Использование земель не по целевому назначению из категории сельскохозяйственной и других территорий

Проверка целевого использования, составление акта и протокола

Земельным и гражданским законодательством в земельных отношениях в качестве объектов определяются отдельные ЗУ и виды права на них. Земля может выступать и в качестве объекта правонарушений. Зачастую ЗУ бывают засеяны какими-либо культурами со стороны третьих лиц. Поэтому каждый собственник, арендатор или пользователь ЗУ в процессе с/х деятельности должны контролировать ее использование и защищать от незаконного использования.

Чтобы у титульных владельцев и собственников не возникало неприятностей, связанных с землей, они должны регулярно проводить осмотр ЗУ, даже если они не обрабатываются. Если будет обнаружен факт незаконного использования земли третьими лицами необходимо:

  1. Поставить в известность местный кадастровый орган о том, что земля была незаконно занята и использована третьим лицом. Так же ходатайствовать о привлечении его к ответственности.
  2. Составить акт обследования ЗУ или протокол о правонарушении.
  3. Направить требование о прекращении использования земли и выплаты всей суммы полученных доходов от ее использования в адрес лица, незаконно использующего землю. При этом установить конкретный и адекватный требованиям срок выполнения.
  4. При невыполнении требований до конца установленного срока со стороны виновного лица, потерпевшая сторона подает заявление в суд.

Составление акта

Для его составления нужно собрать комиссию, в состав которой должны входить кадастровый инженер и представитель муниципалитета, землям которого принадлежит данный участок. В Акте должна содержаться информация о:

  • местоположение земельного участка (ориентиры, план границ, кадастровый номер);
  • категория земель;
  • размер земельного участка (площадь, занятая с/х культурами);
  • на каком основании земельный участок используется третьими лицами, какими культурами засеян и какие работы проводились;
  • кем осуществлялись с/х работы на дату составления Акта.

Протокол

Этот документ, так же как и Акт может служить подтверждением незаконного использования земли. Протокол составляется представителем федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии, который ведет контроль за правильным использованием земель.

В протоколе должно быть указано в качестве виновника конкретное лицо, совершившее данное правонарушение. Виновник привлекается к админ. ответственности по ст. 7.1 главы 7 КоАП РФ за незаконное занятие участка земли.

Со своей стороны собственник участка может подать на него иск о взыскании убытков и при этом доказать наличие обстоятельств, которые являются упущенной для него выгодой.

На основании нормативных и законодательных актов, в частности статьи 7 Земельного кодекса РФ на территории нашей страны существуют отдельные категории земель, которые определяют возможные воздействия при их эксплуатации:

  • территории, являющиеся резервным фондом;
  • участки водной и лесной категории;
  • промышленной категории;
  • относящиеся к охраняемым территориям;
  • космического фонда;
  • участки оборонного назначения;
  • предназначенные для с/х работ;
  • отведенные под населенные пункты;
  • предназначенные для жилого строительства.
Структура земельного фонда РФ

Наряду с этим виды разрешенного использования земель базируются и на принципах регионального зонирования участков, к разновидностям которых относят:

  • ИЖС (для возведения на них зданий или сооружений);
  • ЛПХ – личные подсобные хозяйства – выращивание культур не для коммерческого назначения;
  • огородничество и садоводство, сюда могут относиться СНТ, ДНТ и ДНП.

О категории земли и ее целевом назначении собственник или пользователь участка будет знать еще на этапе оформления необходимой документации, позволяющей эксплуатировать землю или осуществлять с ней какие-либо действия. Основными документами, в которых будет содержаться такая информация, будут являться кадастровый паспорт и свидетельство государственного образца о праве собственности.

Характеристика сельскохозяйственных земель

Согласно требованиям Земельного кодекса использование земель разрешается исключительно в порядке их непосредственного назначения. При необходимости изменения назначения или применения с какой-либо другой целью предварительно необходимо обратиться с заявлением, в котором будет указана причина и основания.

Каждый конкретный участок имеет определенный перечень действий, который его собственник, пользователь или арендатор имеет право осуществлять с ним.

Несмотря на то, что иногда фиксируют случаи незаконного пользования земли, которые выражаются в действиях третьих лиц – арендаторов, самозахватчиков, в задачи собственников участков также входит необходимость осуществления контроля за действиями других лиц и по возможности пресечения попыток незаконного использования.

Разумеется, не у каждого собственника или владельца участка может иметься такая возможность, но определенную долю ответственности в случае нецелевого пользования они все же будут иметь.

Правомочия собственника земли

В том случае, если собственником участка или другим лицом был замечен факт, свидетельствующий о нецелевом пользовании участка, тем более, путем его предварительного захвата (когда земельный ресурс занимается без ведома его владельца, при этом совершенно не зависит, какая форма собственности на землю присутствует в этом случае – частная, муниципальная или государственная), то действия такого лица и контролирующих органов должны быть следующими:

  • уведомление кадастрового органа, под ведомством которого находится данная территория, о факте нецелевого пользования наделом и ее незаконном занятии, если обнаруживается еще и такое обстоятельство;
  • направление ходатайства о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих незаконные действия;
  • составление акта обследования участка или протокола, который включает в себя данные совершенного правонарушения (такие действия, разумеется, выполняются только сотрудниками компетентных органов);

    Пример акта обследования

  • составление требования о том, чтобы пользование участком было прекращено и все суммы дохода, полученные в результате ее незаконного применения, были выплачены;
  • установление срока, в который все требования по данному участку должны быть выполнены;
  • в случае отсутствия действий, которые требуются от виновного лица направление заявления в суд.

В процессе выполнения таких действий особое внимание уделяется составлению акта, свидетельствующего о незаконном использовании надела, а также протокола, фиксирующего нарушение.

При составлении акта предварительно собирается комиссия, которая в обязательном порядке должна будет включать в себя кадастрового инженера, уполномоченного фиксировать факты незаконного применения наделов, а также представитель органа местного муниципалитета, под ведением которого находится конкретная земля.

Образец акта проверки

Акт должен содержать в себе такую информацию:

  • сведения, по которым можно точно определить расположение и идентифицировать участок – конкретные ориентиры, план границ надела, присвоенный ему кадастровый номер;
  • то, к какой категории земель принадлежит надел;
  • величина участка (отдельно могут отображаться данные о том, какая конкретно площадь земли используется не в соответствии с требованиями законодательства);
  • на каком основании используется надел лицами, которые эксплуатируют его не по назначению.

При составлении протокола необходимо учитывать, что он является своего рода продолжением акта и приложением к нему.

Документ содержит в себе данные по конкретному правонарушению, а также то, кто является виновным в таком действии, с указанием ФИО лица или наименования ИП или юридического лица, которое фактически виновно в совершении таких действий. Виновное лицо привлекается к ответственности в соответствии со статьей 7.1 КоАП.

Кроме таких действий со стороны государственных органов собственник участка может параллельно подать иск на виновное лицо о необходимости взыскания убытков, причиненных ему действиями третьего лица, в том числе и повлекшими за собой ухудшение состояния почвы.

Основной надзорной инстанцией за использованием земельных участков является Россельхознадзор. Этот орган назначен ПП РФ № 1 от 02.01.15 г. для проведения регулярных проверок по соблюдению ветеринарных и фитосанитарных норм, установленных законодательством. В сферу внимания Россельхознадзора входят только земли, участвующие в обороте согласно нормам ФЗ № 101-ФЗ, они не курируют деятельность садовых товариществ и кооперативов. Проверки нацелены на выявление нарушений:

  1. В соответствии с требованиями, запрещающими самовольное снятие, перемещение и уничтожение верхнего плодородного слоя почв, в том числе – в результате порчи из-за применения пестицидов, гербицидов и агрохимикатов.
  2. По нарушению экологии и окружающей среды несанкционированной деятельностью на участке.
  3. По проведению необходимых мероприятий, связанных с рекультивацией, гидромелиорацией и защитой земель от эрозии и иных вредных воздействий.
  4. Надзор за соблюдением обязательного использования земельного массива.

Использование земель не по целевому назначению из категории сельскохозяйственной и других территорий

Проверки бывают следующие:

  • Использование земель не по целевому назначению из категории сельскохозяйственной и других территорийплановые – в соответствии с установленным и утверждённым графиком;
  • внеплановые – на основании жалоб и иных сигналов;
  • по предписаниям, выданным на основании выявленных нарушений;
  • совместные с административной комиссией рейды.

Плановые проверки назначаются один раз в 3-5 лет для одного земельного объекта. После выявления нарушений, в зависимости от их объёма, устанавливается срок для исправления. Срок и нарушения указываются в предписании. На основании предписаний проводятся повторные проверки.

Внеплановые мероприятия могут регулироваться лишь приблизительно, так как они проводятся по факту реагирования органа на жалобы, связанные с нарушением землепользования. При выявлении нарушений, здесь так же виновному лицу выдаётся предписание с указанием сроков исправления, в связи с чем, назначается повторная проверка.

Важно: При назначении штрафных санкций Россельхознадзор ориентируется на соответствующие статьи Кодекса об административных правонарушениях.

Обязанность собственника по целевому использованию земельного участка: предпосылки установления

Земельное законодательство подразделяет все участки, находящиеся на территории нашей страны, на 7 отдельных категорий. Различие между ними состоит в том, что для каждой из них установлено самостоятельное назначение. Как следствие, различаются и действия, допускаемые владельцами, арендаторами, либо иными землепользователями в отношении земельных участков.

Все указанные категории земель должны использоваться по целевому назначению. Использование земельного участка по целевому назначению означает то, что участок должен использоваться в соответствии с установленным видом разрешенного использования- для сельскохозяйственного производства, жилищного строительства, ведения садоводства и огородничества и т.д.

Одной из важнейших категорий являются земли сельскохозяйственного назначения, которые в свою очередь являются особо ценными естественными ресурсами государства. В настоящее время особую актуальность приобрел вопрос о рациональной эксплуатации территорий, отведенных для осуществления сельскохозяйственного производства и иной, связанной с ней деятельностью.

участки, предназначенные для сельскохозяйственных целей (пашни, сенокосы, пастбища, сады и виноградники); территории, предназначение которых связано с обслуживанием сельского хозяйства (участки занятые коммуникациями и предприятиями, деятельность которых связана с переработкой продуктов сельскохозяйственной деятельностью).

Эти земли предназначены для занятия растениеводством и скотоводством. Отличительными особенностями земель сельскохозяйственного назначения являются высокое плодородие и удаленность от крупных городов. В целях эффективного возделывания угодий, предназначенных для выращивания сельскохозяйственных культур и ведения животноводства, законодательством предусмотрен ограниченный спектр использования.

Статья 42 Земельного Кодекса Российской Федерации устанавливает, что и собственники земельных участков, и лица, не обладающие правом собственности на земельные участки, обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешённым видом использования, причём способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

на граждан — от 10000 руб.;на должностных лиц — от 20000 руб.;на юридических лиц — от 100000 руб.В случае, если после наложения административного наказания, ненадлежащее использование земельного участка продолжилось, то это существенное основание для принудительного прекращения права собственности (статья 284 Гражданского Кодекса Российской Федерации), права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком (ч. 2 ст. 54 Земельного Кодекса Российской Федерации).

Использование земель не по целевому назначению из категории сельскохозяйственной и других территорий

Многие собственники ошибочно полагают, что имея на руках свидетельство о праве собственности на земельный участок, они могут распоряжаться им по своему усмотрению.

На самом деле это не так и за нецелевое использование участка владельца или арендатора могут привлечь к ответственности и наложить штраф.

В качестве субъектов правонарушений в данном случае могут выступать как физические, так и юридические лица.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: 7(499)350-6630.
  • Санкт-Петербург: 7(812)309-3667.

Понятие права собственности раскрыто в ст. 209 Гражданского кодекса РФ. Номинально собственник свободен в своих действиях. Он вправе владеть и пользоваться имуществом, обременять его, отчуждать безвозмездно или за плату, распоряжаться другими способами по своему усмотрению.

Вместе с тем, реализация названных правомочностей не должна противоречить закону, нарушать интересы третьих лиц или наносить ущерб окружающей среде.

В отечественной правовой системе полная свобода действий возможна только в отношении движимого имущества, не отнесенного к источникам повышенной опасности. Такими вещами можно пользоваться или на время отложить, переделать, сломать, выбросить. В отношении объектов недвижимости действуют более строгие правила.

  • Они имеют обязательное к соблюдению целевое назначение, зафиксированное в ЕГРП, ГКН, правоустанавливающих документах. Так, земли разделены согласно категориальной принадлежности.
  • Общая процедура отказа от права собственности на имущество (ст. 236 ГК РФ) применяется к недвижимости с оговорками. Правомочности и обязательства отказника в отношении объектов недвижимости прекращаются после внесения соответствующих сведений в ЕГРП.
  • Оставленная без присмотра недвижимость может быть поставлена на учет в ЕГРП в качестве бесхозяйной. Если по прошествии года собственник не объявится, она переходит в собственность территориальной общины по решению суда (ст. 225 ГК РФ).

Правовое положение земельных участков обусловлено принадлежностью к объектам недвижимости. Кроме того, им присущи особые характеристики:

  • неразрывная связь с природой, экологическая значимость;
  • неуничтожаемость (речь может идти об ухудшении качества почв, засорении, эрозии грунтов, затоплении и подобном, но не о прекращении существования участка);
  • незаменимость в качестве территориальной базы и средства производства сельскохозяйственной продукции.

Специфика земельных участков как объектов гражданских прав привела к закреплению особенностей реализации прав и обязанностей землепользователей в пределах главы VI Земельного кодекса РФ.

Согласно ст. 40 Земельного кодекса РФ собственники участков вправе:

  • пользоваться находящимися в пределах его владений полезными ископаемыми и водами для собственных нужд;
  • возводить здания в соответствии с целевым назначением участка, градостроительными, сантехническими нормами и специальными разрешениями;
  • проводить надлежащие мелиоративные работы.

Аналогичный объем правомочностей установлен в отношении землепользователей. Однако они не располагают возможностью строительства объектов недвижимости. Что до сервитутодержателей, то объем их правочностей ограничен условиями сервитута.

Обязательства собственник земли, землепользователей и арендаторов сводятся к следующему:

  • использовать участки согласно назначению;
  • не причинять вреда природе;
  • сохранять межевые, геодезические знаки;
  • осуществлять природоохранные и противопожарные мероприятия;
  • если сроки использования участков оговорены договорами (например, о комплексном освоении территории), вовремя производить предписанные действия;
  • уплачивать земельный налог или арендную плату;
  • соблюдать требования экологических, градостроительных норм;
  • предотвращать деградацию, истощение, загрязнение земель и уничтожение почв.

Земли, кому бы они не принадлежали, подлежат использованию согласно целевому назначению. Нарушение этого предписания может послужить основанием для:

  • привлечения собственника к административной ответственности;
  • подтверждения обязательства компенсировать вред;
  • принудительного изъятия участка.

Целевое назначение и разрешенные способы использования участка могут быть изменены. Обращение заинтересованного лица с приложением надлежащих документов к органу управления земельными ресурсами не гарантирует положительного решения.

Нахождение участка в охранной зоне, распространение на него градостроительного регламента и другие подобные обстоятельства препятствуют установлению целевого назначения, отличающегося от назначения соседних и близлежащих участков.

Указанные особенности регламентированы преимущественно ст. 6 Закона РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Земли рассматриваемой категории находятся в постоянном поле зрения контролирующих структур.

Земли сельскохозяйственного назначения могут быть изъяты как в связи с нецелевым использованием, так и в связи с нерациональным целевым использованием (п. 2 ст. 6 вышеназванного Закона). Изъятие по первому признаку проводится по общим правилам Гражданского и Земельного кодексов. Для изъятия участков, которые используются по целевому назначению, контролирующему органу необходимо доказать суду:

  • факт нарушения санитарно-гигиенических, природоохранных или иных норм землепользования;
  • с использованием методик, разработанных согласно Федеральному закону РФ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», подтвердить значимое снижение плодородия почв;
  • доказать наличие причинной связи между действиями/бездеятельностью землепользователя и ухудшением качества почв.

Изъятие земельного участка за неиспользование

Как и земли под строительство, сельскохозяйственные земли могут быть изъяты за неиспользование. Причина кроется не только в заинтересованности государства в развитии агропромышленного комплекса, но и в том, что неиспользование, равно как и неправильное использование земель, может нанести непоправимый вред почвам.

Ввиду наличия существенной разницы в климатических условиях и традиционных способах обработки сельскохозяйственных угодий перечень признаков неиспользования сельскохозяйственных земель по целевому назначению устанавливаются на уровне регионального законодательства.

Законодательство: несение ответственности

На законодательном уровне за каждым конкретным участком закрепляется одна из существующих категорий – именно она определяет то, какие действия возможны к осуществлению при эксплуатации конкретного надела.

К примеру, если юридическая фирма арендовала земельный участок для использования его в качестве базы для занятия сельским хозяйством (при соответствующем назначении надела), а фактически организовывает на нем строительство каких-либо сооружений, такое действие является грубым нарушением как прав собственника надела, так и законодательных актов РФ.

Права собственников на использование ЗУ

Особенно это может наблюдаться в тех регионах, где стоимость участков для возможности возведения на них жилых построек очень отличается по своей цене от с/х земель – подобные факты в большей мере наблюдаются вблизи с крупными городами, областными центрами, в частности в Московской области.

Таким образом, используя землю не по назначению, третье лицо фактически нарушает требования таких нормативные акты и пункты документов:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • положения договора аренды, в том случае, если пользование землей осуществляется на основании него.

Нарушение порядка пользования землей относится к административному виду ответственности и согласно статье 8.8 КоАП лица, признанные виновными в таких действиях и не имеющие оснований для оспаривания решения, обязаны будут выплатить определенную сумму штрафа, величина которого будет напрямую зависеть от сопутствующих правонарушению факторов.

Изъятие земли может осуществляться по следующим причинам и действиям, осуществляемых их пользователями:

  • в случае применения участка не в соответствии с целевым назначением;
  • при снижении уровня плодородия надела;
  • при осуществлении умышленной порчи верхнего плодородного слоя земли в случае того, что она не подлежит восстановлению или пользователь отказывается осуществлять работы за свой счет;
  • при регулярном отсутствии своевременной оплаты налоговых взносов.
Содержание решения об изъятии

Отдельно устанавливаются причины, по которым могут изъять земли, принадлежащие к категории сельскохозяйственного назначения, к каким могут относиться:

  • снижение плодородия участков;
  • вредное воздействие на окружающую вреду;
  • отсутствие действий, для которых земля собственно и была выделена ее пользователю (в том случае, если подобный факт установлен через 3 года после ее выделения.)

Исключениями, при которых земли не могут изымать, а лишь наложат определенную сумму штрафа, являются некоторые категории земель, к каким относятся участки под огородничество, гаражное и дачное строительство, личные подсобные хозяйства, индивидуальное жилое строительство.

С другой стороны в том случае, если с лица, виновного в нецелевом пользовании земли и ухудшении ее состояния требуют, чтобы он за свой счет произвел определенные работы по устранению причиненного ущерба, а он отказывает в таком действии, участок все же могут изымать.

Зачастую граждане или организации, которые обладают информацией о том, что их земля используется не по назначению (или участки третьих лиц), не всегда знают, куда необходимо обращаться и каким образом предоставлять данные.

При обращении факт незаконного использования потребуется отразить в форме специального заявления, которое должно содержать такие данные:

  • данные заявителя;
  • суть требования;
  • приложенные доказательства (документальные факты). В случае отсутствия доказательств компетентные органы даже не примут заявление.

Некоторые категории земель могут использоваться с целями, которые являются несколько размытыми по своей терминологии. В связи с этим необходимо прилагать к заявлению как можно больше доказательств и фактов того, что имеет место незаконного использования участка.

Вопросы относительного целевого использования земель рассматриваются в 7 статье Земельного кодекса.

Здесь различают следующие категории участков:

  • земли резервного, водного, лесного фонда;
  • охраняемые объекты и территории;
  • участки промышленного фонда (территории, находящие свое применение в энергетике и телевидении;
  • земли оборонного и космического комплекса;
  • сельхозземли;
  • земли, принадлежащие населенным пунктам (в том числе, под ИЖС).

Помимо категорий, различают виды земель, определенные с учетом регионального зонирования.

Основные разновидности земель, которыми владеют россияне, следующие: ИЖС, ЛПХ, садоводство и огородничество.

Использование земель не по целевому назначению из категории сельскохозяйственной и других территорий

Целевое предназначение земель обязательно прописывается в важнейших документах: кадастровом паспорте и свидетельствах о праве собственности (выданных до 2016 года).

Уточнить разрешенное использование своей земли можно на публичной кадастровой карте.

Отдельная статья Земельного кодекса обязует всех собственников пользоваться землями только с учетом их предназначения. Самовольное изменение назначения не допускается, только по согласованию с уполномоченными инстанциями.

Приказ Минэконоразвития №540 от 2014 года содержит детальный перечень объектов, которые могут располагаться на участке в зависимости от его целевого предназначения. Так, например, на участке под ИЖС допускается построить дом не выше 3 этажей. При этом он должен быть предназначен для проживания, а не ведения предпринимательской деятельности (например, организации гостиницы).

Почему граждане нередко идут на нарушения целевого использования? Обычно это связано с желанием сэкономить на покупке участка и налогообложении. Так, участок под ИЖС будет дешевле аналогичного, выделенного под бизнес-цели. Нередко на таких землях организуют магазины или шиномонтажные мастерские, что позволяет собственникам снизить налогооблагаемую базу.

Между тем, это наказуемое деяние.

Другое распространенное нарушение: собственнику выделили землю под сельское хозяйство, а он построил там жилой дом. При этом он может приложить определенные усилия и перевести категорию земель из с/х в ИЖС. Тогда собственник сможет узаконить строения.

Нарушение законодательства карается административным штрафом. Важно отметить, что это касается не только нецелевого использования, но и неиспользования земельных наделов.

Мера наказания и размер штрафов

Административная ответственность – предупреждение за нарушение, которое допускает землепользователь. Рассматривается административной комиссией или специализированной уполномоченной инспекцией по охране земель и природопользованию.

Кодекс об Административных правонарушениях определяет следующие размеры штрафов:

  • физическим лицам 10-20 т. р.;
  • должностным лицам 20-50 т. р.;
  • предприятиям (организациям) 100-200 т. р.

Такой расчёт устанавливают, если точная кадастровая оценка не доступна.

В иных случаях штраф начисляется исходя из кадастровой стоимости ЗУ (см Оспаривание кадастровой стоимости). В этом случае расчёт производят следующим образом:

  • Физическим лицам – 0,5-1% общей кадастровой стоимости (см. Справка о кадастровой стоимости объекта), но не меньше чем 10 т.р.
  • Должностным лицам – 1-1,5% общей КС, но не меньше чем 20 т.р.
  • Предприятиям (организациям) -1,5-2% общей КС, но не меньше чем 100 т. р.

При неиспользовании участков из земель сельскохозяйственного назначения, процентная ставка меняется следующим образом:

  • физическим лицам – 0,3-0,5%, но не менее 3 т. р.;
  • должностным – 0,5-1,5%, но не менее 50 т. р.;
  • юридическим – 2-10%, но не менее 200 т. р.

Когда не используют земли населённых пунктов, предназначенные для капитальных строений под жильё, промышленные здания и иное, санкции следующие:

  • физическим лицам – 1-1,5%, но не менее 20 т. р.;
  • должностным – 1,5-2%, но не менее 50 т. р.;
  • юридическим – 3-5%, но не менее 400 т. р.

Когда КС не определена, административные штрафы составляют:

  • физическим лицам 20-50 т. р.;
  • должностным лицам 50-100 т. р.;
  • предприятиям (организациям) 400-700 т. р.

При несвоевременной уплате штрафа взимаются дополнительные средства, которые поступают в местный бюджет.

Президентом России были подписаны поправки в КоАП, касающиеся увеличения сумм штрафов в земельных отношениях. По новым правилам административные штрафы должны начисляться исходя из кадастровой стоимости земли.

Использование ЗУ не по назначению при определенной кад. стоимости сумма штрафа составляет:

  • гражданам – 0,5–1% от кадастровой стоимости, но минимум 10 тыс. руб.;
  • должностным представителям – 1-1,5%, но мин. — 20 тыс. руб.;
  • организациям – 1,5-2%, но мин. — 100 тыс. р.

Если кад. стоимости нет:

  • гражданам – 10-20 тыс. руб.;
  • должностным представителям – 20-50 тыс. руб.;
  • организациям – 100-200 тыс. руб.

Неиспользование ЗУ с/х назначения сумма штрафа будет составлять:

  • Гражданам – 0,3-0,5% от кадастровой стоимости, но мин. 3 тыс. руб.;
  • Должностным представителям – 0,5-1,5%, но мин. — 50 тыс. руб.;
  • Организациям – 2-10%, но мин. — 200 тыс. руб.

Неиспользование ЗУ под строительство и огородничество при определенной кад. стоимости:

  • Гражданам – 1-1,5% от кадастровой стоимости, но мин. 20 тыс. руб.;
  • Должностным представителям – 1,5-2%, но мин. – 50 тыс. руб.;
  • Организациям – 3-5%, но мин. – 400 тыс. руб.
  • Гражданам – 20-50 тыс. руб.;
  • Должностным представителям – 100-200 тыс. руб.;
  • Организациям – 400-700 тыс. руб.

Несвоевременно выполненные или вовсе невыполненные действия по работе с землей, повлекшие ее непригодность для использования:

  • Гражданам – 20-50 тыс. руб.;
  • Должностным представителям – 100-200 тыс. руб.;
  • Организациям – 200-400 тыс. руб.

Использование земель не по целевому назначению из категории сельскохозяйственной и других территорий

Одним из распространенных в земельных отношениях правонарушений, является самозахват земель. За него предусматривается ответственность, согласно ст. 7.1 Кодекса РФ, регулирующего административные правонарушения. Текст данной статьи кроме самовольного захвата предусматривает ответственность и за пользование землей без соответствующих документов, подтверждающих права владения, и за использование земли без документов, которые бы подтверждали разрешение на осуществление какой-либо хоз. деятельности.

Каждый земельный участок имеет своего владельца. Им может быть:

  • физическое лицо;
  • юридическое лицо;
  • муниципальное образование;
  • субъект РФ;
  • Российская Федерация.

Само понятие самовольного захвата предусматривает использование земель без правовых оснований. Не будет являться правонарушением если законодательно гражданин не имеет обязанности оформлять правоустанавливающие документы.

Самовольным занятием земли может считаться противоправная застройка или использование земли в качестве места под склад.

Действия арендатора или собственника земли могут расцениваться как самовольный захват, если они самовольно переносят границы своего участка, выносят за него какие-либо постройки или осуществляют складирование своего имущества.

Если гражданин построил какое-либо сооружение на самовольно захваченной земле, он не имеет права им распоряжаться, поскольку оно не является законным.

Использование земель не по целевому назначению из категории сельскохозяйственной и других территорий

Лицам, самовольно захватившим земли, не возмещается материальный ущерб при возвращении этих участков в собственность владельцев.

Согласно поправкам к статье 7.1 Кодекса РФ, регулирующего административные правонарушения от 08.03.2015 года, предусмотрены штрафы за несанкционированный захват земель, использование земель без правоустанавливающих документов и без документов, разрешающих ведение какой-либо хозяйственной деятельности при определенной кадастровой стоимости в размере:

  • Гражданам – 1-1,5% от кадастровой стоимости, но мин. 5 тыс. руб.;
  • Должностным представителям – 1-1,5%, но мин. 20 тыс. руб.;
  • Организациям – 2-3%, но мин. 100 тыс. руб.
  • Гражданам – 5-10 тыс. руб.;
  • Должностным представителям – 20-50 тыс. руб.;
  • Организациям – 100-200 тыс. руб.

Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, — влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Примечания:

    1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
    2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется

пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

При целевом использовании земли ее владельцу не грозит потенциальный штраф, в противном случае ему придется нести ответственность за совершенное нарушение. Размеры штрафов остаются неизменными с весны 2015 года.

В то время санкции были заметно увеличены, при этом их часть напрямую зависела от кадастровой стоимости земли. В административном кодексе указано, что земля сельскохозяйственного назначения подлежит уходу, улучшению ее свойств и своевременной рекультивации.

Перечень видов административных нарушений в земельной судебной практике достаточно обширен.

Штрафные санкции

В этот список входит:

  • нецелевое использование;
  • факт полного отсутствия эксплуатации земли;
  • неправильная эксплуатация;
  • отсутствие стоимости участка по кадастру;
  • невыполненные или не вовремя выполненные действия, которые привели землю в негодность.

Земельный участок без правоустанавливающих документов также подлежит проверке на предмет правонарушений.

Суммы штрафов указаны в ст. 8.8 КоАП РФ:

  • для физических лиц — 1000-1500 руб.;
  • для юридических лиц — 40000-50000 руб.;
  • для лиц, занимающих определенные должности — 2000-3000 руб.

Если после того как штраф был уже наложен, выяснится, что участок продолжает эксплуатироваться не по целевому назначению, это дает основание его изъять. В этой ситуации право на пожизненное владение имуществом, а также право постоянного и срочного пользования им могут быть закончены.

Данная законодательная норма не имеет отношения к собственникам, которые, тем не менее, существенно ограничиваются в правах на свою землю. Имущество изымается согласно порядку, указанному в ст. 286 ГК РФ.

Санкции за неиспользование земельного участка и использование его не по целевому назначению оговорены ст. 8.8 КоАП РФ. Так, использование участка не по назначению в течение трех лет может повлечь наложение штрафа в размере:

  • для физлиц: 0,5 — 1% кадастровой стоимости участка, но не меньше 10 тыс. руб.;
  • для чиновников: 1 — 1,5% стоимости, минимум 20 тыс. руб.;
  • на организации: 1,5 — 2% стоимости, минимум 100 тыс. руб.

За неиспользование участка устанавливаются такие штрафы:

  • для физлиц: 0,3 — 0,5% кадастровой стоимости, но не меньше 3 тыс. руб.;
  • для чиновников: 0,5 — 1,5% стоимости, минимум 50 тыс. руб.;
  • на организации: 2 — 10% стоимости, минимум 200 тыс. руб.

Основания изъятия

В ряде случаев размер санкций за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения может быть иным. На случай, если кадастровая стоимость участка в ГКН не оговорена, штрафы взыскиваются в стандартном, специально установленном размере.

Факт взыскания штрафа не препятствует уполномоченному орган взыскивать с правонарушителя причиненные убытки в размере, рассчитанном согласно природоохранных такс, а если такие для конкретного случая не установлены, то в размере стоимости восстановительных работ.

Размер штрафных санкций за нецелевое использование земельных участков не менялся с весны 2015 года. Именно тогда были существенно увеличены штрафы за эти правонарушения, а ряд санкций был привязан к кадастровой стоимости земель ( речь идет об отсутствии сельскохозяйственных работ на участках соответствующего назначения, строительных работ для земель под ИЖС).

  • для физических лиц — 1000-1500 руб.;
  • для юридических лиц — 40000-50000 руб.;
  • для лиц, занимающих определенные должности — 2000-3000 руб.

Основания изъятия при нецелевом использовании участка

В таких случаях, администрация старается сделать акцент на самовольном несанкционированном распоряжении земельным фондом.

Если на землях сельскохозяйственного назначения, предназначенных для ЛПХ, начато возведение капитального строения, оно рискует попасть в категорию «самострой» с вытекающими юридическими последствиями, в числе которых кроме штрафов – приведение в первоначальный вид участка, за счёт средств владельца.

Это предусматривает уничтожение на участке объектов, не подлежащих возведению.

Если выданные под ИЖС земли не застраиваются, а используются иначе, государство рассматривает данный прецедент не только как нарушение регламента землепользования, но и нарушение жилищной политики, предусматривающей выдел ЗУ для повышения благополучия жизнеобеспечения граждан, предоставляя им шанс обрести полноценное жильё.

Обнаружение факта нецелевого использования требует применения таких действий, которые предписаны для того или иного вида имущественного права на землю.

Для арендаторов прекращение использования ЗУ опирается на расторжение договора аренды, а для собственников – на получение судебного распоряжения, допускающего изъятие в фонд местного органа власти.

Отдельно выделяется несение ответственности за получение земель сельскохозяйственного назначения и дальнейшее отсутствие действий по их непосредственному использованию (выращивание культур). Кроме такого нарушения могут также привлекаться к административной ответственности лица, которые не выполняют следующие взятые на себя обязательства при получении земельных участков:

  • проведение действий по рекультивации земли;
  • улучшение свойств участка (ее грунта);
  • защита от вредных насекомых и уничтожение сорняков;
  • скос сена.
Виды и этапы рекультивации

При отсутствии действий по обработке величина штрафа может составлять:

  • для физлиц – от 0,3 до 0,5% от стоимости участка, но не менее 3 000 рублей;
  • для должностных представителей величина штрафа будет колебаться в диапазоне от 0,5 до 1,5%, но не менее, чем 50 000 рублей;
  • для юрлиц предусматривается штраф в размере от 2 до 10%, минимум 200 000 рублей.

При нарушениях, которые относятся к действию лиц или бездействию, повлекшему за собой ухудшение ее качества и плодородия, суммы штрафов выражаются в таких размерах:

  • для физлиц – от 20 до 50 000 рублей;
  • представители – 100-200 000 рублей;
  • юрлица – от 200 до 400 000 рублей.

Итак, при действиях, которые подпадают под формулировку нецелевого использования, лица, виновные в подобном могут привлекаться к ответственности с последующим наложением штрафов. В случае значительных ухудшений свойств земли и отказе ее восстановления может применяться мера изъятия участков в пользу государства.

Земля находится под особым государственным контролем. За соблюдением законных условий использования участка следит специальный комитет земельного надзора Росреестра и местная администрация.

Установление факта нецелевого использования участка может осуществляться:

  • по поступившему заявлению от соседей или председателя СНТ (собственники соседних земель обычно заинтересованы в надлежащем использовании земель и недопущении длительного не возделывания участков);
  • по информации, поступившей от ФНС (обычно служба занимается выявлением факта незаконной предпринимательской деятельности) или органов прокуратуры;
  • в ходе внеплановой проверки уполномоченных структур пр.

Законодательные положения

Алгоритм наложения ответственности за нецелевое использование земель состоит из таких этапов:

  • При обнаружении факта нецелевого использования (неиспользования земель) собственники или уполномоченные структуры ставят в известность местное отделение Росреестра. Предварительно они обычно пытаются решить проблему мирным путем через переговоры с собственникам.
  • В ходе проверки специалисты Росреестра составляют акт обследования земельного участка и направляют собственнику требование с предусмотренным разумным сроком для устранения нарушений и выплаты компенсации (при наличии обстоятельств, указывающих на упущенную выгоду истца).
  • Если нарушение так и не было устранено, то иск о привлечении землевладельца к административной ответственности передается в суд (ст. 7.1. гл.7 КоАП). В составленном протоколе указывается на основания использование земель, местоположение участка, его категория и размер; какие нормы закона были нарушены собственником.
  • Суд принимает решение с учетом того, действительно ли было нарушено административное законодательство. По результатам рассмотрения дела суд открывает исполнительное производство для взыскание штрафных санкций/упущенной выгоды или же вовсе может изъять участок у землепользователя. При этом нельзя изъять земли, на которых пользователь начал возводить дом, посадил сад или огород.

У землевладельца будет три дня на обжалование судебного решения.

Любой объект земельной собственности контролируется органами государственной власти, что подразумевает отслеживание условий эксплуатации земли членами специального комитета.

Использование ЗУ без документов, а также нецелевое использование участков должно быть подтверждено и доказано. В большинстве ситуаций это мероприятие проходит в судебном порядке, поскольку ответчики редко признаются в противозаконном действии.

Факт нарушения устанавливается несколькими способами:

  1. На основании заявления от соседей или главы СНТ ().
  2. После поступления информации от ФНС или сотрудников прокуратуры.
  3. В процессе внеплановой проверки на нарушение вида разрешенного использования надела от уполномоченных органов.

Ответственность на нарушителя накладывается согласно установленному законом алгоритму. Нецелевое использование земли в судебной практике часто влечет за собой наложение штрафов и другие виды административной ответственности.

Если факт нарушения или неиспользования участка будет обнаружен, об этом сообщают в отделение Росреестра. Вопросом занимаются сотрудники уполномоченных органов, в задачу которых входит предварительное мирное урегулирование проблемы.

Важно! На основании Земельного кодекса участок, на котором уже возведен дом, разбит сад или огород, не подлежит изъятию. В любом случае собственник получает ровно три дня на обжалование судебного решения.

Разделение земельных территорий на категории является главным и основным критерием их целевого предназначения.

Виды земель определяют целевое назначение каждой отдельной категории, которая предполагает использовать принадлежащую к ней территорию, согласно установленному режиму использования земли и утвержденного землеустроительного проекта.

Внимание! Нецелевое использование территорий – это разрушение государственного землеустройства, самостоятельный перевод земли в другую категорию использования и нарушение установленного законом порядка выделения земельных участков.

Согласно установленным нормам земельные территории разделены на несколько видов, имеющих свое целевое предназначение и запрещающих производить деятельность на этих землях не соответствующую указанным в законах требованиям, например:

  1. Земли, принадлежащие к категории сельскохозяйственных, не предусматривают строительство на своих территориях жилых зданий или организацию дачных хозяйств. На них нельзя строить предприятия или объекты инфраструктуры.
  2. Земли, относящиеся к населенным пунктам, не предоставляют право распахивать выделенные в пользование территории и заниматься на них организацией фермерских хозяйств.

    На этих территориях присутствуют приусадебные участки собственников и другие виды деятельности на выделенных в населенном пункте землях, кроме ИЖС и организации ЛПХ, недопустимы.

  3. Территории специального предназначения не могут использоваться для жилищного строительства, размещения парковых зон, санаториев, баз отдыха, а также использоваться для выращивания сельскохозяйственной продукции.
  4. Особо охраняемые территории не место для строительства жилых и промышленных объектов, объектов инфраструктуры, а также размещения сельскохозяйственных угодий.
  5. Земли, принадлежащие к водному фонду, также не могут быть использованы для строительства, кроме сооружения гидротехнических объектов.
  6. Лесной фонд является природоохранной территорией, аренда земель строго контролируется законами, которые определяют условия, особенности и основания для выделения таких земель.

    На территориях лесного фонда запрещено промышленное и жилое строительство.

  7. Земли запаса – это нетронутая собственность государственных органов власти и в пользование они не выделяются.

Согласно законодательным актам, использование земель существующих категорий по другому целевому предназначению не допускается. Такая деятельность становится возможной только после процедуры переведения земли в другую категорию.

Примеры из юридической практики

Для уточнения статуса сложившейся ситуации следует разобрать одно из судебных дел, в котором уполномоченное лицо приравнивает зарастание участка сорной травой к невыполнению условий по виду разрешенного использования земли.

Общество подало исковое заявление в суд для того, чтобы оспорить решение администрации о наложении на него штрафа в размере 40 тысяч рублей. Привлечение к ответственности было произведено по причине наличия на участке, предназначенном под сельскохозяйственные нужды, сорной травы.

В ходе анализа предоставленных обществом материалов сотрудники судебных органов отказали истцу в возбуждение дела. Такое решение основывается на том, что безынициативность общества отразилась в игнорировании правил по улучшению почв и обеспечению выполнения мероприятий по поддержанию качественного статуса площади.

При этом при оформлении участка под сельскохозяйственные нужды заявитель был осведомлен о необходимости поддерживать землю в соответствующем состоянии. Что касается времени для выполнения такой деятельности, то его было достаточно – в распоряжении общества был период с октября по май.

При рассмотрении дел, касающихся непосредственно понятия «нецелевое использования», можно сказать, что в данной сфере также нет общепринятых норм.

так выглядит заявление о правонарушении

Так, фирма смогла опровергнуть административное решение о привлечении к ответственности. Такая возможность стала доступной по причине того, что компания приобрела участок под строительство мотеля, но в итоге было возведено офисное здание с вышкой. Судебные органы вывели, что это является несущественным изменением, поэтому не считается противоречащим общему направлению использования земель поселения.

В случае явного нарушения установленных целей по реализации ресурсов участка суд принимает сторону Росреестра.

Так, предприниматель получил землю под осуществление застройки многоэтажными зданиями с соответствующим градостроительным планом. Но вместо них были возведены объекты недвижимости коммерческой направленности. Незамедлительно последовало наложение административной ответственности и штрафа.

Итак, использование земельных участков в России не по назначению является противоправным действием, поэтому ответственное лицо будет привлечено к штрафным санкциям. Также стоит понимать, что является недопустимым и неиспользование полученной площади по установленным направлениям (будь то сельскохозяйственное предназначение или требования по улучшению состояния земель).

В случае полного игнорирования законодательства страны владелец земельного участка может вовсе потерять свою недвижимость – имущество будет направлено в пользование государство, которое по своему разумению распорядится им после приобретения. Подобный исход возможен только в единичных ситуациях, когда собственник раз за разом нарушает нормы, несмотря на предписания суда.

Судебная практика в делах о нецелевом использовании участков весьма противоречивая.

Дело в том, что истцам обычно очень сложно доказать факт допущенных нарушений: например, то что участок под ИЖС используется в предпринимательских целях.

Одно из судебных решений приравнивает зарастание сорной травой участка к невыполнению требований по целевому использованию участка. Так, общество обратилось в суд с целью оспорить решение администрации о привлечении его к административной ответственности в виде штрафа 40 тыс.р. Штраф был выписан из-за произрастания на участке под с/х сорной растительности.

Проанализировав материалы дела суд отказал обществу в удовлетворении искового заявления. Он посчитал, что бездействие заявителя выразилось в неисполнении требований по улучшению и охране почв и обязательных мероприятий по сохранению качественного состояния земель. При этом, приобретая участок под сельхозцели обществу было известно о необходимости несения бремени по его должному содержанию. А времени для проведения полевых работ было достаточно (с октября по май).

По поводу понятия «нецелевого использования» также не сложилось общей практики. Так, одни суды исходят из понимания целевого использования как соответствующего целям его предоставления.

Другие же суды указывают на то, что если изменения направления деятельности не выходят за рамки целевого использования, то основания для привлечения к административной ответственности отсутствуют.

Так, компании удалось оспорить привлечение к ответственности за то, что участок ей был выделен под строительство мотеля, но вместо этого там располагалась вышка связи с офисным зданием. Суд посчитал, что такое незначительное изменение не противоречит целям использования земель поселений (более широкой категории).

Но когда речь идет о явных изменениях целей использования, суд становится на сторону Росреестра. Так, предпринимателю были выделены участки под многоэтажную застройку, вместо этого там появился объект коммерческой недвижимости. Предприниматель хотел обжаловать штрафные санкции, ссылаясь на то, что магазины являлись вспомогательными строениями для комплексной жилой застройки. Суд не счел эти доводы убедительными и оставил административные меры без изменения.

Таким образом, нецелевое использование земель в России карается штрафными санкциями, как и неиспользование сельхозземель, непринятие мер по улучшению свойств почвы.

Максимальное наказание, которое грозит нерадивому владельцу земли, это ее изъятие в пользу государства. Надзором за использованием земель собственниками занимается региональное отделение Рореестра.

Ведомство может проводить внеплановые проверки по своей инициативе или по жалобам, поступившим от других собственников или уполномоченных органов.

Размер штрафа за нецелевое использование земель или неиспользование участков привязан к кадастровой стоимости и зависит от категории участка и владельца (является ли он физическим или юридическим лицом). При отсутствии кадастровой оценки штрафы устанавливаются в фиксированном размере. После существенного роста штрафов в 2015 году их размер не претерпевал изменений.

Судебная практика по вопросам нецелевого использования земель достаточно противоречивая, судьи принимают диаметрально противоположные решения по идентичным вопросам. Своевременное изменение категории участка позволяет избежать административной ответственности.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Часто истцам сложно доказать тот факт, что нарушения были, к примеру, если территория, предназначенная для индивидуального строительства, выкуплена для коммерческих целей.

То же самое происходит, когда дело касается загрязнения окружающей среды в определенном населенном пункте.

Пример 1

Пример акта обследования участка

Зарастание участка сорняками согласно закону приравнивается к нарушению целевого использования земли. Представители общества, против которого было выдвинуто это заявление, обратились в суд с целью оспорить судебное решение по поводу наложения штрафа в размере 40000 руб. Ответчики утверждали, что покупка участка состоялась в октябре, и за это время проведение сельскохозяйственных работ было невозможно. После изучения материалов в оспаривании решения было отказано. Данная категория земель подлежала обработке в период с мая по октябрь.

Пример 2

Виды разрешенного использования земель представляют собой один из самых спорных аспектов в земельной судебной практике. Компания смогла оспорить решение суда о привлечении к ответственности за нецелевое использование земли. Изначально участок был выделен для постройки мотеля, но на нем была установлена вышка для связи со зданием, предназначенным под офис.

Пример 3

В процессе предпринимательской деятельности часто возникают спорные ситуации, касающиеся нецелевого использования. Когда одному предпринимателю был выделен участок для постройки многоэтажного здания, он возвел на нем строение коммерческого типа. За это ему пришлось заплатить штраф, несмотря на обжалование принятого решения.

Неправомерность использования участка должна быть доказана, поэтому в спорных ситуациях всегда следует обращаться к юристу. Специалист сможет досконально разобраться в вопросе и сделает все, чтобы отстоять ваши права. Ниже приложен перечень образцов документов, необходимых для предоставления должностному лицу.

Ответственность за нарушения

Статья 8.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ определяет основные моменты, касающиеся нарушения вида разрешенного использования земельного участка.

В соответствии с аспектами данного закона виновные лица несут административную ответственность. В частности, они привлекаются к уплате административного штрафа. При этом суммы зависят от статуса лица, а также от кадастровой

стоимости участка

.

Для рассмотрения общих положений о недвижимости и возможных нюансах стоит обратиться к актуальным положениям Земельного кодекса РФ.

ЗУ предназначенные для сельхоз работ отличаются от прочих массивов специфическими характеристиками:

  • Использование земель не по целевому назначению из категории сельскохозяйственной и других территорийповышенным плодородием;
  • подходящим ландшафтом;
  • обилием заливных лугов;
  • прочими свойствами, допускающими развитие сельского хозяйства.

Бесплатное предоставление земельного участка в собственность

Поэтому земельное и административное законодательство, а также ряд соответствующих законодательных актов стоят на их охране, надзирая за сохранностью земельного богатства страны и выделяя разновидности нарушений землепользования.

Целевое использование регулируется положениями ч. 2 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.02 г. и статьями 8.8, 23.21 КоАП РФ. Оно выявляется на основании действий правообладателя, которые не связаны с сельскохозяйственной деятельностью, но проводятся на установленной категории земель, в нарушение регламента. За допущенное правонарушение предусматривается взимание штрафа в следующих объёмах:

  • для граждан и ИП – 0,3-0,5% кадастровой стоимости, но не менее 3 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – 0,5-1,5%, но не менее — 50 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – 2-10%, но не менее — 200 тыс. руб.

О видах разрешенного использования сельхоз земель мы писали в этой статье.

Нарушение признаётся, если ЗУ приобретён в результате публичных торгов, но в течение последующего после приобретения календарного года никак не используется. Или его использование прекратилось, о чём в администрации населённого пункта имеются неоспоримые сведения.

Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв регулирует статья 8.7 КоАП РФ.

Условно разрешенный вид использования земельного участка

В этом случае наступает ответственность:

  1. для граждан и ИП – 0,1-0,3% кадастровой стоимости, но не менее 2 тыс. руб.;
  2. для юридических лиц – 1-6%, но не менее — 100 тыс. руб.
Внимание:

Неиспользуемый участок может изыматься по решению суда в принудительном порядке на основании

статьи 6 ФЗ № 101-ФЗ

.

Если не проводятся мероприятия по рекультивации ЗУ предусмотрено взыскание штрафов:

  • Использование земель не по целевому назначению из категории сельскохозяйственной и других территорийфизическим лицам – 20-50 тыс. руб.;
  • должностным лицам – 50-100 тыс. руб.;
  • компаниям – 400-700 тыс. руб.

Если не проводятся обязательные мероприятия по защите плодородного слоя почвы от эрозийных и иных повреждений, влияющих на качество земель, вменяются штрафы в тех же размерах.

Другие

Земли сельскохозяйственного назначения– динамичная структура, с взаимосвязанным и взаимозависимым функционированием, которая может быть нарушена в результате различных безграмотных действий владельцев ЗУ. Поэтому любое нарушение регламента использования влечёт ответственность, что регулируется дополнениями к законодательству, внесёнными Федеральным законом № 354-ФЗ от 03.07.16 г.

Нарушения при проведении мелиоративных работ предусматривают штрафы:

  1. физ.лицам – 1 500 руб.-2 тыс. руб.;
  2. должностным лицам – 2-4 тыс. руб.;
  3. компаниям – 30-40 тыс. руб.

При нарушениях в эксплуатации гидротехнического сооружения, объёмы взысканий следующие:

  • физ.лицам – 500 руб.-1 тыс. руб.;
  • должностным – 1-2 тыс. руб.;
  • компаниям – 10-20 тыс. руб.

Повреждение мелиоративной системы предусматривает взимание:

  1. с физ.лиц – 1 тыс. руб.-1, 5 тыс. руб.;
  2. с должностных – 2-3 тыс. руб.;
  3. с компаний – 20-30 тыс. руб.

Использование земель не по целевому назначению из категории сельскохозяйственной и других территорий

Важно: Повторное правонарушение, совершённое в течение года влечёт дополнительные штрафные санкции и допускает дисквалификацию должностного лица.

Положения статьи 7.1 КоАП РФ предусматривают ответственность за использование не принадлежащей правообладателю земли, при установлении кадастровой стоимости ЗУ взыскивают:

  • Использование земель не по целевому назначению из категории сельскохозяйственной и других территорийс физ.лиц – 1-1,5% кадастровой стоимости, но не менее 5 тыс. руб.;
  • с должностных – 1-1,5%, но не менее 20 тыс. руб.;
  • с компаний – 2-3%, но не менее 100 тыс. руб.

Если не установлена кадастровая стоимость, взыскивается:

  1. с физ.лиц – 5-10 тыс. руб.;
  2. с должностных – 20-50 тыс. руб.;
  3. с компаний – 100-200 тыс. руб.

Штраф является лишь дополнительной мерой, допущенные нарушения требуется устранить за счёт нарушителя.

Основания для взысканий оформляются решением административной комиссии или суда, вносятся в акты и заключения экспертов. Поэтому они должны иметь фактическую и юридическую основу для их законного оформления. То есть – описываться в актах законодательства и выявлять несоответствие по внешнему виду участка.

Законодательные акты

Неправомерное использование земельного участка не по назначению представляет собой вполне обычное явление. Чаще всего споры возникают из-за незаконного присвоения части земли соседями по участку или строительства зданий без надлежащего разрешения.

В статье 42 ЗК РФ указано, что земля должна использоваться только с учетом ее назначения собственником или другими лицами, имеющими необходимую документацию.

Категории земли делятся на семь типов:

  • для нужд сельского хозяйства;
  • для пунктов населенного типа;
  • для промышленных и оборонных целей, безопасности, а также назначения специального типа;
  • зоны и объекты охраняемого типа;
  • входящие в лесной и водный фонд;
  • земли запаса.

Применение опасных веществ, снижающих плодородность почвы и влияющих на экологию, также недопустимо. В этом случае действует закон, предусматривающий наказание за применение не по целевому назначению.

Участок может быть изъят в принудительном порядке, а право собственности прекращено, если земля не используется на протяжении установленного законом срока, используется нецелесообразно, и при этом нарушаются нормы земельного законодательства.

Многие землевладельцы стремятся оспорить ответственность и штраф за незаконное владение ЗУ. Незнание правовых аспектов и изменений в законодательстве способно привести к негативным последствиям.

Опытные нотариусы и юристы предоставляют подробные консультации у нас на сайте и могут помочь решить даже самые сложные вопросы. Если вы оказались в непростой ситуации, обратитесь к профессионалу. Юрист подскажет, что необходимо делать и найдет оптимальное решение вашей проблемы — задать вопрос.

Административная ответственность и штрафные санкции

Нарушение целевого назначения земли заключается не только в его использование не по назначению, но и неиспользование земель сельскохозяйственного назначения, участков, предназначенных для строительства, садоводства, огородничества, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом.

Органы местного самоуправления уполномочены выявлять факты нарушений при целевом использовании земель и привлекать виновных лиц к административной ответственности.

Основной санкцией за совершение данного правонарушения является административный штраф, размер которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земли в данном субъекте РФ.

Использование земель не по целевому назначению из категории сельскохозяйственной и других территорий

Конкретные составы административных правонарушений за использование земель не по целевому назначению содержатся в статье 8.8 главы 8 Кодекса об административных правонарушениях РФ, которая называется  «Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению».

Данная статья предусматривает следующие составы правонарушения и санкции:

  • Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием. Санкция – административный штраф.
  • Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным законом. Санкция – административный штраф.
  • Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации. Санкция – административный штраф.
  • Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом. Санкция – административный штраф.
  • Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Санкция – административный штраф.

Можно ли и как доказать свою невиновность?

Если правообладатель ЗУ получил предписание от административной комиссии или Россельхознадзора, то он может доказать свою невиновность, оспорив его в арбитражном или гражданском суде по месту расположения земельного участка. Предписание относится к ненормативным актам, которые подлежат обжалованию:

  1. Использование земель не по целевому назначению из категории сельскохозяйственной и других территорийСо стороны граждан и должностных лиц – в районном суде общей юрисдикции.
  2. Со стороны ИП или юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью – в арбитражном суде.

Исковое заявление пишется по форме, предусмотренной статьями 131 ГПК РФ или 125 АПК РФ. В него включают сведения о проведённой проверке и предъявленных претензиях, с пояснениями и обоснованиями владельца участка о неправомерности их назначения. Обоснования доказательства невиновности могут состоять из нижеследующего:

  • свидетельской базы;
  • документальной базы;
  • заключений эксперта;
  • административных актов;
  • заключений санитарно-эпидемиологической службы;
  • актов противопожарной службы.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридические советы
Adblock detector