Правила аренды земли у государства, муниципалитета или в администрации города: сколько стоит, цены и льготы

Как взять муниципальную землю в аренду?

Среди земельных участков принадлежащих муниципалитету в аренду предоставляются преимущественно территории, которые относятся к категории сельскохозяйственных земель, а также земель населенных пунктов.

Земли сельскохозяйственного значения, как правило, находятся за пределами границ поселения и при соблюдении определенных условий могут передаваться в аренду субъектам земельных отношений для таких целей:

  • садоводства;
  • огородничества;
  • выпаса скота;
  • сенокошения;
  • производства с/х продукции;
  • организации крестьянских, подсобных и опытных учебных хозяйств.

Территории, относящиеся к категории населенных пунктов, предусматривают возможность аренды с целью:

  1. строительства индивидуальных и многоэтажных жилых домов;
  2. организации ЛПХ;
  3. сооружения общественных зданий и промышленных объектов;
  4. размещения транспортных узлов и дорог;
  5. строительства и обслуживания обеспечивающих жизнедеятельность населенного пункта коммуникаций.
Справка.

При соблюдении определенных условий и с учетом имеющихся у субъекта возможностей в аренду могут быть предоставлены принадлежащие муниципалитету участки, которые относятся к земельному и

водному фонду

, а также к особо охраняемым природным территориям.

  • Согласно статье 606, гл. 34 ГК РФ право на аренду земельного участка имеют гражданские, а также официальные юридические лица, которым земельные участки предоставляются арендодателем за предусмотренную договором плату.
  • ФЗ №112 в п. 3 и 4 предоставляет возможность получения от муниципальных властей в личное пользование территорий предназначенных для организации гражданами России ЛПХ.
  • Категория лиц принадлежащих к востребованным в сельской местности профессиям, может воспользоваться для предоставления земли статьей 39.5 ЗК РФ и получить надел для организации приусадебного хозяйства.
  • Статья 39.6 ЗК РФ регулирует процесс передачи принадлежащей муниципалитету земли в аренду, а также определяет условия выделения таких земель во временное пользование.
  • Правила аренды земли у государства, муниципалитета или в администрации города: сколько стоит, цены и льготыРассматривает варианты выделения земельных территорий и статья ЗК РФ под номером 39.14, она же устанавливает законодательный порядок предоставления субъектам земельных участков.
  • Статья 39.16 ЗК РФ помогает лицам, вступающим в правовые земельные отношения, разобраться с обоснованностью возможных отказов, указывая на причины вынесенных администрациями решений.

Внимание! В различных регионах страны на основании принятых Государственной Думой законов могут быть разработаны свои региональные законодательные акты, учитывающие местные условия и особенности выделяемых в аренду территорий.

Арендовать землю у города можно только обратившись с заявлением о выделении территории в городскую или районную администрации и отделения региональной государственной земельной регистрации.

Процедура предоставления территории в аренду не отличается особой сложностью, но имеет некоторые особенности и отличается установленными законодательством сроками принятия решений.

Пошаговая инструкция подразумевает определенный порядок действий будущего арендатора:

  1. Подготовка документов, которые необходимо будет подать вместе с заполненной формой заявления в местную администрацию. К перечню предоставляемых документов относится:
    • паспорт, код ИНН;
    • брачное свидетельство;
    • документ, свидетельствующий о рождении детей;
    • документ, подтверждающий количество членов семьи;
    • документ, свидетельствующий о наличии или отсутствии жилой площади;
    • выписка из домовой книги;
    • документ из отдела регистрации, свидетельствующий об отсутствии в собственности земельной территории;
    • справки, которые предусматривают различные льготы.
  2. Собранные документы вместе с заполненным бланком заявления предоставляются на рассмотрение в администрацию муниципалитета, которому принадлежит территория.
  3. Законодательство предусматривает на рассмотрение вопроса о выделении земельной территории в аренду 30-дневный срок.
  4. После вынесения решения субъект получает от администрации письменное постановление о выделения участка. В случае отрицательного решения – аргументированный письменный отказ, позволяющий субъекту обратиться в судовые инстанции.
  5. Вынесенное администрацией положительное решение предполагает обращение будущего арендатора в местное региональное кадастровое отделение для постановки выделенного земельного надела на кадастровый учет.

    Тридцатидневный период, предусмотренный законодательством, необходим для изготовления чертежей и схем участка, а также подготовки выписки из ЕГРН, которая на основании внесенных с 01.01.2017 года изменений в законодательство, заменила собой земликадастровый паспорт.

    Обратите внимание! На оплату госпошлины и изготовление документации субъекту земельных отношений необходимо будет потратить от 6 до 7 тысячи рублей.

  6. Прохождение кадастрового учета предоставляет возможность будущему арендатору заключить с администрацией муниципалитета договор об аренде земли, в котором в зависимости от целевого использования земельного надела, будут содержаться и соответствующие основным разделам подпункты.

Главными разделами заключаемого между сторонами соглашения являются:

  • Правила аренды земли у государства, муниципалитета или в администрации города: сколько стоит, цены и льготыдата подписания;
  • наименование субъектов вступающих в земельные отношения;
  • название предмета аренды;
  • передаваемое с предметом аренды имущество;
  • страхование объекта аренды;
  • действие соглашения;
  • права сторон, их обязанности;
  • цель использования земли;
  • особые условия при использовании;
  • особые ограничения при пользовании землей;
  • срок предоставления надела в аренду;
  • ответственность сторон;
  • форс-мажор;
  • заключительные положения;
  • реквизиты сторон.

Подписанный сторонами земельных отношений договор в трех экземплярах, совместно с документами, полученными в кадастровом отделе, предоставляются на регистрацию в Росреестр. Дата регистрации договора является днем, когда документ вступает в силу.

Внимание! Процедура оформления документов в зависимости от природных и географических особенностей различных регионов РФ, а также принятых местными администрациями законодательных актов может несколько отличаться от общепринятых норм и правил.

Больших отличительных особенностей по прохождению процедуры оформления земельной территории в аренду между физическими лицами и лицом юридическим не существует.

Юридические лица предоставляют в местную администрацию некоторые дополнительные документы, подтверждающие законодательную деятельность своих организаций, а также уплачивают государственную пошлину в размерах отличительных от оплаты, установленной для физических лиц.

Физическое лицо при аренде участка на период менее одного года может не регистрировать договор аренды в Росреестре, тогда, как юридическому лицу даже краткосрочная аренда является обязательной для регистрации.

Правила аренды земли у государства, муниципалитета или в администрации города: сколько стоит, цены и льготы

Мы подготовили отдельную публикацию, которая поможет понять все о процедуре регистрации договоров аренды земли: куда необходимо обращаться, какие документы нужно подготовить, сроки проведения процедуры.

Все подробности того, как правильно провести регистрацию, читайте здесь!

Согласно статье 65 ЗК РФпользование землей в Российской Федерации является платной услугой. Формами оплаты служат налог на землю, а также арендная плата. За переданные муниципалитетом на условиях аренды территории местными государственными администрациями устанавливается арендная плата, которая на основании статьи 149, пункт 2 (17) НК РФ освобождается от НДС.

Важно!

НДС начисляется на размер арендной платы только в тех случаях, когда присутствует факт

субаренды

, где субарендатор снимает участок не у государства, а у частного физического лица.

Юридические лица освобождены от уплаты налога, но им необходимо выписывать счет-фактуру, отмечать его пометкой «без налога», регистрировать в книге продаж, а также в установленные сроки сдавать декларации об НДС с заполненным разделом 7, в котором учитываются операции, не облагающиеся налогом.

Правила аренды земли у государства, муниципалитета или в администрации города: сколько стоит, цены и льготы

Арендная плата за пользование землей является очень важным пунктом заключаемого между сторонами арендного соглашения. Она складывается из ежегодных основных базовых ставок платы за аренду земель находящейся в муниципальной и государственной собственности и рассчитывается согласно размеру арендной платы за год, которая установлена договором.

При расчете учитывается категория земель, категория арендаторов, местоположение арендуемой территории, а также условия экономического развития региона.

Расчет арендной платы исходит из каждого дня пользования землей в определенном периоде аренды территории. Определенный период устанавливается подписанным сторонами соглашением и может составлять квартал или месяц, именно тот период времени, за который вносится арендная плата.

Правом получить в аренду земельный участок без проведения аукциона обладают:

  1. Многодетные семьи;
  2. Молодые семьи;
  3. Военнослужащие;
  4. Ветераны боевых действий;
  5. Пенсионеры;
  6. Инвалиды
  7. Герои труда и другие категории льгот (уточнять в администрации по месту жительства);
  8. Участники программ по переселению: Дальневосточный гектарЛенинградский гектарКостромкой гектарРодовое поместьеУчастки для жителей КрымаУчастки для переселенцев с Крайнего Севера.

Если вы относитесь к одной из перечисленной выше категории граждан, то достаточно написать заявление в МФЦ «Мои документы» и приложить к нему подтверждающие льготу документы. После чего вас должны поставить в очередь на предоставление земли в аренду без организации торгов, причем арендовать можно даже зарезервированный муниципалитетом для собственных нужд участок. Некоторые регионы предоставляют землю по льготе сразу в собственность.

Кроме того, для льготной категории граждан государство ограничило сумму арендной платы, которая не должна превышать размер земельного налога. 

Напомню, что с 1 июня 2015 не сформированные земли в границах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в аренду не предоставляются — законодатель не допускает утверждение схемы расположения земельного участка на данных территориях. То есть, арендовать в указанных городах можно только уже сформированные земельные участки.

  1. Физические лица,  являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, помещений.
  2. Физические лица, являющиеся арендаторами находящихся в собственности города Москвы зданий, строений, сооружений либо помещений в них.
  3. Физические лица, являющиеся арендаторами земельных участков, которые находятся в собственности города Москвы и на которых расположены здания, строения, сооружения либо помещения.
  4. Физические лица, являющиеся правообладателям и земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, в целях приобретения прав на смежные земельные участки, которые находятся в собственности города Москвы и которые не предоставлены иным лицам, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных земельных участков предусматривается для эксплуатации таких зданий, строений, сооружений.
  5. Юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, помещений.
  6. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения (бюджетные, казенные, автономные), казенные предприятия, центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, которым на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения.
  7. Юридические лица, обладающие зданиями, строениями, сооружениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
  8. Юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в собственности города Москвы зданий, строений, сооружений либо помещений в них.
  9. Юридические лица, являющиеся арендаторами земельных участков, которые находятся в собственности города Москвы и на которых расположены здания, строения, сооружения либо помещения.
  10. Юридические лица , являющиеся правообладателям и земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, в целях приобретения прав на смежные земельные участки, которые находятся в собственности города Москвы и которые не предоставлены иным лицам, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных земельных участков предусматривается для эксплуатации таких зданий, строений, сооружений.
  11. Религиозные организации, обладающие на праве безвозмездного пользования зданиями и сооружениями. 
  12. Индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, помещений.
  13. Индивидуальные предприниматели, являющиеся арендаторами находящихся в собственности города Москвы зданий, строений, сооружений либо помещений в них.
  14. Индивидуальные предприниматели, являющиеся арендаторами земельных участков, которые находятся в собственности города Москвы и на которых расположены здания, строения, сооружения либо помещения.
  15. Индивидуальные предприниматели, являющиеся правообладателям и земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, в целях приобретения прав на смежные земельные участки, которые находятся в собственности города Москвы и которые не предоставлены иным лицам, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных земельных участков предусматривается для эксплуатации таких зданий, строений, сооружений.

Последние изменения

  • В отношении земельного участка, указанного в заявлении принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;
  • Земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации или государственной программой субъекта Российской Федерации;
  • Земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения;
  • Земельный участок образуется из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения;
  • Земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном освоении территории;
  • Земельный участок является зарезервированным или изъятым для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
  • Земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
  • На земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута;
  • На земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
  • Образование земельного участка приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами;
  • Границы формируемого земельного участка пересекают границы разных муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов;
  • Формирование земельного участка приводит к невозможности использования земельного участка, ограничивает проход или проезд к земельному участку, находящемуся в собственности/на ином виде права третьих лиц;
  • Формируемый земельный участок имеет наложение границ на земли, находящиеся в собственности третьих лиц;
  • Невозможность использования земельного участка в водоохраной/прибрежной полосе (информация о вхождения/не вхождении участка в зону содержится в заключении об оборотоспособности земельного участка);
  • Невозможность использования земельного участка в зоне режима охраны объектов культурного наследия (информация о вхождения/не вхождении участка в зону содержится в заключении об оборотоспособности земельного участка);
  • Невозможность использования земельного участка в придорожной полосе существующих и проектируемых дорог, территорий общего пользования;
  • Невозможность использования испрашиваемого земельного участка в санитарно-защитной зоне промышленного предприятия;
  • Земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды третьим лицам;
  • Заявление подано лицом, не имеющим полномочий представлять интересы заявителя;
  • Наличие противоречивых сведений в заявлении и приложенных к нему документах;
  • Кроме того бывают отказы с формулировкой: «С заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов».

Правила и принципы установления платы за участок

Аренда земли

Статья 39.8 ЗК РФ, пункт 8, регулирует сроки заключения соглашений и предусматривает, что договор аренды территории на земле, находящейся в собственности муниципалитета, при определенных условиях целевого использования, имеет различный период действия.

Срок аренды муниципальной земли может быть следующим:

  1. При предоставлении гражданам участка под ИЖС или ведение ЛПХ, срок действия соглашения может составлять до 20 лет.
  2. Юридические лица, желающие взять в пользование территорию под организацию дачного хозяйства или проявить инициативу с целью комплексного ее освоения, могут заключить договор аренды на период от 3 до 5 лет.
  3. Правила аренды земли у государства, муниципалитета или в администрации города: сколько стоит, цены и льготыПри определенных условиях и оговоренных в законе обстоятельствах, на срок до 3 лет могут быть предоставлены в пользование участки с расположенными на них объектами незавершенного строительства с целью завершения постройки.
  4. Аренда сроком от 3 до 10 лет предусмотрена для территорий, на которых предполагается строительство и реконструкция зданий.
  5. Земли, на которых предусматривается сооружение линейных объектов и коммуникаций, могут передаваться в аренду на период до 49 лет.
  6. Не больше чем на 3 года может быть предоставлена территория, предназначенная для выпаса животных, сенокошения и огородничества.
  7. До 49 лет предоставляются в аренду участки собственникам сооруженных зданий, которые расположены на территории.
Справка.ЗК РФ в статье 39.8

предусматривает все условия и особенности использования земельных территорий, а также предусматривает сроки аренды муниципальной земли.

Важно!

Земельные участки являются теми объектами, где цена не может устанавливаться по усмотрению двух сторон, а регулируется официальным документом, в котором прописываются правовые нормы (ч.4

ст.22 ЗК РФ

).

Правила установления цены регулирует закон. В ст.65 ЗК прописано, что размер стоимости аренды оговаривается условиями договора, но для земель, находящихся в собственности у муниципалитета или администрации города, цена устанавливается Правительством РФ и органами местного самоуправления.

В Постановлении Правительства №582 от 16 июля 2009 года говорится, что арендная плата устанавливается исходя из соразмерности ограничения экономических интересов, и ее размер должен соответствовать приносимому доходу с данного ЗУ, его категории. Размер аренды устанавливается Законом, хотя и может быть прописан в договоре.

Давайте рассмотрим основные принципы при определении арендной платы:

  • экономическая обоснованность, соразмерная приносимому доходу земельного участка;
  • предсказуемость расчета, исходя из которой, органы госвласти и муниципалитета определяют порядок расчета и оговаривают случаи, когда размер платы может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке;
  • предельно допустимая простота расчета, которая определяется стоимостью земли по кадастру;
  • поддержка социально значимых видов деятельности, когда сумма аренды не должна быть больше размера земельного налога;
  • запрет необоснованных предпочтений.
Справка!

Более подробно вы можете прочитать в Земельном Кодексе РФ от 25.10.2001г.

ФЗ-№136 ст.39.7

.

Чтобы определить размер арендной платы может использоваться кадастровая оценка, порядок осуществления которой оговорен Правилами проведения. Она должна проводиться не реже одного раза в пять лет. Исходя из нее, по специальной формуле, определяющей стоимость земельного участка, считается размер арендной платы.

Ежегодно муниципалитет определяет нормативную стоимость, которая может отличаться от кадастровой и имеет право изменить ее не более чем на 25%, чтобы в итоге она не превышала рыночную более чем на 75%.

На основании Налогового кодекса все услуги по аренде имущества облагаются НДС.

К ним относятся:

  • недвижимое – любые строения, здания, дома и постройки, обладающие статусом недвижимости и соответствующими документами;
  • движимое имущество – любой вид транспорта (автомобили, лодки, катера, мотоциклы), оборудование для производства, компьютерная техника;
  • земельные участки.

Последний пункт имеет исключение при аренде земли непосредственно у государства – НДС в таком случае отсутствует. Во всех остальных вариантах арендодатель, который платит НДС, выставляет арендатору счет-фактуру, в которой размер налога вынесен отдельной графой.

Если с арендой земель у частных лиц все предельно понятно, то при приеме земель во временное пользование у госструктур необходимы некоторые пояснения.

К примеру, частное лицо оформляет субаренду на земельный участок у арендодателя, который в свое время взял недвижимость в пользование у государства. По закону НДС должен оплачивать субарендатор, но на практике может применяться иная схема.

Она заключается в повышении арендной платы на необходимую сумму налога. И по факту НДС выплачивает арендодатель, но только не за свой участок, а за тот который сдается. По факту нарушения тут нет, налоги уплачиваются исправно и в полном объеме. Выгода в том, что субарендатору такая система более удобна, а арендодатель таким способом обеспечивает себе поток клиентов на основе выгодных условий.

Первый вариант предусматривает фиксированную стоимость за использование земли, а сумма отображается в договоре. При этом арендатора не должно касаться количество потраченных ресурсов и прочие моменты – он платит за использование земли и все, что с ней связано.

Переменная аренда плата включает в себя фиксированную стоимость, а в дополнение идет оплата коммунальных услуг, которые подведены к участку: электричество, водоснабжение, водоотведение. Арендатор может согласиться на такие условия или осуществлять плату, которая включает в себя все необходимые затраты.

Договор

необходимо составить соответствующим образом.

Как правило, постоянная плата подразумевает уже все будущие траты на ресурсы, поэтому сумма в несколько раз превышает ту, в которой счет за коммунальные услуги вынесен отдельной строкой и оплачивается по факту. Какой вариант выбрать — каждый решает для себя сам.

РЕШЕНИЕ

от 16 июля 2013 года N 79/2438

Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов

(с изменениями на 11 июля 2018 года)

(в ред. решений Волгоградской городской Думы от 02.07.2014 N 14/476, от 15.12.2015 N 37/1155, от 23.12.2016 N 52/1506, от 19.04.2017 N 56/1623, от 30.10.2017 N 61/1795, от 11.07.2018 N 68/2048)

1. Утвердить Порядок расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов (прилагается).

(в ред. решения Волгоградской городской Думы от 15.12.2015 N 37/1155)

2. Считать утратившим силу решение Волгоградской городской Думы от 15.05.2008 N 3/84 «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и утверждении коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена».

3. Администрации Волгограда опубликовать настоящее решение в официальных средствах массовой информации в установленном порядке.

4. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие с 01 января 2013 г. в соответствии с действующим гражданским и земельным законодательством, за исключением случаев увеличения размера арендной платы, установленного договорами аренды земельных участков до вступления в силу настоящего решения.

5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Г.В. Мурылева — заместителя председателя Волгоградской городской Думы.

Исполняющий полномочияглавы ВолгоградаИ.А.СОЛОВЬЕВА

1. Общие положения

Правила аренды земли у государства, муниципалитета или в администрации города: сколько стоит, цены и льготы

1.1. Порядок расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов (далее — Порядок), разработан в целях повышения эффективности использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленных в аренду без торгов, упорядочения процедуры установления арендной платы за такие земельные участки и установления единого подхода к определению арендной платы за земельные участки, переданные в аренду физическим и юридическим лицам.

1.2. Исключен. — Решение Волгоградской городской Думы от 15.12.2015 N 37/1155.

Понятие арендной платы за земельный участок. Правила и порядок определения размера арендной платы земельных участков

  • Граждане с целью строительства индивидуального жилья и ведения подсобного хозяйства в границах городского, сельского поселения или районного центра.
  • Граждане с целью ведения огородного хозяйства и выпаса животных.
  • Некоммерческие организации с целью ИЖС.
  • Некоммерческие организации с целью организации садоводческого или огородного хозяйства.
  • Собственники сооружений, расположенных на арендуемом участке.

Для получения права аренды муниципальной земли без торгов нужно оформить заявление на его предоставление.

Оно включает в себя такие реквизиты:

  • Паспортные данные гражданина или информация о юридическом лице.
  • Сведения об участке: его адрес, кадастровый номер.
  • Цель использования ЗУ.
  • Контактные данные заявителя.

К заявлению прикладываются документы и справки, которые подтверждают право заключения договора аренды без проведения аукциона.

Правила аренды земли у государства, муниципалитета или в администрации города: сколько стоит, цены и льготы

В течение месяца заявление рассматривается администрацией, при его одобрении подготавливается договор на предоставление земли в аренду.

Его основные реквизиты:

  • Сведения об арендаторе и арендодателе.
  • Адрес, площадь, кадастровый номер участка.
  • Предназначение ЗУ.
  • Отсылка к документу, подтверждающему собственность администрации на землю.
  • Данные о строениях (если имеются).
  • Цена договора и способ расчета.
  • Срок действия договора.
  • Подписи сторон и дата заключения договора.

Если срок аренды превосходит один год, то подписанный договор необходимо зарегистрировать в Росреестре. Для этого нужно обратиться в отделение организации и оформить заявку, к ней прикладываются копии договоров и кадастровый паспорт ЗУ. Регистрация проходит только после оплаты госпошлины, ее размер в общем случае составляет 2000 рублей для физлиц.

Правила аренды земли у государства, муниципалитета или в администрации города: сколько стоит, цены и льготы

Торги по предоставлению права аренды земли у административных властей проходят стандартным путем: устанавливается начальная стоимость, которая увеличивается на один «шаг» участниками аукциона, если цена объявляется более трех раз, право аренды переходит к участнику, повысившему цену последним.

Сведения об аукционе (его объект, дата, начальная цена и «шаг») публикуются как минимум за месяц до его проведения. Участники должны подать свои заявления и внести задаток не менее чем за 5 дней до начала торгов.

Начальная цена торгов составляет 1,5 процента кадастровой стоимости участка или равна рыночной цене аренды, установленной в ходе оценки.Результат торгов фиксируется в протоколе, его копия прикладывается к договору. Во всем остальном порядок действий аналогичен алгоритму аренды земли без торгов.

Процедура оформления земли в аренду у местных администраций предполагает оплату заинтересованным лицом государственной пошлины, которая составит:

  • для физического лица – 2000 рублей;
  • для юридических лиц – 22000 рублей.

За составление технической документации в кадастровом отделе субъектам придется уплатить около 5-6 тысяч. Сумма во многом будет зависеть от размеров участка, сложностей его измерения и схематического изображения на документах.

Субъекты земельных отношений, чтобы внести ясность в пункты договора аренды, могут обратиться за помощью к юристам и понести дополнительные расходы, а также заверить копии документов у нотариуса, но законодательством данная процедура не предусмотрена.

Если обратиться к Гражданскому кодексу РФ, то под понятием арендной платы понимается обязанность арендодателя предоставить арендатору имущество для целевого использования, но на условии внесения конкретных платежей, размер которых фиксируется в соглашении между участниками правоотношений.

Таким образом, определение данной дефиниции имеет достаточно четкую трактовку, которая содержит в себе все основополагающие характеристики.

Порядок предоставления, размер арендной платы, условия и временные периоды внесения платежей за использование земельных участков (сельскохозяйственного, лесного, жилого, садоводческого и прочего предназначения), которые числятся как публичная собственность, т.е. государственное или муниципальное имущество, определяются постановлениями Правительства РФ, а также федеральными, региональными законами и указами на местном уровне.

В частности, регламентирует данную сферу Постановление № N 582, принятое Правительством РФ.

Если изменение условий арендной платы в одностороннем порядке предусматривается договором между участниками сделки, то арендодатель может воплотить подобные трансформации в жизнь. Но при этом должен быть соблюден строгий порядок действий, который зафиксирован в контракте.

В том случае если процедура внесения изменения в одностороннем порядке не прописана в основополагающем договоре, то между участниками может быть заключено дополнительное соглашение. Если же изменение в одностороннем порядке произошло с нарушением законодательного механизма, то арендатор может выплачивать за надел прежнюю сумму, закрепленную контрактом.

РЕШЕНИЕ

1. Общие положения

на основании кадастровой стоимости земельных участков;

на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности;

в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации.

Размер арендной платы за земельные участки, определяемый на основании кадастровой стоимости, не может быть меньше суммы земельного налога для данного земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Порядком.

(п. 1.2 в ред. решения Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 N 56/1623)

1.3. Исключен. — Решение Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 N 56/1623.

1.4. Перечисление арендной платы за земельные участки осуществляется на счет Управления Федерального казначейства по Волгоградской области по соответствующим реквизитам, указанным в договоре аренды соответствующего земельного участка.

1.5. Перечисление арендной платы производится ежемесячно равными долями в течение каждого расчетного периода. За текущий месяц перечисление арендной платы осуществляется до 10-го числа текущего месяца, за исключением оплаты арендной платы за земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального огородничества, животноводства, растениеводства, сенокошения, индивидуального гаражного и жилищного строительства, перечисление которой производится не позднее 15 сентября и 15 ноября текущего года.

1.6. Стороны по договору аренды земельного участка проводят сверку расчетов по арендной плате не реже одного раза в полугодие.

1.7. В случае уточнения условий, в соответствии с которыми определяется размер арендной платы за земельный участок, арендная плата подлежит перерасчету, но не чаще одного раза в год.

Официальное опубликование нормативных правовых актов, регулирующих порядок начисления и размер арендной платы, в официальных средствах массовой информации и в сети Интернет является надлежащим уведомлением арендатора.

(п. 1.7 в ред. решения Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 N 56/1623)

1.8. Арендная плата за земельные участки ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (далее — индексация на размер уровня инфляции), который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды, за исключением случаев определения размера арендной платы за земельные участки, способ определения размера арендной платы за которые установлен подпунктом 2.1.11 пункта 2.1 раздела 2 настоящего Порядка.

Правила аренды земли у государства, муниципалитета или в администрации города: сколько стоит, цены и льготы

(в ред. решения Волгоградской городской Думы от 11.07.2018 N 68/2048)

В случае изменения ставок, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки, размер арендной платы изменяется со дня вступления в силу нормативного правового акта об изменении указанных ставок, но не чаще одного раза в год.

(п. 1.8 введен решением Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 N 56/1623)

1.9. Рыночная стоимость земельных участков, способ определения размера арендной платы за которые установлен подпунктом 2.1.11 пункта 2.1 раздела 2 настоящего Порядка, изменяется не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в пять лет по инициативе отраслевого (функционального) структурного подразделения администрации Волгограда, осуществляющего от имени муниципального образования городской округ город-герой Волгоград права собственника муниципального имущества городского округа город-герой Волгоград.

В случае изменения рыночной стоимости земельного участка, арендная плата за который определена на основании его рыночной стоимости (за исключением случаев изменения рыночной стоимости на основании решения суда, а также при изменении рыночной стоимости в связи с исполнением гарантийных обязательств по контракту на оценку земельного участка, в соответствии с которым определялась рыночная стоимость земельного участка), арендная плата подлежит перерасчету с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором составлен отчет об оценке земельного участка.

В случае изменения рыночной стоимости земельного участка на основании решения суда, а также при изменении рыночной стоимости в связи с исполнением гарантийных обязательств по контракту на оценку земельного участка, в соответствии с которым определялась рыночная стоимость земельного участка, арендная плата подлежит перерасчету с даты начала применения указанной рыночной стоимости при расчете арендной платы, если иное не установлено решением суда.

Итоговая величина рыночной стоимости земельного участка, определенная в отчете об оценке земельного участка, является рекомендуемой для целей заключения договора аренды в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Что изменилось в Земельном Кодексе РФ после 2015 года

  1. Если землю не успели разграничить и утвердить «Правила застройки», то возникает переход права распоряжения земельными участками от городской к районной администрации (поселка, деревни, села);
  2. Отдельные случаи и льготные категории граждан, которым предоставляется право получения земли в аренду без участия в торгах теперь прописаны в Земельном Кодексе;
  3. Стала возможной передача в аренду не стоящих на кадастровом учете муниципальных земель по заявлению граждан и без проведения аукциона.
  4. Земли, которые находятся в публичной собственности, могут выступать предметом аренды, если относятся к разрешенной категории и стоят на кадастровом учете.

Другими словами, в оборот поступили новые массивы земельных участков под индивидуальное жилое строительство и, чтобы взять землю в аренду, теперь не нужно обращаться в администрацию города или районного центра — достаточно обращения в администрацию поселения, в котором расположен участок.

На что стоит обратить особое внимание?

Так как процедура может занять много времени и средств – к ней необходимо тщательно подготовиться. Главное – провести комплексный анализ состояния интересующего земельного участка. Он должен соответствовать поставленным целям – застройка, сельскохозяйственные работы, для огородничества.

Что нужно учитывать:

  • наличие или возможность проведения инженерных коммуникаций – электричество, водопроводные сети, газоснабжение;
  • состояние почвы – ее состав, грунтовые воды;
  • наличие построек на территории.

От этого будет зависеть не только арендная плата, но и сумма налогов. Дополнительно продумываются действия по окончанию срока временного использования. С 2015 г бывшие арендаторы потеряли исключительное право приоритета во время проведения торгов. Это актуально для жилых застроек, которые в случае нарушения могут отойти государству.

В видеоматериале можно ознакомиться с особенностями выбора не арендованного участка на интерактивной кадастровой карте:

  • Ежегодно кадастровая стоимость растет на 5,2 %;
  • Кадастровая цена объекта может быть отличной от рыночной стоимости земли, потому как в сведениях кадастровой службы нет информации о функциональном составе объекта (технические помещения, паркинги);
  • Территориальные органы кадастровых служб имеют необходимую информацию о стоимости всех земель, находящихся под юрисдикцией территориальной службы.
Правила аренды земли у государства, муниципалитета или в администрации города: сколько стоит, цены и льготы

Выяснить стоимость того или иного земельного участка можно путем обращения в нужное кадастровое отделение.

Можно ли арендовать землю в другом регионе

  1. Выиграть аукцион по аренде, инициатором которого выступает администрация. Для земель стоящих на кадастровом учете (отображаются на публичной кадастровой карте);
  2. Выиграть аукцион по инициативе граждан. Для земель стоящих на кадастровом учете (отображаются на публичной кадастровой карте);
  3. Заключить договор аренды без проведения торгов. Для земель находящихся в муниципальной собственности, стоящих на кадастровом учете и только для льготной категории граждан;
  4. Заключить договор аренды без проведения торгов на земельный участок, который еще не стоит на кадастровом учете (не отображается на публичной кадастровой карте).

А теперь рассмотрим каждый способ подробнее.

Правила аренды земли у государства, муниципалитета или в администрации города: сколько стоит, цены и льготы

Есть разъяснения ФАС РФ (Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 5 июня 2012 г. «Разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции») касаемо передачи прав на имущество без торгов и аукционов для НКО:

  • В соответствии с пунктом 7 статьи 4 «Закона о защите конкуренции» конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;
  • Согласно пункту 5 статьи 4 «Закона о защите конкуренции» под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Таким образом, действие статьи 17.1 «Закона о защите конкуренции» не распространяется на случаи, когда стороной по договору о передаче имущества, которая получает право владения и (или) пользования государственного или муниципального имущества, выступают некоммерческие организации, не осуществляющие деятельность, приносящую доход.

  • Кроме того, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17.1 «Закона о защите конкуренции» предоставление прав владения и (или) пользования государственным и муниципальным имуществом возможно без проведения торгов некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Таким образом, передача государственного или муниципального имущества на основании пункта 4 части 1 статьи 17.1 «Закона о защите конкуренции» может осуществляться вне зависимости от того, осуществляют ли указанные в данном пункте некоммерческие организации деятельность, приносящую доход, или нет. 

Как я это вижу:

  1. Получить справки подтверждающие, что здание не стоит на балансе у органов мсу, не находится в чьей-то собственности (физ. юр. гос. лиц (гос. — мсу, федеральная));
  2. Подать заявление в местную администрацию, в чьем ведении находится данный земельный участок, о приобретении права аренды на него, именно в письменном виде, т.к. зачастую сталкиваюсь с тем, что люди слушают ленивых чиновников, которые не хотят разбираться с проблемами входящими в их прямые обязанности. Подавайте именно в письменном виде;
  3. В заявлении можно указать предложение выделить данный ЗУ в аренду вам для каких-либо нужд с обязательством в виде очистки территории от строительного мусора и тп.
  4. Если получите положительный ответ, то быстренько ремонтируете данное здание (частично), оформляете на него право собственности; 
  5. Далее оспариваете кадастровую стоимость земельного участка и здания и выкупаете ЗУ у муниципалитета. Снижение КС вам пригодится для уменьшения суммы выкупа.

Если вам откажут по причине того, что на ЗУ формально находится здание, а ЗУ в собственности муниципалов, то тогда вижу только судебный порядок оспаривания. Решение органа мсу об отказе в предоставлении по мотивам того, что на участке здание станет ключевым документом для суда. Но у вас есть «контр-документ» подтверждающий, что здание не стоит на балансе у органов мсу. А кто вообще сказал что это здание? Может быть это мусор, к примеру?

Дело в том что в нашем земельном законодательстве существует принцип прямой связи судьбы ЗУ и недвижимости расположенной на нем, а так же есть такая статья в Гражданском Кодексе под названием — Бесхозные недвижимые вещи.

Сноски:

  • ЗК РФ Статья 1. Основные принципы земельного законодательства — п. 5 — единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
  • ГК РФ Статья 225. Бесхозяйные вещи — ч.1 — Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Ч.3 — Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

По поводу дистанционной аренды, например для направления почтой необходимых документов на согласование в другой регион — да можно. Прописка и даже гражданство здесь роли не играют. Но и искать интересующий вас земельный участок придется дистанционно: не взглянув и не пощупав. 

Правила аренды земли у государства, муниципалитета или в администрации города: сколько стоит, цены и льготы

Единого перечня свободных участков не существует, зато есть реестры земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности. Существует так же специальный орган под названием «Росимущество», который ведает участками принадлежащими государству, но это будет федеральная собственность (лучше не связываться).

Как вариант, можно составить мотивированный запрос о наличии земельных участков для приобретения права аренды в администрацию района или сельского поселения, на территории которого будет располагаться участок, но рассчитывать на подробный ответ я бы не стал.

Если мы говорим о земельных участках находящихся в природоохранной зоне то следует учитывать следующие законодательные положения:

  • Категория земельных участков в природоохранной зоне, исходя из положений Земельного кодекса Российской Федерации, не относится к категориям земель, которые изъяты из оборота;
  • В настоящее время не имеется федерального закона, который устанавливает прямой запрет на их приватизацию;
  • Факт резервирования земельных участков в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» должен быть установлен нормативным правовым актом соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Следовательно, земельное законодательство не содержит ограничений на передачу в собственность земельных участков, которые расположены в водоохранной зоне или природоохранной зоне, кроме земель изъятых из гражданского оборота.

Законодательство: п.1 ч.1 ст. 97 ЗК., п.4 ст. 97 ЗК, ст. 27 ЗК, п.5 ст. 20 ЗК, п. 4 ст. 28 ЗК.

Способ №3 — аренда без торгов для льготной категории граждан

Правила аренды земли у государства, муниципалитета или в администрации города: сколько стоит, цены и льготы

Согласно Земельному Кодексу, некоторые категории граждан могут рассчитывать на льготные условия, а именно:

  • Правила аренды земли у государства, муниципалитета или в администрации города: сколько стоит, цены и льготыпенсионеры;
  • инвалиды 1 и 2 группы;
  • ветераны;
  • лица, пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС;
  • участники ликвидации последствий аварий произошедших на АЭС;
  • многодетные семьи.

В зависимости от региона вашего проживания, могут быть некоторые нюансы, для определения льготных категорий. Взять участок в аренду под ИЖС на льготных условиях могут:

  1. Герои Советского Союза и РФ (должны быть полными кавалерами ордена Славы).
  2. Военнослужащие, проходившие службу по контракту и уволенные в запас по возрасту или состоянию здоровья.
  3. Инвалиды детства и имеющие 1 группу.
  4. Многодетные семьи.
  5. Герои труда.
  6. Ветераны ВОВ и боевых действий.

При этом арендная плата может составлять определенный процент от кадастровой стоимости, что называется корректирующим коэффициентом:

  • 0,01 % от кадастровой стоимости земли: В случаях предоставления земельного участка гражданину либо организации, которые вправе освободиться от уплаты налога на землю либо имеют другие налоговые привилегии. Такой процент арендной платы также применим к землям, изъятым из оборота (включая земельные наделы, подвергшиеся загрязнению, деградации и заражению), которые по законодательству можно передавать в аренду;
  • 0,6 % от кадастровой стоимости земли: В случаях предоставления земельного участка гражданину или организации в целях ведения личного подсобного хозяйства либо для применения по сельскохозяйственному назначению (включая организацию крестьянско-фермерского хозяйства);
  • 1 % от кадастровой стоимости земли: В случае предоставления земельного участка в целях реализации положений концессионного соглашения;
  • 1,5 % от кадастровой стоимости земли: В случаях предоставления земельного участка по заключенному договору аренды на основании пункта 5 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации;
  • 2 % от кадастровой стоимости земли: При предоставлении земли недропользователю в целях осуществления работ, касающихся пользования недрами.

А = КСт * k, где

  • А — сумма арендной платы, которую необходимо вносить землепользователю;
  • КСт — кадастровая стоимость земли (ее можно выяснить в кадастровой службе по месторасположению земельного надела);
  • k – корректирующий коэффициент, изменяющийся в зависимости от землепользователя и назначения сдачи в аренду. Размеры корректирующего коэффициента были перечислены выше.

Кадастровая стоимость земельного участка в Московской области в среднем составляет 828,08 руб. за квадратный метр. Предположим, что наш земельный надел составляет 200 квадратных метров. У нас есть налоговые льготы и преференции, в соответствии с которыми мы имеем право на корректирующий коэффициент, равный 0,01 %.

Считаем:

А = 828,08 * 200 * 0,01 = 1656, 16 руб.

Именно такую сумму мы должны выплатить государству за аренду его участка в течение одного года.

А = С * Р, где

  • А — размер платы за аренду;
  • С — рыночная цена надела, которую определяет независимая экспертиза, проводимая не раньше, чем за полгода до дня вступления нанимателя в арендные права;
  • Р — ставка рефинансирования Центробанка РФ, устанавливаемая в начале года, в ходе которого заключается договор найма земельного участка.
капитальный ремонт многоквартирных домов платить или нетДополнительное соглашение к договору аренды земельного участка

составляется в случае изменения арендной платы, реквизитов сторон и т.д.

Кто и как должен платить за капитальный ремонт многоквартирного дома? Подробно этот вопрос освещен в нашей статье.

В случае затопления квартиры нужно предпринимать меры немедленно! Что нужно делать в этом случае, вы узнаете здесь.  

Обновления сведений об участках является непростой задачей местных органов кадастровой службы. Оценка участков представляет собой сложную процедуру.

Правила аренды земли у государства, муниципалитета или в администрации города: сколько стоит, цены и льготы

Анализ практики показывает актуализацию роста налогов и арендной платы, что зависит от кадастровой стоимости, растущей год за годом. Налоговые поступления и доходы от

сдачи в аренду участков

составляют хорошую долю финансовых ресурсов местных бюджетов городов и районов.

Таким образом, определение размера арендной платы по кадастровой стоимости является несложной задачей. Необходимо лишь знать ваш льготный корректирующий коэффициент и взять сведения из кадастровой службы по месту нахождения арендуемого участка.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, 

звоните по телефонам

:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Согласно статье 22 ЗК, арендаторами могут выступать как юридические, так и физические лица, в том числе иностранные граждане и лица без определенного гражданства. Оформить землю в аренду у администрации города или села они могут только при наличии следующих условий:

  • Участок поставлен на кадастровый учет.
  • Определено его разрешенное использование.
  • Он отнесен к определенной категории земель.
  • Участок не арендован другим гражданином или юридическим лицом.

Во-первых, законодательный порядок устанавливает возможность повышающего коэффициента арендных платежей на земли, находящиеся в публичной собственности, предполагаемые для жилого назначения. Земельный налог здесь берется в расчет.

В данном случае речь идет о ситуациях, когда в трехлетний срок на территории земельного участка, взятого в аренду, не будет введено в эксплуатацию сооружение жилого назначения. Арендный платеж в такой ситуации будет равняться двукратному размеру налоговой ставки, по которой рассчитывается земельный налог.

Во-вторых, если изменение касается права собственности на земельный участок, т.е. происходит переоформление права бессрочного пользования на арендное право, то расчет размера платежа происходит по одному из оснований:

  • два процента кадастровой стоимости земельного участка, который берется арендатором в установленном законодательством порядке.
  • три десятые процента от кадастровой стоимости земли сельскохозяйственного назначения.
  • полтора процента кадастровой стоимости на земли, которые числятся как ограниченные или же изъятые из оборота.

Кроме того, определение размера арендной платы за участок сельскохозяйственного, лесного или прочего назначения не может превышать собой уровень, который имеет земельный налог. Данная норма нашла свое определение в ст. 39.7 ЗК РФ.

Если углубиться в ее суть, то можно вывести следующие особенности и правила расчета размера арендной платы, который не может превышать собой налог:

  • Законодательный порядок устанавливает, что если договор аренды на землю заключен с физическим лицом, которое наделяется Земельным кодексом России правом бесплатного использования участка сельскохозяйственного, садоводческого, лесного и прочего назначения без проведения торгов, а также если он зарезервирован или ограничен в обороте, то размер платежа не может превышать налог.
  • Нормативные правила также устанавливают, что если с лицом заключен договор о развитии и освоении территории, то расчет платежа также должен проходить в полном соответствии со ставкой, которую имеет налог на землю.
  • Учитывается налог на землю и в том случае, если арендный контракт заключается с гражданами, которые имеют право на внеочередное предоставление надела, что обуславливается федеральным законом.
  • Расчет и определение арендного платежа с учетом налоговых издержек также происходит в том случае, если земли принадлежат субъекту на основании оперативного управления.
  • Иные основания и законодательные правила, предусмотренные ЗК РФ.

Правила аренды земли у государства, муниципалитета или в администрации города: сколько стоит, цены и льготы

Если в муниципальном образовании приняты Правила землепользования и застройки, значит поселение разделено на участки по видам разрешенного строительства. Следовательно, все участки под индивидуальное жилищное строительство, которые администрация выставляет на аукцион — уже согласованы и сформированы.

  1. Местный орган исполнительной власти инициирует аукцион и выступает организатором его проведения;
  2. Администрация назначает срок заключения договора и начальную ставку арендной платы;
  3. Организатор определяет время и место проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие;
  4. Муниципалитет устанавливает порядок внесения/возврата задатка и шаг аукциона;
  5. Информацию размещают на официальных информационных ресурсах за 30 дней до проведения аукциона.
  1. Заявка по форме установленной администрацией;
  2. Копия паспорта или загранпаспорта (для иностранцев);
  3. Квитанция о внесении задатка.

Прием документов заканчивается не позднее 5 дней до проведения аукциона. 

К сформированным землям относятся участки, которые уже стоят на кадастровом учете и отображаются на карте РосРеестра. Собственником таких участков должен являться либо муниципалитет, либо государство (публичная собственность). Список таких участков можно посмотреть на сайте администрации или РосИмущества, но, скорее всего, искать свободные участки в публичной собственности придется самостоятельно.

Здесь нас интересуют «Права и ограничения», которые у данного ЗУ, к сожалению, установлены. Значит придется искать новый участок, у которого в поле «Форма собственности» указано — публичная, а графа «Права и ограничения» пустая.

  • Главы 17-18 Земельного кодекса РФ;
  • ст. 41 Лесного кодекса РФ — аренда для рекреационных и оздоровительных целей;
  • Глава 6 Лесного кодекса РФ — основания аренды лесных участков;
  • Глава 8 Лесного кодекса РФ — проведение торгов.
  • Предельные размеры общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (ЛПХ), устанавливается в размере 50 соток (0,5 га).
  • Максимальный размеры земельных участков под индивидуальное жилое строительство (ИЖС), предоставляемых гражданам из муниципальной собственности, устанавливаются региональным и муниципальным законодательством.
  • Сроки аренды на земли сельскохозяйственных угодий без права строительства — от 10 лет;
  • Для занятия огородничеством — до 3-х лет;
  • Для индивидуального жилого строительства (ИЖС) — от 3 до 10 лет;
  • Для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ) — от 3 до 49 лет.

1. Общие положения

Как арендовать земельный участок под заброшенным зданием

РЕШЕНИЕ

1. Общие положения

SзуN — площадь земельного участка, принадлежащая арендатору N, пропорционально доле собственности объекта недвижимости (кв. м);

SонN — площадь помещения, находящегося в собственности у арендатора N, (кв. м);

подача искового заявления

Sон — общая площадь объекта (объектов) недвижимости, расположенного (расположенных) на земельном участке, (кв. м);

Sзу — общая площадь земельного участка (кв. м).

(п. 1.10 введен решением Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 N 56/1623)

0,05 процента в отношении земельных участков, предоставленных спортивным организациям (учреждениям) и индивидуальным предпринимателям, использующим земельные участки для строительства и размещения детско-юношеских спортивных школ, школ олимпийского резерва, клубов физической подготовки, теннисных кортов, гребных баз, катков, велотреков, стрельбищ, шахматно-шашечных клубов, бассейнов, общероссийских физкультурно-спортивных объединений (союзов, ассоциаций) по различным видам спорта, общественно-государственных физкультурно-спортивных обществ, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта;

0,35 процента в отношении земельных участков, предоставленных предприятиям, осуществляющим перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования (за исключением такси) по государственному или муниципальному заказу по тарифам, регулируемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, с предоставлением льгот по проезду в соответствии с законодательством Российской Федерации и Волгоградской области, у которых выручка от указанной деятельности составляет более 50 процентов в общей сумме выручки предприятия от продажи товаров, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей);

земельного участка, предоставленного физическому или юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если налоговая база в результате уменьшения на не облагаемую налогом сумму принимается равной нулю;

земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если размер налогового вычета меньше размера налоговой базы. При этом ставка 0,01 процента устанавливается в отношении арендной платы, равной размеру такого вычета.

земельного участка, изъятого из оборота, если земельный участок в случаях, установленных федеральными законами, может быть передан в аренду;

земельного участка, загрязненного опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшегося загрязнению, заражению и деградации, за исключением случаев консервации земель с изъятием их из оборота;

земельного участка, предоставленного для размещения дипломатических представительств иностранных государств и консульских учреждений в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами;

земельного участка, арендатор которого заключил договор о временном занятии земельного участка в целях реализации и проведения чемпионата мира по футболу 2018 года, на срок временного занятия земельного участка;

земельного участка, предоставленного инвесторам, заключившим инвестиционные соглашения с администрацией Волгограда и использующим такой земельный участок в целях реализации инвестиционных проектов, предусмотренных заключенными инвестиционными соглашениями, на период действия таких соглашений;

земельного участка, предоставленного юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю для целей реализации соглашения о муниципально-частном партнерстве или концессионного соглашения на период создания (строительства) объекта (объектов) муниципально-частного партнерства или объекта (объектов) концессионного соглашения, за исключением объектов, указанных в подпункте 2.1.2 настоящего пункта;

(абзац введен решением Волгоградской городской Думы от 30.10.2017 N 61/1795)

земельного участка, предоставленного организации, осуществляющей функции заказчика-застройщика по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов для муниципальных нужд;

земельных участков, предоставленных образовательным учреждениям;

строительство жилого дома

земельных участков, предоставленных учреждениям здравоохранения, финансируемым из бюджетов всех уровней;

0,7 процента в отношении земельного участка, предоставленного юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющему строительство объектов, входящих в Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 г.

1,0 процента в отношении земельного участка, предоставленного юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю для размещения гостиниц, за исключением гостиниц категории «четыре звезды» и «пять звезд», входящих в Программу;

земельного участка, предоставленного гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства, сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных;

земельного участка, предоставленного крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

1,5 процента в отношении земельного участка в случае заключения договора аренды в соответствии с пунктом 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации и земельного участка, расположенного в границах территории комплексного развития, с правообладателем которого в установленном законом порядке заключен договор о комплексном развитии территории, но не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка;

земельного участка, предоставленного недропользователю для проведения работ, связанных с пользованием недрами;

земельного участка, предоставленного юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю для размещения гостиниц категории «четыре звезды» и «пять звезд», входящих в Программу.

В случае если кадастровая стоимость земельного участка не определена, применяется произведение среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен такой земельный участок, и площади земельного участка.

Если не определена величина среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, передаваемый в аренду, ее значение принимается равным среднему значению удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, граничащего с кадастровым кварталом, в котором расположен земельный участок.

В случае если кадастровый квартал, в котором расположен земельный участок, граничит более чем с одним кадастровым кварталом населенного пункта, среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости такого земельного участка принимается равным минимальному значению удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастровых кварталов населенных пунктов, граничащих с кадастровым кварталом, в котором расположен земельный участок, передаваемый в аренду.

(пп. 2.1.1 в ред. решения Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 N 56/1623)

заняты объектами коммунальной инфраструктуры, находящимися в собственности городского округа город-герой Волгоград;

предоставлены муниципальным унитарным предприятиям, осуществляющим деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

оформление кадастрового паспорта

заняты объектами, предоставленными муниципальным унитарным предприятиям, осуществляющим производство дноочистительных, дноуглубительных и берегоукрепительных работ.

(пп. 2.1.2 в ред. решения Волгоградской городской Думы от 23.12.2016 N 52/1506)

2.1.3. Исключен. — Решение Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 N 56/1623.

2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка в случае, если объекты недвижимости на данном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении двух лет с даты заключения договора аренды земельного участка;

5 процентов кадастровой стоимости земельного участка в случае, если объекты недвижимости на данном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении трех лет с даты заключения договора аренды земельного участка.

  • частного собственника либо коммерческой компании;
  • муниципальной (региональной, федеральной) властной структуры.

Необходимые условия

Обязательным условием для выделения территории является документ подтверждающий отсутствие у будущего арендатора других земельных участков, а при строительстве дома – справка об отсутствии собственной жилплощади.

Одним из условий получения в аренду земли для ИЖС является пункт договора, в котором предусматривается строительство на участке жилого здания. Пункт соглашения оговаривает условия и сроки постройки.

При предоставлении земли в пользование муниципальные власти учитывают финансовые возможности граждан, род их занятий, профессию, место работы, а также наличие или отсутствие льготного государственного обеспечения.

Кто устанавливает стоимость?

Существуют ключевые принципы, помогающие определять стоимость аренды, они установлены Правительством Российской Федерации, согласно ст. 39.7 ЗК РФ. Также, если вы берете землю у муниципалитета без торгов, то право устанавливать арендную плату имеют:

  1. правительство РФ, если земля является собственностью государства;
  2. государственный земельный надзор;
  3. органы местного самоуправления.

Также, согласно ст.66 ЗК, оценка земли производится в согласии с ФЗ об оценочной деятельности. Кадастровая оценка земельного участка помогает определить его стоимость.

Статья 66 ЗК РФ. Оценка земли

  1. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
  2. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с «законодательством» Российской Федерации об оценочной деятельности.

    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

  3. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Формула для расчета

Учитываются следующие подходы для определения сколько стоит аренда земли:

  1. прибыльный – актуален в случае аренды, так как будет приносить постоянный доход в будущем;
  2. сравнительный – ориентирован на определение соотношения между спросом и предложением и сравнением оценки подобных участков земли;
  3. затратный – если участок нуждается в улучшении.

Какую же формулу используют для того, чтобы рассчитать арендную плату за муниципальную землю?

А = К * %

, что означает:

  • А – сумма, уплачиваемая за аренду;
  • К – стоимость, определенная кадастровой оценкой;
  • % – коэффициент, зависящий от того, кто арендует и с какой целью.

Коэффициент составляет:

  • 0,01% – для имеющих льготы по уплате налогов или освобожденных от уплаты таковых;
  • 0,6% – для ведения личного подсобного хозяйства;
  • 1,5% – под строительство;
  • 2% – для извлечения ископаемых.

земля в аренде дом в собственности как оформить в собственность землю

Если аренда земли была получена в результате торгов, то ее стоимость устанавливается исходя из результатов торгов (ст.447 ГК РФ п.4).

Примеры

О формуле поговорили, теперь давайте на некоторых абстрактных примерах посмотрим, как может высчитываться сумма аренды. Сергей Сергеевич решил арендовать землю у государства для добычи полезных ископаемых. Выбранный им участок земли прошел кадастровую оценку, и его стоимость составила 350 000 рублей. Подставив эти данные в нашу формулу, мы получим размер годовой аренды: 350 000 * 2% = 7000 рублей.

Или еще пример расчета аренды для аренды земельного участка под сельское хозяйство,где % ставка составляет 0,6%, а кадастровая стоимость 250 000р. Подставляем в формулу и получаем: 250 000 * 0,6% = 1500р.

Как видим, необязательно покупать землю, чтобы сделать свою мечту реальностью. Можно просто арендовать надел у государства. Надеемся, наша статья помогла вам увидеть, реально ли это для вас.

РЕШЕНИЕ

1. Общие положения

  • местоположение региона, развитие его экономики;
  • категория земель и их целевое использование;
  • оцениваются постройки, расположенные на сдаваемой территории;
  • учитывается рельеф местности;
  • на стоимость влияет характеристика почв, если они используются для сельскохозяйственных нужд;
  • учитывается расстояние до природных объектов и дорог, развитие инфраструктуры.

Инструкция по расчету арендной платы:

  1. устанавливается регион, в котором арендуется земля.
  2. Определяется категория земельной территории.
  3. Выясняется цель, для какой будет использоваться земельный участок.
  4. Далее определяется потенциальный пользователь. Следует уточнить его статус: физическое или юридическое лицо, а также имеются ли какие-либо льготы у будущего арендатора. Для инвалидов, многодетных семей, пенсионеров, участников боевых действий обычно используется специальный поправочный коэффициент, который уменьшает арендную плату.
  5. После установления всех основных характеристик требуется определиться с методом расчета размера арендных платежей.

Наиболее часто размер оплаты арендованной земли у государства устанавливается в зависимости от кадастровой цены земельной территории.

Для вычислений используется формула — АП=КС*ПР:
  • где АП – плата за пользование участком;
  • КС – кадастровая стоимость;
  • ПР – коэффициент, который зависит от целевого использования и статуса арендатора.

Величина поправочного коэффициента указана в Постановлении №582:

  • Правила аренды земли у государства, муниципалитета или в администрации города: сколько стоит, цены и льготы0,01% берется для физических лиц, имеющих право на налоговую льготу, а также на участки, загрязненные радиоактивными отходами;
  • 0,6% используется для расчета земель, используемых под садоводство и огородничество, сенокошение и выпас скота, земли под пастбища, для постройки ИЖС, подсобного и дачного хозяйств, а также предоставление территорий для фермерства;
  • 1,5% берут в расчет для участков, под строительство жилых домов и промышленных объектов;
  • 2% на эксплуатацию и добычу недр.

На торгах

Цена, установленная на

торгах

, обычно используется при освоении земель под строительство жилья.

Причем начальная величина торгов устанавливается в размере 1,5% кадастровой стоимости.

Расчет по базовым ставкам Минэкономразвития применяется для предоставления территорий под авто- и железные дороги, трубо-, нефте- и водопроводы, под объекты для утилизации.

Формула для подсчета арендной платы от базовых ставок Минэкономразвития выглядит так — АП=S*БС*КП*ЗК:
  1. где S – площадь участка;
  2. БС – базовая ставка;
  3. КП – коэффициент поправки;
  4. ЗК – зональный коэффициент.

Базовая ставка устанавливается для каждого региона своя и оценивает привлекательность его месторасположения. Для Москвы она составляет 31,23 рубля за 1 м², для Санкт-Петербурга – 22,53 рубля за 1 м², а для Чукотки – только 3,2 рубля 1 м².

долевое владение землей

Зональный коэффициент позволяет учесть особенности территории, ее ценность и окружающие ее зоны, поправочный коэффициент показывает зависимость от категории земли и целевого ее использования.

От рыночной цены

Арендная плата устанавливается от рыночной цены в случаях предоставления земель, находящихся в федеральной собственности. При этом на нее оказывают влияние в большей степени спрос и предложение, экономическое положение в регионе и политическая ситуация в стране.

Формула для этого используется следующая — АП=РС*СР

:

  • где РС – рыночная цена;
  • СР – ставка рефинансирования.

Лучше если рыночная цена земельного участка будет установлена за полгода до заключения сделки с землей.

Заключение

Из вышесказанного можно сделать вывод, что определение арендной платы по кадастру – задача несложная. Здесь требуется знать льготный корректирующий показатель и получить данные из кадастровой инстанции по месту расположения участка, предполагаемого к аренде.

Аренда земельного надела

Более экономичным вариантом при аренде земельного участка будет оформление сделки с территориями муниципального/федерального ведения

Кроме того, понятно, что более экономичным вариантом при аренде земельного участка будет оформление сделки с территориями муниципального/федерального ведения. Ее стоимость гораздо меньше, причем арендатор при четком выполнении возложенных на него обязательств сможет перевести земли в личную собственность.

Хотя определенные плюсы есть и в оформлении сделки с частной собственностью. Например, претенденту на аренду частной территории не потребуется участия в аукционных торгах, а положения сделки останутся неизменными до завершения срока действия договора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Взять территорию в аренду у муниципалитета очень выгодно с экономической точки зрения тем людям, которые желают обзавестись своим собственным приусадебным хозяйством, заняться фермерством, а также реализацией выращенной продукции. Такое решение крайне необходимо каждому, кто не имеет своей собственности, но стремится осуществить мечту о постройке индивидуального жилого дома.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридические советы
Adblock detector