Порядок раскрытия информации управляющими компаниями. Подробности данной процедуры

О чём это постановление

Давайте сначала разберёмся, почему, собственно, этот законодательный акт назвали Стандартом? Со словом стандарт у нас сразу ассоциируется свод каких-то правил, обязательных и одинаковых для группы лиц или сообщества людей, для которых он и разрабатывался. И наш с вами случай не исключение.

731 Постановление Правительства обязательно к выполнению для всех управляющих компаний. То есть теперь каждая УК должна создать свой сайт и зарегистрироваться на портале Реформа ЖКХ. В этих источниках необходимо размещать информацию о своей деятельности по управлению многоквартирными домами, а также сведения по каждому МКД.

В этих целях 22 декабря Минстрой утвердил Приказ №882/пр о формах раскрытия информации. Но в свою законную силу документ вступил только 22 мая 2015 года. Поэтому с этого дня на сайтах информация публикуется не в произвольном виде, а по строго утвержденным формам.

Печатные копии необходимо размещать на информационных стендах в офисах компаний. Информационные стенды должны стоять в удобном для посетителей месте, то есть так, чтобы каждый смог подойти к стойке и прочитать интересующую его информацию (подробнее об оформлении стендов в нашей статье). Копии материалов с оформленных стендов УК должна хранить в течение 5 лет.

Кроме того, в Стандарте раскрытия информации содержатся требования к видам, порядку, способам и срокам публикации сведений, которые должны размещать управляющие компании и к которым должен быть открыт доступ неограниченному кругу лиц. Иными словами, УК раскрывает информацию о своей деятельности и домах, а население, контролирующие и другие органы власти могут их просматривать и проверять.

Законодательное регулирование вопроса

Так в рамках п.11 ст.162 ЖК РФ одним из обязательных условий договора об управлении домом является ежегодное предоставление отчета обо всех видах выполненных работ, а также финансово-хозяйственных тратах, произведенных в течение года для поддержания МКД в надлежащем состоянии. При этом, для того чтобы УК не уклонялись от предоставления отчетности либо не составляли ее формально, п.10 ст.161 ЖК РФ предусмотрена обязанность по раскрытию информации в обязательном порядке в соответствии с утвержденным стандартом.

То есть законом разработан нормативный акт, которым регламентируется порядок, методы и сроки раскрытия информации Управляющими компаниями в соответствии с нормами Постановления Правительства РФ №731, коим, собственно, Стандарт раскрытия информации управляющими компаниями и утвержден.

При этом указанный документ составлен с учетом Правил содержания общедомового имущества МКД в рамках Постановления №491 и Правилами оказания услуг и определенных работ, необходимых для поддержания МКД в надлежащем состоянии и их минимальным перечнем в порядке определенном Постановлением №290.

Таким образом, Стандарт представляет собой полную информацию не только о хозяйственной деятельности компании и видам услуг, которые они оказывают, а также о финансовых расходах, понесенных в процессе управления тем или иным домом, но и в целом о самой компании с освещением их уставных документов и основных целей в рамках лицензионной документации.

Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами

Порядок раскрытия информации управляющими компаниями. Подробности данной процедуры

Что понимается под раскрытием информации управляющей организацией? УК обязана предоставлять доступ к данным об основных показателях ее деятельности, доступных услугах, планируемых или выполненных работах согласно п.10 ст.161 Жилищного кодекса РФ.

Отсутствие информации, неполная (неверная) информация в ГИС ЖКХ – системе информирования в сфере ЖКХ, в которой должны размещаться все обязательные к раскрытию данные, ведет штрафным санкциям ст. 13.19.2 КоАП РФ.

ВНИМАНИЕ!

Невыполнение УК своих обязанностей, предписанных в ЖК РФ и других регулирующих деятельность в сфере управления ЖКХ правовых документах, влечет за собой административное взыскание п.1.

ст.7.23.3 КоАП РФ

в виде штрафа.

Если запрос в управляющую компанию о предоставлении информации остается без ответа или вам просто отказали в выдаче нужных сведений, необходимо действовать решительно.

Ст. 131 ГК РФ предписывает процедуру досудебного разрешения спора, если это указано в договоре между сторонами (здесь – в договоре управления).

Досудебное разрешение спорной ситуации заключается в направлении претензии в УК, в которой указывается причина обращения, а также факт отсутствия ответа в установленный законодательством РФ срок. Саму претензию также рекомендуется отправить заказным письмом с уведомлением (о правилах составления претензий в УК при различных нарушениях мы более подробно рассказываем тут).

Если ответа на претензию в установленный срок не последовало либо в ответе на претензию УК уклонилась от удовлетворения запроса, за потребителем закрепляется право обращения в суд по месту нахождения УК.

Исковое заявление оформляется согласно ст.131 ГК РФ и включает в себя:

  1. Наименование судебного органа, в который подается заявление.
  2. Данные истца (потребителя в данном случае): ФИО, адрес.
  3. Данные ответчика (УК): название, адрес.
  4. Суть искового заявления:

    • факт нарушения прав истца;
    • события в ходе которых права истца были нарушены;
    • доказательства нарушения прав (прилагаются заявление в УК, уведомление о получении заказного письма с запросом, либо заверенная копия в случае передачи запроса лично в УК).
  5. Перечень прилагаемых документов.
  6. Контактные данные истца и ответчика (телефоны, факсы и т.д).
  7. Подпись и дата.

Порядок раскрытия информации управляющими компаниями. Подробности данной процедуры

(с изменениями на 27 марта 2018 года)

УТВЕРЖДЕНпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 23 сентября 2010 года N 731

1. Настоящий документ устанавливает требования к видам, порядку, способам и срокам раскрытия информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, заключенного в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее соответственно — управляющие организации, договор управления), товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора управления (далее соответственно — товарищество, кооператив, информация).

2. Абзац утратил силу с 1 декабря 2014 года — постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2014 года N 988. — См. предыдущую редакцию.

Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

Порядок раскрытия информации управляющими компаниями. Подробности данной процедуры

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);(Подпункт в редакции, введенной в действие с 14 марта 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 232, применяется со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. — См. предыдущую редакцию)

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

3_1. Информация, предусмотренная подпунктами «в» — «и» пункта 3 настоящего документа, раскрывается в отношении каждого многоквартирного дома, управление которым осуществляет управляющая организация, товарищество или кооператив.(Пункт дополнительно включен с 1 декабря 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2014 года N 988)

4. Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством Российской Федерации судебном порядке.

сайт управляющей организации;

сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;(подпункт в редакции, введенной в действие с 28 июня 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года N 459, — см. предыдущую редакцию)

б) подпункт утратил силу с 11 апреля 2018 года — постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2018 года N 331 — см. предыдущую редакцию;

Последствия нарушений Стандарта

Раскрывать информацию в рамках Стандарта обязаны все организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, как в рамках договора, так и без него. Исключение составляют лишь непосредственные формы управления.

Все управляющие организации должны раскрыть информацию в течение 30 дней с момента заключения договора на управление, либо со дня государственной регистрации кооператива, товарищества. Изменения в уже раскрытые сведения вносятся организациями в течение 7 рабочих дней.

В 2019 году организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны раскрывать информацию тремя способами:

  •  по запросу собственников, надзорных органов, органов исполнительной власти и т.д.;
  •  на стойке информации в офисе УО;
  •  публикация на обязательном и дополнительном сайте.

Все вы, конечно же, наслышаны о Стандарте раскрытия информации по 731 Постановлению Правительства РФ в действующей редакции от 27.09.2014 года. Но законодательный акт написан довольно сложным языком, которые многие (включая даже юристов) трактуют двояко. Чтобы избежать кривотолков, мы попытаемся рассказать о Стандарте раскрытия информации простым языком.

Для ряда юридических лиц закон устанавливает обязанность раскрывать информацию об управлении МКД.

Если нарушить требования Стандарта раскрытия информации по управлению многоквартирным домом, возникнет административная ответственность.

О способах раскрытия см. отдельную рекомендацию.

Раскрывать информацию об управлении МКД обязаны (ч. 10 ст. 161 ЖК РФ):

  • управляющие организации, которые управляют МКД на основании договора управления (далее – УО);
  • ТСЖ, ЖК, ЖСК, которые управляют МКД без заключения с УО договора управления домом.

Кроме того, соблюдение требований к раскрытию информации – одно из лицензионных требований к УО (п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ).

Обязанность по раскрытию информации возникает:

  • для УО – не позднее 30 дней со дня заключения договора управления;
  • для ТСЖ, ЖК, ЖСК – не позднее 30 дней со дня его государственной регистрации.

Это предусматривает пункт 9 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731(далее – Стандарт раскрытия).

Порядок раскрытия информации управляющими компаниями. Подробности данной процедуры

Такая обязанность закреплена за УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК до 1 января 2018 года, а на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя – до 1 июля 2019 года.

Однако если на территории субъекта РФ заключено соглашение об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ, то по истечении четырех месяцев после его вступления в силу УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК в таком субъекте не обязаны соблюдать Стандарт раскрытия. Это предусматривает часть 4 статьи 6 Закона от 21 июля 2014 г. № 263-ФЗ.

  • ГИС ЖКХ: пошаговая инструкция по регистрации и добавлению информации 

Ситуация: в какие сроки нужно вносить изменения в раскрытую информацию по Стандарту раскрытия

После того как изменились сведения об управлении МКД, в раскрытую информацию внесите изменения:

  • на официальном сайте – в течение 7 рабочих дней;
  • в официальных печатных изданиях – в течение 30 дней;
  • на стендах – в течение 10 рабочих дней.

Такие сроки предусматривает пункт 16 Стандарта раскрытия информации по управлению многоквартирным домом.

Ситуация: обязана ли УО при непосредственном способе управления МКД раскрывать информацию

Нет, не обязана.

Раскрывать информацию должны УО, которые управляют МКД на основании договора управления, заключенного по статье 162 Жилищного кодекса РФ (п. 1 Стандарта раскрытия).

Раскрытие информации управляющими компаниями - в 2018 году, сроки, закон, ФЗ, образец заявления, порядок, ЖКХ, ответственность

При непосредственном способе управления МКД собственники помещений заключают договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с соответствующими организациями (ч. 1 ст. 164 ЖК РФ).

  • Непосредственное управление МКД: плюсы и минусы

УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК обязаны раскрывать десять видов информации (п. 3 Стандарта раскрытия).

1. Общая информация об УО, товариществе или кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, включая:

  • сведения о годовой бухгалтерской отчетности;
  • бухгалтерский баланс и приложения к нему;
  • информацию о доходах, полученных за оказание услуг по управлению МКД, и о понесенных расходах в связи с таким оказанием (по данным раздельного учета доходов и расходов).

Кроме того, к основным показателям финансово-хозяйственной деятельности товарищества или кооператива относятся:

  • смета доходов и расходов;
  • отчет о ее выполнении.

2. Перечень МКД, которыми управляет УО, товарищество или кооператив. В составе этих сведений необходимо указать:

  • адрес и основания управления по каждому МКД;
  • перечень МКД, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году – с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров;
  • перечень МКД, где собственники помещений в предыдущем году решили прекратить управление МКД товариществом или кооперативом;
  • перечень МКД, в которых члены кооператива в предыдущем году на их общем собрании приняли решение о преобразовании кооператива в товарищество.

3. Общая информация о МКД, в том числе:

  • характеристики (адрес, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, которые входят в состав общего имущества в МКД, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер при его наличии, площадь земельного участка, если он входит в состав общего имущества в МКД, конструктивные и технические параметры);
  • информация о системах инженерно-технического обеспечения, которые входят в состав общего имущества в МКД.

4. Информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД и иных услугах, которые связаны с достижением целей управления домом. Такую информацию необходимо раскрыть отдельно по каждому МКД и по каждой выполняемой работе (услуге). Нужно указать наименования и годовую плановую стоимость работ (услуг).

  • Как провести осмотр общего имущества в МКД и оформить результаты

Раскрытие информации управляющими организациями в 2018 году

5. Информация о коммунальных услугах, в том числе сведения:

  • о поставщиках коммунальных ресурсов;
  • об установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы;
  • о нормативах потребления коммунальных услуг.

6. Информация об использовании каждого из объектов общего имущества в МКД.

7. Информация о капитальном ремонте общего имущества в МКД. Раскройте эти сведения, если:

  • фонд капитального ремонта формируется на специальном счете УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК;
  • УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК поручена организация проведения капитального ремонта этого дома;
  • общее собрание собственников помещений в МКД приняло соответствующее решение о раскрытии информации.

8. Информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в МКД, результатах (решениях) таких собраний.

9. Отчет об исполнении УО договора управления или отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год.

10. Информация о случаях привлечения УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК, должностного лица указанных организаций к административной ответственности за нарушения в сфере управления МКД. К этой информации необходимо приложить:

  • копии документов о применении мер административного воздействия, а также
  • сведения о принятых мерах для устранения нарушений.

Если УО нарушит требования Стандарта раскрытия информации по управлению многоквартирным домом, то такое правонарушение могут квалифицировать как управление МКД с нарушением лицензионных требований. Это повлечет санкции (ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ):

  • штраф от 50 000 до 100 000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет – для должностных лиц;
  • штраф от 250 000 до 300 000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет – для индивидуальных предпринимателей;
  • штраф от 250 000 до 300 000 руб. – для юридических лиц.

В отношении ТСЖ, ЖК, ЖСК закон не предусматривает специальной административной ответственности за нераскрытие информации. Однако органы ГЖН по результатам проверки могут выписать предписание об устранении этих нарушений. Невыполнение предписания грозит (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ):

  • для должностных лиц – штрафом от 1000 до 2000 руб. или дисквалификацией на срок до трех лет;
  • для юридических лиц – штрафом от 10 000 до 20 000 руб.

Для этого также определены обязательные источники:

  • официальный сайт Реформа ЖКХ
  • сайт УК
  • информационный стенд в офисе компании

Информация, которая размещается во всех этих источниках по формам раскрытия, утвержденным Минстроем, должна быть доступной и храниться в течение 5 лет. Для старшего поколения, которое не умеет пользоваться интерактивными ресурсами, как раз и предусмотрены печатные формы на информационных стендах в офисе компании.

Годовой отчёт управляющая компания должна размещать ежегодно в первом квартале, следующем за предыдущим отчётным периодом. То есть до 31 марта 2016 года вам уже предстоит представить свой годовой отчёт за 2015 год. Подробнее об этом вы можете прочитать в первой и второй частях цикла статей, посвященных данной теме.

Если в деятельности управляющей компании произошли какие-то перемены, то их нужно отразить на официальных сайтах в Интернете в течение 7 рабочих дней со дня изменения и на информационных стендах — в течение 10 рабочих дней. Если в управление УК перешел новый дом, то организации необходимо в течение 30 дней со дня заключения договора управления отразить эту информацию во всех требуемых законом источниках.

Многие УК, возможно, схватятся за голову, прочитав верхний абзац статьи. Ведь их итак нагрузили раскрытием информации сразу в нескольких источниках. Одновременно им нужно заполнять портал Реформа ЖКХ, сайт УК (ПП РФ №731 от 23.09.2010), с 1 июля 2016 года добавится ГИС ЖКХ (ФЗ №209 от 21.07.2014).

В каких-то субъектах страны есть региональные сайты, на которых местная администрация или ГЖИ обязывает УК дополнительно размещать информацию по Стандарту раскрытия. Ещё всю информацию необходимо дублировать в печатном виде на информационных стендах в офисе УК.

Поэтому не удивительно, что управляющие организации под час находятся в неведении о необходимости размещения информации для собственников помещений в МКД на информационных досках в подъездах жилых домов.

Здесь возникает вопрос, зачем дублировать информацию ещё в одном месте, когда она итак размещена одновременно в четырёх источниках? Но существуют серьёзные различия. Так, согласно Стандарту раскрытия информации УК должна размещать определённый перечень сведений о себе и управляемых МКД. Останавливаться подробно на этом не будем, так как у нас в блоге достаточно статей на данную тему.

Где и в каких объемах УО должны публиковать информацию в рамках Стандарта

В пункте 11 статьи 162 Жилищного кодекса РФ говорится, что управляющая компания обязана предоставлять ежегодный отчёт о проделанной работе и о затраченных средствах. Пункт 10 статьи 161 закрепляет за управляющими организациями обязанность раскрывать информацию по стандарту. Речь идёт о нормативно-правовом акте под названием «Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», который регулирует процедуру, способы и сроки предоставления сведений управляющими организациями. Стандарт утверждён Постановлением Правительства РФ № 731 от 23 сентября 2010 года.

По стандарту оглашению подлежит общая информация, сведения о финансово-хозяйственной деятельности, перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД и сведения об исполнении договора управления.

Общая информация:

  • точное название управляющей организации;
  • ФИО руководителя и главных специалистов;
  • сведения о лицензии;
  • адрес главного офиса;
  • график приёма;
  • контактные данные;
  • список многоквартирных домов, которыми управляет организация в настоящее время с адресами и полной площадью;
  • информация о домах, которые раньше были в управлении, и причины расторжения договоров;
  • сведения о привлечении сотрудников управляющей организации к административному наказанию за ненадлежащее выполнение порученных функций с копиями документов о применении мер административного воздействия.

Помимо этих данных, УК, ТСЖ и ЖСК раскрывают также информацию материального характера.

Сведения о финансово-хозяйственной деятельности:

  • информация о доходах, приобретённых в результате управляющей деятельности;
  • расходы, которые были направлены на выполнение ремонта или закупку материалов;
  • расценки и тарифные планы на коммунальные услуги и различные виды работ;
  • годовая отчётность с включением баланса и приложениями.

Также управляющие организации размещают сведения о выполняемых работах и оказываемых услугах, предоставляют описание, стоимость каждой работы и услуги.

Информация по содержанию и ремонту общего имущества МКД

  • перечень осуществляемых работ и услуг;
  • результаты деятельности;
  • пользование общим имуществом многоквартирного дома;
  • данные фирм, снабжающих энергией, газом и водой;
  • цены и объём закупок коммунальных ресурсов, тарифы и нормативы потребления.

Также управляющие компании обязаны сообщать о времени осуществления капитального ремонта и об отчёте об исполнении договора управления.

Процедуру раскрытия информации устанавливает пятый пункт Стандарта, где говорится, что сведения размещаются:

  • на официальном интернет-портале, который организован муниципальным органом для этих целей;
  • на официальном сайте УК;
  • на сайте регионального органа исполнительной власти;
  • на сайте органа местного самоуправления, на территории которой действует управляющая организация;
  • в печатных изданиях, которые сотрудничают с органами местного самоуправления;
  • на стендах в офисе управляющей компании или в помещении МКД – для ТСЖ и ЖСК.

Важно подчеркнуть, что собственники помещений в МКД имеют право знакомиться с информацией в любой момент. Таким образом, собственник может направить запрос в письменном или электронном виде для получения перечня оказываемых услуг, информации о тарифах и так далее.

Если собственник запрашивает информацию, которая есть в открытом доступе, то УК может не копировать эти данные в ответном письме, а предоставить информацию о том, где можно ознакомиться с интересующими сведениями.

Сроки информирования

В соответствии с пунктом 9 Постановления № 731 управляющая организация должна разместить информацию об обслуживании конкретного МКД в течение 30 суток с момента заключения договора об управлении. Сведения о финансовых и хозяйственных работах должны публиковаться каждые 3 месяца.

Ответы на письменные и электронные запросы отправляются в течение 10 дней после поступления запроса. Принятые запросы и копии ответов хранятся не менее пяти лет в электронном или письменном виде в зависимости от формы запроса.

Список предоставляемых услуг регулярно демонстрируется на стенде с учётом последних изменений.

Список предоставляемых услуг должен регулярно отображаться на стенде с учетом последних изменений. Изменения подлежат опубликованию:

  • на официальном сайте – в течение 7 дней;
  • на информационных стендах – в течение 10 дней;
  • в официальных печатных изданиях – в течение 30 дней.

Оказание услуг по содержанию многоквартирного дома управляющей компанией предполагает не только ряд определенных видов работ, но и оплату ежемесячных взносов.

Естественно, жильцам дома не только интересно, что же входит в обязанности УК, но и за что они платят.

Именно поэтому на законодательном уровне и введен в действие ряд нормативных актов, которые подразумевают раскрытие определенной информации по управлению домом в свободном доступе.

Собственникам квартир по ряду причин могут потребоваться некоторые сведения от управляющих организаций.

Какие данные они могут предоставить? Какие законодательные акты регулируют эти вопросы? Все это можно узнать, внимательно изучив статью.

Вопросы, связанные с предоставлением сведений управляющими организациями, регулируются следующими правовыми актами:

  1. ЖК РФ.
  2. Закон о правилах использования общедомового имущества.
  3. Правила предоставления услуг управляющими организациями в многоквартирных строениях.
  4. Стандарт предоставления сведений.

Стандарт

Стандарт предоставления данных компаниями, осуществляющими работу в области управления строениями, представляет собой законодательный акт.

В нем указываются требования по отношению к порядку, методам и времени предоставления сведений.

При этом стандарт подразумевает под предоставлением информации обеспечение доступа неопределенного числа граждан к этим сведениям.

Предоставление сведений управляющими компаниями может осуществляться различными способами.

Вышеуказанным Стандартом устанавливается перечень информации, которая может быть раскрыта в общем и по отдельным пунктам.

Предоставление данных УК происходит:

  1. На официальных порталах в глобальной сети Интернет или на определенном сайте, выбранном ЖКХ (например, сайт, принадлежащий органу распорядительно-исполнительной власти региона).
  2. В полном объеме в СМИ.
  3. На специально оформленных стендах с информацией, расположенных в помещениях управляющей организации.
  4. В качестве ответов на вопросы, оформленные в письменной или электронной форме.

Управляющие компании по заявке граждан должны раскрыть такую информацию:

  • данные о прибыли, полученной путем осуществления работ по управлению многоквартирными домами;
  • сведения о расходах, понесенных по причине оказания услуг, основанных на содержании и управлении многоквартирными зданиями;
  • услуги, осуществляемые ЖКХ по отношению к общедомовому имуществу;
  • цены коммунальных услуг, используемых компанией в целях расчета суммы платежей.

Обязательно указываются данные о выполнении обязанностей по соглашениям управления в отношении каждого многоквартирного дома:

  • план ведения работы на календарный год по вопросам, связанным с содержанием и ремонтной деятельностью;
  • описание и указание содержания всех предоставляемых услуг;
  • сроки осуществления деятельности;
  • результат, полученный путем выполнения ряда работ.

Общие сведения

Раскрытие информации управляющими компаниями, касающейся общих данных:

  • полное и точное название юр. лица, ФИО руководства;
  • реквизиты, указанные на официальной бумаге (свидетельстве), выступающей подтверждением регистрации в государственном порядке в виде юр. лица или ИП;
  • адрес, на который необходимо отправлять почту, адрес месторасположения, телефоны;
  • режим деятельности организации, время, в течение которого происходит прием граждан, а также деятельность диспетчеров;
  • список всех строений, находящихся под управлением данной компании, их точные адреса, полная площадь;
  • сведения о членстве УК, адрес официального портала в Интернете.

Раскрытие информации управляющими компаниями в 2018 году затрагивает главные параметры финансово-хозяйственной работы:

  • предоставление годовой отчетности, составленной бухгалтерами, с обязательным включением баланса и сопровождающих приложений;
  • информация о прибыли, которая была получена вследствие оказания услуг по управлению и содержанию домов;
  • сведения о затратах, понесенных вследствие оказания услуг по управлению строениями.

УК по запросу граждан должны предоставлять следующую информацию по вопросам, основанных на выполнении ряда работ по содержанию и общедомового имущества:

  • услуги, предоставляемые по отношению к общей собственности, предусмотренные Правилами содержания общего имущества;
  • работы, основанные на достижении целей управления многоквартирным строением.

К работам относятся:

  • обеспечение поставок ресурсов коммунального характера;
  • подписание от имени владельцев недвижимости соглашений, касающихся использования общего имущества в соответствии с условиями, определенными общим собранием;
  • охрана общего имущества (подъездов, автомобильных стоянок);
  • учет владельцев помещений, расположенных в многоквартирном доме;
  • другие услуги, основанные на управлении.

Стоимость услуг

Потребовать предоставления сведений можно по вопросам цен на услуги:

  • описание состава каждой работы, время осуществления, итоги;
  • стоимость услуги с подсчетом на единицу измерения.

Тарифы

Управляющие организации готовы предоставить такую информацию о тарифах:

  • перечень коммунальных ресурсов, покупаемых УК у третьих лиц – поставщиков (упоминается их наименование, объем закупок, цены);
  • тарифы для жильцов многоквартирного дома, установленные поставщиками;
  • тарифы для жильцов многоквартирного дома, установленные ЖКХ;
  • размер соц. нормы потребления электроэнергии.

Что касается использования общего имущества, то раскрытие информации должно осуществляться по следующим пунктам:

  1. Проект соглашения по управлению, который заключается с владельцами квартир, в нем содержатся все условия договора.
  2. Предоставление сведений по поводу выполнения обязательств в соответствии с договорами управления в отношении многоквартирных домов.

В сведениях должны содержаться:

  • план деятельности на срок не меньше одного года, основанный на содержании и ремонте общей собственности;
  • данные, связанные с числом случаев по нарушению качества содержания общего имущества в течение последнего года;
  • информация о снижении оплаты за предоставление некачественных коммунальных услуг;
  • все данные, касающиеся фактов ненадлежащего выполнения работ управляющей компанией в отношении имущества владельцев квартир.

Какую информацию УО обязаны предоставлять населению, а какую нет

Граждане могут направлять письменные запросы обычной или электронной почтой в адрес своей управляющей компании, чтобы получить сведения о ее деятельности или своем доме. Управляющая компания, в свою очередь, должна отвечать на эти запросы граждан в течение 10 рабочих дней со дня поступления запроса.

В электронном ответе управляющая компания должна продублировать текст самого запроса, а также предоставить запрашиваемую информацию. Обязательно укажите ФИО и должность сотрудника УК, который отвечал на запрос.

Если запрос поступил к вам по обычной почте, то его необходимо зарегистрировать в день поступления, присвоить ему регистрационный номер и проставить штамп УК. В письменном ответе необходимо указать ту же самую информацию, что и в электронном виде.

Гражданин, который направляет вам письменный запрос, должен указать название вашей управляющей компании, свои ФИО, почтовый адрес, изложить суть своего обращения, а также указать желаемый способ получения ответа: посредством почтового отправления или выдачи лично на руки.

Информация, предоставляемая в ответе на обращение граждан, должна быть достоверной, со ссылкой на официальные источники (сайты, на которых раскрыта информация), либо с приложением копии обнародованных документов.  Информация, содержащая сведения о личных данных других собственников, информация о чужом личном имуществе, сведения о квартирах и нежилых помещениях, находящихся в собственности,  раскрытию не подлежат. В адрес собственников предоставляются только данные, утверждённые Стандартами раскрытия информации.

Сроки и способы ответа

Пункт 5 Стандарта раскрытия устанавливает способы, посредством которых УК должна предоставлять информацию собственникам:

  • Порядок раскрытия информации управляющими компаниями. Подробности данной процедурыпубликация на официальном сайте УК, либо на сайте органа самоуправления;
  • публикации в печати, СМИ (указывается, что СМИ должны быть официальными);
  • использование информационных стендов непосредственно в УК;
  • в ответах на запросы от собственников.

Пункт 6 Стандарта раскрытия определяет срок хранения информации на сайтах, используемых УК для публикации, в 5 лет, а также необходимость оповещения жильцов об адресе официального сайта, на котором информация размещена.

Срок ответа на запрос, поступивший в электронном виде, ограничивается 2 днями со дня поступления (п.18 Стандарта). Ответ на запрос в электронном виде должен содержать данные работника УК, который формировал ответ потребителю (п.19 Стандарта).

СПРАВКА!

Копии ответов, а также сами электронные запросы хранятся УК в течение 5 лет (п. 20

Стандарта

).

В письменном виде

Срок ответа по письменному запросу составляет 20 дней со дня его поступления. Ответ должен быть направлен в письменной форме по почте, либо передан лично потребителю в УК (п.21 Стандарта).

Письменный запрос о предоставлении информации собственникам жилья в обязательном порядке должен быть зарегистрирован в управляющей компании с проставлением штампа (п.22 Стандарта).

Таким образом, любой потребитель имеет право запросить исчерпывающую информацию по интересующему его вопросу, если он включен в список Стандарта раскрытия, а управляющая компания обязана на этот запрос ответить по всем правилам установленным законодательством, а также сделать это в установленные сроки.

Как правило, при получении лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД управляющая компания рассчитывает многие годы находиться в нише жилищных отношений, периодически сменяя клиентов, которые могут принять решение о переходе от УК к ТСЖ либо жилищному кооперативу. А так как будущие клиенты в силу норм стандарта должны знать о предыдущем опыте работы компании, все вышеизложенные сведения находятся на сайте в силу п.6 Постановления №731 не менее пяти лет, причем с обязанностью постоянного обновления данных.

То есть согласно п.9 указанного Постановления компания обязана разместить общие данные и сведения об определенном многоквартирном доме, взятом на обслуживание впервые, не позднее 30 дней с момента заключения договора об оказании услуг. Информация о результатах финансово-хозяйственной деятельности по итогам предыдущего года размещается не позднее 1 квартала.

При этом ответы в соответствии с запросами жильцов, проживающих в обслуживаемых домах, в рамках п.40 Постановления №491 должны быть направлены в течение пяти рабочих дней, в электронном виде на протяжении 10 дней. А вот перечень услуг на стендах должен обновляться постоянно, но не позднее 10 дней в общем, особенно, если произошли какие-либо изменения в общем списке видов работ либо оказываемых услуг или же в тех или иных тарифах.

При этом нововведения и другие данные именно в источниках общего доступа также обновляются в следующие сроки:

  • сайты в течение 7 дней;
  • официальная периодика на протяжении 30 дней.

Стандарт

По закону управляющие компании должны сообщать по запросу сосбтвенников помещений в МКД адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация. Если управляющая компания отказывается предоставить информацию по запросу жильцов МКД, то это может быть обжаловано в судебном порядке.

Если у вас в полной мере раскрыта информация во всех требуемых законодательством источниках, то при поступившем к вам устно, обычной или электронной почтой запросе, вы можете просто указать в своем ответе адрес, где можно получить все сведения. Им может быть адрес вашего сайта в Интернете. (о том, как создать свой сайт, читайте в нашей статье)

Управляющие компании, которые не соответствуют Стандарту раскрытия информации, будут оштрафованы по статьям 7.23.3. и 14.1.3. КоАП РФ на сумму от 50 до 500 тысяч рублей. За грубые или повторные нарушения лицензионных требований грозит дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет (подробности в нашей статье).

Если у вас возникают какие-либо сложности с размещением информации на сайтах Реформа ЖКХ или ГИС ЖКХ, если у вас еще нет своего сайта, обращайтесь за помощью к нам. Мы всегда рады помочь с решением вашей проблемы!

Нередко бывают случаи, когда на перечисленных ресурсах интересующая информация отсутствует или дана в искажённом виде. Также, в ответе УК на запрос может не содержаться запрашиваемых сведений или ответ может вообще не последовать. Кроме того, в своём ответе УК может ссылаться на то, что сроки рассмотрения заявлений не предусмотрены договором управления МКД.

В подобных ситуациях необходимо обращаться с жалобой в надзорные органы: Государственную жилищную инспекцию, Роспотребнадзор, Прокуратуру. Адреса региональных отделений указанных органов можно найти, например, на сайте РосЖКХ. Там же есть бланки обращений, в которые нужно вписать лишь свои данные и причину обращения.

Направить жалобу можно по почте, через специальные интернет-приёмные или на электронные адреса этих органов.

Справка! Жалоба составляется в свободной форме. В ней нужно чётко изложить суть обращения и обязательно указать ФИО заявителя и адрес (почтовый или электронный), по которому ожидается получение ответа.

Заявление рассматривается в течение 30 дней со момента его регистрации.

Полезная статья?

Поделитесь с коллегами и друзьями

Что нужно размещать УК на информационных досках в подъездах МКД.

Как показывает практика и поступающие к нам вопросы от управляющих организаций, не все УК в курсе, что определённый перечень информации они должны доводить до сведения собственников посредством размещения её на досках объявлений в подъездах МКД. А между тем, за отсутствие информационных досок в подъездах жилых домов или за неразмещение на них информации УК могут оштрафовать. О том, какую информацию нужно размещать на этих досках, сегодня и поговорим.

Чем регламентируется раскрытие информации управляющими компаниями?

  • Порядок раскрытия информации управляющими компаниями. Подробности данной процедуры«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001г N 195-ФЗ.
  • «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29 декабря 2004 N 188-ФЗ.
  • Постановление правительства РФ от 23 сентября 2010г N 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациям, осуществляющим деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (далее – «Стандарт раскрытия»).
  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 22 декабря 2014г N 882/пр «Об утверждении форм раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

Перечисленные законодательные акты содержат не только обязанность раскрытия информации управляющей организацией, но и перечисление видов сведений, которые УК должна предоставлять собственникам, а также формы, состав, сроки и периодичность предоставления информации.

Что нужно размещать УК на досках объявлений в подъездах МКД

  • сведения об исполнителе — наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством РФ, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя;
  • адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя;
  • размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены;
  • информация о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета;
  • порядок и форма оплаты коммунальных услуг;
  • показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством РФ, в том числе настоящими Правилами, а также информация о настоящих Правилах;
  • сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд;
  • наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил;
  • в случае принятия в субъекте Российской Федерации решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности):
  • сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений, предусмотренных Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), для потребителей, получающих пенсию по старости и (или) по инвалидности, для потребителей, проживающих в жилых помещениях, отнесенных к аварийному жилищному фонду или жилому фонду со степенью износа 70 процентов и более, а также об условиях применения такой социальной нормы указанными потребителями и о случаях неприменения такой социальной нормы;
  • информация об обязанности потребителя сообщать исполнителю коммунальных услуг об изменении количества зарегистрированных граждан в жилом помещении;
  • сведения о тарифах на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).”
  • Это исчерпывающий список информации, которая должна быть размещена на досках объявлений в подъездах жилых домов или на придомовой территории, на которой расположен МКД. За невыполнение данного требования грозит административный штраф как за нарушение лицензионных требований.

Напоминаем, что все Постановления Правительства РФ, регламентирующие деятельность УК по управлению МКД, автоматически попадают под лицензионные требования. Нарушение этих требований, включая Постановление Правительства №354, влечёт наложение административного штрафа по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь! Ксения Терлецкая

Стандарт раскрытия информации УК: коротко о главном.

Если УК не желает сотрудничать

УК в случае нежелания предоставить какую-либо информацию может указывать в качестве причин отказа:

  • Порядок раскрытия информации управляющими компаниями. Подробности данной процедурыОтсутствие в договоре управления сроков рассмотрения заявлений. Несмотря на то, что сроки рассмотрения заявлений не предусмотрены в договоре управления, тем не менее они четко указаны в Стандарте раскрытия, который является федеральным законодательным актом, регулирующим обмен информацией между собственником и УК, таким образом, договор управления не может противоречить его нормам.
  • Отсутствие регулирования отношений между собственником и УК. В «Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме» и в Постановлении правительства РФ от 06.02.2006 N 75.

«Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 и Постановление Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» действительно не включают в себя нормативной регламентации отношений между собственником и УК.

СПРАВКА!Ст. 7 ЖК РФ

предусматривает подобную ситуацию и вводит в жилищные отношения понятие «аналогии закона». Это означает, что в случае, если отношения не урегулированы законодательно, то следует применять законы, которые регулируют похожие отношения.

Таким образом, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме по аналогии регулируют не только связь Собственник-ТСЖ, но и связь Собственник-УК, так как УК выполняет все те же функции, что и ТСЖ (подробно ознакомиться с функциями управляющих компаний можете в специальной статье).

Постоянно меняющееся законодательство в сфере ЖКХ вводит путаницу во взаимоотношения между собственниками жилых помещений и управляющими организациями, что позволяет УК уклоняться от требований к прозрачности их деятельности. В такой ситуации потребитель должен знать свои права и стремиться к их соблюдению, в частности, добиваться исполнения обязанности управляющей компании предоставлять информацию собственникам, в том числе и в судебном порядке.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридические советы
Adblock detector