Порядок предоставления земельных участков под строительство жилых домов и дачное хозяйство

Порядок предоставления земельных участков для строительства дома

Согласно ст. 3 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» правовое регулирование ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, гражданским, земельным, градостроительным, административным, уголовным и иным законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Садоводство, огородничество и дачное строительство являются одними из наиболее распространенных видов землевладения и землепользования граждан на землях сельскохозяйственного назначения. Особенностью этих видов землевладения является то, что подавляющее большинство его субъектов — это граждане, проживающие в городах и поселках городского типа. Именно это обстоятельство придает определенную специфику земельным отношениям, возникающим в этой сфере.

Кроме того, земельные участки, предоставленные для ведения дачного хозяйства (дачного строительства), по своему целевому назначению не относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения (таковыми считаются земли, предоставленные или предназначенные для нужд сельского хозяйства и расположенные за чертой поселений — п. 1 ст. 77 ЗК РФ).

Между тем, согласно ст. 1  ФЗ от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», дачный земельный участок — земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля), т.е.

Таким образом, в случае предоставления земельных участков для дачного строительства из земель сельскохозяйственного назначения требуется осуществить перевод последних в категорию земель населенных пунктов.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.

Процесс предоставления земельных участков для целей садоводства, огородничества и дачного строительства можно условно разделить на следующие этапы:

    1. выбор и предоставление зарегистрированному юридическому лицу (объединению) земельного участка для размещения садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;
    2. предоставление земельных участков в собственность членам объединений и объединениям как юридическим лицам (как правило, участки предоставляются за плату, а объединениям как юридическим лицам — бесплатно).

Подробнее

Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.

Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.

Орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.

Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.

На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.

Общее собрание членов огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков.

Ст. 79 ЗК РФ, устанавливающая особенности использования сельскохозяйственных угодий, определяет, что пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Порядок предоставления земельных участков под строительство жилых домов и дачное хозяйство

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном ст. 34 ЗК РФ.

При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.

Постановлением

Правительства РФ от 27 июня 1996 г. № 758 «О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить полное удовлетворение потребности населения в пастбищах и сенокосах для личного скота.

Основным актом, регулирующим застройку садоводческих наделов, создания некоммерческих объединений собственников, их управления и защиты прав членов является федеральный закон № 66-ФЗ.

Данный акт имеет силу только до 31.12.2018. Со следующего дня вступает в силу новый закон № 217-ФЗ, в котором дачные участки будут приравнены к садоводческим, изменятся некоторые положения о некоммерческих партнерствах, будет введено понятие имущества общего пользования.

Участок с разрешенным использованием для ведения садоводства может находиться на земле сельскохозяйственного назначения либо в черте населенного пункта:

  • Для наделов, расположенных в черте населенного пункта, нужно изучить проект планировки конкретной территории в соответствии со ст. 42 ГрК РФ (если он утвержден). В документе разграничиваются зоны существующих объектов, их характеристики, и области, где можно возводить новые строения. Он утверждается органом местной власти после публичных слушаний либо региональным органом исполнительной власти без слушаний.
  • Для строительства на сельскохозяйственных землях не нужно ориентироваться на красные линии и правила, определенные планировкой территорий.

Обязательно нужно учитывать вид территориальной зоны, где находится данный надел.

Садоводческие участки находятся, как правило, на сельскохозяйственных зонах, но встречаются и наделы в жилых зонах.

Для разных зон устанавливаются разные градостроительные регламенты, в которых определены:

  • Основные, условно разрешенные и вспомогательные ВРИ наделов.
  • Характеристики: предельные величины площади участков, удаленность объектов от границ, этажность, минимальную долю озеленения надела и другие.

Пункт 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ предусмотрено предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, а также положениями вашего «местного» Областного закона «О регулировании земельных отношений в *** области» устанавливается перечень и категории граждан имеющих право на предоставление земельного участка с учетом — Нуждаемости.

Федеральные льготы

Федеральное законодательство закрепляет следующие категории граждан, имеющих преференции по предоставлению земельных участков бесплатно:

  1. Герои России — (Закон РФ от 15 января 1993 г. N 4301-I «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» (с изменениями и дополнениями));
  2. Герои труда России (Федеральный закон от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» (с изменениями и дополнениями).
  1. Заявитель подготавливает схему расположения земельного участка и подает в уполномоченный орган заявление о его предварительном согласовании. Если заявление не соответствует установленной форме или к нему не были приложены все необходимые документы, то заявителю предоставляется отказ в письменном виде.
  2. В срок не более чем 30 дней уполномоченный орган обязан опубликовать извещение о предоставлении участка. Оно публикуется только единожды.
  3. Если за месяц поступят другие заявки на этот участок, то в течение 7 дней принимается решение об отказе в предварительном согласовании и объявляется о проведении аукциона. После проведения аукциона подписывается протокол с его результатами или решение о его признании несостоявшимся.
  4. Если же других желающих найти не удалось, то принимается положительное решение о согласовании земли.
  5. Заинтересованное лицо проводит кадастровые работы для образования участка или уточнения его границ при помощи кадастрового инженера. На это отводится два года после получения предварительного согласования. При проведении данных работ устанавливаются границы участка на местности и готовится их план, при необходимости устанавливаются межевые знаки на местности. Следующий этап: определение разрешенного использования земли и технических условий по подключению к инженерным сетям.
  6. Участок ставится на государственный кадастровый учет, на него получается техническая документация.
  7. В уполномоченный орган подается новое заявление с просьбой предоставить участок земли. Решение об отказе или предоставлении земли принимается в 30-дневный срок.
  8. При положительном решении муниципальные власти готовят проекты договоров аренды, безвозмездного пользования или купли-продажи. Если договор аренды заключается на сроки более года, то он должен быть зарегистрирован в Росреестре. Если же он бессрочный, то оформление не нужно.
    После строительства дома на земле права собственности на постройку необходимо оформить в Росреестре.
  1. установление тех. условий, на которых возможно провести подключение к системе инженерно-технического обеспечения, определения стоимости подключения.
  2. Определение целей использования участка.
  3. Назначение торгов либо же их отсутствие (если есть бумага-разрешение о дальнейшем развитии застройки территории).
  4. Осуществление процедуры торгов по продаже самого участка, либо продаже прав на заключение арендного договора, или предоставление в аренду бесплатно.

Способ №1 — подать заявление и ждать очереди

Вы легко можете проверить количество оснований для аренды земли, заглянув в статью 39.6 Земельного кодекса.

В пункте 2 данной статьи перечислены тридцать с лишним оснований, которые позволяют брать землю в аренду без аукциона.

Однако большинство из этих оснований абсолютно не подходят для простых граждан.

Порядок предоставления земельных участков под строительство жилых домов и дачное хозяйство

При этом востребованные основания будут рассмотрены более детально.

И так, начнем с самого интересного.

Данное основание содержится в подпункте 15 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

Если вы следите за материалами на блоге, то наверняка заметили, что в статье Продажа земельного участка без торгов мы уже рассматривали получение земли для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства,

дачного хозяйства

и КФХ.

Для справки. 

С 01 января 2019 года дачное хозяйство исключено из законодательства. Дачные участки приравнены к садовым участкам.

По этой причине, любое упоминание в статье о дачных участках нужно заменять на садовые участки.

Однако в той статье речь шла о том, как без торгов купить земельный участок, то есть приобрести землю в собственность.

Сейчас же рассмотрим то же самое, но только для аренды земли.

Арендовать земельный участок можно по 2-м вариантам:

  • на торгах, которые проводятся в форме аукциона;
  • получить участок без торгов, то есть, не участвуя в аукционе.

Иными словами, получить землю в аренду разрешается 2-мя путями.

Порядок предоставления земельных участков под строительство жилых домов и дачное хозяйство

В этой статье рассмотрим способы, позволяющие арендовать земельный участок без проведения торгов.

Прежде чем мы приступим, следует отметить, что

Если вы относитесь к перечисленной выше льготной категории граждан, либо приняли решение участвовать в национальной программе, то вам будет достаточно:

  1. Написать заявление «О постановке в очередь на получение земельного участка» в ближайшем Много Функциональном Центре «Мои документы» (МФЦ). Бланк заявления предоставит сотрудник МФЦ.
  2. Когда подойдет ваша очередь, вас пригласят в администрацию для розыгрыша участка. Да, именно розыгрыша, так как вам предложат вытянуть билет с кадастровым номером земельного участка, который достанется вам. Вы сможете отказаться от «вытянутого» участка, но тогда придется вставать в очередь снова.

Напомню. что претендовать на бесплатный земельный участок для строительства жилого дома (ИЖС) можно только в рамках улучшения жилищных условий (площадь жилья по прописке меньше 11 кв.м. на человека). Всем остальным выдают землю под садоводство (СНТ) или огородничество, где тоже можно стоить жилое здание и регистрировать дом по дачной амнистии.

Правовые нормы строительства

Все основные нормативные требования, что касаются процесса строительства малоэтажных жилых зданий на земельных участках под ИЖС, можно найти в СНиП 30-102-99.

Кроме строительства жилого дома на подобных участках допускается возведение самых разных хозяйственных строений, а также могут быть проложены коммуникации под землей и высажены многолетние растения. Размещение таких объектов на участке полностью регламентируется действующими санитарными нормами, а также требования пожарной безопасности.

Процесс планировки территории проходит с учетом таких параметров, как:

  • Величина и количество необходимых хозяйственных объектов;
  • Расстояние между всеми объектами, а также между деревьями, границами земельного участка и красной линии;

16 способов арендовать земельный участок без торгов в 2019 году.

Также необходимо учесть взаиморасположение всех хозяйственных объектов и их размещение относительно подобных строений на соседних земельных участках.

Существующие строительные нормативы могут быть как обязательными, так и рекомендательными. Исходя из этого, для исключения возможности возникновения различных проблем, необходимо детально изучить все требования и нормы, касающиеся строительства жилого дома и хозяйственных построек на земельном участке под ИЖС.

Кроме строительных норм, существуют санитарные требования, предъявляемые к разным постройкам хозяйственного назначения и жилого дома, что размещены на участке.

Минимальное расстояние между жилым домом и другими хозяйственными постройками:

  • между домом и баней – 5 – 8 метров;
  • между домом и хозяйственными строениями (сараи, помещения для животноводства) – 15 метров;
  • от колодца фильтрации – 8 – 10 метров;
  • от зоны сбора отходов и уличного туалета – 15 метров.

Также необходимо учесть, что расстояние между питьевым колодцем и туалетом, сараем, местом сбора отходов, должно составлять минимум 20 метров.

В строительной практике принято использовать такое понятие, как «красная линия». Данный термин подразумевает под собой условную линию, что разделяет земельный участок и объекты общего пользования, например, автомобильные дороги. Нормы предполагают, что между жилым домом и центральной улицей должно быть минимум 6 метров пространства, а между домом и проездом 3 метра.

Одновременно с этим, высокие деревья должны находится на расстоянии 4 метров от условной красной линии. Кустарниковые насаждения, что располагаются на расстоянии 5 метров от проезжей части не должны превышать в высоту полметра. Также стоит учесть, что высаженные по периметру участка растения не должны снижать количество постигаемого света в дом и мешать свободному проезду пожарным автомобилям.

Следующие объекты должны размещаться на таком минимальном расстоянии от границы прилегающих земельных участков:

  • Жилой дом – 3 метра;
  • Строения для птиц и домашнего скота – 4 метра;
  • Иные виды строений – 1 метр;
  • Кустарниковые насаждения – 1 метр;
  • Средней величины деревья – 2 метра, высокие деревья – 3 метра.

* ВВС РФ. 1993. № 3. Ст. 99; СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3485.

Земельный участок, отведенный под жилищное строительство, должен быть использован по назначению в сроки, устанавливаемые органами местного самоуправления. При превышении установленного срока органы местного самоуправления применяют к застройщику санкции, предусмотренные законодательством. Необоснованный отказ органов местного самоуправления в предоставлении и продаже в установленные сроки земельных участков для жилищного строительства влечет за собой штрафные и иные санкции, предусмотренные законодательством.

* ВВС РФ. 1993. № 7. Ст. 247.

Согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»* военнослужащим, а также гражданам, уволенным с военной службы, в зависимости от срока и условий прохождения военной службы бесплатно предоставляются в собственность или пожизненное наследуемое владение земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства.

* СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.

Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. (в ред. от 24 декабря 1993 г.)* предусматривает, что сотрудникам, прослужившим в органах внутренних дел 15 лет и более, предоставляются безвозмездно земельные участки под строительство индивидуальных жилых домов и садово-огородные хозяйства за счет неиспользуемых или отведенных в ином установленном законодательством порядке земель площадью 0,06 га — в городах, 0,10 га — в поселках городского типа и 0,25 га — в сельской местности.

* ВВС РФ. 1993. № 2. Ст.70.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 17 июля 1999 г.)* предусматривает, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства (ст. 17).

* СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563; 1999. № 29. Ст. 3693.

Согласно постановлению Правительства РФ от 27 июля 1996 г. № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг)* инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства (п. 17).

* СЗ РФ. 1996. № 32. Ст. 3936.

Ряд льгот по предоставлению земельных участков установлены указами Президента РФ. Так, согласно п. 2 Указа Президента РФ от 16 апреля 1996 г. № 564 «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы» (в ред.

от 13 июня 1996 г.)* установлено, что членам казачьих обществ, взявшим на себя в установленном порядке обязательства по несению государственной и иной службы, переселившимся в приграничные районы РФ, предоставляются бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.

* СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1955; № 25. Ст. 3003.

Порядок предоставления земель этим лицам определен в постановлении Правительства РФ от 8 июня 1996 г. № 667 «Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования»*.

* СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 3023.

Согласно ст. 18 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в ред. от 8 января 1998 г.)* гражданам, в том числе коренным жителям, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям не менее 10 календарных лет, а работникам, получившим инвалидность (в том числе и по общему заболеванию) или профессиональное заболевание, — до истечения указанного срока предоставляется право по вновь избранному месту жительства на выделение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

* ВВС РФ. 1993. № 16. Ст. 551.

В развитие положений этого Закона был принят Указ Президента РФ от 2 февраля 1996 г. № 135 «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»*, согласно которому земельные участки предоставляются этим лицам бесплатно.

* СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 537.

Случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность определены и в иных указах Президента РФ. Так, земельные участки, выделенные для личного подсобного хозяйства, садоводства, жилищного строительства в сельской местности, предоставляются в собственность гражданам бесплатно согласно п. 14 Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»*.

* ВВС РСФСР. 1992. № 1. Ст. 53.

Указом Президента РФ от 4 января 1992 г. № 1 «Об отводе земельных участков в Московской области для малоэтажного строительства и садоводства для жителей г. Москвы и области»* было поручено главе администрации Московской области, начиная с 1992 г. в течение 10 лет выделять для жителей г. Москвы и Московской области пропорционально численности городского населения безвозмездно для малоэтажного строительства 40 тыс. га земли. Оформление отводов должно вестись равномерно по годам с опережением в зависимости от темпов освоения.

* ВВС РСФСР. 1992. № 3. Ст. 99.

Во всех остальных случаях гражданам и юридическим лицам, как правило, земельные участки предоставляются в собственность за плату в основном по нормативной цене земли.

* ВВС РФ. 1993. № 1. Ст. 26.

Согласно ст. 1 Закона передача земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также под индивидуальные жилые дома и хозяйственные постройки в частную собственность граждан в городах, поселках и сельской местности осуществляется в соответствии с земельным законодательством РФ и республик в составе РФ и настоящим Законом.

Порядок предоставления земельных участков под строительство жилых домов и дачное хозяйство

Граждане, имеющие на момент вступления в силу настоящего Закона земельные участки, размеры которых превышают предельные нормы, во всех случаях сохраняют право пожизненного наследуемого владения или пользования частью земельного участка, превышающей предельные нормы. Гражданам было предоставлено право приобретать данную часть земельного участка в частную собственность по договорной цене у местной администрации.

Что особенно важно, гражданам, получившим земельные участки в частную собственность для указанных целей, было предоставлено право продавать их другим гражданам РФ независимо от сроков приобретения права собственности на продаваемый земельный участок в пределах норм предоставления земельных участков.

* СЗ РФ. 1996. № 11. Ст. 1026.

Порядок, перерегистрации прав на земельные участки (приватизации) регулируется Инструкцией Роскомзема от 9 марта 1992 г. «О порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей». Перерегистрация прав на земельный участок производится, в частности, в связи с изменением правового статуса земельного участка, т.е.

https://www.youtube.com/watch?v=fsaUTaF_4J8

предоставлением его в собственность или внесением значимых изменений в сведения о площади или расположение земельного участка, либо в связи с переходом прав на земельный участок к другому собственнику. Перерегистрация прав на земельный участок землепользователей-граждан производится по личному заявлению граждан или по инициативе местных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству на основании ранее выданных документов, удостоверяющих право пользования земельным участком.

При отсутствии таких документов права на земельный участок оформляются после необходимых землеустроительных работ по установлению границ в натуре с учетом фактического использования земель. Новые документы на участок выдаются при условии, что его расположение, размеры и границы не являются спорными.

В противном случае спор должен быть рассмотрен в, установленном порядке. Работы по перерегистрации прав на земельные участки осуществляются районными, городскими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству с привлечением организаций, имеющих право на указанные работы. При проведении таких работ уточняются эффективность и целевое использования земель, при необходимости проводятся контрольные измерения или уточнение границ земельного участка в натуре.

При наличии споров и отсутствии документов, удостоверяющих право пользования земельным участком, в обязательном порядке производятся контрольный обмер и уточнение фактически сложившихся границ используемого земельного участка. Границы земельных участков, установленные утвержденным проектом землеустройства, а также уточненные в порядке перерегистрации прав на земельный участок, переносятся в натуру (на местность) с закреплением их внешних границ межевыми знаками.

Границы участков устанавливаются специалистами комитетов по земельным ресурсам и землеустройству или по их поручению — организациями, имеющими право на указанные работы. В этой процедуре участвуют граждане или представители собственников земли, землевладельцев или землепользователей, за которыми закрепляются земельные участки, и смежные землепользователи.

Заинтересованные собственники земли, землевладельцы и землепользователи извещаются о предстоящих землеустроительных действиях по установлению границ в натуре повестками, которые должны быть вручены им не позднее, чем за два дня до проведения работ. В случае неявки (при своевременном вручении повестки) представителей смежных землепользователей об этом составляется протокол и землеустроительные действия не прекращаются.

При определении границ на местности составляется акт их установления (восстановления), в котором дается описание положения границ на местности и делается запись о передаче собственникам земли, землевладельцам и землепользователям межевых знаков для наблюдения за их сохранностью и об их ответственности за уничтожение знаков.

После установления и закрепления границ земельного участка на местности или когда границы и размеры землевладения (землепользования) установлены ранее и не являются спорными, комитет по земельным ресурсам и землеустройству вносит в местную администрацию предложения для принятия решения о перерегистрации прав на эти участки, т.е.

приватизации земель. Приобретение земельных участков на торгах для индивидуального жилищного строительства. Право частной собственности или аренды на земельный участок для индивидуального жилищного строительства граждане и юридические лица могут приобрести в результате участия в торгах, проводимых в формах аукционов или конкурсов, по продаже земельных участков.

Порядок предоставления земельных участков под строительство жилых домов и дачное хозяйство

Обычно торги проводятся по продаже земельных участков, предназначенных для застройки. В этих случаях основанием приобретения права собственности на землю или аренды являются два взаимосвязанных между собой юридических факта: участие лица в тopгax и признание его победителем и заключение договора купли-продажи земельного участка либо его аренды.

Возможность приобретения права частной собственности на землю на торгах предусмотрена в п. 8 Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»: «продажа земель может производиться на конкурсах или аукционах». Эта норма, имеющая общий характер, получила развитие в Градостроительном кодексе РФ (ст.

56), которая устанавливает, что земельные участки в городских и сельских поселениях предоставляются в соответствии с земельным законодательством РФ. В случае предоставления земельных участков на праве собственности или праве долгосрочной аренды органы местного самоуправления вправе объявлять конкурсы или аукционы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Органы местного самоуправления при проведении конкурсов по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков для застройки могут устанавливать к их участникам ряд особых требований. К ним относятся: возмещение убытков и иных затрат на снос объектов недвижимости, переселение жителей, перенос сооружений и коммуникаций транспорта, связи и инженерного оборудования;

строительство объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; соблюдение сроков строительства объектов недвижимости; благоустройство территорий общего пользования. Застройщик, получивший земельный участок на праве собственности или долгосрочной аренды, имеет право разрабатывать и реализовывать проект его застройки или проект межевания данного участка с последующей передачей подготовленного для застройки или застроенного земельного участка другим лицам.

код территориальной зоны, установленный правилами застройки; функциональное назначение территориальной зоны, в пределах которой находится участок; местоположение земельного участка или его части в границах зон охраны памятников истории и культуры, особо охраняемых природных территорий, водоохранных зон, а также в границах территорий, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и иных территорий, ограничения на использование которых устанавливаются федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.

Кроме того, в этих документах должно быть отражено: наличие в границах земельного участка объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, находящихся в муниципальной или государственной собственности, с указанием их параметров и ограничений на использование указанных объектов; наличие в границах земельного участка зданий, строений и сооружений, не принадлежащих собственнику, владельцу, пользователю или арендатору данного земельного участка, с указанием ограничений на использование этого участка в связи с расположением на нем указанных объектов.

Объекты на земельном участке

foto121-1

Право собственника на застройку своего надела закреплено Земельным кодексом РФ (ст. 40) и Гражданским кодексом РФ (ст. 263). Все постройки, которые разрешено строить и возводить на землях для садоводства, можно разделить на несколько групп.

Садовые дома

Основное отличие таких строений от жилых – сезонность использования. В них можно жить только в теплое время года, отдыхать от садовых работ. Небольшие домики могут использоваться как склад для инвентаря, урожая. Строения не отапливаются, не снабжаются коммуникациями.

Жить в таких постройках можно, но прописаться нельзя.

Исключения составляют садовые дома, построенные на садовых землях, расположенных на территории населенных пунктов, которые снабжены всеми условиями для круглогодичного проживания.

Такие объекты в судебном порядке могут быть признаны жилыми, собственнику будет разрешено зарегистрироваться в нем.

Для этого необходимо, чтобы объекты удовлетворяли требованиям:

  • Находиться в полноправной собственности гражданина, не являться предметом залога.
  • Соблюдение всех строительных норм, правил безопасности, санитарных требований (уровень санации).
  • Полное оснащение всеми коммуникациями: отопление, освещение, водоснабжение и водоотведение, канализация.

Дома, признаваемые жилыми, должны иметь все необходимые условия для комфортной жизни. Строение предназначается для индивидуального пользования, не делящиеся на квартиры либо блоки.

Порядок предоставления земельных участков под строительство жилых домов и дачное хозяйство

Признание дома, построенного на садоводческом наделе, жилым осуществляется в судебном порядке либо через местные органы власти.

Подробнее о строительстве жилых и садовых домов на землях для ведения садоводства читайте в этой статье. Также полезным будет материал об особенностях участков для ведения садоводства, расположенных на сельхозземлях.

К таким относятся строения, которые предназначены для:

  • выращивания,
  • складирования,
  • хранения

выращенного урожая.

Также, к этому виду можно отнести сооружения, возведение и предназначение которых — вспомогательная функция, для хранения необходимого инструмента или инвентаря.

При этом, материал стен и перекрытий, из которых оно состоит — не важен.

  • Теплицы – сооружения с крышей и стенами, которые используются для выращивания рассады, последующего содержания растений. Сооружения могут быть снабжены системой отопления.
  • Сараи – крытые подсобные помещения, в которых хранится различное имущество, содержится скот. В некоторых сараях обустраивают подвалы.
  • Ангары, представляющие собой быстровозводимые сооружения каркасного либо бескаркасного типа. Они могут применяться для хранения, ремонта сельскохозяйственной техники, как складские помещения.
  • Дровник – сарай, используемый для хранения дров, древесных пеллет для отопления жилых строений.

Прочие

К прочим постройкам можно отнести:

  • баню,
  • гараж,
  • уличный туалет.

Строения не используются в садоводческих целях, необходимы для комфорта собственника надела.

Что делать, если уже идет строительство дома .

Предоставление земельных участков для строительства жилого дома - регламент и особенности

Прежде, чем подавать уведомление, возьмите два важных документа.

1. У архитектора района заказать градостроительный план земельного участка. Услуга бесплатная, сроки исполнения 30 дней.

2. У архитектора района заказать выписку из ПЗЗ по градостроительным регламентам по вашему участку. Услуга бесплатная, сроки исполнения 30 дней.

Разъясню, зачем у архитектора брать эти «бумажки».

Всё просто. Сведения от архитектора по вашему участку помогут грамотно заполнить уведомление о начале строительства, и оно пройдет все проверки. Все отступы в процессе строительства будут соблюдены грамотно.

  1. Если вы подали заявление на получение разрешения на строительство объекта ИЖС до 4 августа 2018 года, то не требуется направление уведомления о начале строительства.
  2. Цитирую статью закона.

Земельный участок для индивидуального жилищного строительства

Федеральный закон от 03.08.2018 N 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Статья 16, пункт 5.

Правообладатель дачного или садового земельного участка, правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (до 4 августа 2018 г) начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 1 марта 2019 года направить уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства.

В данной статье постаралась разложить по полочкам и дать обоснование нововведениям в законодательстве как с августа 2018 г. строить дом для ИЖС и на садовых (дачных) участках.

Незаконные постройки подлежат сносу за ваш счет, и важно не допустить такой оплошности на своей земле. Надеюсь, статья вам поможет в организации строительства и оформлении права собственности на дом. Если не будет уведомления о начале строительства и уведомления о завершении строительства, не будет получено право собственности на дом, который построите.

Если строительство жилого дома на Вашем садовом земельном участке по какой-то причине невозможно, стоит выяснить, есть ли возможность смены ВРИ на следующие:

  • ИЖС. Преимущества в создании инфраструктуры и инженерных сетей за счет бюджета. Но для строительства потребуется проект, разрешение и последующие согласования в разных инстанциях. А земельный участок должен иметь категорию «Земли населенных пунктов».
  • Для ведения дачного хозяйства. Надел будет иметь меньшую кадастровую стоимость, ниже уровень налогообложения. Оформить строение можно по «дачной амнистии».
  • ЛПХ, находящийся в черте населенного пункта. Может иметь значительную площадь, упрощенная процедура регистрации строения.
  • КФХ подойдет собственникам, ведущим фермерское хозяйство. Площадь надела может быть большой.

Запрещенные сооружения

Изменение ВРИ происходит в соответствии с видом территориальной зоны, на которой находится надел.

Те объекты, которые не соответствуют категории земли, нельзя ни возводить, ни использовать после постройки.

Поэтому на садоводческом участке, относящимся к сельскохозяйственной или жилой зоне, нельзя строить:

  • промышленные объекты,
  • деловые, коммерческие, бытовые и коммунальные строения,
  • объекты здравоохранения, социальной, культурной сферы,
  • торговые комплексы и магазины,
  • инфраструктурные сооружения.

Органы, выдающие разрешение на ИЖС

Градостроительным кодексом РФ (ст. 51) предусмотрено, что разрешение на строительство не требуется для следующих объектов:

  • гаражей на садоводческих наделах,
  • вспомогательных сооружений, не относящихся к капитальным строениям (сараи, навесы, ангары).

Сводом правил застройки садоводческих объединений, утверждаемом на собрании, определяются многие параметры, в том числе:

  • планировочные решения индивидуальных наделов,
  • вид и качество ограждения,
  • удаленность объектов от ограждения и между собой,
  • обустройство компостной ямы,
  • удаленность жилого строения от дорог.

За счет членских и вступительных взносов происходит обустройство территории некоммерческого объединения.

Также, за счет общей кассы организуется охрана территории и участков товарищества, пропускной пункт или шлагбаум.

При необходимости, на собрании могут решать где и когда установить баки для отходов и каким образом осуществлять их вывоз.

Порядок предоставления земельного участка под строительство

Разрешение на индивидуальное жилищное строительство окончательно выдается местными органами власти. Таким образом, земельный участок под индивидуальное жилищное строительство, в отношении которого соблюдены многочисленные процедуры, удостоверяется документом, заверенным подписью главы администрации.

Охарактеризуем органы и инстанции, в которых на основании закона согласовывается разрешение на индивидуальное жилищное строительство:

  • — архитектурная часть проекта согласовывается в местном отделении Государственного архитектурно-строительного надзора;
  • — разрешение в Государственном пожарном надзоре, курирующем данную местность;
  • — учреждения, в ведении которых находятся подземные, наземные и воздушные коммуникации на территории, на которой находится земельный участок;
  • — контрольная проверка и получение разрешительных документов в потребительском надзоре;
  • — разрешение на индивидуальное жилищное строительство закон требует согласовывать также и в районном комитете водного хозяйства, если выдается разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства как объекта в водоохранной зоне.

Индивидуальное жилищное строительство на земельном участке требует от заинтересованных в этом лиц не только готовности к организации самого процесса строительства, но и соблюдения ряда юридических процедур. Однако часть, связанная с документальным сопровождением строительства, не должна пугать будущих собственников домов, поскольку она направлена не на препятствование осуществлению имущественных прав граждан, но на полное закрепление этих прав.

Правовой режим земель, предоставляемых для садоводства, огородничества и дачного хозяйства

Разрешение на строительство не требуется, теперь нужно уведомлять администрацию. Как с августа 2018 г строить дом для ИЖС и на садовых (дачных) участках.

Нововведения в законодательстве полностью меняют оформление документов для ИЖС — индивидуальной жилой застройки и строительстве на садовой (дачной) земле.

Напомню, что с 2019 года вступает в силу закон №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд». Согласно закона, все дачные земли станут садовыми с возможностью строительства дома, а на огородной земле строить нельзя. Хочу отметить, что с 2019 года можете формировать отдельно стоящий садовый земельный участок со строительством дома. А для создания СНТ — садовое некоммерческое товарищество, минимум три человека. Например, папа, мама, я — дружная семья :))

При выходе на земли сельхозназначения в некоторых случаях, согласно градостроительным документам, имеется возможность выделить кусочек земли под садовые земли и построить жилой дом на законном основании.

А теперь вернемся к теме статьи. Важно разобраться как по новым законам строить на землях под ИЖС и садовых (дачных) участках.

Порядок предоставления земельных участков для строительства дома

Итак, что имеем. Разрешение на строительство не требуется, зато теперь необходимо уведомлять в письменном виде администрацию о начале строительства дома и о завершении строительства.

Решили построить дом на землях ИЖС или садовых (дачных) землях.

Порядок организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) предусматривает, что на торги выставляются земельные участки, которые имеют установленные границы и соответствующий правовой режим. Конкретные земельные участки, выставляемые на торги, определяются продавцом в соответствии с утвержденным генеральным планом города или иного поселения, другой градостроительной и землеустроительной документацией.

Решение о продаже на торгах соответствующих земельных участков или права аренды принимает их собственник. Так, земельные участки, которые находятся в федеральной собственности, могут быть проданы или сданы в аренду по решению Правительства РФ или специально уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти.

Продажа земельных участков или права аренды земельных участков — собственности субъектов РФ осуществляется по решению органа государственной власти субъекта РФ. На основании решения органа местного самоуправления может производиться продажа земельных участков или права аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Указанные органы являются продавцами земельных участков. Продавец может либо сам организовать торги, либо заключить договор со специализированной организацией, которая будет организовывать торги. Существенное условие такого договора — включение в него положения, касающегося возмещения расходов специализированной организации по проведению торгов, включая привлечение независимых оценщиков, специалистов по проведению рекламной кампании, экспертов и т.д.

оценка предложений участников конкурса; определение победителя торгов; оформление протокола о результатах конкурса; принятие решения о признании торгов несостоявшимися на основании условий, предусмотренных законодательством. В состав комиссии могут входить представители соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений).

Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов комиссии. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов. Продавец определяет форму проведения торгов, начальную цену земельных участков, сумму задатка, график платежей. В торгах может участвовать любое лицо, подавшее заявку с требуемыми и надлежаще оформленными документами не позднее даты, указанной в извещении, и своевременно перечислившее задаток на объявленные в извещении расчетные счета.

Одно лицо может подать только одну заявку на участие в торгах. Для участия в торгах юридические и физические лица представляют организатору заявку по установленному им образцу. После завершения аукциона аукционист объявляет о продаже земельного участка, называет его продажную цену и номер билета победителя аукциона.

Цена, предложенная победителем аукциона, фиксируется в протоколе о результатах аукциона. Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену за земельный участок. При проведении аукциона, закрытого по форме подачи предложения по цене, победителем признается лицо, предложившее наиболее высокую цену за предмет торгов.

в торгах участвовало менее двух участников по каждому выставленному на торги земельному участку; ни один из участников аукциона после троекратного объявления начальной цены не поднял билет; ни один из участников конкурса, не внес предложений, соответствующих условиям конкурса, или по решению комиссии не признан победителем;

победитель торгов уклонился от подписания протокола о результатах торгов, договора купли-продажи или договора о залоге земельного участка. По согласованию с продавцом организатор в случае признания торгов несостоявшимися имеет право объявить повторное проведение торгов, изменив их условия. Победитель торгов в соответствии с установленными сроками и условиями оплаты вносит платежи единовременно или в рассрочку в соответствии с графиком платежей.

Порядок предоставления земельных участков под строительство жилых домов и дачное хозяйство

Сумма внесенного задатка засчитывается в счет платежей за приобретаемый земельный участок. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается между продавцом и победителем торгов в срок не позднее 20 дней с момента оформления протокола о результатах торгов. Если по итогам торгов оплата производится единовременно, то государственный переход права собственности на земельный участок регистрируется после полного внесения платежа.

Задатки, внесенные участниками торгов, не признанных победителями, подлежат немедленному возврату после утверждения протокола о результатах торгов. Заинтересованные лица могут оспорить результаты торгов в судебном порядке. Торги, проведенные с нарушением правил, могут быть признаны судом недействительными.

Признание торгов недействительными влечет соответственно признание недействительности договора купли-продажи земельного участка. Земельные участки для дачного строительства. Земельные участки, предоставленные для дачного строительства, используются для возведения жилого дома, хозяйственных построек и организации отдыха, а также выращивания овощей, ягод, фруктов, цветов (ст. 81 ЗК).

Правовой режим этих участков практически полностью аналогичен правовому режиму земель, используемых для ведения садоводства и огородничества, закрепленному в Федеральном законе от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (см. § 5 гл. 11).

Земельные участки для гаражного строительства. Земельные участки, предоставленные для гаражного строительства, используются для возведения построек, необходимых для хранения и обслуживания автомобилей, других средств транспорта. Земли для кооперативного гаражного строительства состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании гаражно-строительных кооперативов, и из земель, находящихся в пожизненном наследуемом владении членов этих кооперативов (ст. 80 ЗК).

К землям общего пользования относятся земли, занятые охранными зонами, дорогами, проездами, другими сооружениями и объектами общего пользования. На земли общего пользования местными администрациями кооперативам выдается документ, удостоверяющий право на землю. На участки, предоставленные членам указанных кооперативов в пожизненное наследуемое владение, органами местной администрации по представлению соответствующих кооперативов выдается документ, удостоверяющий их право на землю.

* САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 5085.

Земельные участки для предпринимательской деятельности. Земельные участки, предоставленные для ведения предпринимательской деятельности, предназначаются для возведения построек, необходимых для выполнения данного вида деятельности. Порядок приватизации таких земельных участков регулируется указами Президента РФ.

* ВВС РФ. 1992. № 14. Ст. 761.

Затем Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. № № 631 «Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности»* было предусмотрено, что граждане и их объединения приобретают земельные участки, предоставленные им на законных основаниях для предпринимательской деятельности до введения в действие Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 631, в собственность или берут в аренду с правом приобретения в собственность.

* ВВС РФ. 1992. № 25. Ст. 1427.

Заявки на приобретение в собственность земельного участка, предоставленного гражданам и их объединениям, принимаются и регистрируются в день подачи только от указанных лиц соответствующим органом, уполномоченным выступать продавцом. Отказ в регистрации заявки не допускается. Однако не могут быть проданы земли, которые не подлежат приватизации.

Заключение

Садоводческие наделы пользуются большим спросом, так как позволяют построить садовый либо жилой дом, с возможностью прописки в жилом через суд. При этом кадастровая стоимость их существенно ниже, чем для наделов ЛПХ, ИЖС, а значит меньше уровень налогообложения.

В число разрешенных к строительству объектов входят вспомогательные и подсобные помещения, гаражи, бани. Разрешения для начала строительства не требуется.

Для собственников, чьи наделы находятся на территории садоводческих объединений, обязательно соблюдение правил застройки, утвержденных для этого объединения.

Порядок предоставления земельного участка под строительство

В противном случае недоброжелательные соседи могут инициировать судебную процедуру, после чего постройки заставят снести. Зато можно не беспокоиться за свое имущество на охраняемой территории.

Путь пошагово

Берете полученные у архитектора документы и идете в администрацию или через МФЦ подаете уведомление о начале строительства на своем участке. Это бланк, в котором все строчки и графы важно правильно заполнить. Не забудьте взять с собой все документы на земельный участок и паспорт или удостоверение личности.

Семь дней отводится на проверку документов, и если всё в порядке, то получаете уведомление о начале строительства.

Если по определенным причинам строить на данном участке нельзя, уведомление будет считаться не направленным и получите разъяснения и рекомендации по устранению каких-то недостатков.

Какие могут быть причины отказа?

  1. Земельный участок принадлежит не вам, а кому-то другому, а вы решили на нем строить. Сделано для того, чтобы на вашей земле никто чужой не построил дом и не оформил строение в собственность.
  2. Нет сведений в Росреестре об уточнении границ земельного участка. На кадастровой карте не отображается участок, следовательно, определить, соответствует ли строительство градостроительным регламентам, невозможно
  3. Земельный участок по градостроительным документам не относится к ИЖС или садовым землям.
  4. Реконструкция имеющегося строения невозможна из-за несоблюдений СНИПов — строительные нормы и правила.

Записала основные причины отказа, их больше.

На строительство отводится 10 лет.

Порядок предоставления земельных участков для строительства дома

Разрешение на строительство на землях для ИЖС и садовых (дачных) землях не требуется, но есть СНИПы — строительные нормы и правила, и при строительстве их важно соблюдать.

После завершения строительства подается уведомление о завершении строительства и квитанция об оплате госпошлины за регистрацию права собственности построенного дома.

Снова проверка, Приедут смотреть как вы построили, что построили. и если на садовой земле вместо дома вырос терем, то не будет регистрации права собственности, терем признают незаконной постройкой и предложат снести.

Если уведомление о завершении строительства будет подано по истечении 10 лет, оно будет считаться не направленным.

Если все СНИПы соблюдены и условия по ПЗЗ — правила землепользования и застройки в пределах нормы, то ваши документы будут переданы на регистрацию, вы получите право собственности — выписка из ЕГРН с вашими данными и печатью Росреестра.

Такая схема разработана, чтобы всё упорядочить и избежать ваших ошибок при строительстве, чтобы не было нарушений ПЗЗ и СНИПов. Основную часть работы проводит администрация, а вам только уведомить администрацию о начале строительства и о завершении строительства дома.

Мы с вами разобрали новую схему оформления права собственности на дом. Если не поняли, как правильно сделать, берите документы и идите в администрацию, и говорите, что вам нужно их уведомить о начале строительства. Вам дадут бланк, который заполните.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридические советы
Adblock detector