Земли лесного фонда — Юр ликбез

Порядок и особенности распоряжения

Земли лесного фонда — одна из значительных площади категорий земель. Эти земли служат главным средством производства в лесном хозяйстве. Отношения, связанные с использованием и охраной этих земель, урегулированы как земельным, так и лесным законодательством.

Объединение понятий леса и земель, на которых размещены леса, произведено в Лесном кодексе Российской Федерации. В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса РФ в состав лесного фонда включены все леса, за исключением тех, которые расположены на землях населенных пунктов и обороны, а также земли, не покрытые лес растительностью, но относящиеся к лесному фонду.

Основную часть лесного фонда образуют леса. К лесному фонду и к землям лесного фонда не относятся: деревья и группы деревьев, а также иная древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог, каналов; деревья и группы деревьев, а также озеленительные насаждения в городах и других населенных пунктах,произрастающие на землях, не занятых городскими лесами; деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках.

1) лесов государственного назначения, т.е. лес находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных и лесов и лесов заповедников;

2) колхозных лесов, т.е. лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в пользова­ние.

Леса составляют собственность государства и предос­тавляются только в пользование; Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются.

Земли лесного фонда — Юр ликбез

В соответствии с хозяйственным значением лесов, их местоположением и выполняемыми функциями устанав­ливается деление лесов на группы.

К первой группе относятся леса, выполняющие водо-охранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоро­вительные и иные функции, связанные с сохранением природного баланса, поддержанием экологического бла­гополучия, леса заповедников, национальных я природ­ных парков, заповедные лесные участки, леса, имеющие научное или историческое значение, природные памят­ники, лесопарки, лесоплодовые насаждения.

Ко. второй группе относятся леса в районах с высо­кой плотностью населения и развитой сетью транспорт­ных путей, имеющие защитное и ограниченное эксплуа­тационное значение, а также леса с недостаточными лесосырьевыми ресурсами, для сохранения защитных функций которых, непрерывности и неистощенности пользованияими требуется более строгий режим лесопользования; все колхозные леса, не вошедшие в состав первой группы.

К третьей группе относятся леса многолесных райо­нов, имеющие преимущественно эксплуатационное зна­чение и предназначенные для непрерывного удовлетворе­ния потребностей народного хозяйства в древесине без ущерба для защитных свойств этих лесов. Леса этой группы делятся на освоенные и резервные.

Порядок использования и охраны лесных земель регулируется земельным и лесным законодательством. Лесной кодекс применяется к земельным отношениям, если они не урегулированы земельным.

Лесные земли находятся в федеральной собственности (ст. 3 ФЗ «О введении Лесного кодекса РФ»). Участками, на которые государственная собственность не разграничена, распоряжаются органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

В отношении участков, передаваемых в аренду, проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды. Помимо аренды, земли, находящиеся в собственности государства или муниципалитета, могут предоставляться в безвозмездное срочное или бессрочное пользование.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ подразумевают собой:

  1. Владение, распоряжение, эксплуатация лесных участков, находящихся в их собственности.
  2. Установление размера ставки за единицу площади земельного участка для передачи его в аренду.
  3. Установление размера платы за единицу объема заготовленной древесины на участках.
  4. Установление порядка и нормативов заготовки гражданами древесины и прочих лесных ресурсов для своих нужд.
  5. Иные полномочия.

Полномочия органов местной власти не так велики, как у государственных. В их компетенцию входит управление лесными ресурсами на подведомственной территории. В отдельных случаях органы местной власти могут наделяться полномочиями государственной власти (ст. 49 ЛК РФ).

Согласно ст.39 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007г. «О кадастровой деятельности», согласование границ земельного участка с лесным фондом необходимо, когда они являются смежными друг другу.

Часто возникают спорные ситуации, доводящие до судебных разбирательств, поскольку при регистрации частного земельного участка и составлении межевого плана оказывается, что часть земли находится на границе или за границей земель лесфонда.

Согласование границ осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимуществом) и его территориальными органами, поскольку земли лесного фонда относятся к федеральному имуществу. Для этого лицо, заинтересованное в проведении согласования, предоставляет следующие документы:

  1. Земли лесного фонда — Юр ликбезАкт согласования границы с землями федеральной собственности.
  2. Чертеж участка с указанием поворотных точек.
  3. Письмо из лесничества, подтверждающее смежность границ участков и тот факт, что они не пересекаются.
  4. Картографические документы, обозначающие границы земельных участков и позволяющие определить, что границы лесных земель не нарушаются.

Помимо этого, физическое лицо предоставляет правоустанавливающие документы на участок, при обращении кадастрового инженера дополнительно потребуется копия договора на выполнение кадастровых работ.

С 01.01.2017 года действует новая форма Акта согласования границ. Он должен содержать следующие сведения:

  1. Информация о всех участниках согласования.
  2. Схема участка с обозначенными границами.
  3. Информация о результатах согласования.
  4. Информация о возражениях (при наличии).
  5. Подписи всех сторон, в том числе кадастрового инженера.

Процедура согласования:

  1. Осуществляется геодезическая съемка участка.
  2. Кадастровый инженер получает все данные, в т.ч. информацию из госреестра о границах земель. При отсутствии документов граница определяется по забору, существовавшему более 15 лет или каким-либо природным объектам.
  3. Определяются контрольные точки – пункты межевой сети.
  4. Проводится обследование границ с поиском межевых знаков.
  5. Определяются координаты точек поворота – мест смены направления границ.
  6. Вычисляется площадь.
  7. Подготавливается акт согласования границ с подписанием.

При согласовании границ проводится собрание с необходимым присутствием всех участников – собственников и представителей собственников земель.

Земли лесного фонда принадлежат государству. При этом каждый гражданин может беспрепятственно проникать на большинство участков и пользоваться лесными ресурсами, за исключением тех, которые попадают под категорию особо охраняемых природных зон.

Муниципальные и госучреждения могут пользоваться землями бессрочно и на безвозмездной основе, однако физическое лицо не может построить на участке лесфонда жилой дом или другое частное капитальное строение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

____________________________________________________________________Утратил силу с 25 декабря 2017 года на основании приказа Рослесхоза от 23 ноября 2017 года N 659____________________________________________________________________

Фото 1

В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5279; 2007, N 31, ст.4014; 2008, N 20, ст.2251, N 30 (ч.1), ст.3597, 3599; 2009, N 11, ст.1261, N 19, ст.2283, N 52 (ч.1), ст.6441, 6455;

РуководительВ.Масляков

Зарегистрированов Министерстве юстицииРоссийской Федерации15 мая 2012 года,регистрационный N 24173

УТВЕРЖДЕНприказомФедерального агентствалесного хозяйстваот 13 апреля 2012 года N 139

1. Настоящий Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда (далее — Порядок) разработан в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5279;

2. Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда проводится органами государственной власти, осуществляющими ведение государственного лесного реестра в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5279;

3. При государственном учете лесных участков в составе земель лесного фонда (далее — государственный учет) органы государственной власти, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, вносят в государственный лесной реестр сведения, подтверждающие существование данного земельного участка с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации.

4. Государственный учет проводится в случаях предоставления гражданам и юридическим лицам лесных участков в пределах земель лесного фонда, за исключением случаев предоставления лесных участков для осуществления рекреационной деятельности.

5. Государственный учет проводится по инициативе органов государственной власти, уполномоченных на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.

Земли лесного фонда – общая информация

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА

• лесные земли, включающие земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, редины, погибшие древостои, участки, занятые питомниками, прогалины, пустыри и др.);

• нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (просеки, дороги, болота и другие земли).

С 1 января 2007 г. вступил в силу Лесной кодекс РФ, принятый 4 декабря 2006 г. Новый Кодекс установил принципиально иной подход к регулированию лесных отношений.

Избирательное право учебник

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются Лесным кодексом РФ.

На землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, проводится лесоустройство.

Земли лесного фонда согласно ст. 3 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» находятся в федеральной собственности.

Распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством (ст. 10 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).

Лесной кодекс устанавливает минимальные размеры арендной платы в зависимости от вида использования лесных участков (с изъятием лесных ресурсов или без их изъятия), на основе которых определяется размер арендной платы (ст. 73).

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, проводимого в соответствии с гл. 8 данного Кодекса.

Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ.

Лесной кодекс РФ определяет три случая, когда лесной участок может предоставляться для использования не на праве аренды, а на иных правах: на праве постоянного (бессрочного) пользования (например, казенным предприятиям), безвозмездного срочного пользования (например, при строительстве гидротехнического сооружения на основе государственного или муниципального контракта полностью за счет бюджетных средств).

Раздел VII. ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА, ЗЕМЛИ ВОДНОГО

ФОНДА И ЗЕМЛИ ЗАПАСА

Полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные ст. 94 Земельного кодекса РСФСР, осуществляются соответствующими местными администрациями.

Лесной фонд занимает более трети территории Российской Федерации. Правовой режим лесного фонда и занимаемых им земель детально регулируется ЛК РФ, принятым Государственной Думой 22 января 1997 г. Он осуществляет регулирование лесных отношений с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, как о природном объекте, имеющем важное экологическое, экономическое и социальное значение.

Объектами лесных отношений закон называет лесной фонд Российской Федерации, участки лесного фонда, леса, не входящие в лесной фонд, древесно-кустарниковую растительность и земли лесного фонда.

Владение, пользование и распоряжение лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами осуществляется с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных свойств леса.

что такое земли лесного фонда

Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В соответствии с федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов Федерации.

Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом (ст.

Резервными признаются леса, которые не вовлечены в эксплуатацию вследствиеих удаленности от транспортных путей и по другим причинами.

При отнесении лесов к соответствующим группам одновременно определяются границы земель, занятых лесами каждой группы. Земли лесного фонда одновременно являются само­стоятельным объектом правового регулирования. Кодексе о земле устанавливает общий порядок предоставления земель лесного фонда, основные черты их правового режима, основания прекращения права землепользования этими землями. Одновременно использование лесных земель регулирует и лесное законодательство.

В Республике Беларусь земли лесного фонда составляют однуиз самых больших категорий земель.

Земли лесного фонда выполняют важные функции: служат главным средством производства в лесном хозяйстве, поддерживают экологический баланс, служат резервом для расширения хозяйственной деятельности непосредственно не связанной с использованием лесов (сельского хозяйства, строительной, транспортной отраслей).

Внутренняя структура земель лесного фонда закреплена в законодательстве. Эти земли подразделяются на земли, покрытые лесом, и земли, не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Термин «лесная площадь» шире понятия земель, покрытых лесом.

как взять лес в аренду

1) угодья — пашни, сенокосы, пастбища, другие сельскохозяйственные угодья;

2) земли под озерами, реками, водоемами;

3) лесные дороги, просеки, торфоразработки,земельные участки, занятые питомниками, карьер противопожарными разрывами;

4) другие земельные участки, не пригодные для вы­ращивания лесов, — болота, пески, овраги, кру­тые склоны и т.п. участки.

Биологическое единство леса и земель лесного фонда оказывает влияние на взаимодействие правовых режи­мов лесов и земель. В тесной взаимосвязи находятся государственное управление лесным фондом и землями лесного фонда.

Земли лесного фонда занимают огромную часть территории нашей страны. Они находятся как в государственной, так и в муниципальной собственности, но могут передаваться в аренду на основании ЗК Российской Федерации.

Понятие и состав

Леса в России покрывают площадь практически половины территории РФ, это по разным подсчетам — от 780 до 840 млн. га. В некоторых субъектах промышленность, основанная на лесных производствах, достигает 50%.

Лесные земли это: как сами леса, вырубки, прогалины, участки, предопределённые для молодых посадок, так и не касающиеся лесов земли, которые предназначены для соблюдения лесного хозяйства.

Аренда, бессрочное или срочное пользование – все эти взаимоотношения происходят в рамках Лесного и Земельного Кодексов РФ. Все участки могут быть предоставлены в пользование как юридическим, так и физическим лицам. Не может быть получено разрешение только на леса, которые находятся в границах территорий, относящихся к категории оборонных земель.

Понятие о земле лесного фонда имеется в Земельном Кодексе. При этом в Лесном нет полного определения и состава территорий, которые входят в структуру фонда.

По поводу юридического смысла терминов до сих пор нет единого мнения. В житейских разговорах под словом «лес» чаще всего понимаются не просто деревья, а любая растительность: деревья, кустарники, мхи, то есть некий биоценоз, населенный определенными видами животных и насекомых. Конечно, в лесной фонд не вошли все территории, иначе у нас под эти территории пришлась бы почти половина всех земель.

Итак, понятие «лес» в юридическом смысле включает в себя только те территории, которые зарегистрированы в госкадастре, как категория лесных земель. Но эти территории неоднородны. Среди них есть те, на которых совсем не растут деревья.

На основании статей Лесного и Земельного Кодекса эти земли можно разделить на:

  1. Территории, покрытые живой растительностью: деревья, кустарники, лесные травы, лишайники, мхи и т. д.
  2. Территории, которые не покрыты лесом, но рассчитаны на то, что они оставлены для восстановления: гари (земли с погибшими от пожара деревьями), редины (то же, что и опушки, то есть вырубленные участки, которые покрыты слабой растительностью), прогалины (то же, что и лужайки, то есть не заросшие лесом «островки»), вырубки и другие.
  3. Территории, которые не покрыты лесом, но предназначены для ведения хозяйства в лесу.

Фото 2

Такое различие в структуре обусловлено тем, что в состав лесных фондов входят земли с различным целевым назначением. Одни — для выращивания лесов, другие — для их разумного использования, третьи — для их воспроизводства.

Нелесные территории не только не заняты лесами, но и никоим образом не приспособленные для того, чтобы выращивать лес. Они используются, но совсем по-другому. К лесному фонду они имеют не прямое, а косвенное отношение. Как они могут эксплуатироваться? Самое главное назначение — они применяются для выполнения нужд лесхоза.

Примеры такого обслуживания:

  • прокладка дорог между различными пунктами;
  • обустройство просек;
  • другое.

Для того, чтобы установить правовое признание лесных земель, нужно придерживаться определенного порядка аттестации, когда лесные земли переводят в земли, принадлежащие к покрытым лесной растительностью, и наоборот. Это нужно для соответствия реального положения дел документам, актам, инструкциям.

Существует определенная процедура признания участка земли лесом. Они могут произрастать на землях иных типов (заселенных пунктов, с/х, особо охраняемых), но являться лесом.

Земли лесного фонда — Юр ликбез

Установление правового режима таких земель очень важно, поскольку леса занимают почти 60% территории России. По Земельному Кодексу охраной лесов занимается Лесной Кодекс. Он устанавливает не только правовые нормы, но и помогает охранять, защищать лесные ресурсы и не дать им иссякнуть.

Лес имеет в нашей жизни очень разностороннее значение:

  • экологическое;
  • экономическое;
  • социальное.

Специализация лесного законодательства состоит в следующем:

  • определение статуса лесных земель;
  • охрана лесов;
  • защита и воспроизводство;
  • использование разных видов продукции из лесов;
  • установление границы действия лесного законодательства.

Правовой режим земель лесного фонда

Понятие и состав

Физические лица и организации могут взять лес в аренду, заключив договор с властями. Пользователи обязаны соблюдать условия принятого соглашения, а также правила использования природных ресурсов:

  • обеспечение рационального и непрерывного использования леса и его продуктов;
  • обеспечение сохранности и усиления функций леса с целью здравоохранения и улучшения окружающей среды;
  • соблюдение надлежащего лесопользования на основе грамотной технической политики;
  • улучшение породного состава и качества лесного покрова, повышение его продуктивности;
  • обеспечение охраны и защиты леса;
  • рациональное использование лесных богатств;
  • сохранение биологического многообразия;
  • сохранение объектов природного и историко-культурного наследия.

Арендаторы обязаны проводить восстановительные мероприятия, когда это необходимо. Занятие неразрешенными видами деятельности на территориях лесного фонда недопустимо.

Законом разрешаются следующие виды деятельности частных лиц и организаций:

  • заготовка древесины;
  • вырубка ели к Новому году;
  • заготовка коры, бересты, живицы, листьев, камыша;
  • сенокошение;
  • обустройство пасеки;
  • выпас скота;
  • организация мероприятий культурно-оздоровительного, спортивного, научно-исследовательского, туристического или иного характера.

Земли лесного фонда — Юр ликбез

Арендатора вправе возводить на землях лесного фонда вспомогательные сооружения и постройки.

Согласно ст. 25 Лесного кодекса РФ, лесные земли разрешается использовать для следующих видов деятельности:

  • Сбор грибов и ягод, лекарственных растений, живицы, недревесных и пищевых лесных ресурсов.
  • Заготовка древесины.
  • Охота и рыбалка.
  • Ведение сельского хозяйства (ст. 38 ЛК РФ), а именно: сенокошение, выпас скота, пчеловодство, оленеводство, выращивание с/х культур и прочая сельскохозяйственная деятельность.
  • Научно-исследовательская деятельность, а также образовательная в сфере лесного хозяйства.
  • Рекреационная деятельность, а именно: организация отдыха и туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности с сохранением природных ландшафтов, объектов животного и растительного мира, водных объектов (ст. 41 ЛК РФ).
  • Выращивание лесных плантаций (деятельность, связанная с выращиванием деревьев определенных пород).
  • Выращивание саженцев, плодово-ягодных и декоративных растений.
  • Геолого-исследовательские изыскания.
  • Создание водохранилищ, линейных объектов (ст. 45 ЛК РФ).
  • Переработка древесины.
  • Религиозная деятельность, а именно: возведение зданий и сооружений религиозного или благотворительного назначения (ст. 47 ЛК РФ).

На участках лесного фонда запрещена частная капитальная застройка. В соответствии с видами разрешенного строительства определен список объектов, разрешенных для возведения на лесных землях:

  • временные постройки и жилища для людей, обеспечивающих контроль за состоянием леса;
  • временные постройки для осуществления рекреационной деятельности без вырубки больших лесных участков;
  • физкультурно-оздоровительные, детские лагеря, спортивные и спортивно-технические сооружения для осуществления рекреационной деятельности;
  • капитальные сооружения для религиозного лесопользования;
  • лечебно-оздоровительные учреждения;
  • временные постройки для деятельности, связанной с научными исследованиями, изыскательными, геологическими работами, поиском месторождений.

Несмотря на то, что частная застройка запрещена, существует возможность поселиться в населенных пунктах, расположенных на границе с естественными или искусственными лесными насаждениями. В этом случае необходимо добиться разрешения на перевод земли из одной категории в другую. Законного разрешения на строительство можно добиться в таких случаях:

  1. При изменении типа целевого назначения участка.
  2. При изменении ВРИ земельного участка без изменения его целевого назначения.
  3. Согласно урегулированию отношений по поводу участков некоторыми законами («О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», и др.).

Лесной сервитут – это право ограниченного пользования лесными угодьями. Он бывает публичным и частным. Публичный сервитут устанавливается государством в законодательном порядке, а частный – по соглашению сторон или по решению суда.

Их различие в том, что публичный сервитут устанавливается по отношению к неопределенному кругу лиц, а частный – в интересах определенного лица или группы лиц, и по отношению к определенному земельному участку.

Участки лесного фонда могут облагаться сервитутом в следующих случаях:

  1. Для осуществления прохода или проезда через лесную землю, в т.ч. для прохода/проезда к водоему.
  2. При эксплуатации участка физическими или юрлицами в коммерческих целях.
  3. Для периодического доступа к линейным объектам на участке.
  4. Для занятий пчеловодством.
  5. В целях изъятия древесины согласно специальным актам.
  6. Для ремонта и обслуживания инженерных коммуникаций.
  7. При размещении на участке межевых точек.
  8. При проведении дренажных работ.
  9. Для прогона скота.
  10. Для осуществления охоты.
  11. Для сбора ягод и грибов (это право, а также свободный проход через лес предоставляется гражданам бесплатно).
  12. Для проведения научно-исследовательских работ.

Земли лесного фонда — Юр ликбез

Согласно Федеральному закону от 22 июля 2008 г. №143-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», территория лесных земель не предназначена для использования отдельными гражданами для огородничества, садоводства.

Чтобы выращивать на участках лесного фонда овощи и другие культурные растения, их ВРИ должно включать сельскохозяйственное назначение. Как правило, это земли, подлежащие рекультивации и не пригодные для восстановления лесной растительности. Чтобы не было запрета на создание огорода частным лицом, можно попытаться перевести участок из категории лесного фонда в СНТ, ЛПХ или другую. Это допускается законом в трех случаях:

  • Если организуется природная охраняемая территория.
  • При установлении или изменении границ населенного пункта.
  • При создании туристических особых экономических зон.

В целом, процесс перевода земель из лесной категории в другую достаточно сложный и длительный.

Важно! Земельные лесные участки не передаются в аренду некоммерческим организациям граждан для развития личного хозяйства и ИЖС.

Таким образом, посадка огорода разрешена только тем физическим лицам, которые используют участки с ВРИ для сельхозназначения с целью огородничества, животноводства, садоводства с целью предпринимательской выгоды и на условиях аренды земли от 10 до 49 лет.

Статья 101 Земельного кодекса. Земли лесного фонда

(Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2287).

Статья 94. Земли лесного фонда

Землями лесного фонда считаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности.

Порядок использования земель лесного фонда регулируется законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.

Неиспользуемые для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности сельскохозяйственные и другие угодья могут предоставляться лесохозяйственным и промышленным предприятиям во временное пользование для сельскохозяйственных целей в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса.

В местах проживания малочисленных народов и этнических групп соответствующие Советы народных депутатов предоставляют в пользование и передают в аренду колхозам, совхозам, госпромхозам, а также в собственность, владение или аренду гражданам земли лесного фонда для северного оленеводства и охотничьего промысла.

Статья 95. Земли водного фонда

К землям водного фонда относятся земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода (по берегам) водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов.

Земли водного фонда используются для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение питьевых, бытовых, оздоровительных и других нужд населения, а также водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных и общественных потребностей.

Порядок использования земель водного фонда определяется законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.

Статья 96. Земли запаса

Землями запаса являются все земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду. К ним также относятся земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено в соответствии со статьями 39 — 44 настоящего Кодекса.

Земли запаса находятся в ведении сельских, поселковых, городских, районных Советов народных депутатов в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса.

Можно ли оформить земли лесного фонда в собственность?

Единственно возможный способ оформления лесного участка в собственность с точки зрения закона – изменение категории земли. И стоит сказать, что, когда вопрос касается леса, это очень непростая процедура.

Разрешение на смену категории для последующего переоформления в собственность выдается на трех уровнях – местном, субъекта РФ и федеральном. Обращаться следует в Департамент лесного хозяйства, если территория разграничена, и в Правительство РФ, если границы не обозначены.

Процедура требует сбора внушительного пакета документов. Все они должны быть безупречны с юридической точки зрения. Решения о переводе принимаются не сразу – часто процесс затягивается на несколько лет. Гораздо проще оформить такую землю в аренду.

Перевод земель из лесного фонда в другую категорию

Есть несколько обстоятельств, на основании которых возможен перевод:

  1. Изменение предназначения территории в лесоустроительных документах.
  2. Корректировка границ населенного пункта.
  3. Наличие соответствующего заключения экологической экспертизы.
  4. Невозможность эксплуатации участка по его прямому назначению.
  5. Прекращение нужды в обеспечении потребностей лесного хозяйства.

В других обстоятельствах изменение категории земли не допускается.

Чтобы осуществить перевод необходимо подать ходатайство в уполномоченный орган. Сделать это может любое заинтересованное лицо.

В заявлении указываются следующие данные:

  • кадастровый номер участка;
  • категория, к которой земля принадлежит в настоящее время;
  • желаемая категория;
  • обоснование причины перевода.

К оформленному ходатайству прикладываются документы:

  • выписка из ЕГРН;
  • общегражданский паспорт/выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • заключение экологической экспертизы (если этого требует закон);
  • расчетные данные о потерях лесного хозяйства.

Заявление с пакетом документов направляется в уполномоченный отдел муниципалитета или другой орган. В случае отказа в рассмотрении по причине несоответствия документов установленным требованиям, заявитель будет уведомлен об этом в течение 30 дней. Если бумаги приняты к рассмотрению, то о результате будет известно по истечению трех месяцев.

Когда принимается решение по заявлению, уполномоченный орган направляет акт. В этом документе указываются данные о земельном участке, а также вынесенный вердикт. В случае, если смена категории разрешена, заявитель может подавать документы в муниципалитет об оформлении интересующего его участка в собственность.

Земли, относящиеся к лесному фонду Российской Федерации

Под этим видом земель подразумевают землю, где сосредоточена кустарниковая, древесная и травянистая растительность. Сюда входят земли лесного и нелесного массива.

Лесные – это участки, на которых произрастает лесная растительность, а также отдельные участки без таковой, однако, необходимые для цели ее восстановления:

  • Участки с вырубкой – площадью, где после спила деревьев остаются пни;
  • Участки, где есть лесные культуры, в частности, молодой лес, который еще не сомкнулся и не прошел процесс смыкания крон;
  • Участки с гарью и погибшими насаждениями – деревьями, которые сгорели или были испорчены различными вредителями;
  • Участки, имеющие прогалины, свободные от лесного массива;
  • Участки с площадью, не превышающей ½ га;
  • Участки с рединами – обособленно расположенными насаждениями 3-го возрастного класса и больше, с полнотой до 0,3 метра.

К землям не лесного назначения причисляют иные участки, размещенные в пределах лесного фонда, а также используемые в целях лесного хозяйства.

Лесной фонд формируется из всех лесов, кроме лесов, размещенных на землях оборонного значения, землях поселений и земель, не покрытых лесными насаждениями (это нелесные и лесные земли).

Сфера применения и охраны фонда урегулирована законодательством РФ (лесное и земельное). Конституционные нормы закрепляют совместное ведение лесного законодательства РФ и ее субъектами.

Лесной фонд и леса, размещенные на землях оборонного назначения, пребывают во владении федерации. Федеральный закон допускает передачу фонда во владение отдельных субъектов Российской Федерации.

Лесной фонд запрещен в гражданском обороте, то есть любые сделки о купле-продаже, залоге и иные сделки с участками, отнесенными к лесному фонду, не законны.

Перевести лесные земли в иную категорию можно при условии:

  • Изменения их предназначения, зафиксированного в лесоустроительных документах либо документации территориальной планировки и документации по планированию строительных работ, использования различных объектов (в сфере здравоохранения, культурно-бытовой, ЖК, социальной области), а также разного вида дорог;
  • При изменении либо закреплении границ поселения.

Земли можно переводить из одной категории в другую.

Сделать это может не сам собственник, а только компетентный орган власти, и только если в законе нет прямого запрета на такое действие. Например, как случае с землями ООПТ.

Собственник земли, желающий изменить ее целевое назначение, обращается в местный орган исполнительной власти с ходатайством.

При отсутствии препятствий к выполнению перевода такая просьба будет удовлетворена, а в земельный кадастр будут внесены необходимые изменения.

Типичным примером такой процедуры является выделение земель под ИЖС из муниципальной собственности.

Граждане могут просить передать им как уже существующий, то есть выделенный участок, так и часть сельхозугодий.

При положительном решении выбранный участок переводится в пригодную для индивидуального строительства категорию и уже в таковом качестве ставится на кадастровый учет.

Но, в любом случае, необходим нормативный акт органов местной или федеральной власти, которым данный переход фиксируется и легализуется.

Аренда земель лесного фонда

В любом случае арендовать землю лесного фонда значительно проще, чем изменить ее категорию для оформления в собственность. Тем более, что период пользования может достигать 49 лет.

Конечно, можно оформить землю лесного фонда в аренду и на более краткосрочный период. Но чаще всего это нецелесообразно. Особенно, если на участке планируется вести коммерческую деятельность.

Чтобы получить участок в аренду от государств необходимо подать соответствующее заявление в муниципалитет. Как правило, после этого будет объявлен конкурс, в котором побеждает претендент, предложивший максимальную сумму за пользование участком.

Избежать аукциона не удастся. Это возможно в исключительных случаях. К примеру, если у вас на этом участке земли есть узаконенные постройки.

Аренда оформляется договором. Следует внимательно изучить документ, так как именно на его основании складываются отношения землепользователя и собственника. Лучше всего привлечь к заключению договора профессионального юриста.

Получить правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос эксперту в специальном окне, и получите квалифицированный ответ юриста в короткие сроки.

Теперь вы знаете, каков правовой режим использования земель лесного фонда. Оформить такие участки в собственность практически невозможно, но чаще всего это и ни к чему – для ведения деятельности и извлечения пользы достаточно владеть землей на правах аренды.

Порядок и особенности распоряжения

Государственное управление лесным фондом базируется на принципах:

  • устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды);
  • рационального, непрерывного, неистощительного использования лесного фонда в интересах Российской Федерации и ее субъектов;
  • несовместимости реализации функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов с осуществлением рубок главного пользования и переработки полученной при этом древесины (ст. 50 ЛК РФ).

Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство РФ непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.

Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют названные функции в области лесного фонда непосредственно или через территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством, если это предусмотрено соглашением между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации о передаче осуществления части названных полномочий.

Положение о федеральном органе управления лесным хозяйством утверждается Правительством РФ. Этот орган осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно либо через свои территориальные органы. Функции государственного управления лесным фондом в настоящее время возложены на Министерство природных ресурсов РФ.

Оно действует на основании Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. № 72. Данное Министерство организует и обеспечивает рациональное, многоцелевое, непрерывное и неистощительное лесопользование; обеспечивает осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом;

ведет государственный учет лесного фонда; в установленном порядке производит распределение лесов по группам и категориям защитноЪти лесов первой группы; производит перевод лесов из одной группы лесов или из категории защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию. Оно рассматривает в установленном порядке ходатайства о переводе лесных земель в нелесные для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, а также об изъятии земель лесного фонда.

Фото 6

Изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных и, муниципальных нужд допускается только в исключительных случаях, предусмотренных ЗК РФ (ст. 49). Перевод земель лесного фонда в земли других категорий осуществляется Правительством РФ, исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, предусмотренными ЗК РФ (ст. 8).

Использование участков лесного фонда может осуществляться как с изъятием лесных ресурсов, так и без изъятия. Они предоставляются для осуществления одного или нескольких видов лесопользования одному или нескольким лесопользователям.

Деятельность по использованию лесного фонда подлежит лицензированию.

ЛK РФ закрепляет права и обязанности лесопользователей (ст. 82, 83).

За пользование лесным фондом взимаются платежи в виде лесных податей или арендной платы.

Лесные подати взимаются за все виды лесопользования. Ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов Федерации по согласованию с территориальным органом управления лесным хозяйством или определяются по результатам лесных аукционов.

Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда.

Лесопользователями являются граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд.

Названное право лесопользования возникает на основании договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета.

В случае смерти гражданина принадлежащее ему право лесопользования переходит к другому лицу в соответствии с завещанием или законом. При реорганизации юридического лица принадлежащее ему право лесопользования переходит к юридическому лицу — правопреемнику реорганизованного юридического лица. По договору концессии такой переход права лесопользования запрещается (ст. 24 ЛК РФ).

При определении состава нелесных земель целесообразно руководствоваться лесным, а не земельным законодательством РФ.

По данным государственного земельного учета на 1 января 2007 г. общая площадь земель лесного фонда составляла 1 096 844,7 млн. га, т.е. около 70% суши Российской Федерации. Среди земель лесного фонда площади, занятые лесами, составляют 73%, болотами — 9%, другими водными объектами — 2%, сельскохозяйственными угодьями, застроенными территориями, дорогами, оленьими пастбищами и прочими объектами — 16%.

В юридической литературе указывается, что общность правового режима всех земель лесного фонда определяется их целевым назначением. При этом в качестве предназначения земель лесного фонда называются нужды лесного хозяйства. В п.1 ст.101 ЗК предназначением этих земель названы восстановление лесной растительности и ведение лесного хозяйства.

— землях сельскохозяйственного назначения, в том числе на землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;

— землях транспорта (на полосах отводов железнодорожный магистралей и автомобильных дорог);

— землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);

Земли лесного фонда — Юр ликбез

— землях водного фонда (на полосах отвода каналов);

— землях иных категорий.

Лесные земли призваны выполнять функцию пространственно-территориального базиса лесного хозяйства.

В зависимости от экономического, экологического и социального значения, местоположения и выполняемых функций лесное законодательство различает леса первой, второй и третьей групп.

К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, а также леса особо охраняемых природных территорий.

Леса первой группы разделяются на следующие категории защитности: запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов; запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб; противоэрозионные леса; защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения;

государственные защитные лесные полосы; ленточные боры; леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды; леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов; леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения;

леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов; особо ценные лесные массивы; леса, имеющие научное или историческое значение; памятники природы; орехово-промысловые зоны; лесоплодовые насаждения; притундровые леса; леса государственных природных заповедников; леса национальных парков; леса природных парков; заповедные лесные участки.

Граждане как субъекты лесопользования

Граждане вправе осуществлять лесопользование в порядке, установленным законом, по всем видам лесопользования.

Помимо того, граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством (публичный лесной сервитут).

Граждане имеют также право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено законодательством. Это право может быть ограничено законодательством субъектов Федерации.

Сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу РФ и в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья, запрещаются.

Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломку, порубку деревьев и кустарников, повреждение лесных культур, засорение лесов, уничтожение и разорение муравейников и гнезд птиц.

Министерство образования и науки РФ ГОУ ВПО «Московский государственный открытый университет» Кафедра Права

Правовой режим земель лесного фонда.

Контрольная работа по

земельному праву

Студента V курса заочного отделения

юридического факультета .

Проверил: доц

Земли лесного фонда — Юр ликбез

2008 г. Содержание

Введение

I. Понятие и общая характеристика земель лесного фонда

II. Право собственности на земли лесного фонда

III. Управление землями лесного фонда

IV. Использование земель лесного фонда

V. Ответственность за нарушение законодательства об использовании и охране лесов и земель лесного фонда

Заключение

Земли лесного фонда — Юр ликбез

Список использованной литературы

Введение

Земля – один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей – ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам и т.д.).

Понятие земли в земельном праве – это часть окружающей природной среды, элемент природы, охватывающий поверхностный слой земной коры на глубину почвенного покрова в пределах РФ.

В России, как и во всем мире, земли служат неизменным источником удовлетворения жизненно важных потребностей. В настоящее время возникает необходимость обеспечить такой порядок, при котором хозяйственное использование земель, удовлетворение иных общественных интересов (к примеру, интересов собственности) не будут приводить к потере полезных свойств земель, их деградации, сокращению площадей и, как следствие, вызывать опасные социальные и экономические последствия и угрозу устойчивому развитию общества.

В решении такой задачи решающая роль принадлежит праву как регулятору всех общественных отношений. С помощью правовых средств воздействия поддерживается такой режим деятельности общества, который гарантирует удовлетворение разнообразных потребностей людей, связанных с землями, имея в виду сохранение земель как основы дальнейшего развития общества.

Земельное законодательство Российской Федерации регулирует общественные отношения в области использования и охраны земель. Под его функциональным воздействием формируется земельный правопорядок на всей территории России, в пределах территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Земельный правопорядок — важное условие хозяйственной и иной деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В современной России проблема решения земельного вопроса по-прежнему остается актуальной и первостепенной. Принятый 25 октября 2001г. новый Земельный кодекс РФ сделал земельные отношения в стране более прозрачными, в той или иной мере поддающимися правовому регулированию. Однако, решение проблем охраны земель как национального достояния, защиты прав землепользователей и собственников земельных участков, обеспечения экономической стабильности в развитии земельных отношений только наметилось.

Производство и воспроизводство

Леса покрывают свыше 30% суши Земли. В Российской Федерации земли, покрытые лесной растительностью, занимают около 800 млн. га. Вопросами охраны растительного мира занимается не только внутригосударственное законодательство, но и международное. По официальным данным, за последние 50 лет планета Земля уже потеряла половину своего лесного массива.

Но одних норм законодательства для сохранения «легких планеты» недостаточно. Следует активно развивать экологическое воспитание и образование населения. А приоритеты хозяйственной деятельности и охраны окружающей среды должны быть соотнесены без ущерба богатству народного достояния и доведены до сознания каждого, и в первую очередь лиц, осуществляющих эксплуатацию природных ресурсов в любых формах и для любых целей.

Леса обладают средообразующими, водоохранными, защитными, санитарно-гигиеническими, оздоровительными и иными полезными природными свойствами. Так, леса создают почву, смягчают климат, предотвращают наводнения, сохраняют влагу, противодействуя засухам, уменьшают эрозионное воздействие дождей, удерживают почву на склонах и предохраняют реки и морские побережья от заиления. Кроме того, особо следует подчеркнуть экономическое значение леса и иной растительности для удовлетворения потребностей человека.

Статья 101 Земельного кодекса РФ определяет земли лесного фонда как «лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр». В Лесном кодексе основополагающую роль играют понятия «лес» и «лесной фонд».

Из определений этих понятий следует, что земля — неотъемлемая часть леса и лесного фонда. В преамбуле ЛК РФ говорится о лесе как совокупности лесной растительности, земли и других элементов природы. Следует отметить, что данное понятие не соответствует понятию лесов, определенному ГК и предусматривающему, что леса являются отдельными объектами недвижимости наряду с земельными участками.

Леса, входящие в лесной фонд, следует отличать, с одной стороны, от лесов, расположенных на землях обороны, землях городских поселений, а с другой — от древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, землях транспорта, землях поселений и иных категорий земель. Наличие на землях лесной, древесно-кустарниковой растительности не означает их принадлежности к землям лесного фонда.

Лес, а также земли, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли) образуют лесной фонд. Лесной фонд нельзя отождествлять с землями лесного фонда. Земли являются хоть и неотъемлемой, но все же только составной частью лесного фонда.

ЗК РФ и ЛК РФ подразделяют земли лесного фонда на лесные земли и нелесные земли.

Состав лесных земель определяется указанными федеральными законами одинаково. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для ее восстановления.

Нелесными землями ЗК признает земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства. ЛК решает этот вопрос иначе. В составе нелесных земель этот федеральный закон выделяет земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями и другие земли), и иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями и другие неудобные для использования земли).

ЛК более точно определяет структуру нелесных земель. Данная структура сложилась давно и уже на протяжении не одного десятилетия не меняется. Пункт 1 ст.101 ЗК не в полной мере учитывает специфику распределения площадей в лесном фонде.

Целевое назначение

Правовой статус земель лесного фонда оговаривается в Земельном и Лесном кодексе. Согласно ст. 101 ЗК РФ, земли лесного фонда – это участки с лесом и лесополосой, а также земли, предназначенные для восстановления лесов (вырубки, прогалины, древостой, гари и т.д.) и целей по осуществлению лесохозяйственной деятельности, в том числе нелесные земли (просеки, болота, дороги и т.д.).

Целевое использование лесных земель, в соответствии с Земельным кодексом:

  • Выращивание, рациональное использование и воспроизводство лесов.
  • Временно не покрытые лесной растительностью – для ее восстановления естественным или искусственным образом (к таким участкам относятся вырубки, пустыри, прогалины, питомники, земли с несомкнувшимися лесными культурами и т.п.).

Земли, не покрытые лесной растительностью, определяются ЗК РФ как нелесные и используются для нужд лесного хозяйства (это просеки, дороги, с/х угодья, болота и другие участки, неудобные для использования, но находящиеся в пределах границ лесного фонда).

Лесной кодекс РФ определяет земли лесного фонда как целостный природный объект в совокупности с растительностью, животным миром, и другими важными компонентами природной среды.

Целевое назначение этих земель будет зависеть от того, для какой цели используются леса. Согласно Лесному кодексу РФ (ст. 10, п. 1-3), по целевому назначению леса подразделяют на:

  • защитные;
  • эксплуатационные;
  • резервные;
  • иные участки, предназначенные для леса, которые определяются как защитные.

Защитные леса выполняют водоохранную, защитную, санитарно-гигиеническую, оздоровительную функцию. К этой же категории относятся леса и земли, расположенные в особо охраняемых природных зонах.

Договор пожизненной ренты

Эксплуатационные леса предназначены для добычи древесины и других лесных ресурсов, в том числе, продуктов их переработки.

Резервные лесные участки предназначены для защиты и охраны насаждений от вырубки в течение ближайших 20 лет.

Больше нюансов о правовом режиме земель лесного фонда можно узнать здесь.

Под целевым назначением понимается особая функция, выполняемая тем или иным земельным участком в общественных отношениях.

Участки, имеющие сходное назначение, объединяются в категории. Отнесение земель к той или иной категории происходит по решению органов государственной власти и закрепляется в соответствующих нормативных документах, главным из которых является Земельный кодекс.

Принадлежность к определенной категории определяет:

  • правовой режим участка;
  • его назначение;
  • разрешенные виды использования внутри самой категории: основные и дополнительные.

Количество видов и их описание

Категории, к которым относят земли в России по их целевому назначению, перечислены в ст. 7 Земельного кодекса. Распределение земельного фонда по категориям выглядит так:

  • сельскохозяйственные;
  • населенных пунктов;
  • промышленного и иного специального назначения (транспорта, разных видов связи, обороны и безопасности и т. д.);
  • особо охраняемых природных и историко-культурных объектов и территорий;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • земли запаса.

Рассмотрим их для наглядности не в виде таблицы, а на диаграмме.

Номер категории ни в коей мере не означает преимущества одних земель перед другими. Хотя сельскохозяйственные угодья, без сомнения, имеют весьма важное значение.

Для каждой категории  предусмотрен особый правовой режим и способы использования.

Главным назначением земель сельхозназначения является:

  • производство разнообразной сельхозпродукции;
  • размещение необходимой для этого инфраструктуры;
  • ведение учебной и научной работы в сфере сельского хозяйства.

По этому качеству они подразделяются на:

  • пашни;
  • многолетние насаждения (например, плодовые сады или виноградники);
  • сенокосы;
  • пастбища;
  • дороги и скотопрогонные полосы;
  • лесополосы, не относящиеся к землям лесного фонда;
  • площади под дворами и хозпостройками;
  • неиспользуемые наделы.

Для этих земель допускается исключительно целевое использование. К таковому относятся:

  • собственно ведение сельского хозяйства, всех его видов;
  • личное подсобное хозяйство граждан;
  • садоводство и огородничество;
  • дачное строительство (сезонное);
  • организация фермерского хозяйства;
  • сооружение необходимой инфраструктуры для обслуживания сельхозпроизводителей.

При необходимости отвести участки данной категории под постройку различных сооружений или прокладку коммуникаций стараются выделять земли, имеющие наименьшую ценность для сельхозпроизводства, то есть с низким плодородием или неудобные для обработки.

Населенных пунктов

Закон о национальной гвардии

Земли поселений делятся так же как и сами населенные пункты: на городские и сельские.

Вне зависимости от размера поселения подразделяются на территориальные зоны, число которых может достигать девяти:

  • жилые;
  • производственные;
  • общественно-деловые;
  • инженерные;
  • рекреационные;
  • сельскохозйственные;
  • спецназначения;
  • военные;
  • иные.

Каждая из них имеет свое назначение и свой градостроительный регламент.

Именно этот документ определяет разрешенные виды использования для каждого участка внутри зоны.

Границами земель поселений служат административные границы населенных пунктов.

Основное назначение таких земель — застройка и развитие городов и сел.

Участки под строительство многоэтажных домов и кварталов, а также под ИЖС и ЛПХ чаще всего относятся именно к этой категории.

Промышленности

Данная категория включает в себя, прежде всего, участки, занятые различными промышленными предприятиями, а также другими объектами, в том числе:

  • транспортными магистралями;
  • линями связи и электропередач;
  • трубопроводами;
  • объектами оборонного комплекса и т. д.

Их основное назначение — обеспечение деятельности наиболее важных отраслей хозяйства.

Реестр жилья военнослужащих

Согласно ст. 87 ЗК РФ эти земли не входят в состав земель поселений и выделяются в самостоятельную категорию.

Входящие в нее участки, в свою очередь, делятся на подгруппы:

  • промышленности;
  • энергетической отрасли;
  • транспортной инфраструктуры;
  • телекоммуникационной сферы;
  • космической отрасли;
  • обороны и обеспечения безопасности;
  • иного спецназначения.

Как правило, вокруг участка, непосредственно занятого промышленным предприятием, транспортной магистралью и т.д., формируется охранная или санитарная зона.

В назначение этой зоны входит защита населения от возможного негативного воздействия объектов, а также обеспечение бесперебойной эффективной работы предприятий.

Особенность этой категории земель заключается в их частичном или полном изъятии из хозяйственного оборота и использования.

Одновременно установлено и ограничение на их изъятие или перевод в иную категорию.

Такие меры охраны обусловлены тем, что на этих земельных участках расположены территории или объекты, имеющие важное назначение:

  • природоохранное;
  • культурно-историческое;
  • рекреационное;
  • эстетическое;
  • иные, сходные назначения.

Земельные участки, отнесенные к этой категории, могут находиться только в публичной собственности.

Иными словами, их собственник — государство или муниципалитет.

Типом данной территории определяется и разрешенная деятельность на ней.

К разрешенным видам деятельности на землях этой категории можно отнести:

  • научную;
  • исследовательскую;
  • просветительскую;
  • экомониторинг;
  • туризм;
  • традиционные виды хозяйства коренных народов.

Наиболее крупными земельными участками в данной категории будут заповедники.

Одновременно к этой же категории относятся:

  • городские скверы и парки;
  • ботанические сады и дендрарии.

Запись об увольнении

Объекты культурного наследия, а точнее — занимаемая ими территория, также включены в эту категорию земель.

Лесного фонда

В эту категорию входят:

  • участки, занятые непосредственно лесом, то есть древесно-кустарниковой растительностью;
  • земли нелесного массива, но используемые в целях ведения лесного хозяйства (территории лесничеств, питомников и т. д.).

Целевое использование этих земель определяется уже не Земельным, а Лесным кодексом.

Лесные угодья изъяты из гражданско-правого оборота. Возможно только временное использование на условиях:

  • аренды;
  • концессии;
  • бесплатного пользования.

Все леса делят на три категории, с отнесением к которым связывают возможность той или иной хозяйственной деятельности на их территории.

Водного фонда

К землям водного фона отнесены участки, на которых размещаются:

  • непосредственно сами водные объекты;
  • их охранные зоны;
  • полосы отвода;
  • охраняемые водозаборные зоны;
  • разнообразные гидротехнические сооружения.

Для примыкающих в ним участков дозволенными способами использования будут:

  • строительство сооружений, обеспечивающих потребность в воде населения и хозяйства;
  • их эксплуатация.

Запаса

В запас попадают те земли, для которых:

  • не установлено целевое назначение;
  • право на использование было прекращено по соответствующим основаниям.

Собственниками таких участков является государство или муниципалитет.

По заявкам граждан или организаций эти земли могут быть:

  • переведены в одну из других категорий;
  • переданы в собственность или аренду.

Подведем итоги

Такие государственные мероприятия, как учет всех земельных участков, разделение их на категории, установление ограничений на использование и пр., преследуют важную цель — охрану ценного природного ресурса, количество которого по объективным причинам ограничено.

Нарушение установленных законом предписаний будет иметь для собственника ряд неприятных последствий. Самым легким из них будет штраф. Самым суровым — лишение собственности, то есть изъятие участка в пользу государства.

Подобные меры также свидетельствуют об особом внимании властей к сохранению земельного фонда.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридические советы