Что такое публичный сервитут земельного участка?

Частный сервитут

Пользователями частного сервитута, становится определенное количество лиц (владельцы смежного землепользования, энергообъекта и т. д.) определенные соглашением с землевладельцем обременяемого владения.

Частный сервитут возможно организовать с целью беспрепятственного подхода (подъезда) к приграничным землям либо эксплуатируемому, реконструированному, возводимому линейному объекту или объекту капитального строительства.

Стоитсказать,чточастныйсервитутдопускаетденежноевозмещениезаэксплуатациюсервитута.

В ситуации, при которой договоренность между заинтересованными лицами не достигнута, сторона-интересант имеет основание обратиться в арбитраж для вынесения вердикта о принудительном обеспечении доступа и определении сервитута.

Публичныйсервитутутверждаетсядляудовлетворениятребованийнеопределенногокругалиц (государства, администрации города или сельского поселения) порезультатамобщественных (публичных)слушаний (способа выражения коллективного мнения по предмету обсуждения).

Что такое публичный сервитут земельного участка?

Решение о наложении подобного обременения оформляется в виде закона или иного нормативного акта Р.Ф. субъекта РФ, органа местного самоуправления. Утверждение такого вида ограничения не предполагает выкупа либо принудительного отчуждения, а только обязывает владельца использовать участок учитывая интересы пользователей обременения.

Сервитут, в зависимости от целей и требований интересантов может быть срочным (на определенный срок) и постоянным. Как правило, срочные сервитуты определяют для кратковременного допуска на территорию для строительства или реконструкции на приграничном владении линейных объектов либо объектов капитального строительства.

При таком виде обременениявдоговоремеждусторонамиилиактеобопределенииобремененияуказываетсяконкретныйсрок, по истечении которого действие обременения считается прекращенным.

Вцеломмеждупубличными частнымсервитутомсуществуетрядпринципиальныхотличий:

  • Возмещениезапользованиесервитутом. При определении публичного сервитута владелец обременяемой недвижимости имеет право на соразмерную выплату только если определение такого обременения ведет к существенным препятствиям в эксплуатации имущества;
  • Кругинтересантов. Публичный сервитут призван обеспечить удовлетворение требований неопределенного круга лиц, тогда как при частном виде обременения доступ на землевладение предоставляется конкретным лицам или представителям организаций;
  • Основаниеутверждения. Публичный сервитут утверждается только законодательным или нормативным актом, а для определения частного вида обременения заключается контракт между землепользователем и пользователем сервитута.

Частный сервитут устанавливается в отношении конкретных лиц либо группы субъектов, т.е. носит персональный характер. Установление указанного ограничения может происходить в добровольном или принудительном порядке. Если правообладатель надела не возражает против ввода сервитута, все договоренности сторон можно оформить в виде письменного соглашения.

Соглашение об установлении сервитута земельного участка должно предусматривать все существенные условия, которые будут соблюдаться сторонами:

  • дата и место составления документа;
  • личные данные каждого участника соглашения (владельцев смежных участков и правообладателя земли);
  • сведения о земельном наделе, в отношении которого вводится ограничение – кадастровый номер, описание площади и т.д.;
  • суть вводимых ограничений – для каких целей устанавливается сервитут (проход или проезд, и т.д.);
  • срок введения ограничений;
  • перечень лиц, имеющих право пользования сервитутом;
  • описание зоны, на территорию которой будет распространяться режим частного сервитута – весь участок или отдельная его часть.

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (частного сервитута).

Частный сервитут может устанавливаться для:

  • обеспечения водоснабжения и мелиорации;

  • прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов;

  • обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;

  • также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

https://www.youtube.com/watch?v=kNQfgLV9Ce4

Основанием установления частного сервитута выступает соглашение между лицом, которое требует установить сервитут, и собственником соседнего участка.

В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спор разрешается судом по иску лица, которое требует установить частный сервитут.

В юридической практике чаще встречается частный сервитут. Причина жизненны — споры между собственников земельных участков или владельцем и сторонними юридическими лицами. Компромиссом является частный сервитут.

Главное условие такого обременения в земельном праве — наличие двух участков, один из которых главный (главенствующий), другой — второстепенный (служебный). При этом оба владельца имеют права на свою недвижимость. Чаще всего такая необходимость возникает, когда земли соседствуют. Иные случаи рассматриваются по другим критериям, прописанным в законодательстве. Частный сервитут также регулируется ГК РФ, ЗК РФ и прочими законодательными актами.

Причины обременения

Необходимость ограниченного права использования чаще связана с обоснованными нуждами владельца главенствующего надела:

  • свободный проезд через соседский участок к своему;
  • прокладывание систем коммуникаций или необходимых кабелей;
  • пользование колодцем на территории соседнего участка, если нет иных вариантов.

При оформлении такого сервитута всегда указывается его цель, потому что нужна веская причина, чтобы ограниченно пользоваться чужим объектом недвижимости.

Если стороны пришли к общему решению и приняли все условия, они могу заключить письменный договор. В нем обязательно нужно указать сроки обременения, в противном случае, сервитут автоматически будет считаться бессрочным. Также в документе указывается сумма, которую должно платить лицо, в чью пользу устанавливается сервитут.

После этого соответствующее заявление и пакет документов подается в кадастровый орган, который вносит решение. В случае положительного исхода, документ регистрируется в общем госреестре. Только после этого сервитут становится легальным.

Если соседи не могут договориться, решение принимает суд по исковому заявлению требующей сервитута стороны.

Способы прекращения

Если соглашение предусматривает сроки действия сервитута, то по их истечении он теряет свою правовую силу. Если же соглашение бессрочное, то основанием для его прекращения могут служить:

  • требование собственника;
  • потеря актуальности причины установления обременения;
  • заявление одной из участников договоренности.
покупка земель сельхозназначенияАккредитив при покупке недвижимости

является выгодным и надежным способом расчета.

Покупка земли сельхозназначения имеет свои особенности. Подробно о них мы рассказали здесь.

В некоторых случаях договор купли-продажи может быть расторгнут. Читайте об этом в нашей статье.

Обременения земельного участка и как их снять

Бывают случаи когда городские власти собираются проложить трубопровод через земельный участок, который находится в собственности у гражданина владеющего им на полностью законных основаниях.

И в этом случае публичный сервитут может устанавливаться.

Однако в то же время в такой ситуации есть несколько вариантов развития событий:

  • Хозяин добровольно дарит властям свою землю при этом остаётся без компенсации и теряет честно нажитое имущество.
  • Собственник заявляет своё несогласие и пишет исковое заявление, которое подает в суд. Если хозяин проявит несогласие, таким образом, то городским властям не удастся ничего сделать по закону. Однако они всё равно могут претендовать на получение сервитута и имеют неплохие шансы добиться своего. И, скорее всего, в такой ситуации судья вынесет решение о наложении обременения.
  • В ситуации когда собственник земли проживает на неё уже давно, но пока не произвёл регистрацию недвижимости, право на участок и строения стоящие на его территории всё равно принадлежит хозяину. В этом случае городские власти даже через суд не смогут отобрать имущество у собственника, но с большой вероятностью получат право на сервитут. В этом случае публичный сервитут устанавливается в интересах городских властей.
  • Совсем по – другому будут развиваться события если у гражданина вдруг возникло желание купить землю, по которой уже проходит трубопровод или линии электропередач. В такой ситуации на купленную землю может быть сразу наложен сервитут. Однако есть возможность приобрести часть земли не занятую сооружениями властей в таком случае земля переходит в муниципальную собственность.

Под обременением земельного участка понимание наличие некоторых ограничений в праве собственности на него. Перечень наиболее часто используемых приемов представлен: — сервитутом; — залогом (ипотекой); — арендой сроком свыше года; — арестом, наложенным на основании судебного решения.

Сервитут рассматривается в качестве права на лимитированное использование чужого участка. Необходимо отметить существование устанавливаемого для определенного юридического или физического лица частного сервитута, а также устанавливаемого для неограниченного перечня субъектов публичного сервитута. Кроме того, он бывает бессрочным и срочным.

Во время установления публичных сервитутов принимаются во внимание интересы властных органов или местного населения, а основная их цель – решать задачи, касающиеся обеспечения общественных нужд, не занимая временно или постоянно земельные участки.

Осуществление публичных сервитутов представляется возможным только принимая во внимание итоги общественных слушаний. Для публичных сервитутов в большинстве случаев не предполагается наличие компенсации за неудобства, причиняемые владельцу участка.

Исключительно, если в результате обременения происходит существенное осложнение эксплуатации участка, у собственника появляется право на требование денег у властного органа, ответственного за это. Указание размера такой компенсации может происходить в пределах нормативно-правового акта, служащего основанием для установки публичного сервитута.

Получение права ограниченного пользования представляется возможным только тогда, когда для решения проблемы не может быть выбран иной способ. Право на требование установки сервитута есть у собственника соседнего участка или лица, которое получило участок на праве пожизненного владения.

Если говорить об иных основаниях права пользования землей, то они не могут давать подобное право. Со стороны лица, нуждающегося в праве ограниченного пользования, может быть произведен договор с собственником близлежащего участка, посредством заключения соответствующего договора. В случае смены собственника обремененного участка действие договора сохраняется.

Когда сторонам не удается достичь договоренности, единственный выход – обращение в суд с заявлением, где обязательно нужно отметить, что сторона обращалась к соседу, и консенсус не был достигнут. Важно также указать причину отказа соседа. В таком случае происходит регистрация сервитута на основании судебного решения, которое может быть использовано для определения размера и порядка оплаты.

Под арендой понимается ситуация, когда наниматель за определенную плату получает в свое распоряжение имущество. Нужно отметить, что полученное в результате аренды имущество (к примеру, плоды растений), будет находиться в собственности арендатора. Если срок аренды составляет более года, то рассматривается в качестве обременения, поскольку такой договор должен регистрироваться в Росреестре. Необходимо отметить ситуации обременения недвижимости при помощи нескольких ограничений.

Для заложения земли, которой совместно владеют супруги или в долевой собственности родственники, для начала из нее следует выделить долю лица, которое будет брать ипотеку. Право на заложение участка в ипотеку есть не только у его собственника, но и у арендатора. Право на наложение ареста есть у судебного пристава-исполнителя для того, чтобы обеспечить исполнение имущественного взыскания. Иногда у должника нет необходимой суммы, и она может быть получена посредством реализации его имущества.

Для предотвращения вывода имущества из собственности должника и используется арест. Под арестом понимается, что с землей не могут быть совершены какие-либо сделки. Действия пристава, направленные на то, чтобы ограничить право пользования и изъять землю, также рассматриваются, как арест. Арест земли приставом представляется возможным даже в случаях, когда ее стоимость выше стоимости долга. Также осуществление ареста представляется возможным в адрес находящейся в ипотеке земли.

Покупка земли — это всегда значимое событие. Земельный участок сам по себе уже подразумевает планы на его обустройство. Будь то строительство жилого дома или же некого предприятия — у каждого, кто желает приобрести участок, есть свои определенные цели. Но как обезопасить себя во время покупки?

Если Вы встретили подходящий земельный участок в продаже, тем более по низкой цене, ни при каких обстоятельствах не торопитесь с приобретением! В первую очередь необходимо проверить эту землю на обременения, ведь в случае их наличия Вы можете лишиться не просто возможности воплотить свои цели, но даже самого участка.

Обременение земельного участка – это ограничения, которые наложены на его возможное использование владельцем (арест, сервитут, аренда). Данные ограничения остаются даже при смене хозяина участка путем отчуждения через куплю-продажу, дарение или наследование. Именно по этой причине необходимо проверять их наличие перед совершением сделки.

Ограничение, которое налагается на участок, может быть связано как с самим участком, так и с тем, что на нем находится. Второе относится к охраняемым объектам, включая памятники архитектуры. Помимо охраняемых государством объектов, это может быть связано с деятельностью прошлого владельца и его долгами по тем или иным причинам.

Что такое публичный сервитут земельного участка?

Предупреждение

Возможны случаи не одной, а даже нескольких продаж участка, обременения с которого не были сняты. Причем нежелание снять их с земельного участка может быть одной из основных причин продажи.

Так как все обременения отмечаются Росреестром, Вы можете заранее запросить из Единого Государственного Реестра Недвижимости (ЕГРН) информацию перед покупкой. Данная процедура является необходимой частью безопасной сделки.

Какие бывают?

Если не учитывать те обременения, которые связаны непосредственно с охраной конкретных объектов культуры, то чаще всего рассматривают шесть различных видов обременения земельного участка. Каждый из них следует изучить отдельно, учитывая различные требования и обстоятельства для наложения.

Долгосрочная аренда

По земельному участку можно заключить договор долгосрочной аренды — от одного года до весьма длительного срока. Подобный договор не является препятствием для продажи и наследования, и при продаже не происходит расторжения договора.

После совершения сделки новый владелец просто обнаружит на своей собственности другого человека. Неожиданное знакомство с арендатором будет не самым приятным итогом покупки понравившегося участка.

Если Вы попали в такую ситуацию, с договором необходимо подробно ознакомиться, изучить все пункты в присутствии или с помощью квалифицированного юриста.

Ипотека

  • Есть возможность приобретения в ипотеку не только права собственности, но и договора долгосрочной аренды. При таких сделках необходимо согласие собственника;
  • Размер участка не должен быть меньше установленной нормы для землепользования;
  • Невозможно оформить ипотечный договор на земельные участки, которые находятся в собственности государства и муниципалитета. Однако в качестве исключения может выступать участок, который специально предназначен для постройки жилого дома. Если, конечно, в договоре ипотеки указано приобретение с целью постройки жилья или его обустройства.

Сервитут

  • Праве прокладки коммуникаций, водопровода и других необходимых каналов для обеспечения собственного участка газом, светом, электричеством, водопроводом, канализацией и т.д.;
  • Праве прохода или проезда через участок;
  • Праве использования с целью мелиорации собственного участка.

Причем, сервитут может быть как для одного конкретного лица, владельца участка (частный сервитут), так и в отношении нескольких собственников (публичный сервитут). При публичном сервитуте неограниченное количество лиц имеет право пересекать участок, косить там сено, прогонять скот и т. д.

Концессия

Концессия – это ограничение по использованию зданий или строений, а в некоторых случаях и земельных участков. Согласно данному ограничению, закрепленному договором, собственник или арендатор участка передает право пользования только с целью получения концессионером прибыли.

Если рассматривать именно земельный участок, то подобным получением прибыли может являться добыча каких-либо ископаемых, а так же использование других ресурсов, находящихся на участке. Помимо этого, могут быть возведены сооружения для коммерческой деятельности.

Что такое публичный сервитут земельного участка?

Сервитут можно рассматривать в качестве ограничения, обременения или временного стеснения собственника недвижимости.

Классификация сервитута

По своим особенностям сервитуты могут быть классифицированы следующим образом:

  • платные – с установлением компенсационных отчислений в пользу лица, обременяющего свое имущество сервитутом;

  • бесплатные – по закону или на основе взаимной договоренности предоставляемыми безвозмездно;

  • срочные – с установлением фиксированного, продляемого или всегда четко завершаемого срока действия;

  • бессрочные – не имеющие определенного срока существования.

Подробнее о публичном сервитуте

Под сервитутом понимают добровольную передачу другому лицу некоторых прав на земельный участок, который находится в распоряжении какого-либо лица. Публичный сервитут – это подвид сервитута, который налагается на землю. Особенностью такого вида обременения является то, что устанавливать его могут исключительно органы власти, но сам участок не забирается в пользу государства.

Получается, что публичный сервитут как понятие объединяет в себе такие характеристики:

  • субъективное право;
  • способ обременения;
  • бессрочное или временное оформление.

Что такое публичный сервитут земельного участка?

К публичным сервитутам в городах не относится территория, которая используется для общественных нужд:

  • линия электропередачи;
  • опоры под линии электропередач;
  • газовые трубы, подведенные к участкам;
  • водопровод;
  • канализация.

В том числе под линиями электропередач недопустимо строительство домов, возведение насаждений, а в местах, где проложены трубы, нельзя углубляться до метража проложенных коммуникаций.

Судебная процедура

Если переговоры с правообладателем участка не привели к результату, есть возможность урегулировать спор в судебном порядке. Для этого можно использоваться вариант установления сервитута, который предлагался для досудебного соглашения. Рассмотрение споров, связанных с указанными ограничениями земельных прав, входит в компетенцию судов общей юрисдикции (районные или городские суды).

На что нужно обратить внимание при обращении в суд? В содержание искового заявления рекомендуется включить следующие пункты:

  • наименование судебного учреждения, которое будет рассматривать дело;
  • личные данные всех заинтересованных сторон (владельцем соседних участков);
  • сведения о возникновении спора – что именно позволит решить ограничение права;
  • вариант условий сервитута, который предлагает истец;
  • обоснование срока, на который необходимо ввести ограничение права.

Суд не вправе обязать собственника надела подписать соглашение о сервитуте, поэтому в решении будут зафиксированы все условия ограниченного права пользования. При этом суд обязан принять во внимание не только требование владельца смежного участка, но и интересы правообладателя.

При вынесении решения судебное учреждение будет учитывать следующие нюансы:

  1. если у сторон и суда недостаточно специальных познаний в сфере земельных правоотношений, может назначаться экспертное исследование или к участию в процессе может привлекаться специалист в указанной отрасли (как правило, приглашается кадастровый инженер с квалификационным аттестатом);
  2. решение суда должно содержать точные пространственные метки, в пределах которых будет действовать сервитут (это необходимо для внесения данных о сервитуте в госреестра ЕГРН);
  3. надлежащим ответчиком по делу может выступать только собственник спорного земельного надела, так как временный владелец объекта (арендатор, пользователь) не вправе участвовать в урегулировании такого спора.

Также в судебном процессе должен разрешаться вопрос и о размере платы за пользование чужим наделом земли. Поскольку закон не содержит правила взимания платы в таких случаях, будут использованы положения судебной практики, либо понадобится заключение специализированной экспертизы.

Отдельного внимания заслуживает регистрационная процедура в службе Росреестра. Если условия сервитута были определены в соглашении, для регистрации потребуется участие обеих сторон. На основании судебного акта заявление будет подавать только заинтересованное лицо.

Что такое публичный сервитут земельного участка?

В службу Росреестра представляются следующие документы:

  • заявление о проведении регистрационных действий;
  • правоустанавливающие документы на спорный и смежный земельный надел (свидетельство о праве, выписка из госреестра ЕГРН и т.д.);
  • межевой план с выделением зоны действия сервитута;
  • обоюдное соглашение или судебный акт, на основании которого будет проводиться регистрация;
  • документы, удостоверяющие личность сторон сервитута;
  • нотариальная доверенность на представителя;
  • платежное поручение, подтверждающее перечисление госпошлины.

Для проведения регистрационных действий уплачивается госпошлина в размере 1500 рублей для физлиц и 6000 для предприятий.

Прекращение сервитута происходит по истечении срока его действия, либо по обращению в суд заинтересованного лица. Например, основанием для обращения в суд будет являться существенное нарушение условий ограниченного пользования в виде нарушения правил разрешенного землепользования. Для официального прекращения действия сервитута в госреестр ЕГРН должны быть внесены соответствующие сведения.

При этом обеспечение процедуры происходит по следующим правилам

1.Стороны (собственники) приходят к выводу о необходимости применения сервитута;

Что такое публичный сервитут земельного участка?

2.Участники соглашения заключают договор, в котором отмечают:

  • сферу, на которую распространяется действие сервитута;

  • платную или бесплатную форму взаимодействия в рамках сервитута;

  • сроки;

  • другие необходимые условия.

3.Если стороны приходят к соглашению, они переходят к процедуре государственной регистрации сервитута в Росреестре;

4. После рассмотрения и подтверждения сделки будет выдана соответствующая выписка из ЕГРП, в которой будут отмечены обременения, наложенные на соответствующую территорию. После регистрации сервитут будет считаться имеющим законную силу.

Кто имеет право и кем устанавливается

Публичный сервитут устанавливается нормативно-правовым актом, а именно: ФЗ №193, а также статьей 23 ЗК РФ и статьей 274 ГК РФ.

Также там оговорено, кем устанавливается публичный сервитут. Чтобы предоставить участок, находящийся в собственности в пользование необходимо иметь на это веские основания. Они должны значительно перевешивать ущерб, который будет нанесён хозяину этой земли.

Итак, кем могут устанавливаться публичные сервитуты:

  • человек занимающий определенную должность, которая наделяет его нужными полномочиями;
  • объединения граждан населённого пункта, в котором располагается земля;
  • представитель определенного органа власти.

Что такое публичный сервитут земельного участка?

Как видим, список тех, кто устанавливает публичный сервитут крайне ограничен.

Подобные меры допускаются только в том случае когда появляется острая необходимость занять участок, находящийся в собственности и иначе никак нельзя. Субъектом, которым устанавливается публичный земельный сервитут, должен написать заявление и обосновать в нём причины, в связи с которыми ему всё это понадобилось.

Об особенности возникновения прекращения и осуществления публичного сервитута будет сказано чуть ниже.

Таким образом, можно уверенно сказать, что установление публичного сервитута может быть осуществлено на следующих основаниях:

  1. Производство работ строительного типа на соседнем участке, являющемся смежным. Сервитут устанавливается если требуется организовать перевозки строительных материалов или техники именно по этой земле.
  2. Если появится необходимость установить вдоль движения различные инфраструктуры инженерного типа. Это также может касаться коммуникаций и прочих объектов линейного типа, которые должны пролегать по выделенной земле.
  3. Установление указателей геодезического типа.
  4. Производство дренажных работ на почвах входящих в состав участка.
  5. Если речь идёт о землях сельскохозяйственного назначения, то участок могут выделить для выпаса скота, сенокоса или прогона скотины по данному месту.
  6. Проведение работ изыскательного типа, например, геологоразведочных.
  7. Постройка дорог, тротуаров и т.д.

Важно. Однако несмотря на всё это главным основанием остаётся нужда людей, которые проживают в данном населённом пункте, а также работы, проведением которых занимаются предприятия муниципального или федерального типа.

Данные действия должны получить санкции, выдаваемые органами исполкома. И тут важно знать, как установить сервитут на муниципальный земельный участок.

Право ограниченного пользования обременяемой территорией в интересах частных лиц и организаций устанавливается на основании договора (соглашения) и подлежит последующей регистрации в государственном реестре.

Публичный сервитут вступает в законную силу только после издания соответствующего нормативного акта. Таким документом может являться федеральный закон, акт регионального законодательства субъекта РФ или органов местного самоуправления.

Более того, основанием для установления обременения землевладения может являться и решение суда. Если собственник отказывается заключать соглашение, то заинтересованная сторона (сервитуарий) имеет право обратиться в суд, и, если ему удастся доказать необходимость обременения соседнего участка, сервитут будет установлен принудительно.

Что такое публичный сервитут земельного участка?

Не каждый обычный человек сможет внятно объяснить значение слова «сервитут». А тем более доходчиво рассказать о публичном земельном сервитуте.

Понятие о сервитуте пришло в современное законодательство из далёкой эпохи Римской империи. Где такая юридическая практика применялась очень широко.

Естественно, современные юридические нормы сервитутов сильно отличаются от древнеримских.

Само понятие земельного сервитута означает ограничение прав использования собственником участка в пользу третьих лиц. Или, иными словами, посторонним лицам разрешено постоянное ограниченное право использование чужого участка земли.

Законодательное определение и порядок наложения сервитутного обременения отражены в Гражданском Кодексе РФ (ГК РФ), в частности в его статьях 274 – 277.

При этом сервитут на земельный участок подразделяют на частный (простой) и публичный (предиальный):

  • простое соглашение может быть между частными лицами;
  • в публичной форме с одной стороны могут выступать органы, обеспечивающие таким образом интересы населения или государства.

Как уже отмечалось, для такого вида сервитута характерно участие в нём органов местного самоуправления, или иных органов государственной власти.

Установление земельного сервитута

Это не единственное отличие его от частного сервитута. Если последний может быть заключён с обоюдного согласия обеих сторон, то публичный сервитут устанавливается после проведения публичных слушаний на основании государственного правового акта, либо аналогичного документа субъекта РФ, либо актом органов местного самоуправления.

Налагается такое обременение для:

  1. Обеспечения проезда, или прохода через земельный участок.
  2. Обеспечения производства необходимых работ по прокладке, ремонту или обслуживанию каких-либо коммуникационных сетей.
  3. Обеспечения забора воды, или водопоя сельскохозяйственных животных.
  4. Прогона скота на водопой, пастбище и обратно.
  5. Обеспечения проведения дренажных работ.
  6. Обеспечения проезда к сенокосным угодьям в определённые периоды времени.
  7. Обеспечения свободного доступа к береговой линии находящегося на участке естественного водоёма. А так же обеспечения возможности ловли там рыбы и охоты, или для сбора грибов и ягод в имеющихся на участке лесных угодьях.

Владелец имеет право потребовать от органов, установивших такое обременение,

Это возможно, в том случае, если сервитутное обременение делает невозможным использование земельного участка по его прямому назначению.

Кроме того, Земельным кодексом РФ предусмотрено предоставление собственнику участка с сервитутным публичным обременением права требовать от тех, в пользу кого было составлено такое обременение, разумной платы за пользование его участком. Такая оплата может быть истребована и с органов власти установивших сервитут.

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного муниципального органа. Для того чтобы такое ограничение было установлен, нужно выполнить следующие условия:

  1. Должно быть подано заявление об установлении такого обременения в органы власти, которые правомочны решить этот вопрос.
  2. Далее следует рассмотрение заявления властными структурами.
  3. После рассмотрения заявления наступает черёд организации публичных слушаний для выяснения общественного мнения по такому вопросу.
  4. Лишь после этого органами власти выносится решение о наложении сервитута.
  5. Заключительным этапом будет обязательная государственная регистрация.

Заявление может быть подано юридическим, или физическим лицом, а так же группой граждан от лица местного населения.

https://www.youtube.com/watch?v=VX8atxjJDoM

Поданное заявление рассматривается властными структурами. Чаще всего этим занимаются местные органы самоуправления населённым пунктом или сельским поселением.

Результатом такого рассмотрения станет вынесение обсуждения этого вопроса на публичные слушания, где и определяется необходимость установления сервитута.

На слушания должны быть приглашены все заинтересованные лица, включая собственника участка земли, на который предполагается наложить сервитутное обременение.

В процессе слушания обязательно должен вестись протокол и должен быть составлен поимённый список всех, кто присутствовал на этом мероприятии.

В протоколе должны быть отмечены все пожелания, мнения и претензии участников слушаний.

На основании результатов общественных слушаний властными органами выносится решение в виде нормативного правового акта об установлении публичного сервитута на земельный участок. В нём скрупулёзно отмечаются границы обременяемого участка, указывается его номер кадастрового учёта, даются необходимые сведения о владельце этого участка.

Если собственник участка считает, что его права нарушены, то он может подать исковое заявление в Арбитражный суд.

Существует несколько оснований для прекращения действия публичного сервитута на земельный участок:

  1. Устранение причины, по которой он был наложен.
  2. Окончание срока действия сервитутного обременения, если оно было срочным, и срок был указан в зарегистрированном акте.

Что такое публичный сервитут земельного участка?

В случае, когда результатом действия сервитутного обременения стала невозможность использования участка по его непосредственному назначению, то собственник вправе через суд требовать прекращения действия этого обременения.

Независимо от того, по какой причине прекращено действие сервитута, это должно быть оформлено правовым актом структур, вынесших решение о наложении обременения, с его последующей государственной регистрацией.

Для принятия решения о прекращении действия сервитута проведение общественных слушаний не требуется, если это не предусмотрено местным законодательством.

Никаких особенных хитростей в этом вопросе нет. Получить чёткое представление о том, что такое земельный публичный сервитут можно прочитав эту статью, но чтобы уяснить все тонкости применения этого права на практике, придётся покопаться в отдельных статьях регионального законодательства РФ, или воспользоваться консультациями опытных юристов.

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;4) проведения дренажных работ на земельном участке;5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ

Сервитут в отношении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Сервитут является обременением и вещным правом, поэтому он подлежит государственной регистрации.

Регистрационные действия необходимо осуществлять во всех случаях кроме двух исключений:

  • территория с обременением отходит в собственность наследника. В этой ситуации и ограниченное право пользования передается по наследству вместе с землей. Обременение здесь неотделимо от земли, поэтому оно никак не меняется при смене собственников;

  • условия введения исчезли до того, как соседи пришли к подписанию договора.

Сам процесс регистрации состоит из четырех этапов.

  1. Подача необходимых документов. Здесь проверяется правильность составления бумаг, после чего ответственный работник принимает их с выдачей подтверждения о получении документации и ее перечне.

  2. Юридическая проверка представленных документов. Переданные заявителем бумаги направляются на юридическую экспертизу, в ходе которой документы проверяются на следующие моменты: соответствие действующему законодательству; подлинность и действительность; полное соответствие той задаче, которая планируется быть разрешенной.

  3. Внесение необходимой информации в Единый государственный реестр.

  4. Выдача заявителю документа, который подтверждает регистрацию. В этой бумаге отражается факт установления данного сервитутного права и указывается продолжительность действия сервитута.

Для оформления необходимо подавать следующие документы:

  • соглашение между сторонами вопроса или нормативный акт, по которому должно быть установлено сервитутное право;

  • заявление на выполнение регистрации;

  • паспорт лица, подающего данное заявление;

  • кадастровые документы на землю, которая будет подвергнута обременению;

  • бумага с подтверждением уплаты госпошлины на проводимую процедуру;

  • если заявителем выступает организация – ее устав и выписка из ЕГРЮЛ;

  • при представлении интересов заявителя сторонним лицом – доверенность на выполнение им необходимых действий, полученная в нотариальной конторе.

Что такое публичный сервитут земельного участка?

В том случае если определение обременения препятствует полноценной эксплуатации землевладения, для собственника есть два пути:

  1. Обратиться в суд для оспаривания вынесенного решения по результатам общественных (публичных) слушаний;
  2. Потребовать у администрации городского или сельского поселения изъятия (выкупа) землевладения в соответствии с действующим законом либо замены на участок с равной ценностью.

Определяя границы землевладения необходимо учесть несколько нюансов, которые помогут избежать в будущем наложения на него обременения:

  1. Доверять определение границ землевладения необходимо только квалифицированному кадастровому инженеру;
  2. При определении местоположения участка учитывать интересы администрации муниципального образования и его населения;
  3. Избегать попадания в пределы землевладения сетей инженерно-технического обеспечения (сетей энергообеспечения, газопроводов, водопроводов).
  4. Определять границы землевладения, учитывая возможность беспрепятственного доступа к водному объекту.
  5. Избегать попадания в пределы землевладения мелиоративных систем общего и индивидуального пользования.

Если, у землевладельца при определении обременения, устанавливаемого для удовлетворения потребностей неопределенного круга лиц, возникли возражения, он имеет право обратиться в арбитраж для защиты своего имущества.

В таком случае ответчиком будет выступать администрация городского или сельского поселения, в интересах которого и проводится определение сервитута.

Существует несколько оснований, которые суд может признать существенными и отменить решение об определении обременения:

  • Отсутствие информирования землепользователя о заявлении и публичных слушаниях в отношении принадлежащего ему земельного участка;
  • Несоблюдение сроков и/или процедуры проведения общественных слушаний и подготовки решения по его результатам.

Также в судебном порядке решаются споры, связанные со стоимостью покрытия ущерба землевладельцу и разногласия по процедуре отчуждения землевладений, в том числе путем выкупа.

Определение публичного сервитута многоэтапный и сложный процесс, но при возникновении обоснованных требований общества или государства в использовании вашего землевладения, определение такого сервитута возможно. Для минимизации рисков необходимо ответственно подойти к выбору, межеванию и согласованию границ земельного участка. При этом нельзя забывать, что интересы общества всегда главенствуют над интересами отдельных его членов.

Собственник вправе сам ограничить себя в правах на пользование участком в пользу другого лица, которое претендует на эту землю. На первый взгляд сложно понять, чем мотивируется добровольное желание собственника ограничить себя в правах и его согласие на установку обременений.

На практике основные причины установки сервитута такие:

  • третье лицо вынужденно использовать данный участок, даже несмотря на препятствия собственника;
  • собственнику представляется более целесообразным узаконить ограничения, чем позволить распоряжаться землей бесконтрольно;
  • ущерб от сервитута незначителен;
  • собственник получает денежное вознаграждение за установление обременения.

Но не всегда вопросы установки сервитута решаются в добровольном порядке.

Что такое публичный сервитут земельного участка?

В некоторых ситуациях ограничения вводятся без согласия землевладельца в принудительном порядке.

Гражданин (группа лиц), который становится обладателем сервитута, получает только право свободного пользования частью участка. Он не вправе иметь какие-либо имущественные притязания на землю, продавать/сдавать в аренду и пр.

Обычно сервитут устанавливается в тех случаях, когда на участке соседа требуется установить свой имущественный объект или произвести определенные работы (проложить канализационные трубы, ЛЭП и пр.) Право требовать установки сервитута у граждан и госструктур зафиксировано в Гражданском кодексе (ст.274).

Законодательно прописаны следующие разновидности сервитутов:

  • сервитут перемещения (например, через данный участок будет осуществляться прогон скота или проезд);
  • строительный;
  • мелиорации (на участок будет подводиться или отводиться вода);
  • горный (используется для добычи полезных ископаемых);
  • коммунальный (для размещения и ремонта коммунальных объектов).

Сервитут может иметь срочный характер (когда необходимо только выполнить определенные работы) или же устанавливаться бессрочно (обычно когда речь идет об обеспечении доступа на какой-либо объект). Сервитут на неопределенный срок может действовать пока в нем есть необходимость (по умолчанию срок обременений составляет 49 лет).

Вводится ограничение на безвозмездной основе. Но Земельный кодекс закрепил за собственником право на истребование платы за сервитут, если такое обременение существенно ущемляет права собственника. Размер такой платы может определяться по соглашению сторон, решением суда или на основании рекомендаций региональных нормативно-правовых актов.

Что такое публичный сервитут земельного участка?

Согласно готовящимся поправкам, частный сервитут планируется сделать исключительно платным.

При определении размера платы учитываются такие показатели, как:

  • номинальная стоимость участка земли;
  • размер ущерба собственника;
  • процентное отношение размера сервитута к общей площади участка;
  • размер упущенной выгоды.

Данные показатели определяются экспертным путем и суммируются.

Если установка сервитута ведет к невозможности его использования собственником, то он вправе требовать его выкупа государством или физлицом на рыночных условиях.

В качестве объекта сервитута выступает обремененный сервитутом земельный надел. Обычно на таких участках располагаются лесополосы, водоемы и места прохода к ним.

Субъектом сервитута становится непосредственный инициатор установки обременения. Это может быть владелец соседнего участка, юрлицо, городские и муниципальные власти и пр.

Что такое публичный сервитут земельного участка?

Субъект вправе пользоваться частью земли исключительно по

целевому назначению

, он не вправе нарушать плодородный слой и свойства земель.

Важно понимать, что сервитут — это только обременение земли. Ее владелец остается полноправным собственником участка. Он также может проводить абсолютно любые сделки с землей: продавать ее, дарить, сдавать в аренду и пр.

При этом будущий владелец участка получит его вместе с зарегистрированным обременением (сервитут не привязан к личности владельца, а только к конкретному участку). Скрыть факт установки сервитута не получится: он будет отображаться в выписке из ЕГРП.

Что такое публичный сервитут земельного участка?

Более того, сокрытие такого существенного факта, как наличие обременений, позволит покупателю в дальнейшем признать договор ничтожным.

Сам по себе сервитут не может выступать субъектом экономических отношений, т.е. он не продается/арендуется и пр.

В каких случаях устанавливается публичный сервитут на земельный участок и что это такое согласно законодательству?

Земельный кодекс различает две разновидности сервитутов: частный и публичный. Установление частного сервитута регулируется ГК. Цели установки сервитутов следующие:

  • обеспечение прохода через участок;
  • прокладка и эксплуатация ЛЭП, трубопроводов;
  • налаживание водоснабжения и мелиорации;
  • другие нужды собственника, которые невозможно обеспечить без установки сервитута.

Таким образом, указанный перечень не является исчерпывающим и подлежит расширительной трактовке.

Что такое публичный сервитут земельного участка?

При

установлении публичного сервитута

местные власти руководствуются приоритетом коллективных интересов перед индивидуальными.

Публичный сервитут может затрагивать только земельный участок (не иную недвижимость).

Установить публичный сервитут власти вправе только в закрытом перечне случаев. Обременение может быть установлено:

  • обеспечение прохода/проезда через участок;
  • размещение межевых/геодезических знаков;
  • использования земли для ремонта коммунальных/инженерных/электрических сетей и транспортной инфраструктуры;
  • проведение дренажных работ;
  • забор воды;
  • прогон скота;
  • сенокос и выпас скота;
  • использование земли в целях охоты и ловли рыбы;
  • временное пользование для проведения изыскательских/научно-исследовательских работ;
  • доступа к прибрежной полосе.

Публичный сервитут обычно устанавливается с опорой на общественное мнение и с учетом результатов проведенных слушаний.

предоставление земельных участков инвалидам

Жильцы часто не знают,

что входит в текущий ремонт многоквартирного дома

и нужно ли за него платить.

Согласно законодательству РФ имеет право на бесплатное получение земельного участка. Как его получить в пользование, вы узнаете, прочитав нашу статью.

Какие документы понадобятся для заключения сделки купли-продажи? Мы рассказали об этом здесь.

Что такое публичный сервитут земельного участка?

В противном случае землевладелец может обратиться в суд и ходатайствовать об ущемлении его интересов фактом установки обременений.

  • строительства прохода или проезда;
  • прокладки линии электропередачи;
  • прокладки водопровода и др.
  1. Аренда – никак не влияет на совершение сделок и не является основанием для расторжения договора аренды. Заключается на платной либо безвозмездной основе. После заключения договора собственник передает другому лицу полномочия распоряжаться его земельным участком. Обременение по аренде действует только до окончания срока договора.
  2. Ипотека – подразумевает наличие ограничений на возможность свободного распоряжения землей собственником без согласия финансовой организации (банка), взявшей данный участок земли в качестве залога по ипотеке.
  3. Арест – возникает при спорных ситуациях, разрешение которых происходит в судебных инстанциях и накладывается исключительно судьей.
  4. Разрешение требования – временное ограничение, возникающее при спорах о праве собственности на данный земельный участок в судебной инстанции.
  5. Запрет на отчуждение – возможен в определенных районах страны и накладывается как общегосударственным постановлением, так и муниципальными властями.
  6. Сервитут – частное либо публичное ограничение на пользование чужим участком земли, обременение накладывается на сооружения, здания и иную собственность, использование которых необходимо вне связи с использованием земли (установка водопроводов, нужды соседей, обременение лэп на земельный участок, раскопки и тому подобное).
  7. Изъятие земельного участка – крайняя и достаточно редкая мера, используемая правительством в заповедных и санитарно-защитных зонах.
  • пешеходной тропе, позволяющей передвигаться пешком и посредством велосипеда;
  • проезжей дороге, позволяющей использовать для передвижения транспортные средства;
  • использованию участка для проведения, ремонта, и одновременного обременения земельного участка ЛЭП, инженерных и других сетей;
  • водопроводу, обеспечивающему собственный земельный участок водой;
  • водостоку, обеспечивающему отвод воды;
  • скотопрогонной дороге, дающей возможность провода скота с условием сооружения вдоль нее ограждения либо забора;
  • к пастбищу в соответствующий местным условиям и обычаям период;
  • сохранению естественной среды обитания для диких животных посредством проведения государственных мероприятий, направленных на охрану природы;
  • зимнему пути в соответствующее время года;
  • защитным сооружениям для сохранения ландшафтных и других особенностей окружающей среды;
  • береговой полосы для отдыха, туризма, рыбной ловли и иных рекреационных целей;
  • временно используемых для проведения индивидуальных или общественно необходимых работ, для ремонта и строительства объектов недвижимости;
  • размещения на участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним.

Первый Земельный кодекс РСФСР был принят 30.10.1922 г., состоял из Основных положений и трех частей: о трудовом землепользовании, о городских землях и гос-ных земельных имуществах, о землеустройстве и переселении.

В России созданы многочисленные системы учета граждан и объектов. Налоговая инспекция «опознает» налогоплательщиков по уникальным номерам ИНН, пенсионный фонд ведет учет застрахованных лиц по номеру СНИЛС, а Росреестр – орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимые объекты, идентифицирует недвижимость по их кадастровым номерам.

Последний платеж

Что такое публичный сервитут земельного участка?

Установление сервитута на земельный участок может быть осуществлено только в том случае, если никакие другие варианты не могут быть использованы.

Заявление об установлении публичного сервитута

Публичный сервитут. Определение понятия

Заявление об установлении публичного сервитута является обязательным документом, который подается инициативной группой в органы исполнительной власти муниципального образования. Это может быть администрация, комитет по земельным вопросам и пр.

Заявление подается в письменном виде и не имеет унифицированной формы. При этом на уровне муниципального образования может действовать рекомендуемый формат заявления.

В данном документе должны содержаться указания на:

  • объект недвижимости/участок земли;
  • сведения о собственнике обременяемого участка;
  • вид и конкретные цели установки обременения (например, для доступа к водоему) – если указанные цели будут не соблюдаться, собственник участка имеет право обжаловать действия жителей и потребовать снятия сервитута;
  • содержание, срок действия сервитута (обычно публичные сервитуты бессрочные, но они могут прекратить свое действие по решению суда или соглашению сторон);
  • обоснование необходимости установки сервитута;
  • лица, в чью пользу устанавливается сервитут, например, члены СНТ или жители муниципального образования;
  • дата подача документа и перечень приложений.

Публичный сервитут устанавливается путем прохождения нескольких последовательных этапов. Начинается все с подачи заявления с соответствующим требованием. Инициировать данный процесс могут как физическое или юридическое лицо, так и муниципальные или государственные власти.

При написании заявления необходимо указать:

  • наименование объекта, его фактический адрес;
  • цель наложения обременения;
  • срок наложения публичного сервитута;
  • полные данные о собственнике земельного надела и совладельцах, если таковые имеются;
  • информацию о лице (лицах), для которого устанавливается обременение.

Если заявление подается органом местного самоуправления, то обращаться для его написания нужно в администрацию муниципалитета. Если заявителем является другой субъект, то обращаться надо в территориальный орган по земельным вопросам. Так как сервитут является обременением земельного надела и его владельца, то необходимо составление индивидуального нормативного акта. Таким образом, публичный сервитут устанавливается нормативно-правовым актом.

Принятие решения

После того как заявление подано, оно будет рассматриваться в установленные сроки. Все будет зависеть от того, кем является субъект, и в каком регионе происходит данный процесс. В каждом регионе составляются свои территориальные акты с индивидуальными требованиями и правилами. Единственное исключение – населенные пункты федерального значения.

Заявление рассматривается на специальном слушании, после которого выносят решение. Законодательно не установлена регламентированная форма таких собраний, поэтому данное слушание может быть приравнено к гражданскому собранию. Проведенное собрание обязательно протоколируется. В документе указываются повестка дня, вынесенное решение, количество собравшихся.

Установление публичного сервитута фиксируется путем составления договора или нормативного акта, где обязательно должна быть указана информация об объекте: кадастровый номер, месторасположение, общая площадь и т.д. Работать сервитут начнет после госрегистрации, для которой необходимо собрать следующие документы:

  • заявление о регистрации обременения;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • нормативный акт или соглашение об обременении;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя или документы доверенного лица;
  • план земельного надела, на который будет наложен сервитут.

Межевание

Публичный сервитут – это такой вид обременения, который в обязательном порядке должен быть отражен в кадастровом плане. Чтобы данные сведения были отражены, нужно провести межевание земель. Другими словами, следует установить границы сервитута на земельный надел. А какие границы обременения нужно отображать при межевании – планируемые или уже установленные?

Если земельный надел зарегистрирован и поставлен на кадастровый учет, то следует дождаться нормативного акта от госорганов о констатации сервитута и далее можно проводить межевание. Если же земельный надел не был зарегистрирован, то придется проводить двойную работу. Сначала межевание при оформлении надела, а затем межевание при установлении обременения.

Возникает вполне логичный вопрос: можно ли сделать все за один раз, если владелец земли знает, где именно будет расположен сервитут? С одной стороны, проект установления границ земельных участков нельзя назвать основным и правообразующим. Он либо формирует, учитывая требования, предложения по границам земельного надела, либо фиксирует состояние уже имеющегося надела.

Но тогда в плане межевания земель должны быть отражены публично-правовые сервитуты (то есть по ним уже есть необходимые документы). Но с другой стороны, кодекс градостроения не запрещает решать все вопросы одновременно. А учитывая сложность процедуры оформления обременения, лучше все же сначала получить правовой акт на сервитут, а потом проводить межевание.

Договор

Следующим действием, которое определяет порядок установления публичного сервитута, является заключение договора. Он должен быть составлен правильно и включать в себя следующие обязательные пункты:

  • Предмет обременения, то есть на какую недвижимость будет наложен сервитут.
  • Кто выступает в качестве сторон соглашения и будет иметь право пользования наделом.
  • Подробное описание земельного участка (его границы, план размещения, площадь, какие объекты на нем расположены, в том числе растительность, в какую стоимость оценен объект, кадастровая информация).
  • Целевое предназначение земельного участка, условия пользования данным участком (каковы ограничения и в какое время).
  • Срок установления сервитута.
  • Если есть условия, при которых договор может быть расторгнут преждевременно, их необходимо указать.

После составления и подписания соглашения, оно должно быть заверено в нотариальной конторе и зарегистрировано в госреестре. Данные процедуры обязательны, в противном случае публичный сервитут не будет считаться законным. Особое внимание нужно уделить кадастровому плану участка. Если он испорчен или утерян, его в самые короткие сроки необходимо восстановить.

Оценка и стоимость

Публичный сервитут – это обременение на землю, поэтому у собственника надела есть право установить размер платы за пользование его участком, ссылаясь на возможные убытки из-за установления обременения. Данный пункт тоже должен быть прописан в соглашении и рассмотрен довольно тщательно, потому что изначально может показаться, что убыткам взяться неоткуда, а на деле окажется все наоборот.

В сумму за сервитут владелец участка может включить, к примеру, стоимость охранных услуг и поддержание земельного участка в надлежащем виде, особенно если это публичные сервитуты в городах, и целью их является проезд транспорта. Если после установления сервитута выяснилось, что установленная цена не соответствует действительным затратам, можно, ссылаясь на ЗК РФ, изменить условия соглашения, составив дополнение к нему. Весовым основанием для написания дополнения к договору является:

  • Перемена деятельности пользователей.
  • Право пользователя было расширено или ограничено на той же территории.
  • Внесение поправок в нормативно-правовой акт (при условии, что одна из сторон – госорган).
  • Пересмотр соглашения обеими сторонами и внесение соответствующих корректировок.
  • Вынесение судебного постановления.

Установка сервитута – долгосрочная процедура, она может занимать до полугода. Сроки должны соответствовать административному регламенту, который действует в регионе. Временные затраты включают:

  • до 30 дней на рассмотрение заявления, поступившего от инициативной группы.
  • от 10 дней до месяца на организацию общественных слушаний, оповещение заинтересованных лиц о месте и времени их проведения;
  • до 30 дней на проведение межевых работ и составление кадастрового плана обременяемой части участка земли;
  • до 7-14 дней на регистрацию сервитута в реестре.

Стоимость установки публичного сервитута состоит из:

  • затрат на проведение межевых работ – 15-40 тыс.р.;
  • затрат на организацию общественных слушаний;
  • затрат на оплату госпошлины за регистрацию обременения в Росреестре в размере 1500 р.;
  • компенсации издержек собственнику земельного участка за установку сервитута – они рассчитываются с учетом размера упущенной выгоды собственника, площади действия сервитута, кадастровой стоимости участка земли. Стороны могут договориться о выплате единовременной или ежемесячной компенсации.

Как оформить?

Когда необходимо установление публичного сервитута на земельные участки, желающие должны обращаться в администрацию и приносить с собой уведомление о том, что участок земли действительно необходимо выделить в пользование. Документ должен быть составлен на имя главы городского или сельского исполнительного комитета.

В образце заявления на публичный сервитут необходимо отразить следующие сведения:

  • необходимо дать характеристику заявителя указав место его работы, а также должность;
  • если в качестве желающих выступает группа граждан, то нужно обозначить структуру данной группы по смыслу инициативы;
  • требуется отобразить сведения, касающиеся земельного участка. Нужно указать его адрес, точное местоположение и прочие сведения, которые можно получить;
  • причины, в связи с которыми появилась необходимость ходатайствовать о пользовании данной территорией;
  • далее, нужно обосновать по каким причинам проблему невозможно решить иным путём кроме как установлением публичного сервитута;
  • в последнюю очередь нужно поставить дату, подпись человека составлявшего документ и её расшифровку.

Особенности обременения земельного участка сервитутом

Право установления сервитута возникло еще в римском праве и до сих пор сохранилось в законодательстве РФ. Установление данного обременения регулируется следующими нормативными документами:

  • статьями 274–277 Гражданского кодекса;
  • 223 статьей Земельного кодекса;
  • статьей Федерального закона от 21 июля 1997 года;
  • 9 статьей Лесного кодекса.

Следует знать, что сервитутом может быть обременено строение, здание, земельный участок. Однако практика показывает, что последний вариант встречается чаще всего.Сервитуты на земельный участок бывают частными и публичными. Сегодня поговорим о публичном виде данного обременения.

Публичный сервитут: как действовать владельцу земли

При этом сервитутом пользуется неопределенный круг лиц.

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается в таких случаях:

  • необходим проезд или проход через участок;
  • необходимо осуществить установку или ремонт электрических или транспортных коммунальных сетей;
  • необходимо установить геодезические или межевые знаки, а также обеспечить к ним подъезд;
  • необходимо осуществить водоотвод или установить дренажное оборудование на определенном участке;
  • необходим забор воды для водопоя скота либо для проведения анализа;
  • необходим выпас скота и заготовка сена на зиму;
  • необходима организация охоты на незапрещенные виды животных и рыболовства;
  • необходимо проведение геологических раскопок и исследование состояния почвы;
  • необходим перевоз объектов через территорию.

Данные основания не являются исчерпывающими.

Публичный земельный сервитут может быть установлен только в том случае, когда на общественных слушаниях путем ания было принято положительное решение.

Учитывается мнение следующих лиц:

  • Жители определенной территории, которые могут понести ущерб.
  • Доверенные лица юридических фирм и компаний, юридический адрес которых располагается в непосредственной близости к участку, на который может быть установлен сервитут (служебный участок);
  • Собственник потенциального служебного участка, а также арендаторы данной земли и лица, которые имеют право бессрочного пользования.
  • Сотрудники муниципальной власти или местного самоуправления.

Однако есть случаи, которые не допускают установление публичного сервитута. К ним относятся следующие:

  • установление сервитута не позволяет собственнику земельного участка распоряжаться своей землей в полной мере;
  • от собственника земельного участка в органы самоуправления поступило уведомление о требовании отменить сервитут;
  • невозможность или нежелание лица, которое подало заявление, организовывать общественное слушание.

Если говорить о времени действия сервитута, то следует выделить два вида:

  • срочный — обременение устанавливается на определенный период, по истечении которого действие сервитута автоматически заканчивается;
  • бессрочный — сервитут устанавливается на неопределенный период и может быть прекращен в судебном порядке или когда необходимость в обременение исчезнет сама собой.

Что собой представляет публичный сервитут, способы и цели установления

Говоря о целях сервитута, необходимо выделить следующие:

  • водный — гарантирует право каждому гражданину РФ использовать ресурсы водного фонда России без использования технических устройств;
  • лесной — закрепляет право гражданина бесплатно и беспрепятственно находится на территории лесных массивов страны, а также заниматься собирательством пищевых лесных ресурсов (грибы, ягоды, травы);
  • сервитут на дорогу — гарантирует право каждого гражданина бесплатно пользоваться автодорогами федерального значения.

Особенности

Факт оформления сервитута на земельный участок может фиксироваться следующими документами:

  • актами Российской Федерации;
  • актами органов местного самоуправления;
  • нормативно-правовыми актами субъектов (муниципалитетов) РФ.

В случае продажи, аренды или дарения земельного надела, на котором установлен сервитут, собственник должен уведомить вторую сторону о существующем обременении. В противном случае сделка будет признана недействительной, а собственник понесет большие убытки, так как будет обязан выплатить пострадавшей стороне компенсацию нанесенного ущерба.

Установление сервитута не должно никоим образом затруднять эксплуатацию земельного участка его законным владельцем.

В результате рассмотрения дела суд может вынести одно из таких решений:

  • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган выкупить участок и выплатить компенсацию нанесенного ущерба;
  • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган предоставить аналогичный участок и компенсировать убытки;
  • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган выплатить полную компенсацию убытков;
  • отказать в удовлетворении иска.
  • постановление местных властей не соответствует законодательству, обладающему большей юридической силой;
  • были нарушены его права и предпринимательские интересы;
  • незаконно возложены какие-либо обязанности или созданы препятствия для экономической деятельности.

Частный сервитут может быть установлен по соглашению сторон или в судебном порядке. Истцом в этом случае будет выступать лицо, требующее установки сервитута.

На судью будет возложена обязанность определить целесообразность установки сервитута и создать условия, чтобы такое обременение наносило минимальный ущерб собственнику. При необходимости суд может назначить проведение независимой экспертизы.

Что такое публичный сервитут земельного участка?

В своем резолютивном решении судья может изменить первоначальные условия сервитута, например, его маршрут.

Если же сторонам удалось договориться, то они заключают соглашение об установке сервитута. Такой документ можно подписать только с собственником участка (не с землепользователем/арендатором). Он имеет простую письменную форму и не подлежит обязательному заверению у нотариуса.

Минэкономразвития указал на следующие обязательные составляющие соглашения:

  • данные сторон;
  • информация об участке, на который устанавливаются обременения (его кадастровый номер, площадь и точное месторасположение);
  • цели и задачи установки сервитута;
  • пределы действия (месторасположения) обременения на участке;
  • величина платы за сервитут, порядок и периодичность ее внесения;
  • права и обязанности сторон.

Какие документы понадобятся сторонам для заключения соглашения? Это паспорта; подтверждение прав собственности владельца; документ, определяющий положение сервитута на земле (кадастровый паспорт или выписка). Таким образом, чтобы обременить землю сервитутом, предварительно необходимо выполнить кадастровые работы для определения конкретных параметров сервитута (его точные пространственные характеристики).

Объектом сервитута земля становится только после получения официального статуса и регистрации ограничений в Росреестре.

Что такое публичный сервитут земельного участка?

Только после прохождения таких регистрационных действий можно приступать к работам на участке и установке там объекта.

Заявление об установке сервитута может подать как инициатор обременений при наличии у него подписанного соглашения, так и собственник участка. После выполнения указанных регистрационных отметка об установке сервитута появляется в ЕГРП.

В законодательстве содержатся основания для прекращения сервитута. Стоит сказать, они отличаются для частных и публичных сервитутов. В последнем случае прекращение сервитута возможно при отсутствии общественного интереса в нем (иначе он так и продолжит свое действие). Отменяется он через принятие соответствующего акта.

Перечень условий для прекращения частного сервитута более широк. Это может быть соглашение сторон; аннулирование обстоятельств, обусловивших необходимость установки обременений; истечение срока действия сервитута и пр.

Таким образом, установка сервитута является своего рода компромиссом между возможностью и необходимостью. Публичный сервитут исходит из преобладания нужд населения перед интересами собственника. Частный сервитут устанавливается по согласию сторон или при невозможности решить определенные задачи без установки сервитута.

Условно все сервитуты разделяются на сервитуты прохода, дающие право на проведение определенных работ, необходимые для размещения публичных объектов.

При установке сервитута четко определяются его границы и правила пользования. Собственник участка вправе рассчитывать на компенсацию или защиту своих интересов в суде.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, 

звоните по телефонам

:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Заключение

Публичный сервитут – ограничение на пользование землей, процедура введения которого юридически сложная и длительная.

Она вызывает большое количество спорных вопросов, связанных с предоставлением моральной компенсации владельцу земли. В некоторых ситуациях, сервитут является единственной законной возможностью проведения ремонтно-строительных работ на смежных с участком территориях.

Прочтите также:Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд

Теперь читатель знает всё о том, как установить публичный сервитут. Если вспомнить всё то, что было изложено выше, то можно сделать вывод, что государство при всём желании не сможет отобрать землю у своих граждан если они сами этого не захотят. Однако они могут на время воспользоваться участками, которые находятся в собственности у частных лиц на основании публичного сервитута.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

При каких условиях возможно установление сервитута на земельный участок

Порядок установления публичного сервитута осуществляется на основании 23 статьи ФЗ от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ. Он определяет наименьший ущерб для лица, позволяя ему предельно свободно пользоваться своим участком. Сервитут может быть установлен на определённый срок, в пределах проводимых работ, а может быть бессрочным.

Землепользователь имеет возможность определить плату за сервитут. Когда сервитут нарушает интересы землепользователя кардинально, то он имеет право обратиться в муниципалитет с заявлением о возмещении материального ущерба и предоставлении ему другого, равноценного участка.

По окончании работ, когда необходимость ограничения отпадает, гражданин может просить отмену сервитута. При распоряжении имуществом, сервитут продаётся, меняется или дарится вместе с землями. Сервитут регистрируется в отделении Росреестра после получения административного акта.

Публичный сервитут вводится на основании акта, созданного органами местного самоуправления. Его принятие осуществляется в следующем порядке:

  • Заинтересованное лицо или государственная служба подает заявление о наложении обременения на участок.
  • Заявка рассматривается уполномоченным органом.
  • Назначается публичное слушание, в процессе которого каждая из сторон вправе высказать свое мнение.
  • Принимается решение о наложении сервитута.
  • Осуществляется государственная регистрация обременения.

Подать заявление может как физическое, так и юридическое лицо. В его тексте должна содержаться полная информация о владельце, участке и причинах наложения обременения. Заявителю необходимо понимать, что просьба должна быть подкреплена документальными фактами. В противном случае, возможно получение отказа.

В процессе слушания составляется протокол. В нем отмечается мнение сторон, включая пожелания и претензии. По результатам слушания, составляется акт с указанием сведений о владельце участка и границах обременения.Сервитут обретает юридическую силу только после регистрации в Росреестре. Ее оформлением должен заниматься заявитель.

Публичный сервитут – это один из видов обременения на земельный участок. Его главная особенность заключается в том, что решение по его наложению принимают государственные власти, но в пользу государства участок не изымается. Рассмотрим подробнее отличительные черты обременений на землю и порядок установления сервитута.

Виды обременения

  • для проезда или прохода через земельный надел;
  • для использования земли;
  • для строительства пастбища;
  • для сенокошения;
  • для охоты и рыбалки;
  • для исследовательских работ и др.

земельный кодекс РФ

В порядке осуществления и ведения хозяйственной деятельности на участке землепользователи вступают в особый тип правоотношений, когда один владелец может потребовать от своего соседа предоставления ему права пользования его участком.

Данное право является ограниченным и именуется в земельном законодательстве сервитутом.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

(Москва)

(Санкт-Петербург)(Россия) – звонок Бесплатный

Это быстро и !

Сервитут является обременением участка земли, не лишающим прав собственности землевладельца, который по-прежнему может распоряжаться своим имуществом. Такое обременение может возникать:

  • когда есть необходимость в обеспечении прохода или проезда через соседский участок;
  • когда существует необходимость прокладки кабелей по участку соседа и обслуживания линий электропередач;
  • когда нужно провести другие коммуникации и разместить межевые, геодезические и дорожные знаки;
  • другие случаи.

В соответствии с Земельным Кодексом обременение земельного участка сервитутом может быть установлено двумя способами:

  • по взаимному и добровольному соглашению землевладельцев;
  • по решению судебной инстанции либо согласно правовым нормам.

Сервитут на земельный участок (например, для инженерных сетей или других отношений), как и право собственности, подлежит госрегистрации с выдачей официального документа.

Обладателем сервитута является лицо, которое обладает правом пользования чужим участком земли ограниченно. Обладатель не может продать данное право, заложить его и отчуждать сторонним лицам иным способом, которые не являются владельцами недвижимого имущества, в целях эксплуатации которого определено данное право.

Сервитут публичный – это возмездное ограничение права пользования определенным земельным участком или его частью в пользу государства.

Более понятно на вопрос, что такое публичный сервитут, можно ответить следующим образом: это принудительная аренда куска земельного участка у владельца для определенного общественного пользования. При составлении договора тип пользования будет прописан и ни государство, ни другие люди не смог использовать эту землю в иных целях, кроме собственника.

Данный вид ограничения может быть установлен только в результате публичного слушанья, на котором рассматриваются вопросы, связанные с доступом к общественной территории.

Продемонстрировать, что это такое — публичный сервитут, может следующий пример: дом построен на земельном участке, ведущем к единственному водоему.

В данном случае обременением будет являться разрешение проходить всем гражданам по определенной территории участка для попадания к воде, не выходя за установленные границы.

Государственный сервитут может быть установлен исходя из ряда определяющих потребностей государства и его жителей:

  • Проход и проезд через частную собственность до значимого государственного объекта или территории;
  • Свободный доступ всех желающих к прибрежным полосам;
  • Необходимость проведения дренажных работ;
  • Необходимость использования территории для научных исследований;
  • Как единственно возможное место выгона рогатого скота.

Установление любого обременения начинается с проведения общественного слушания, которое организует муниципалитет.

На слушанье происходит уточнение мнения заинтересованных людей и жителей, проживающих  в муниципальном образовании.

С учетом того, что сервитут устанавливается для реализации гражданских государственных целей, то его установление может происходить только при рассмотрении и подписании определенных государственных актов:

  • Нормативный документ местного самоуправления;
  • Нормативный акт субъекта Российской Федерации;
  • Общегосударственного нормативного акта РФ.

При установлении публичного сервитута на земельные участки у собственников остаются права, связанные с земельным наделом. Единственным ограничением права будет запрет на действия, которые осложнят или сделают невозможным использование территории в целях, указанных в договоре.

В случаях, когда пользование территорией затрудненно по адекватным причинам, которые не зависят от собственника, он может обратиться в суд и обязать государство выплатить ему стоимость части участка и забрать ее в собственность.

В случае, когда хозяин обращается в судебные органы и выигрывает процесс государство не только выкупает участок, но и компенсирует все подтвержденные затраты, которые понес хозяин в  связи с ограничением прав на пользования землей и использования ее сторонними лицами в своих целях.

Перед тем как ограничение вступит в законную силу, государство должно внести изменения в кадастровый план земельного участка и указать межеванную территорию.

документы для оформления сервитута

Для того что бы установить и принять публичный сервитут на земельный участок необходимо:

  • дождаться официального постановления на учет сервитута и только после этого ставить вопрос о межевании;
  • в случаях, когда земельный участок находится в собственности, но не имеет полноценной регистрации, для установления сервитута участок изначально регистрируется;
  • публичные сервитуты могут быть зарегистрированы только после согласия собственника участка, либо поставлен в известность, но дал отказ. В случаях, когда собственник не согласен с межеванием, он имеет право обратиться в суд. Если обращения не было, то считается, что собственник согласен.

Все спорные вопросы межевания участка необходимо решать через суд.

Не все собственники согласны делить свой земельный участок с государством и общественностью. Если хозяин земли считает, что созданный сервитут нарушает его права и ухудшает условия жизни, то он может обратиться в суд.

В соответствии с законами России, рассмотрение вопросов, связанных с публичным сервитутом находится в компетенции только арбитражного суда.

В арбитражный суд необходимо обратиться с исковым заявлением, в котором указать какие права и почему нарушает обременение и, в просительной части, попросить признать государственный сервитут недействительным.

В судебном процессе основное бремя доказывания ложится на государство или представителя муниципалитета. В судебном заседании им необходимо доказать, что обременение установлено как единственный способ реализации прав и свобод граждан.

Публичный сервитут – это вид обременения земли, устанавливаемый в законном порядке в случаях, когда этого требуют интересы государства или местной власти. Изъятие земли при этом не рассматривается.

отличительная черта публичного сервитута состоит в том, что он не предполагает конкретный управомоченный субъект и не ограничивает право собственности в интересах неопределенного круга лиц.

договор о сервитуте

Публичный сервитут – это очень популярная форма установления права использования чужой земли, которую часто применяет государство, чтобы владельцы соседних земельных участков чувствовали себя лучше.

Любая ситуация, предполагающая установление сервитута, регулируется Земельным и Гражданским кодексами. В этих нормативных актах оговорена и процедура обременения и цели подобных действий. Посредством Гражданского кодекса (ст.

274-277) устанавливается сервитут, вне зависимости от его характера. О том, как правильно осуществить данную процедуру гласит Земельный Кодекс.

Что такое публичный сервитут земельного участка?

Сервитут на земельный участок устанавливается только в тех случаях, когда избежать подобного обременения не представляется возможным.

  • пп. 2 «использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры»
  • пп. 9 («временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ».
  • добавлен пп. 8 («использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса»).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридические советы
Adblock detector