Земли сельскохозяйственного назначения

Особенности покупки доли земельного участка под сельскохозяйственные цели

При покупке доли земельного участка сельскохозяйственного назначения существуют определенные ограничения:

  • Участники долевой собственности имеют право продать свою земельную долю без выделения земельного участка в счет земельной доли только другому участнику данной долевой собственности, сельскохозяйственной компании либо физическому лицу, которое является членом крестьянско-фермерского хозяйства. При этом нет необходимости в обязательном уведомлении других участников долевой собственности о желании продать свою долю.
  • Во время регистрации перехода права собственности на долю сельскохозяйственных угодий к другому участнику помимо стандартного перечня документов необходимо предоставить документы, подтверждающие возможность реализации земельной доли или возможность ее занесения в уставный капитал.
  • Законодательством не предусмотрено преимущественного права на продажу доли земельного участка для государственных властей субъектов РФ или местных органов власти в отличие от продажи полноценного земельного надела.
Земли сельскохозяйственного назначения

Государственные органы покупают право на доли земель бесплатно в случае отказа от оформления земельной доли физическим лицом.

Таким образом, продажа земельной доли в земельном участке сельскохозяйственного назначения любому третьему лицу невозможна без выделения ее из общей долевой собственности.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

После того как доля будет официально выделена, ее границы будут очерчены, собственник обязан предложить купить выделенный участок сначала органам власти субъекта РФ или органам местного самоуправления. Только в случае их отказа у собственника появляется возможность продать свою долю любому другому стороннему лицу.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, 

звоните по телефонам

:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

1) выполнением
международных обязательств Российской
Федерации;

2) размещением
следующих объектов государственного
или муниципального значения при
отсутствии других вариантов возможного
размещения этих объектов:

  • объекты федеральных
    энергетических систем и объекты
    энергетических систем регионального
    значения;

  • объекты использования
    атомной энергии;

  • объекты обороны
    и безопасности;

  • объекты федерального
    транспорта, путей сообщения, информатики
    и связи, а также объекты транспорта,
    путей сообщения, информатики и связи
    регионального значения;

  • объекты,
    обеспечивающие космическую деятельность;

  • объекты,
    обеспечивающие статус и защиту
    Государственной границы Российской
    Федерации;

  • линейные объекты
    федерального и регионального значения,
    обеспечивающие деятельность субъектов
    естественных монополий;

  • объекты электро-,
    газо-, тепло- и водоснабжения муниципального
    значения;

  • автомобильные
    дороги федерального, регионального
    или межмуниципального, местного
    значения;

3) иными обстоятельствами
в установленных федеральными законами
случаях, а применительно к изъятию, в
том числе путем выкупа, земельных
участков из земель, находящихся в
собственности субъектов Российской
Федерации или муниципальной собственности,
в случаях, установленных законами
субъектов Российской Федерации.

Условия и порядок
изъятия, в том числе путем выкупа,
земельных участков для государственных
или муниципальных нужд устанавливаются
статьей 55 настоящего Кодекса.

Конфискация —
имущество может быть безвозмездно
изъято у собственника по решению суда
в виде санкции за совершение преступления
или иного правонарушения.

Реквизиция –
изъятие у собственника имущества по
решению государственных органов в
случаях стихийных бедствий, аварий,
эпидемий, эпизоотий и при иных
обстоятельствах, носящих чрезвычайный
характер, в порядке и на условиях,
установленных законом, с выплатой
стоимости имущества.

1. В случаях стихийных
бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий
и при иных обстоятельствах, носящих
чрезвычайный характер, имущество в
интересах общества по решению
государственных органов может быть
изъято у собственника в порядке и на
условиях, установленных законом, с
выплатой ему стоимости имущества
(реквизиция).

2. Оценка, по которой
собственнику возмещается стоимость
реквизированного имущества, может быть
оспорена им в суде.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

3. Лицо, имущество
которого реквизировано, вправе при
прекращении действия обстоятельств, в
связи с которыми произведена реквизиция,
требовать по суду возврата ему
сохранившегося имущества.

В случае невозможности
возврата реквизированного земельного
участка его собственнику возмещается
рыночная стоимость этого земельного
участка, устанавливаемая в соответствии
со статьей 66 настоящего Кодекса, или по
его желанию предоставляется равноценный
земельный участок.

В случае наступления
обстоятельств, указанных в пункте 1
настоящей статьи, при отсутствии
необходимости реквизиции земельного
участка он может быть временно, на период
действия этих обстоятельств, занят для
использования в целях, указанных в
пункте 1 настоящей статьи, с возмещением
собственнику земельного участка убытков,
причиненных в связи с временным
ограничением его прав.

Оценка, в соответствии
с которой собственнику земельного
участка компенсируются стоимость
реквизированного земельного участка,
убытки, причиненные в связи с его
реквизицией или временным ограничением
его прав, может быть оспорена собственником
земельного участка в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 3 статьи 396 НК РФфизические лица не обязаны самостоятельно рассчитывать земельный налог. Это входит в обязанности налогового органа.

Однако гражданам следует знать, как рассчитывается налог, чтобы не допустить ошибки налоговиков.

Н = (КС – В) * НС

, где:

  • Н – сумма налога.
  • КС – кадастровая стоимость участка.
  • В – налоговый вычет.
  • НС – налоговая ставка.

Пример 1.

Гражданин Быков Л.И. распоряжается земельным участком сельхоз назначения в размере 0,5 га (или 5 000 кв. м), кадастровая стоимость которого на 1 января 2018 года составляет 800 тыс. руб. Быков Л.И. является пенсионером и имеет право на вычет в размере кадастровой стоимости 600 кв. м (96 тыс. руб.). Налоговая ставка равна 0,3%. Рассчитаем сумму налога по формуле: (800 – 96) * 0,3% = 2,112 тыс. руб. Значит, за 2018 год гражданин обязан заплатить 2 112 рублей.

Пример 2.

Сосед Быкова также имеет сельскохозяйственные земли площадью 1 га. Кадастровая стоимость равна 1,3 млн руб. При этом соседу льготы по закону не полагаются. Объём налоговых платежей за год составит: 1,3 * 0,3% = 0,0039 млн руб. или 3 900 руб.

Если налоговый вычет выше стоимости земельного участка, то для расчёта налога применяется налоговая база в размере 0. Соответственно, сумма налога составит 0 руб.

Расчёт налога юридическими лицами происходит несколько сложнее. На основании пункта 2 статьи 397 НК РФ предприятия рассчитывают и уплачивают не только годовые платежи, но и авансовые 1 раз в квартал.

АП = КС * НС / 4

, где:

  • АП – авансовый платёж.
  • КС – кадастровая стоимость сельхоз земли.
  • НС – ставка налога.
Н = КС * НС – АП * 3

, где:

  • Н – сумма налога.ю
  • КС – кадастровая стоимость.
  • НС – ставка.
  • АП * 3 – уплаченные в течение года авансовые платежи.

Пример 3.

ООО «Дружба» использует земли в сельскохозяйственных целях, кадастровая стоимость которых равна 5,8 млн руб. Земельная площадь облагается по ставке 0,3%. Рассчитаем авансовый платёж: 5,8 * 0,3% / 4 = 0,00435 млн руб. Значит, по 4 350 руб. ООО заплатит в первом, втором и третьем квартале. По итогам года нужно будет заплатить: 5,8 * 0,3% (0,00435 * 3) = 0,00435 млн руб. или 4 350 руб.

Оборотом земельных участков признается распоряжение граждан, юридических и уполномоченных лиц территориями, принадлежащих субъектам правоотношений по своему усмотрению, но в рамках законодательных норм.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

В земельном кодексе РФ, в п. 4 ст. 27 определены земельные участки, изъятые из оборота. Согласно положению, существенным условием изъятия, является то, что на этих территориях имеются нижеперечисленные объекты федеральной собственности:

  • Природные заповедные парки, принадлежащие государству.
  • Постройки, используемые для размещения армейских частей.
  • Земли, на которых размещены военные суды, объекты ФСБ, ведомства государственной охраны, УФСИН.
  • Промышленные строения: места хранения ядерного сырья и радиоактивных соединений, атомные станции.
  • Территории, входящие в состав закрытых административно-территориальных образований.
  • Кладбищенские площади.
  • Места расположения коммуникационных сетей, возведенных для защиты госграниц.

Территории могут быть не только исключены из использования, но и ограничены в обороте. Земельные участки, ограниченные в обороте, перечислены в п. 5 ст. 27 ЗК РФ. На каждой площади должны находиться строения, принадлежащие по праву собственности муниципалитету. Список таких территорий следующий:

  • Земли с находящимися на них природными парками и заповедниками, земли лесного и водного фонда, если они не изъяты из оборота.
  • Территории, где расположены объекты культурного наследия, исторические ценности, археологические памятники.
  • Постройки, выполняющие функции оборонительных сооружений, включая промышленные комплексы.
  • Закрытые административно-территориальные образования.
  • Транспортные узлы, комплексы, пункты, морского, воздушного и сухопутного типа.
  • Пункты связи, космические комплексы, гидротехнические сооружения, химические предприятия, где производятся ядовитые и наркотические препараты.
  • Полигоны радиоактивных отходов, загрязненная территория.
  • Земли, зарезервированные для нужд государства или муниципалитета.
  • Площади, находящиеся в первом и втором поясе зон санитарной охраны водных объектов, предназначенных для использования в быту.

Как узнать категорию земель по кадастровому номеру

  1. Откройте публичную кадастровую карту Росреестра;
  2. Введите в поисковую строку кадастровый номер земельного участка;
  3. Получите данные о категории земель и виде разрешенного использования в режиме онлайн.

Чтобы документально подтвердить сведения рекомендую заказать выписку из ЕГРН.

Выписка из ЕГРН, которую я недавно заказывал через API Росреестра

Разделение земель на категории является следствием зонирования территорий и определения государственной стратегии. Например, к землям сельскохозяйственного назначения относятся территории с плодородной почвой, земли лесного фонда должны быть покрыты лесной растительностью, а особо охраняемые природные территории должны представлять большую ценность для науки и сохранения оптимальных свойств экологической среды.

Обратите внимание, что категория земель и целевое назначение — это равнозначные понятия, вы можете использовать как первое, так второе. Земельный Кодекс РФ определяет 7 категорий земель:

  1. Населенных пунктов (поселений);
  2. сельскохозяйственного назначения (с/х);
  3. специального назначения (например, земли, занятые под промышленные и энергетические объекты, под коммуникации, объекты обеспечения безопасности страны и т.п.);
  4. особо охраняемых природных территорий (ООПТ);
  5. лесного фонда;
  6. водного фонда;
  7. государственного запаса.

Последняя категория выделена не столько по принципу использования, сколько недоиспользования. В большой стране всегда будут земли, не востребованные в системе народного хозяйства — это земельный резерв страны. Наибольший оборот земель характерен для категорий сельскохозяйственного назначения и поселений. Кроме того, появилась возможность перехода в собственность земель лесного фонда, но граждане не спешат ей пользоваться.

В заключение

Значение земель сельскохозяйственного назначения измеряется не только удельным весом в земельном фонде. От их состояния и продуктивности зависит продовольственная безопасность государства. На земле работает немалая часть населения страны ─ сельские жители составляют четверть россиян.

В начале девяностых в системе земельных отношений Российской Федерации произошли революционные преобразования, приведшие к их радикальному изменению. Земли сельскохозяйственного назначения оказались в собственности десятков миллионов бывших колхозников и работников совхозов, среди которых было перераспределено свыше ста миллионов гектаров земли.

Опыт ведущих экономик мира убеждает ─ это был правильный ход. Агропромышленный комплекс развивается наиболее успешно, когда земли сельскохозяйственного назначения находятся преимущественно в частной собственности. Поэтому, несмотря на сопровождавший предоставление земель сельскохозяйственного назначения в частные руки некоторый откат по натуральным показателям (за период 1990–2008 гг. совокупное производство сельскохозяйственной продукции, заметно снизилось), положительные результаты не заставят себя долго ждать.

Учитывая произошедшие в стране перемены, большое внимание уделялось формированию юридического фундамента этих преобразований. Принимались нормативные акты, призванные сделать максимально работоспособным земельное законодательство и связанную с земельными участками, в т. ч. относящимися к землям сельскохозяйственного назначения, часть гражданского законодательства.

К числу наиболее важных из их числа относятся:

  • «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ (Глава XIV «Земли сельскохозяйственного назначения»);
  • отражающий особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
  • регламентирующий в т. ч. перевод земель сельскохозяйственного назначения Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (Статья 7 «Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию»);
  • Федеральный закон от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;
  • ● Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (Статья 13 «Государственная поддержка мероприятий по повышению плодородия земель, охране сельскохозяйственных земель»);
  • Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Статья 12 «Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности»).

Земли сельскохозяйственного назначения

Предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков связаны с такими показателями застройки, как параметры разрешённого строительства и реконструкции объектов капитального строительства:

  • минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений
  • предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений
  • максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка

Не касаясь ситуаций с параметрами разрешённого строительства объектов и их реконструкции, рассмотрим вопрос о размерах максимальных и минимальных площадей земельных участков, предоставляемых или уже используемых для индивидуального жилищного строительства, садоводства, дачного строительства, для ведения личного подсобного или фермерского хозяйств

Назначения этих участков отражены в видах их разрешённых использований, а от видов использований, в свою очередь, зависит размер их площадей. Площади участков для ИЖС и садоводства существенно меньше площадей участков для ЛПХ или КФХ, как, впрочем, все площади участков различного назначения отличаются друг от друга.

Предельные размеры площадей земельных участков устанавливаются по специальному порядку, который определяется не только земельным и градостроительным законодательством, но и Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), а в случае отсутствия ПЗЗ предельные размеры, руководствуясь законодательством, устанавливают местные муниципалитеты или субъекты РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Земельные участки, площади которых не соответствуют установленным предельным нормам, не подлежат государственной регистрации, что исключает возможность их застройки и выполнение с ними тех или действий.

Наделы, выделенные из земель сельхозназначения, используются гражданами, индивидуальными предпринимателями, компаниями по производству сельхозпродукции. Разрешенное использование земельных участков сельхозназначения это:

  1. производить следующие виды работ:
  2. высаживать деревья и кустарники;
  3. разводить бахчевые культуры;
  4. использовать под огород;
  5. строить дачные домики;
  6. засевать зерновыми культурами;
  7. использовать под пастбища.

Эти формы деятельности регламентированы на основании видов разрешённого использования земель.

  1. основной;
  2. условно разрешённый;
  3. вспомогательный.

Вид каждого участка опирается на санкции местной администрации. Каждый ЗУ обеспечен разрешениями и ограничениями в использовании, опираясь на основной вид разрешённого использования. К основному варианту относится непосредственная цель, для которой выделялся надел. Например, если ЗУ выделялся для садового-огородного участка, на нём запрещено возводить дачный домик. При нарушении регламента, домик признают самовольной постройкой, с вытекающими юридическими последствиями.

Земли сельскохозяйственного назначения

Для того, чтобы расширить сферу использования участка, требуется оформить условно-разрешённый вид использования. В этом случае допускается некоторая свобода действий, по усмотрению собственников земель.

Иногда достаточно оформить вспомогательный вид разрешённого использования. Например, если надел выделен для посадки огорода, то для садовых насаждений может потребоваться вспомогательный вид, расширяющий права распоряжения в узком контексте.

В администрации он пишет заявление на имя главы исполкома, в котором:

  1. даёт кадастровые и технические характеристики ЗУ, указывает его место расположения.
  2. Поясняет, на каком основании происходит владение участком, когда возникло право владения им.
  3. Расписывает, на основании каких позиций требуется внести изменение в статус участка.
  4. Перечисляет преимущества перевода участка в другой вид использования, подтверждает документально или убедительно строит доказательство того, что изменение вида не нанесёт ущерба ни почве, ни третьим лицам.
  5. Высказывает просьбу изменить разрешённое использование.
  6. Ставит дату и подпись

Поданное заявление рассматривается по регламенту в течение одного календарного месяца. За рассмотрение вопроса оплата не взимается.

По рассмотрении, заявителю выдадут выписку из протокола заседания административной комиссии, которая рассматривала этот вопрос. При положительном рассмотрении допускается распоряжаться наделом в пределах вновь полученных санкций.

Если администрация выдала выписку с отказом, на её основании допустимо обратиться в суд. Обращаться требуется в районный суд, по месту расположения ЗУ. К исковому заявлению прилагается документация:

  1. подтверждающая право собственности на землю;
  2. правоустанавливающий документ;
  3. паспорт или доверенность на представителя;
  4. доказательная база.

Эта же документация прилагается к заявлению в администрацию. Для суда дополнительно потребуется приложить:

  1. квитанцию об уплате госпошлины;
  2. выданную администрацией выписку с отказом.

Пошлина оплачивается в размере 300 рублей. Срок рассмотрения дела – до 2 месяцев по регламенту.

С точки зрения перспективы строительства дома целесообразно использовать следующие виды разрешенного использования:

  1. Для строительства индивидуального жилого дома (ИЖС);
  2. С целью ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ);
  3. Для ведения хозяйства дачного типа и строительства садового домика, который признается жилым по дачной амнистии;
  4. Для сельскохозяйственного производства и крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ).

https://www.youtube.com/watch?v=https:3MMiMcxz8Ww

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

Знайте, что у земель сельхоз назначения есть определенные отличительные характеристики:

  • Ценность земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения на основании географического положения территории;
  • Плодородие земли;
  • Возможность осуществлять мероприятия по целевому использованию земли из-за особенностей рельефа территории.

Чтобы составить договор аренды в отношении любого участка, выбранного гражданином для использования, необходимо наличие кадастрового номера данного участка.

На основании нормативных актов в российском законодательстве земли сельхозназначения можно взять в аренду сроком от 3 до 49 лет. Земли для заготовки сена и выпаса скота берутся в аренду на 3 года.

Срок аренды определяет владелец земли, но правом продлить аренду пользуется действующий арендатор, если он осуществлял пользование земельным ресурсом без нарушения договора и законов.

Законодательно ограничивается размер арендуемого участка земли, который может составлять от 10 до 50 соток, в зависимости от муниципальных законов в конкретном регионе. Количество участков в аренде у гражданина может быть неограниченным.

Земли сельскохозяйственного назначения

Налоговый кодекс Российской Федерации закрепляет несколько ставок НДФЛ, которые применяются к различным видам доходов. Большинство доходов (куда относится и реализация сельхоз земель) облагается по общей ставке 13%. Если земельный участок пребывает во владении и пользовании более трех лет и приобретён до 01 января 2016 г.

, тогда гражданин освобождается от уплаты НДФЛ. Участки, приобретённые после 01 января 2016 г. для освобождения от выплаты налога должны быть во владении и пользовании не менее пяти лет. Минимальный предельный трехлетний срок владения землей сельскохозяйственного назначения сохраняется при реализации хотя бы одного из пунктов:

  • право собственности на участок земли приобретено в порядке наследования, либо по договору дарения, где сторонами являются члены семьи или близкие родственники.
  • право собственности приобретено в итоге приватизации.
  • право собственности приобретено по соглашению пожизненного содержания с иждивением.

Основные принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения

Чтобы максимально эффективно применять различные типы земель по их назначению, необходимо придерживаться строгой системы разграничения землепользования. При этом важно, чтобы правовой статус землепользователей был защищен государством.

Установленная категория земельного участка влияет на правовые взаимоотношения граждан с таким участком. Знайте, что территория России на 39% состоит из земель, отведенных под сельскохозяйственные нужды. Для современной политики России земли указанной категории являются важнейшими по целевому назначению и охраняются законом.

Выделение земель под строгое целевое использование для осуществления сельскохозяйственной деятельности обеспечивает гарантированную продовольственную безопасность страны. Знайте, что перевести участок земельного массива из земель сельхоз назначения в другие категории землепользования сложно, для этого необходимо знать специальный порядок смены вида землепользования.

Государство выделяет три категории земель сельхозназначения:

  • Приоритетные земли сельхоз назначения, которые находятся под особым контролем государственных структур, обеспечивающих их безопасность и целевое использование;
  • Ценные территории и земли, признанные продуктивными;
  • Участки земельного массива, которые относятся к непригодным для возделывания культурных растений или выращивания скота, и угодья плохого качества для осуществления целевого назначения.

Благодаря такому делению земли государство по-разному оценивает кадастровую стоимость перечисленных категорий земли. А это позволяет применять по назначению большее количество плодородных земель. Знайте, что одно из важных условий применения земли заключается в обеспечении сохранности свойств территории, выделенной под конкретное целевое применение.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Вид целевого назначения собственники земельных участков указывают в любых договорах аренды, при купле-продаже территории, которые относятся к указанным участкам.

Владелец земельного участка в договоре аренды обязан указать все допустимые виды применения земельного надела, передаваемого в аренду, так как пользователь земли не особо заботится о сохранности свойств земли, которые определяются ее целевым использованием.

Земельные угодья сельскохозяйственного назначения предусмотрены для следующих видов деятельности:

  • Осуществление садоводческой деятельности, содержание и обработка огородов;
  • Осуществление животноводческой, рыболовецкой, охотничьей деятельности в пределах указанной территории;
  • Для осуществления запасов сена;
  • Применение земли для выпаса скота;
  • Дачное малоэтажное строительство преимущественно жилыми помещениями для временного проживания в летний период.

Знайте, что при аренде земли сельскохозяйственного назначения арендатор обязан осуществлять деятельность на участке в соответствии с целевым назначением земли. Если сельскохозяйственные земли арендатор применяет не по прямому назначению, осуществляет деятельность, запрещенную в отношении указанной категории земель, то попадает под штрафные санкции.

Чаще всего такой арендатор лишается права продолжать использовать землю, полученную в аренду, а договор аренды расторгается. Знайте, что применение земли не по назначению в течение трех лет влечет за собой потерю прав в отношении данной территории. Собственник по суду признается недобросовестным.

Чтобы получить у частного владельца землю сельхозназначения в аренду, учтите особенности допустимого варианта применения земли. Нельзя самостоятельно менять вид разрешенного применения участка земельного массива в договоре аренды. Такие действия влекут административные наказания в отношении участников такой сделки.

Поймите, что недопустимо составлять договор аренды в отношении территории, определенной для выпаса скота, а фактически строить жилые помещения. Владелец земли может намеренно включить право застройки территории в аренду земельного участка сельхозназначения, чтобы стоимость аренды была выше. Однако, применение сельхоз земель для строительства запрещено законом, поэтому договор аренды не определяет правовой статус участка.

Земли сельскохозяйственного назначения

Очень сложно составить договор аренды земельного пая, так как большинство участков земли находятся в общей собственности, а владельцы имеют право только на свою долю.

Проблема заключается в том, что обрабатываются участки земли совместно, границы не выделены и межевание не проводилось. Взаимоотношения собственников строятся на доверительных отношениях или устных договоренностях.

Юридически такие земельные участки с множеством дольщиков не сформированы и не зарегистрированы. Доли собственников не определены и не выделены из общего владения.

Главная проблема такой ситуации заключается в формальности прав собственников на землю. Невозможно взять в аренду юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю земельный надел сельхоз назначения только потому, что требуемый участок земли не выделен в натуре. При этом права на землю не зарегистрированы ни в кадастре, ни в любом другом реестре недвижимого имущества.

Чтобы взять в аренду описанный выше участок земли, необходимо составить коллективный договор аренды в отношении земли со всеми дольщиками. Чтобы применить земли под ведение фермерского хозяйства, необходимо узнать количество владельцев, которые владеют долями в требующемся участке. Затем, необходимо составить коллективный договор, учитывая каждого пайщика земли.

Каждый гражданин России может составить обращение в органы исполнительной власти в муниципалитетах или городах, чтобы претендовать на получение сельскохозяйственных угодий в пользование на основании договора аренды.

Такой метод распределения земель сельхоз назначения, находящихся в ведении муниципалитетов, осуществляется только путем выставления территории на аукционные торги.

На этапе подбора необходимого участка земельного массива, который удовлетворяет требованиям гражданина, желающего приобрести его в аренду, оформляется документ о выборе участка земельного массива.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

После того как заявитель определился с участком, осуществляется подготовка кадастрового паспорта для территории, осуществление межевания, подготовка технической документации в отношении земли. После подготовки всех необходимых документов проводится процедура торгов на основе аукциона, при этом не имеет значения, сколько претендентов на участок.

Когда определяется победитель аукциона, с ним муниципалитет заключает договор аренды земли для осуществления деятельности сельскохозяйственного направления.

Учтите, что при попытке оформить в аренду территорию под с/х деятельность в пользу фермерского хозяйства необходимо учесть определенные особенности этого процесса. Учтите, что фермерские хозяйства могут претендовать на землю и заключить договор аренды с государством без формирования и проведения конкурса или аукциона.

Для этого необходимо:

  • Обосновать и доказать необходимость аренды указанного участка земли для осуществления целевой деятельности;
  • Учтите, что договор будет заключен в течение недели с фермерским хозяйством, если доказательная база и обоснованность требования отменить аукцион будет удовлетворена исполнительными органами муниципалитета;
  • Собирать документы и проводить регистрацию земельного участка необходимо заявителю.

Участвовать в аукционе за право получить в аренду землю сельхозназначения, собрать все необходимые бумаги и оформить участок земли, провести межевание, получить кадастровую документацию долго и дорого. Выходом в такой ситуации может стать вариант приобретения земли указанного назначения в пользование на основании договора субаренды.

Стоимость аренды определяется владельцем участка, арендатор обязуется уплачивать аренду в денежном эквиваленте или в натуральном виде. Все зависит от конкретного договора аренды и условий ее выплаты. Размер арендной платы определяется владельцем участка. Государство ограничивает собственника в праве изменять размер арендной платы. Для земель сельхозназначения аренда определяется один раз в год.

Стоимость аренды рассчитывается с учетом общей площади арендованной территории, стоимости единицы измерения, например, стоимость сотки земли. В договоре обязательно должна быть указана итоговая стоимость аренды за весь участок за год.

Делая вывод, поймите, что взять земли сельхоз назначения у собственников сложно, так как не все пайщики могут согласиться уступить свой участок по указанным условиям. В итоге земельный надел может иметь неудобную геометрию для использования по назначению. Задумайтесь, возможно, лучше постараться арендовать территорию под ведение сельскохозяйственной деятельности у государства.

  1. находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также
  2. предназначенные для этих целей.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
  1. для ведения сельскохозяйственного производства,
  2. для создания защитных лесных насаждений,
  3. для научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также
  4. для целей аквакультуры (рыбоводства).

Особенности оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения установлены гл. II Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» устанавливает, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на следующих принципах:

  1. сохранение целевого использования земельных участков;
  2. установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица;
  3. преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов;
  4. преимущественное право участников долевой собственности на земельный участок на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности;
  5. установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%.

У государства

Что такое вид разрешенного использования земель (ВРИ)

В соответствии с пп.8 п.1 ст.1 Земельного кодекса, одним из основных принципов ЗК РФ является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования* в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

*Согласно п.2 ст.7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014г. №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», действующим с 24.12.2014г.

При этом, разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с ЗК РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Соответственно, земля должна не просто использоваться для сельскохозяйственного производства, а еще и использоваться в соответствии с ее целевым назначением.

Таким образом, при определении возможности использования пониженной ставки земельного налога, вид разрешенного использования земельного участка имеет большое значение.

Одним из видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного является вид «для ведения сельскохозяйственного производства». Соответственно, если организация использует для сельскохозяйственного производства такой земельный участок, то применять пониженную ставку по налогу на землю можно совершенно спокойно.

Однако периодически в документах указываются такие виды разрешенного использования как «для дачного строительства» и «для ведения личного подсобного хозяйства».

Земли для дачного строительства

Напомним, что согласно п.1 ст.11 НК РФ, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Согласно п.2 ст.81 ЗК РФ, порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом, Федеральным законом от 15.04.1998г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Земли сельскохозяйственного назначения

В соответствии с п.1 ст.1 закона №66-ФЗ, дачный земельный участок это участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

Дачные хозяйства могут вести граждане в индивидуальном порядке либо путем создания ими дачного некоммерческого объединения.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Положениями действующего законодательство использование земельных участков для дачного строительства коммерческими организациями не предусмотрено.

Соответственно, при расчете земельного налога в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием «для дачного строительства» коммерческой организацией, необходимо применять налоговую ставку в размере не более 1,5%, , установленную «для прочих земельных участков».

«Из системного толкования п. 2 ст. 7, ст. 77, п. 1 ст. 78 Земельного кодекса следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесения земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использования для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель.

Данная правовая позиция находит свое отражение, в частности, в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 N ВАС-2745/11 и Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.12.2010 N А26-3024/2010.

Учитывая изложенное, полагаем, что в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием «для дачного строительства», принадлежащего коммерческой организации, должна применяться налоговая ставка, установленная нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), для прочих земельных участков в размере, не превышающем 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка.»

Аналогичной позиции ведомство придерживалось и в предыдущих Письмах (например – Письмо от 11.02.2013г. №03-05-04-02/3224 и пр.).

«Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для дачного строительства» спорные земельные участки не используются для сельскохозяйственного производства, суды признали неправомерным применение обществом пониженной ставки земельного налога…

…Доводы заявителя о том, что установление разрешенного вида использования спорных земельных участков «для дачного строительства» позволяет в силу абзаца 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации применить пониженную ставку земельного налога в отношении принадлежащих заявителю участков, учитывались ранее судами и получили правовую оценку, отраженную в оспариваемых судебных актах.

Названной нормой Кодекса предусмотрено применение пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков приобретенных (предоставленных) в том числе для дачного хозяйства, которым в силу статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 N66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» признается:

  • некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее участникам (членам) в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства,

тогда как заявитель к таким субъектам не относится, зарегистрированные за ним земельные участки не используются им по целевому назначению и приобретались не в целях непосредственного использования, подобного использованию гражданами для садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства.»

Не смотря на тот факт, что в вышеуказанном Определении рассматривался случай, когда компания не использовала земельные участки для сельскохозяйственного производства, даже если предприятие будет использовать землю в таких целях, возможен спор с налоговыми органами.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Это связано с тем, что по мнению контролирующих органов целью введения пониженной ставки было содействие учрежденным гражданами некоммерческим организациям в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. А значит, в случае, когда компания использует земельные участки в коммерческих целях, нет оснований считать, что земельный налог может уплачиваться по ставке 0,3%.

В связи с тем, что аналогичное мнение было неоднократно поддержано на уровне ВАС, то и в суде отстоять свою точку зрения будет проблематично.

Земли для ведения личного подсобного хозяйства

В соответствии с п.1 ст.78 ЗК РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Согласно ст.2 Федерального закона от 07.07.2003г. №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личным подсобным хозяйством признается форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, которая ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Соответственно, из положений действующего законодательства вытекает, что для личного подсобного хозяйства земли могут использоваться только гражданами, а никак не коммерческими организациями.

Однако запрета на приобретение организацией у физического лица такого земельного участка законодательство так же не устанавливает. Таким образом, компания может оказаться владельцем земельного участка с вышеуказанным видом разрешенного использования.

По этому вопросу есть разъяснения Минфина, опубликованные на официальном сайтеФНС России

«..Таким образом, разрешенное использование земельного участка для личного подсобного хозяйства подразумевает использование земельного участка для сельскохозяйственного производства.»

«…Таким образом, с учетом вышеизложенного положения пп.1 п.1 ст.394 Налогового кодекса полагаем, что если земельный участок из земель населенных пунктов с разрешенным использованием для личного подсобного хозяйства, принадлежащий на праве собственности организации, отнесен к землям в составе зон сельскохозяйственного использования, то в отношении такого земельного участка может применяться налоговая ставка в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости этого земельного участка.»

Объект аренды

В соответствии с п. 3 ст. 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Поэтому в договоре аренды необходимо тщательно прописать месторасположение и площадь земельного участка.

Кроме того, к договору прилагается кадастровый план земельного участка с указанием его части, подлежащей сдаче в аренду (п. 1 ст. 17 Закона N 122-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

  1. земли сельскохозяйственного назначения;
  2. земли поселений;
  3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  4. земли особо охраняемых территорий и объектов;
  5. земли лесного фонда;
  6. земли водного фонда;
  7. земли запаса.

Земельные участки каждой из вышеназванных категорий могут являться объектами аренды. Исключение составляют, как мы уже указали ранее, земли, которые не могут быть предметом договора аренды, поименованные в п. 4 ст. 27 ЗК РФ.

А вот земельные участки, ограниченные в обороте, могут быть объектами аренды. Такие земельные участки перечислены в п. 5 ст. 27 ЗК РФ.

Земли сельскохозяйственного назначения

Толкование земель сельскохозяйственного назначения закреплено на законодательном уровне, а именно в Земельном кодексе. В соответствии со ст. 77 ЗК РФ, под ними понимаются земли, которые расположены за пределами населенных пунктов и предоставлены для нужд сельского хозяйства (либо же предназначены для подобных целей).

https://www.youtube.com/watch?v=upload

В п. 2 этой же статьи перечислены виды земель, которые могут находиться в их составе, а именно:

  • непосредственно сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, виноградники, сады, залежи);
  • участки, которые заняты внутрихозяйственными дорогами и коммуникациями или лесными насаждениями, целью которых является обеспечение защиты земель от негативного воздействия (например, от природных или техногенных явлений);
  • земли, на которых расположены водные объекты, здания, строения или сооружения, используемые с целью изготовления, хранения или переработки продукции сельскохозяйственного назначения.
Земли сельскохозяйственного назначения

При аренде земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения объектом сделки может выступать любой из перечисленных выше видов участков.

Конкретная цель (или их перечень) обычно закрепляется в отдельном пункте договора аренды земель сельскохозяйственного назначения. При этом стоит учесть, что прописывать там цели, для которых участок не предназначен в соответствии с законодательством, стороны не имеют права.

Земли населенных пунктов

Это категория земли, отведенная специально для компактного проживания людей и размещения объектов инфраструктуры. Земли поселений имеют чёткую границу, отделяющую их от земель других категорий.

В рамках категории земель населенных пунктов выделяют следующие виды разрешенного использования:

  1. Размещение объектов многоэтажной жилой застройки. Объекты могут располагаться хаотично, образуя улицы, или территориальными блоками, образуя микрорайоны;
  2. Земли, отведенные под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС, ИЖД);
  3. Рекреационные зоны. Могут располагаться как внутри самого поселения, так и в пригородной полосе. В соответствии со ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. П. 2 ст. 98 ЗК РФ устанавливает состав земель рекреационного назначения в которые входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристические и оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. П. 5 ст. 98 ЗК РФ запрещается деятельность, не соответствующая целевому назначению такого ЗУ. Земли рекреации предназначены для оздоровительных функций как граждан так и сохранения природных свойств, строить на них можно, но только то, что указано в ст. 98 ЗК РФ. Кроме того, ст.ст. 285 — 286 ГК РФ предусмотрена ответственность за ненадлежащее использование земельного участка. В том случае, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением, данный земельный участок может быть изъят у собственника;
  4. Участки, застроенные промышленными объектами, административными зданиями, сооружениями коммунального хозяйства, продовольственного и не продовольственного снабжения и т.п;
  5. Земли, отводимые под транспортные узлы — вокзалы, аэропорты, речные и морские вокзалы и т.п;
  6. Расположение объектов электроснабжения;
  7. Земли, входящие в состав населенного пункта, но занятые водоемами;
  8. Участки, отведенные для размещения дорог, каналов, причалов, трубопроводов, воздушных, наземных и подземных объектов связи и т.п;
  9. Особо охраняемые природные территории в черте населенного пункта. Обычно к ним относят: парки, памятники природы, заказники, объекты, имеющие особую культурную и историческую ценность, ботанические и зоологические сады, музеи под открытым небом и т.п;
  10. Земля, предназначенная для сельскохозяйственного использования. Несмотря на созвучность с названием одной из категорий, эти земли все равно находятся в рамках целевого назначения земель поселений. К ним относят личные подсобные хозяйства (ЛПХ);
  11. Все остальные земли, которые могут быть представлены пространством улиц, площадей, участками резерва, особыми объектами, находящимися вне оборота, полосами отчуждений, охранными зонами и т.п;
  12. Зоны резерва развития поселения.

Земли сельскохозяйственного назначения

Не стоит путать разрешенное использование с формой собственности земли. На землях поселений могут размещаться объекты, находящиеся в федеральной, частной собственности, в собственности муниципалитета, субъекта федерации.

Кроме того, не стоит путать размещение отдельных строений с населенными пунктами. Например, дом лесника, пасека, производственные и жилые помещения на горнодобывающих предприятиях, не могут быть частью населенного пункта до тех пор, пока земля под ними не поменяет свою категорию.

Аренда земель сельхозназначения у государства

В категорию земли сельскохозяйственного назначения входят земельные участки, расположенные вне поселений, хозяйственная функция которых состоит в том, чтобы производить сельскохозяйственную продукцию. Однако, подобно категории населенных пунктов, сельскохозяйственные земли включают в себя целый ряд земель, имеющих своё разрешенное использование.

В пределах земель сельскохозяйственного назначения могут быть следующие виды разрешенного использования:

  • Участки, занятые дорогами вместе с полосами отчуждения;
  • земли, занятые лесной растительностью (лесополосы, выполняющие функцию защиты полей, лесные участки иного предназначения);
  • участки, занятые под хозяйственные строения;
  • пашни;
  • сенокосы;
  • пастбища;
  • сады;
  • залежные земли.

Залежь может носить характер специального использования, например, с целью повышения плодородия почвы, а может быть вынужденной, когда владелец или пользователь по каким-то причинам прекращает обработку земли в соответствии с её разрешенным использованием. Обычно под залежью понимается последний случай.

Как следует из названия, на этих землях должны проводиться сельскохозяйственные работы, а сами с/х земли должны находиться за пределами поселений. Категориальное деление земель определяет цель и содержание использования. Для сельхоз земель законодатель выделяет две подкатегории:

  1. сельскохозяйственные;
  2. и не сельскохозяйственные угодья.

Несмотря на кажущееся противопоставление, оба вида угодий подчинены одной цели — обеспечению условий для ведения сельскохозяйственного производства.

кадастровая оценка земли с/х назначения

К ним относят земельные участки, используемые только для целей земледелия или животноводства. В свою очередь, сельскохозяйственные угодья делятся на пашни, сенокосы, пастбища, залежи (временно не обрабатываемые земли), участки с многолетними древесными насаждениями. Причем такое деление не произвольное, все виды сельхозугодий имеют специальный правовой статус, который не может быть изменен в произвольном порядке.

Особый статус имеют участки, подвергшиеся мелиорации. Это связано с тем, что для того, чтобы они приобрели необходимые ресурсные свойства, проводились затратные мероприятия по осушению, обводнения, восстановлению плодородия почвы, минимизации эрозии. Часто такие земли нуждаются в обеспечивающих бесперебойную мелиорацию работах.

Не сельскохозяйственные угодья заняты различными сооружениями вспомогательного характера. К ним могут относиться: дороги, коммуникации, защитные лесополосы, водоёмы, строения, обеспечивающие сельскохозяйственное производство.

Этот не сельскохозяйственный статус находится под действием градостроительного регламента, в то время как на сельскохозяйственные угодья его нормативы не распространяются.

Следует отметить разницу между землями сельскохозяйственного назначения и участками земель селитебных территорий, на которых разрешено ведение сельского хозяйства. В первом случае земли являются категорией и имеют целевое назначение, во втором — находятся в черте населенного пункта и имеют специфическое разрешенное использование.

Сельскохозяйственные угодья неоднородны и имеют свои подразделения по принципу кадастровой стоимости:

  • Угодья с низким и средним уровнем стоимости. К ним обычно относятся земли длительных залежей, участки, обладающие низким плодородием, подвергшиеся эрозии, загрязнению и т.п;
  • Угодья с кадастровой стоимостью значительно выше (50% и более), чем в среднем по данной территориальной единице;
  • Угодья, обладающие особой ценностью. Их кадастровая стоимость намного превышает средние величины. Обычно к ним относятся пашни, давно вовлеченные в сельскохозяйственный оборот и обладающие высоким плодородием.

Приобретение права на заключение договоров аренды земельных участков

В соответствии с п. 4 ст. 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды. При этом в соответствии с п. 3 ст. 65 ЗК РФ размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

С 1 января 2006 г. практически утратил силу Закон РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 «О плате за землю». С этого момента правовые основы уплаты арендной платы за землю определяются ГК РФ и ст. 65 ЗК РФ, а порядок определения размера арендной платы напрямую зависит от того, в какой собственности находится земельный участок: частной или государственной.

Если земельный участок находится в частной собственности, размер арендной платы, а также порядок, условия и сроки ее внесения устанавливаются по соглашению между арендодателем и арендатором и фиксируются в договоре аренды, при этом законодательством никакие ограничения, касающиеся размера арендной платы и прочих условий, не предусмотрены.

Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, арендная плата устанавливается в соответствии с положениями ст. 65 ЗК РФ. Указанной статьей установлено, что порядок определения размера арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

В большинстве субъектов РФ базовые размеры арендной платы за землю определяются на основе действующих ставок земельного налога с применением коэффициентов в зависимости от ценности земли, ее целевого использования и категории арендаторов.

Не возбраняется арендатору земельного участка передавать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные ЗК РФ.

Необходимо обратить внимание на то, что указанные права не распространяются на резидентов особых экономических зон — арендаторов земельных участков, такие поправки внесены в ЗК РФ Федеральным законом от 22.07.2005 N 117-ФЗ.

Кроме того, арендатор данного земельного участка при продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством. Это предусмотрено п. 8 ст. 22 ЗК РФ.

Этим же Законом определено и понятие выкупа права аренды земельного участка — это сделка купли-продажи между Правительством Москвы (продавцом) и победителем торгов, предметом которых являлось право на заключение договора аренды земельного участка.

В бухгалтерском учете никаких особенностей по учету арендных платежей за пользование земельными участками, как правило, нет.

В соответствии с п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н; далее — ПБУ 10/99) арендная плата за пользование земельными участками относится к расходам по обычным видам деятельности, конечно, при условии, что эти расходы связаны с изготовлением продукции, продажей товаров, продукции (выполнением работ, оказанием услуг).

В том случае, если уплата арендных платежей производится за земельные участки, на которых выполняются строительные работы, плата за аренду земельного участка, предоставляемого на период проектирования и строительства объекта, включается в состав прочих работ и затрат по строительству (п. 1.7 Приложения N 8 к Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.

2004), утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1). Соответственно, в учете указанные расходы будут учитываться на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Однако после ввода объекта строительства в эксплуатацию расходы по аренде земли будут учитываться как расходы по обычным видам деятельности.

Если на участке земли арендатор будет осуществлять капитальное строительство, то до окончания строительства и приема на учет объекта в качестве основного средства суммы оплаты за право заключения договора аренды следует отражать по дебету счета 08 в корреспонденции со счетом 97. Указанные расходы будут формировать первоначальную стоимость объекта. После ввода объекта в эксплуатацию, до окончания договора аренды, указанные расходы следует учитывать как расходы по обычным видам деятельности.

Разъяснило ситуацию другое Письмо Минфина России — от 03.10.2005 N 03-03-04/1/238, в нем, в частности, указывается, что расходы в виде стоимости права заключения договора аренды должны списываться равномерно в течение всего срока действия договора аренды. Та их часть, которая приходится на период строительства объекта, включается в его первоначальную стоимость.

Особенности обложения НДС операций по передаче арендных прав регламентируются п. 5 ст. 155 НК РФ.

Земли сельскохозяйственного назначения

В силу указанного пункта при передаче прав, связанных с правом заключения договора, и арендных прав налоговая база определяется в порядке, предусмотренном ст. 154 НК РФ. Исходя из этого, по мнению автора, операции по продаже на аукционе права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной либо частной собственности, другому лицу в 2006 г.

С.В.Чиков

Заместитель генерального директора

ЗАО «Аудит БО’С»

Отсчёт срока владения земельным участком идёт от даты регистрации права собственности, указанной в Свидетельстве на право собственности.

Итак, если полученный доход с продажи земли сельскохозяйственного назначения превышает её покупку, НДФЛ будет равен 13% (налог = доход от реализации — затраты на приобретение х 13%). В случаях, когда доходы плательщика налога от продажи земельного участка меньше, чем кадастровая стоимость объекта, доходы продавца приравниваются к кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

Если на первое января года заключения соглашения и перехода прав собственности, кадастровая стоимость земельного участка не определена, понижающий коэффициент не используется и налоговый сбор рассчитывается от суммы соглашения, определённой в договоре. Законами субъектов РФ может быть уменьшен как минимальный предельный срок обладания недвижимостью, так и понижающий коэффициент — вплоть до нуля.

  • стандартные (предоставляются определенным категориям физических лиц: «чернобыльцам, инвалидам ВОВ и др.);
  • социальные (связаны пожертвованиями благотворительным организациям, расходами на обучение и т.д.);
  • имущественные (предоставляются при проведении определенных операций с имуществом: продаже, покупке жилья, строительстве жилья и т.д.);
  • профессиональные (применяются для индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов частной практики);
  • инвестиционные (предоставляются при получении прибыли от торговли ценными бумагами).

При реализации земель сельскохозяйственного назначения гражданин имеет право уменьшить свой доход по выбору (Письмо Минфин РФ от 30 декабря 2011 N 03-04-05/7-1140,  ст. 220 НК РФ):

  • на вычет в фиксированной сумме (один миллион рублей при реализации сельскохозяйственного участка, жилого дома, квартиры; 250 000 рублей при реализации иной недвижимости: гаража, нежилого помещения).
  • на расходы, подтвержденные документально, по приобретению этой недвижимости.

В первом случае НДФЛ уплачивается с разницы между стоимостью продажи земельных участков и суммой фиксированного вычета. Во втором случае, налог рассчитывается с полученного расхождения между доходами от продажи земли и затратами на её приобретение.

Подача налоговой декларации обязательна. Даже если сумма налога равна нулю, сделать это надлежит в следующем за годом заключения соглашения по реализации земельного участка году до 30 (включительно) апреля. Декларация заполняется по установленной форме (3-НДФЛ), затем вручается по месту проживания в налоговую инспекцию.

При использовании имущественного вычета потребуется заявление о его предоставлении. Если доходы уменьшаются на расходы, связанные с приобретением земельного участка, то к декларации надлежит приложить документацию, подтверждающую данные расходы. Подать декларацию возможно лично либо через законного представителя.

Сделать это можно и посредством почты России с описью или в электронном виде на портале Госуслуг. Заплатить налог необходимо до 15 (включительно) июля года, следующего после года заключения сделки. За нарушение подачи декларации установлен штраф, который не может превышать 30% от суммы неуплаченного налога и — менее 1 000 рублей.

В соответствии с Федеральным законом №101, а именно статьей 8 «Купля-продажа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения» пунктом первым субъект РФ или муниципальная администрация имеет преимущественное право приобретения земли сельхозназначения по той цене, по которой участок продается частным собственником.

Исключение лишь составляют случаи продажи на публичных торгах либо в случаях изъятия земли для нужд государства или муниципалитета.

Земли сельскохозяйственного назначения

Пункт второй этой же статьи и того же закона указывает на обязанность продавца земли сельскохозяйственного назначения сообщить в письменной форме высшему органу исполнительной власти в РФ либо органу местной администрации о намерении реализовать участок.

Земли лесного и водного фонда

Категория земель лесного и водного фондов предполагает их хозяйственное использование, но только в рамках разрешенного вида деятельности:

  • На землях лесного фонда ведется лесное хозяйство, которое чаще всего заключается в лесоустроительном зонировании. По его результатам все земли этой категории делятся на участки, где ведутся рубки и на участки, где лес восстанавливается;
  • Земли водного фонда — это территории с водными объектами, водоохранные зоны естественных водоёмов, зоны водозаборов и иных водохозяйственных сооружений.

Земли запаса и ООПТ

Эти две категории земель изъяты из оборота. Земли особо охраняемых природных территорий являются, как правило, государственной собственностью, хотя закон допускает нахождение этих участков в частной собственности. Просто в России еще не было подобных прецедентов.

Земли, признанные особо ценными для общества, переводятся из одной категории в другую, изымаются из оборота и хозяйственного использования. Их обратный перевод в другую категорию законом не предусмотрен. Земли запаса нельзя использовать в хозяйственных целях, но можно перевести в иную категорию и с определенным разрешенным использованием.

Законодательная база

Основные элементы налогообложения земельных участков установлены главой 31 Налогового кодекса РФ, в частности:

  1. лица, входящие в категорию плательщиков (статья 388);
  2. что является объектом налогообложения, и с каких земель не взимаются платежи (статья 389);
  3. как рассчитать сумму, с которой будет удерживаться налог (статья 391);
  4. какова налоговая ставка (статья 394);
  5. перечень лиц и ситуаций, когда можно не платить налог (статья 395);
  6. периодичность уплаты (статья 397).

Вместе с тем пунктом 1 статьи 387 НК РФ оговорено, что земельный налог действует на основе не только кодекса, но и решений местных депутатов или законов субъектов федерации (для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Также пункт 2 статьи 387 НК РФ наделяет представительные органы местного самоуправления и законодательные органы власти городов федерального значения правом утверждать:

  • размеры налоговых ставок в пределах, обозначенных кодексом;
  • дополнительные преференции;
  • сроки перечисления налога предприятиями.

Регулирование продажи участков, принадлежащих государству или муниципалитету, осуществляется Главой 5 Земельного кодекса РФ.

По общему правилу земли предоставляются по итогам торгов в форме аукциона. Без проведения аукциона предоставляется земельный участок сельскохозяйственного назначения только сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, если данные хозяйствующие субъекты использовали землю и в течение 6 месяцев после возникновения прав на нее муниципалитетом подали заявление на заключение договора купли-продажи или аренды.

Размеры минимальных и максимальных площадей участков в условиях принятых ПЗЗ

Для того чтобы определить размер налогового платежа, необходимо установить все данные, влияющие на него.

  1. Площадь участка сельскохозяйственного назначения и его кадастровая стоимость. Кадастровая стоимость рассчитывается посредством проведения государственной оценки земель и фиксируется в Едином государственном реестре недвижимости. Чтобы узнать конкретное значение кадастровой стоимости, следует обратиться в МФЦ, кадастровую палату или посмотреть на сайте Росреестра. Необходимо обратить внимание на то, что сведения предоставляются на бесплатной основе.
  2. Местоположение сельхоз земли. Во-первых, властями каждого населённого пункта могут быть установлены свои значения налоговых ставок (в пределах, установленных законом). Во-вторых, пункт 2 статьи 394 позволяет местным органам дифференцировать ставки в зависимости от нахождения земли в пределах города (села, посёлка и т.д.).
  3. Наличие льгот и освобождений, применяемых в отношении налогоплательщика. Одной из льгот являются вычеты, закреплённые пунктом 5 статьи 391 НК РФ. Размер вычета соответствует кадастровой стоимости 600 кв. м участка. Предоставляется таким социальным группам, как инвалиды, герои СССР и РФ, ветераны, участники боевых действий, ликвидаторы последствий аварии ЧАЭС, пенсионеры.

аренда участка у частного лица

Участки выделяются в соответствии с нормативами, которые установлены региональными земельными департаментами и ориентированы на локальные акты местной администрации. Каждый вид разрешённого использования имеет ограничения как минимального, так и максимального размера участка.

Например, участки ДНТ, ДНТ и СНТ по преимуществу занимают площадь 6-8 соток. Если надел меньшей площади, то перевод ЗУ в условно-разрешённый вид для использования по данному назначению будет запрещён.

Иными словами, минимальный размер земельного участка сельскохозяйственного назначения для изменения его вида равен 6-8 соткам ссылающимися на локальные акты местной администрации.

То же касается иных вариантов применения земель. В частности, надел рассчитанный под посадку бахчи, скорее всего, не будет переведён в земли, пригодные для пастбищ, так как данные виды земель ориентированы на максимальные площади, которых не имеют другие виды ЗУ. Для этого потребуется реорганизация ЗУ, допускающая слияние нескольких участков в один.

Размеры минимальных и максимальных площадей (предельных размеров) земельных участков определяются в соответствии с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), принимаемыми местными муниципалитетами (Градостроительный кодекс РФ — статья 30)

В ПЗЗ, по требованиям Градостроительного кодекса РФ, в каждой территориальной зоне вводятся градостроительные регламенты, по которым в этих зонах устанавливаются не только виды разрешённого использования участков, входящих в градостроительную зону, но и их предельные размеры.

Предельные размеры являются обязательными нормами для всех видов участков и применяются:

  • при образовании участков из состава государственных и муниципальных земель
  • при предоставлении муниципалитетами и государством в собственность или аренду физическим и юридическим лицам участков для ИЖС, огородничества, дачного строительства и садоводства, для ведения личного подсобного и крестьянского (фермерского) хозяйств, животноводства и иных целей
  • при решении вопросов о возможности разделов участков
  • при решении вопросов о возможности или невозможности выполнения прирезок к участкам (перераспределение земельных участков)
  • при образовании нового неделимого земельного участка из земель с/х назначения в результате раздела земельного участка, объединения или перераспределения земельных участков
  • при выделе участка, находящегося в общей собственности и относящегося к землям с/х назначения (для ведения ЛПХ, осуществления деятельности КФХ (если основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства с/х продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов РФ) — в размере доли в праве общей собственности
  • при выделе невостребованной земельной доли в самостоятельный земельный участок — по фактическому размеру,
  • при выделе земельного участка из состава искусственно орошаемых с/х угодий и (или) осушаемых земель в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок — исходя из возможности самостоятельного функционирования выделяемых частей с учётом естественных границ на местности,
  • при образовании земельного участка из состава искусственно орошаемых с/х угодий и (или) осушаемых земель — не меньше установленного субъектами РФ минимального размера земельного участка для искусственно орошаемых с/х угодий и (или) осушаемых земель

Если площадь образуемого или изменяемого участка не соответствует предельным размерам, это обстоятельство станет основанием для отказа в его государственной регистрации.

Для регистрации изменений (увеличения) площади участка в ГКН будет обращаться внимание на фактическую площадь и величину её превышения над зафиксированной изначально в документах на участок и в самом ГКН. При этом фактическая площадь не должна быть выше предельного максимального размера участков и не быть меньше минимального размера, установленных в период образования или покупки участка с данным видом разрешённого использования.

При превышении фактической площади участка над установленным минимальным размером, а случае, когда предельные размеры не установлены, — на величину более 10% над той площадью, что зафиксирована в ГКН, единственно возможным способом разрешения проблемы будет выкуп избытка у муниципалитета, а просто «прирезать» избыток не получится.

Пример

У некоего члена СНТ площадь участка для дачного хозяйства по правоустанавливающим документам — 12 соток. Она зафиксирована в ГКН. Фактическая площадь, уточнённая при межевании, — 15 соток.

расходы на оформление дарственной

Собственник участка попытался оформить прирезку 3-х лишних соток (произвести перераспределение земель) и получил отказ кадастровой палаты с обоснованием: «превышение предельной площади земельного участка».

Почему? Рассмотрим вопрос в деталях.

Увеличение площади на 3 сотки соответствует превышению над той, что указана в документах, на 25%. Это увеличение невозможно объяснить допускаемой погрешностью топографических измерений, варьируемой, в частности, для дачных участков в интервале от 9 до 50 м2 (возрастание погрешности происходит по мере увеличения площади участков), зато оно хорошо понятно собственнику, который путём переноса границ (зелёных насаждений и канав на участке или его ограждения) произвёл самозахват этих 3-х соток.

1) в период получения или покупки участка были установлены предельные минимальные размеры дачных участков в 12 соток (что так же укажет на превышение избытка площади над предельным минимумом на 25%, а для установленного предельного минимума в 6 соток — на целых 50%)

2) предельные размеры не были установлены вообще,

увеличение площади на 25% над установленной по документам не позволит собственнику этого участка выполнить перераспределение земель (прирезку к участку). Придётся ему рассмотреть возможность выкупа излишков земли.

Предельные размеры и требования к местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения представлены в статье 4 указанного в ссылке федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Требования по предельным размерам и местоположению не распространяются на участки, которые формируются по результатам их изъятия для государственных или муниципальных нужд (в том числе путём выкупа) для размещения следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:

  • объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения
  • объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения
  • линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий
  • объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения
  • автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения

Процедура изъятия участков предусматривает дальнейшее изменение целевого назначения земель и установление градостроительных регламентов на основании:

  • утверждённых актов о выборе земельных участков для строительства
  • материалов предварительного согласования мест размещения объектов
  • документов территориального планирования
  • документов по планировке территории и землеустроительных материалов

В иных случаях предельные размеры участков, в соответствии с принятыми ПЗЗ и градостроительными регламентами, устанавливаются местными властями (постановлениями администраций или решениями депутатских советов об установлении предельных (минимальных и максимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам на каком-либо праве) или законами субъектов РФ.

В разных муниципалитетах предельные размеры участков могут различаться. Минимальные и максимальные площади наделов нужно уточнять в местной администрации.

Можно сравнить, например, предельные размеры участков, установленные в МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области (здесь), с предельными размерами в МО «Копорское сельское поселение» Ломоносовского района Ленинградской области (пункт 10 решения Совета депутатов).

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

В Приморском городском поселении:

  • для размещения индивидуального дома и ЛПХ:
    • минимальный размер — 0.05 га (в границах населённого пункта) и 0.03 га (за чертой населённого пункта)
    • максимальный размер — 0.25 га (в границах населённого пункта) и 0.5 га (за чертой населённого пункта)
  • для индивидуального жилищного строительства:
    • минимальный размер — 0.06 га
    • максимальный размер — 0.25 га и 0.35 га (дя отдельных случаев — на основании проектной документации в целях исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, вовлечения в оборот неиспользуемых земель)
  • сельскохозяйственное использование:
    • минимальный размер — 0.2 га
    • максимальный размер — 1 га
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридические советы