Земли сельскохозяйственного назначения в 2019 году: состав, использование, правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, фонд перераспределения

Какие земли включены в Фонд

Участок включается в Фонд, если он относится к сельскохозяйственным и при этом:

  1. От него отказались.
  2. Прежний владелец умер, а наследников нет, они отказались от наследства или не имеют право на него.
  3. Участок изъят, например, за неиспользование по назначению. Изъятие для государственных нужд сюда не включается.
  4. И в других случаях при переходе в государственную или муниципальную собственность.

Соглашение о перераспределении смежных земельных участков

Без сельского хозяйства невозможно представить жизнь человека. Оно является одной из важнейших отраслей экономики, помогает снабдить всеми нужными продуктами остальную индустрию.

Земли перераспределительного фонда  – это территориальные земли, которые находятся под властью государства и состоят из угодий, относящихся к агропромышленному комплексу. Эти участки не включают в состав пастбища.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам:

  • 7 (499) 653-60-72 доб. 987 (Москва и область)
  • 7 (812) 426-14-07 доб. 133 (Санкт-Петербург и область)
  • 8 (800) 500-27-29 доб. 652 (Регионы)

Это быстро и бесплатно!

К землям перераспределительного фонда относят угодья за границей заселенных участков, которые применяются в аграрных целях.

В состав этих целей входит:

  • Аграрная промышленность.
  • Ведение ферм, собственного и вспомогательного хозяйства.
  • Растениеводство, плодоводство, овцеводство, огородничество.
  • Деятельность, имеющая изучающий характер.

Всем участкам присущ неоднородный состав почвы и географические характеристики, отличаются климатическими условиями, местоположением, отдаленностью от коммуникаций и инфраструктуры.

Земли сельскохозяйственного назначения в 2019 году: состав, использование, правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, фонд перераспределения

Эксплуатирование территорий, включенных в состав перераспределительного фонда, происходит согласно со ст. 78 Земельного кодекса, в общепринятом порядке и при помощи нормативно-правовых актов России.

Формирование перераспределительного фонда территорий происходит за счет участков, которые включены в состав агропромышленного комплекса:

  • Территорий аграрной промышленности, которые поступают в фонд при покупке государством, субъектом государства или магистральным формированием права собственности на эту землю по основаниям, которые установлены государственными законами.
  • Если произошел не вынужденный отказ от аграрной территории.
  • Если отсутствуют наследники или никто не принял наследие. Также если произошло лишение привилегий наследства всех приемников завещателем. Также произошел отказ от наследия в пользу страны.
  • Если произошло принудительное отчуждение угодья и эта ситуация предусмотрена Земельным кодексом и законодательными актами.

Земли этого фонда могут применяться для ведения сельскохозяйственной деятельности и производства, для посадки лесов, в целях изучения, научно-исследовательской деятельности, для создания и расширения хозяйств, как пашни, сенокосы, многолетние насаждения, залежи, также в качестве некоммерческих объединений.

Перераспределительный фонд земель представлен резервом земельных территорий, которые могут отдаться в пользование физическим или юридическим лицам для применения их в целях аграрной промышленности. Поступление территорий в состав перераспределительного фонда происходит в случаях, которые представлены в ст. 80 Земельного кодекса.

Если происходит отчуждение земельных участков для нужд государства, то оно основывается на тех случаях, которые представлены в ст. 49 Земельного кодекса России. Если изъятие происходит непосредственно у владельца, то оно основывается на выкупе (статьи 279-282 Гражданского кодекса).

Происходит отчуждение участка, входящего в состав аграрной промышленности:

  • без компенсирования по заключению суда как наказание за совершение уголовно наказуемого деяния или за преднамеренное регулярное содействие земельных правонарушений (согласно статье 50 Земельного кодекса);
  • в подневольном порядке лишение прав на территорию в случае его применения не по назначению (на основании статей 284-287 Гражданского кодекса и статьи 54 Земельного кодекса).

Территории, входящие в состав аграрной промышленности, которые выбили из оборота, не отходят перераспределительному фонду, и главная задача их остается без изменений.

Земли этого фонда могут применяться для ведения аграрной промышленности и производства, для посадки лесов, в целях изучения, научно-исследовательской деятельности, для воссоздания и расширения хозяйств, как пашни, сенокосы, многолетние насаждения, залежи, а также в качестве не торговых объединений в соответствии со статьей 78 Земельного кодекса.

Первые создания перераспределительных фондов земель были предписаны Указом президента Российской Федерации от 27.12.91 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР».

Согласно пункту 11, статье 3 ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» с момента вступления в силу Земельного кодекса в фонд должны включаться все территории, находившиеся на дату вступления Кодекса в силу в фондах, которые были образованы в соответствии с  Указом президента.

Земле не находящиеся в составе фонда могут находиться во владениях субъектов государства (статья 19 Земельного кодекса). Все сведения связанные с землями перераспределительного фонда имеют общедоступный характер. Все органы обязуются предоставлять информацию всем заинтересованным лицам и публиковать все сведения связанные с фондом. Данная норма закреплена пунктом 4 статьи 80 Земельного кодекса.

Чтобы все действия были правомерными, необходимо тщательно изучать законодательную базу страны.

Фонд перераспределения земель был создан в 90-е годы для того, чтобы поднять сельскохозяйственную отрасль. Сегодня процедура выдачи участков регулируется федеральным законодательством.

Все началось с земельной реформы, произошедшей в начале 90-х годов. В то время задачей государства стало создание фермерских хозяйств. Ситуация усложнялась тем, что не все граждане являлись членами сельхозпредприятий и имели права на земельную долю. А лицам, которые желали создать фермерские хозяйства, была нужна земля. Государство должно было найти источники предоставления участков.

В фонд перераспределения вошли свободные земли, не имевшие собственников и арендаторов, а также территории колхозов и других землепользователей, которые использовались нерационально.

В конце 2001 года был принят Земельный кодекс. Практика включения в состав фонда земель сельскохозяйственного назначения была сохранена.

Сегодня о нем сказано сказано в ст. 80 Земельного кодекса. В фонде содержатся все земли, которые находятся в собственности государства. Оно может передавать их юридическим лицам, либо гражданам в аренду для ведения сельскохозяйственной деятельности, развития отрасли.

Энциклопедия МИП » Земельное право » Категории земель » Фонд перераспределения земель

Фонд перераспределения земель – это государственная структура, которая представляет собой определенную базу, в которой указываются точные регистрационные и кадастровые данные территорий.

Территориальная организация государства на протяжении многих лет была объектом проводимых земельных и административных реформ, которые разрабатывались с целью оптимизации использования земельных участков, реорганизации кооперативных и коллективных предприятий, а также для утверждения точных границ всех земельных участков.

В соответствии с действующим земельным законодательством данные процессы выполняются специальными государственными учреждениями, важнейшим среди которых является фонд по перераспределению земельных территорий.

Поэтому каждый гражданин страны, который сталкивается с владением, собственностью и эксплуатацией участков земли, должен ознакомиться с основными целями организации фонда перераспределения, а также особенностями распоряжения информацией данного государственного учреждения.

В статье 80 Земельного кодекса РФ указано, что фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения был создан для того, чтобы государство располагало наделами, которые могут быть переданы в пользование населению или юридическим лицам для организации сельхоздеятельности. В числе производственных объединений, занимающихся подобными мероприятиями, находятся фермерские (крестьянские) хозяйства, кооперативы, товарищества. Также земли могут быть отданы под животноводство, например для выпаса скота и сенокошения.

Другими словами, перераспределение земель как функция управления земельным фондом, имеет существенное значение для формирования общего порядка передачи территорий по праву собственности и дальнейшего пользования.

Земли сельскохозяйственного назначения в 2019 году: состав, использование, правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, фонд перераспределения

Использование земель осуществляется в рамках ст. 78 ЗК РФ. То есть территории могут быть переданы:

  • для организации сельхозпроизводства;
  • с целью лесопосадки защитного плана;
  • научно-исследовательским и учебным организациям, для организации практических занятий по подготовке специалистов;
  • кооперативам и товариществам, для дальнейшей передачи населению с целью разбивки сада или огорода;
  • кооперациям потребительского характера и религиозным общинам;
  • казачьим обществам;
  • малочисленным коренным народностям государства для организации быта и промыслов.

Все вопросы, связанные с использованием таких земель решаются в соответствии с действующим земельным законодательством и рядом федеральных законов.

Законодательно закреплена норма, согласно которой сведения о наличии территорий в составе фонда являются общедоступными. Благодаря этому товарищества, общины и граждане могут принять решение относительно подачи заявки на получение надела в пользование, а компании или фермерские хозяйства о приобретении дополнительной территории.

Важное значение имеют качественные характеристики участков. По этой причине, граждане могут получить информацию не только о наличии или отсутствии территорий, но и познакомиться с полным описанием земель.

Администрация или госорган, регулирующий вопросы, связанные с пользованием фонда перераспределения обязаны предоставлять все необходимые данные заинтересованным лицам, а также проводить публикации в региональных печатных изданиях о поступлениях наделов в фонд.

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Инна. Моя подруга работает в администрации и по секрету сообщила мне, что почти в центре города освободился участок и поступил в фонд перераспределения земель.

  • Москва МО:
  • Санкт-Петербург и ЛО:
  • Общероссийский:

Вся важная информация о фонде перераспределения земель сельскохозяйственного назначения — Юридическое руководство

Вспомогательные земли сельскохозяйственного назначения представляют собой следующие территории:

  • подъездные дороги, магистрали и пути сообщения между населенными пунктами;
  • площади, занятые складами и иными сооружениями для с/х продукции;
  • искусственные водоемы и водохранилища для орошения почвы.

Водные территории входят в состав земельных участков и составляют категорию недвижимого имущества. Согласно ст. 11 Водного кодекса РФ, указанные объекты подлежат передаче в собственность, владение, пользование или аренду вместе с земельным участком.

Земли сельскохозяйственного назначения включают в свой состав древесно-кустарниковые породы и растительность. Определение принадлежности флоры находится в ведении лесного законодательства. Ст. 103 Лесного кодекса РФ устанавливает, что лесные насаждения не подлежат купле-продаже, а значит не входят в состав земельных угодий с/х назначения. Остальная растительность, включая древесно-кустарниковую, может являться объектом правоотношений.

Фонд сельскохозяйственного назначения состоит из угодий и непригодных к посеву площадей. Вторую категорию наделов составляют овраги, болотистая местность, гари и иные труднодоступные для засева участки. До окультуривания непригодных площадей, они не могут входить в фонд перераспределения земель.

Что это такое?

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва:  7(499)350-8059.
  • Санкт-Петербург:  7(812)309-9401.
  1. Выращивания сельскохозяйственной продукции.
  2. Животноводства (в том числе для выпаса скота или заготовки сена).
  3. Рыбоводства.
  4. Научных исследований и обучения, связанных с сельским хозяйством.
  5. Посадки лесных насаждений для защиты земель.
  6. Организации охотничьих хозяйств.

Эти земли используются как частными лицами, так и организациями:

  • крестьянскими хозяйствами;
  • различными коммерческими предприятиями;
  • некоммерческими объединениями;
  • государственными, а также муниципальными организациями;
  • научными и образовательными организациями;
  • казачьими обществами и общинами народов Севера.

Фонд перераспределения создан государством для перераспределения и более полного использования земель. Ведь сельскохозяйственные земли являются ценным ресурсом, а без грамотного использования их качество ухудшается. Этому вопросу посвящена 80-я статья Земельного Кодекса.

Сведения об участках из Фонда должны быть доступны всем. Поэтому муниципальное образование, на территории которого они находятся (или уполномоченный государственный орган) публикует в официальной газете информацию о поступивших и выбывших участках. Кроме того, любой желающий имеет право получить подробную информацию об участке. Это важно для принятия решения о том, нужен ли данный участок и, соответственно, стоит ли на него претендовать.

Согласно 4-й главе Земельного Кодекса, возможны такие варианты перераспределения:

  • участков в муниципальной или государственной собственности;
  • личных участков;
  • первых и вторых между собой.

При распределении сельскохозяйственных земель, в том числе для передачи их из государственного Фонда, создаётся проект перераспределения.

Проект перераспределения земель состоит из двух частей: текстовой и графической. В нём содержатся такие сведения:

  1. Информация о конкретных участках – кадастровые номера, границы, площадь и т. п.
  2. Если земля передаётся в коллективную собственность – границы земельных долей.
  3. Территориальные зоны, в том числе накладывающие ограничения на использование земли (например, водоохранные).
  4. Расположение линейных объектов.
  5. И т. п.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, 

звоните по телефонам

:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Цель создания фонда перераспределения заключается в передаче земельных участков для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских или фермерских хозяйств, личных подсобных, ведения животноводства, садоводства, огородничества.

Также земельные участки могут использоваться в качестве сенокоса или пастбища.

Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения даны в ст. 77 ЗК РФ. В комплекс таких территорий включены следующие группы наделов:

  • сельхозугодья, передаваемые в пользование гражданам для дальнейшего эксплуатирования;
  • площади, занятые дорогами, для внутрихозяйственного пользования;
  • лесопосадки, используемые для защиты территорий от негативного влияния отрицательных температур, ветров и иных природных явлений;
  • наделы, занятые водными объектами, гидротехническими комплексами;
  • территории, используемые для постройки хранилищ сельхозпродукции и ее изготовления.

По ст. 78 ЗК РФ наделы сельхозназначения используются лишь согласно перечню определенных действий. Виды использования земель сельскохозяйственного назначения:

  1. Организация сельхозпроизводства.
  2. Создание лесонасаждений.
  3. Проведение научно-исследовательских работ, а также организация учебного производства.
  4. Для внедрения аквакультуры или рыбоводства.

Учебные заведения могут воспользоваться площадями для проведения практических занятий или при выполнении подготовки кадров в области сельского хозяйства. Коренные малочисленные народности государства вправе получить земельные массивы для организации и развития традиционных промыслов, хозяйствования.

В том случае, если имеется проект рекультивации подобных территорий, наделы отдаются в пользование для прокладки дорожного покрытия, ЛЭП, газопровода или нефтепровода. Изменение целевого назначения земель не требуется. Также наделы данной категории могут эксплуатироваться как охотничьи угодья.

В статье 79 ЗК РФ указано, что к сельскохозяйственным угодьям относятся территории, которые используются для посадки насаждений, культурных растений, разведения домашних животных и других хозяйственных процессов, отвечающих прямому использованию наделов.

К таким площадям можно отнести:

  • пашни и сенокосы;
  • пастбища;
  • залежи природных ископаемых;
  • посадки многолетней группы – сады, виноградники.

Все эти наделы, включенные в состав сельскохозяйственных угодий, обладают приоритетом в эксплуатации, и относительно них устанавливается специальный правовой режим землепользования.

Массивы, являющиеся особенно ценными и продуктивными, эксплуатируемые учреждениями, занимающимися научной и исследовательской деятельностью и земли, цена которых больше средней кадастровой стоимости по муниципальному образованию, включаются в перечень массивов, не используемых для иных нужд.

Фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения был создан для того, чтобы фермеры и обычные граждане могли осуществлять свои работы в полном объеме и для увеличения возможностей обществ, организации собственного подсобного хозяйства, разбивки сада или огорода, для разведения домашних животных. Также они могут быть использованы для заготовки сена, как пастбища.

Порядок и правила формирования фонда определены законодательством. В его состав включаются земельные участки, которые государство, субъект федерации, муниципалитет приобретают в рамках установленных федеральным законодателем оснований. Исключением являются случаи, когда территория изымается для нужд госорганов или администрации.

Правила и порядок формирования фонда перераспределения изложены в ст. 80 ЗК РФ. Согласно положениям данной статьи, в состав обозначенной земельной базы могут входить наделы, переданные в следующих ситуациях:

  • если владелец или временный распорядитель территории добровольно отказался от пользования территорией. При таких обстоятельствах земля стала бесхозной и поступила в распоряжение субъекта федерации или муниципалитета, которые в дальнейшем имеют право передать надел населению для более эффективного использования;
  • когда владелец земли скончался и нового собственника не нашлось либо отсутствуют преемники, а также в случае, если все наследующие лица лишены прав на имущество согласно действующему законодательству;
  • при изъятии территорий у владельцев или временных распорядителей на основании решения суда или для нужд госорганов или муниципальных властей;

Использование земель осуществляется в рамках положений ст. 78 ЗК РФ. Территории могут быть отданы:

  • для с/х производства;
  • с целью организации лесопосадки, для защиты территорий от эрозии и других негативных воздействий окружающей среды;
  • учреждениям, осуществляющим научную или исследовательскую деятельность, которые занимаются организацией практической работы и выполняют подготовку кадров для будущего трудоустройства в сельскохозяйственной сфере;
  • кооперативам и товариществам, для того чтобы земли были переданы гражданам с целью разбивки сада или огорода;
  • потребительским кооперативам, религиозным общинам или казачьим обществам для использования территории по своим нуждам;
  • малочисленным коренным народностям государства для организации мест жительства и сохранения традиционных видов промысла страны.

Как происходит формирование фонда перераспределения земель?

Способы пополнения фонда перераспределения земли:

  • отказ от земли в добровольном порядке (например, за ненадобностью);
  • признание земли выморочной недвижимостью по наследству (в случае отсутствия наследников, их отказа, признания претендентов недостойными, отсутствие указания адресата при отказе от наследства и т.д.);
  • изъятие земельного участка в принудительном порядке (ненадлежащее использование).

Принудительное изъятие земли происходит в следующих случаях:

  • Изъятие на государственные нужды – ст. 279-282 ГК РФ устанавливают обязательный выкуп требуемой земли у собственника участка.
  • Согласно ст. 50 ЗК РФ, принудительное изъятие земли без компенсации происходит в случае совершения лицом преступления.
  • Принудительное лишение права собственности на землю и дальнейшее изъятие участка может быть связано с нецелевым использованием надела, о чем прописано в ст. 54 ЗК РФ.

Таким образом, фонд перераспределения земель может пополняться из разных источников. При этом угодья подлежат занесению в отдельный список на основании особенностей их местоположения и характера почвы.

Фонд перераспределения земель входит в зону ведения со стороны местных администраций субъектов Российской Федерации. Полномочия указанных органов закреплены в законодательных актах.

Согласно ст. 60 ЗК РФ, земли запаса могут использоваться физическими лицами, не входящими в состав колхозов, с/х объединений и прочих хозяйственных обществ.

В соответствии со ст. 68 ЗК РФ, сельскохозяйственные наделы для выращивания культур, заготовки сена и выпаса крупного рогатого скота предоставляются из фонда земель запаса только в аренду.

Ст. 85 ЗК РФ устанавливает, что в случае нехватки положенных по закону служебных земель, местные администрации вправе обратиться к фонду с целью предоставления угодий.

Субъекты эксплуатации земель

Формирование фонда перераспределения угодий и его дальнейшее использование подразумевает определение круга лиц, участвующих в эксплуатации земельных наделов в соответствии с нуждами.

Согласно ст. 78 ЗК РФ, к числу субъектов для использования сельскохозяйственных площадей относятся:

  • физические и юридические лица;
  • фермерские хозяйства, садоводческие и животноводческие общества;
  • нуждающиеся в пастбищах и выгулах;
  • товарищества на вере;
  • предприятия унитарного типа, коммерческие организации;
  • организации некоммерческого толка, включая религиозные фонды;
  • научные и производственные объединения;
  • сельскохозяйственные учебные заведения;
  • общины, ведущие промысловую деятельность (коренные народы крайнего Севера).

Как купить/продать участок земли

Вышеперечисленные субъекты входят в число основных претендентов на использование фонда перераспределения угодий под сельское хозяйство. Однако, перечень не является окончательным и может быть дополнен рядом субъектов, осуществляющих хозяйственную и прочую деятельность, связанную с задействованием угодий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридические советы
Adblock detector