организации и предприятия также следуют установленному алгоритму. Земли, находящиеся в аренде, имеют приоритет при выкупе и оформлении в собственность.

Для промышленных предприятий установлены соответствующие зоны, где они могут располагать производственные помещения – промышленные зоны. Они должны соответствовать особым требованиям, предъявляемым к этому типу земель, и находиться за пределами населённых пунктов.

Собственники этого типа земель должны нести ответственность за окружающие земельные массивы, за чистоту окружающей среды.

Некоторые территории находятся в общем владении, с выделенными долями в праве, например, дачные участки. При этом в дачном массиве существуют земли общего пользования, без которых товарищество не может обойтись. На них расположены дороги, площадки для остановок, элементы инфраструктуры.

Правила пользования этими землями должны определяться уставом дачников СНТ или ДНТ. Как правило, ответственность за эти земли дачники несут сообща, налоги также выплачивают совместно.

Приблизительно в таком же положении оказываются собственники квартир в многоэтажках или жильцы многоквартирных домов. Им предоставляются общие территории дворов под домом, которым все пользуются в организованном режиме. Удобно оформить участок земли в собственность без выделения долей и пользоваться территорией в полной мере.

Правила пользования можно установить на общем собрании, утвердить протоколом и передать в управляющую компанию для реализации утверждённого проекта оформления участка.

На основании конституционных прав, граждане РФ имеют право на защиту своей собственности. Преимущество права собственности отличается от других видов права тем, что земли этих граждан гарантированно защищены как от вмешательства третьих лиц, так и от претензий муниципалитета.

Нередки проблемы, возникающие между владельцами смежных участков. Они решаются по справедливости и по закону, предписывающему соответствующие нормативы использования участков, ведения застроек и норм отступа от межи.

В случае возникновения вопросов, собственники могут обратиться к кадастровому инженеру. А если он не решит вопрос – в местную администрацию или в суд.

В то же время, если собственник нарушает регламент пользования ЗУ:

  • используя его не по целевому назначению;
  • не используя его;
  • нанося вред плодородному слою почв;
  • нанося вред окружающему ландшафту.

В перечисленных случаях администрация населённого пункта имеет право изъять земли собственника. При этом потребуется обращение в суд и положительное решение суда, допускающее изъятие.

Аналогичные условия могут возникать у жителей малоэтажного многоквартирного дома, где, в отличие от многоэтажки, граждане имеют теоретическую и практическую возможность установления порядка пользования:

  • по договорённости;
  • в административном порядке;
  • через суд.

К нестандартным ситуациям относится завладение незаконно захваченным участком, который владелец пытается приватизировать. У него существует подобная возможность при условии, что польза от завладения ЗУ значительно превышает возможный риск или наносимый хозяйствующему субъекту, вред.

Дачные участки и земли могут оформляться на несовершеннолетних, которые станут полноправными собственниками при наступлении совершеннолетия.

До этого момента их дела помогут им осуществлять опекуны, доверенные лица или родители.

Все особенности владения участками имеют правовую основу. А если эта основа отсутствует, правообладатели имеют право обратиться в местную администрацию или в суд.

ПРАВИЛА

Распоряжение земельными участками в городе Москве: аренда или собственность

В.В. Солдатенков

профессор кафедры Земельного права Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК), кандидат юридических наук

В настоящее время в Российской Федерации согласно земельному законодательству основными видами землепользования являются право собственности и аренда. Применительно к городу Москве аренда продолжает оставаться основным видом землепользования. Получить земельные участки в частную собственность до сих пор проблематично.

  • землепользователи. Лица, которые владеют и пользуются участками земли на основании права на бессрочное пользование, а также на праве безвозмездного срочного пользования;
  • землевладельцы. Понятие данной категории – субъекты земельных отношений, пользующиеся участком земли на праве пожизненно наследуемого владения;
  • арендаторы. К арендаторам относятся участники отношений, которые пользуются участком земли на основании заключенного с арендодателем договора аренды или субаренды;
  • обладатели сервитута. К данной категории относятся лица, имеющие право на пользование участком, не принадлежащим им, в связи с заключением сервитута;
  • заключения договора аренды;
  • заключения договора ренты;
  • заключения договора на пожизненное содержание с иждивением;
  • заключения договора на безвозмездное срочное пользование участком;
  • заключения договора на доверительное управление;
  • заключения договора залога.

Условия, на которых возможно владение и пользование участком лицом, не являющимся собственником участка

Иногда выражение «право пожизненного наследуемого владения земельным участком» видоизменяют, немного сокращают и говорят ─ право пожизненного пользования земельным участком. Действующим Земельным кодексом установлено сохранение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до вступления Кодекса в силу.

После введения ЗК РФ в действие, предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения не допускается. Владелец земельного участка, обладающий правом пожизненного наследуемого владения, имеет права владения и пользования земельным участком. Так, например, если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, он вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности.

Основания возникновения прав на земельные участки

Права на пользование наделами возникают по основаниям, которые установлены ФЗ, законодательством и подлежат госрегистрации.

Важнейшие основания — сделки, т.е административный правовой акт, который составляется при предоставлении участка срочное и бессрочное пользование. О том, в каких случаях следует оформлять акт на право пользования землей и как это сделать, читайте в нашем материале.

Арендаторы земельных участков

К числу способов пользования землей, приобретающим в последнее время все большую актуальность и играющим заметную роль в экономике, с полным основанием относится аренда земельных участков. Земельное право не могло обойти ее вниманием. Права арендатора земельного участка рассмотрены в статье 41 (справедливости ради, достаточно краткой) ЗК РФ.

Более подробно об аренде имущества (и недвижимого в т.ч.) говорится в главе 34 «Аренда» Гражданского кодекса (ГК РФ).Земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом.

Арендаторы ─ это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или договору субаренды.Право аренды земельного участка может быть продано. Продажа права аренды земельного участка имеет место при сдаче в аренду свободных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Залог права аренды земельного участка истолковывается в законодательстве не совсем однозначно. Если согласно статье 62 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» арендатор земельного участка вправе отдать арендные права земельного участка в залог в пределах срока договора аренды земельного участка с согласия его собственника, то в соответствии со статьей 22 ЗК РФ согласия собственника земельного участка не требуется.

Достаточно его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное.Арендатор земельного участка (исключение ─ арендаторы земельных участков, резиденты особых экономических зон) вправе в пределах срока аренды передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу.

Переуступка права аренды земельного участка (еще говорят: передача права аренды земельного участка или право переуступки земельного участка) ─ не просто сдача арендованного имущества в субаренду, а уступка всех прав аренды. Тот, кому права аренды переуступлены, становится стороной договора вместо прежнего арендатора и в полном объеме и без ограничений несет вместо него обязанности перед арендодателем. В случае субаренды в дополнение к основному договору заключается второй договор субаренды.

Как зарегистрировать?

  1. Нужно обратиться в Росреестр для составления договора. Договор — важный атрибут, если земля предоставляется бесплатно.
  2. Составляем договор. В документе должны быть сведения о сроке, на который предоставляется участок (если предполагается срочное использование), обязательства землепользователя, т.е:
    • Право пользования земельным участком, его виды и особенностииспользования земли исключительно по ее целевому назначению, не нанося ущерб участку;
    • не трогать знаки межевания, геодезии, иные спецзнаки;
    • соблюдать нормы принятые государством, например экологические, пожарные;
    • использовать надел в указанный отрезок времени, если подписывается договор, имеющий такое условие;
    • сохранять первоначальный вид земли: не портить, не уничтожать и пр.;
    • платить за надел (если это предусмотрено) четко в срок;
    • не нарушать нормы экологии, противопожарных, экологических и пр.

    Кроме вышеперечисленного также должно быть указано:

    • координаты надела (при этом наличие выписки из ЕГРН (кадастрового плана);
    • категория земель, к которой принадлежит участок;
    • кадастровый номер;
    • целевое назначение;
    • местонахождение;
    • размер.

    Наличие всей этой информации в договоре обязательно. В случае, если она отсутствует, договор не имеет никакой юридической силы.

  3. Предоставляем нужный пакет документов:
    • паспорт;
    • выписка из ЕГРН (кадастровый паспорт) и кадастровый план;
    • чек об оплате государственной пошлины;
    • учредительные бумаги юрлица.

    Важно! Предоставление земли меньше чем на год нельзя официально задокументировать.

Обладатели сервитута

Обладатели сервитута имеют право ограниченного пользования земельным участком (разумеется, чужим). Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».Законодательство различает частный и публичный сервитуты. Примерами публичного сервитута являются:

  • проход (проезд) через земельный участок в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования;
  • использование земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и иных коммуникаций, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещение на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним и другие.

Сервитут может быть срочным или постоянным. Его осуществление должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. Если иное не предусмотрено федеральными законами, собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут.Лица, чьи права и законные интересы затрагиваются установлением публичного сервитута, вправе осуществлять защиту своих интересов в судебном порядке.

Земельный участок ─ право получить и право предоставить

Право на получение земельного участка реализуется через возможность приобретения прав на землю, находящуюся в государственной и муниципальной собственности. Земельные участки из состава таких земель предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.Право предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, ─ за деньги или бесплатно ─ принадлежит исполнительным органам государственной власти или органам местного самоуправления.

В случаях и в порядке, установленных законами субъектов Российской Федерации, граждане, имеющие трех и более детей, имеют право на бесплатный земельный участок, в т. ч. для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов.Ограничение прав на земельные участки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничение оборотоспособности земельных участков относятся к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений.

Нужно ли платить налоги и сколько?

Под платой за право пользования подразумевается земельный налог:

  • если вы пользуетесь землей на основе безвозмездного срочного пользования, то уплачивать его вам не нужно.
  • Если на основе безвозмездного бессрочного пользования — платить придется.

Размер налога рассчитывается по кадастровой стоимости надела и к ней добавляется налоговая ставка земельного налога. Максимальная ставка — полтора процента для всех земель кроме тех, которые предназначены для сельского хозяйства, где ставка 0,3%.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридические советы