Публичный сервитут устанавливается с изъятием. Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

Собственник земельного участка, обременённого сервитутом — кто это?

Согласно 5 статье ЗК РФ, лица, обладающие правом владения и свободного распоряжения той или иной территорией, являются её собственниками. Они могут осуществлять с данной землёй любые операции и сделки (оставлять недвижимость под залог, передавать по наследству, продать, подарить, обменять на другое имущество и т. д.).

Единственный запрет, имеющийся в действующем российском законодательстве, касается использования территории не по прямому назначению.

Каждый участок имеет определённую категории и вид разрешённого использования. Ни собственник, ни арендатор, ни третьи лица не имеют права использовать землю иначе, чем это допустимо по закону.

Например, если участок был выделен для садоводства или огородничества, на нём запрещено строить коммерческие предприятия или фабрики. Такие земли обладают высокой плодородностью, поэтому должны применяться исключительно в сельскохозяйственных целях.

При обременении территории сервитутом владелец не теряет права собственности на землю. Обладатели права ограниченного использования участка также не становятся совладельцами данного объекта недвижимости.

Публичный сервитут устанавливается с изъятием. Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

В случае причинения собственнику некоторых неудобств он вправе требовать назначения определённой платы за использование своего участка.

Ниже представлена таблица, с помощью которой можно ознакомиться с основными отличиями между обладателем сервитута и владельцем обременённой территории.

Сравнительные характеристики

Хозяин обременённого участка

Обладатель сервитута

Возможность передачи прав

Собственник свободно распоряжается своей землёй, совершая с ней любые операции и сделки.

Данные лица не обладают правом на передачу либо отчуждение сервитута.

Обязанности сторон

Владелец не может препятствовать реализации права на ограниченное использование территории, находящейся в его собственности.

Данные лица не должны причинять хозяину участка лишние неудобства и нарушать условия пользования чужой землёй.

Продажа участка

При отчуждении земли вместе с ней новому владельцу переходит обременение в виде сервитута.

В случае смены собственника объекта недвижимости обладатель сервитута сохраняет право на ограниченное использование земли.

Права на землю

Собственник не теряет права владения и распоряжения принадлежащим ему участком.

Данные лица не получают право собственности на обременённый участок, то есть не становятся совладельцами земли.

Отличие публичного сервитута от частного заключается в следующем:

  • в основаниях возникновения;
  • установление публичного сервитута определяется не интересами отдельного лица, а государства, муниципального образования или местного населения;
  • от установления публичного сервитута приобретает пользу неопределенное число лиц, а частный сервитут служит отдельным лицам или конкретной группе лиц.

По общему правилу частный сервитут имеет возмездный характер, установление бесплатного частного сервитута может быть предусмотрено только федеральным законом, поэтому собственник участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут.

Сервитут – право ограниченного пользования земельным участком. Сервитут является одним из видов ограничений (обременений), под которыми понимаются существующие условия, запрещения, установленные законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке, стесняющие правообладателя при реализации права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимости (ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законодательством о регистрации прав на недвижимое имущество. В случае не достижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. В этом случае сервитут может быть установлен на основании судебного решения.

Публичный сервитут устанавливается с учётом общественных слушаний либо в соответствии с законом, либо нормативного акта или субъекта РФ или органа местного самоуправления. Публичный сервитут обеспечивает интересы государства, местного самоуправления или местного населения. Земельные участки собственников при установлении публичного сервитута не изымаются. Установление публичного сервитута, по земельному законодательству, должно быть наименее обременительным для земельного участка, где он вводится.

Сервитут — право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для проездов, проходов, прокладки инженерно-технических коммуникаций, проведения ремонта, строительства и реконструкции зданий и иных целей, которые без установления сервитута не могут быть обеспечены.

Собственник земельного участка (а также землепользователь, землевладелец) при проведении различных операций со своим участком (например, при передаче его в аренду или оформлении договора ссуды по земельному участку) должен ставить в известность о наличии сервитута на его участке.

Кроме того, «частник» может требовать у местных властей, наложивших публичный сервитут, выкупить у него участок и возместить убытки. Но это только в том случае, если обременение делает использование участка по назначению невозможным. Также ЗК предусматривает разумную плату за использование участка от лиц, в пользу которых было составлено сервитутное соглашение.

Главное условие такого обременения в земельном праве — наличие двух участков, один из которых главный (главенствующий), другой — второстепенный (служебный). При этом оба владельца имеют права на свою недвижимость. Чаще всего такая необходимость возникает, когда земли соседствуют. Иные случаи рассматриваются по другим критериям, прописанным в законодательстве. Частный сервитут также регулируется ГК РФ, ЗК РФ и прочими законодательными актами.

  • проход или проезд к водному объекту;
  • возможность проведения ремонтных работ коммунальных инфраструктур;
  • дренажные работы;
  • прогон скота;
  • сенокошение и выпас скота в сезоны, установленные по местным природным условиям;
  • осуществление охоты и рыболовства;
  • проведение исследовательских и изыскательских работ.

В этот период проходят общественные слушания. Через СМИ происходит информирование о месте, дате и времени слушаний. Также оповещается заявитель. Материалы должны быть предоставлены всем заинтересованным лицам. После проведения слушаний выносится решение по данному вопросу. Оно также публикуется в СМИ.

  • обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;
  • прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов;
  • обеспечения водоснабжения и мелиорации;
  • также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Основанием установления частного сервитута является соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спорт разрешается судом по иску лица, требующего установления частного сервитута.

Публичный сервитут устанавливается с изъятием. Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

В законодательстве однозначно прописано, что публичный сервитут не означает изъятие участка из имущества собственника. Кроме того, относится он может исключительно к земельным участкам или водным пространствам в частном владении. Любые объекты недвижимости могут быть использованы только посредством частного сервитута.

Установить сервитут на земельный участок можно посредством договора между двумя лицами (иногда – более широким кругом лиц). Это наиболее распространенный способ установления частного сервитута. О том, что это такое, и чем частный сервитут отличается от публичного, немного ниже.

Обременение земельного участка – это ограничение собственника в его праве пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему землей. Оно может предполагать следующее:

  1. ограничение в возможности пользования (например, запрет размещать промышленные объекты в охранных зонах);
  2. обязанность предоставлять землю для ограниченного использования другим людям или организациям (сервитут);
  3. ограничение в праве владения и распоряжения (ипотека и т. д.).
Виды обременений земельного участка

Виды обременений земельного участка

Обременения могут налагаться на основании:

  • закона или подзаконного акта, устанавливающего ограничения на использование земли;
  • договора (ипотека, долгосрочная аренда и т. п.);
  • решения суда (публичный сервитут, арест и т. д.).

В российском законодательстве в качестве обременений земельного участка могут выступать:

  • Aренда, которая может иметь платный и безвозмездный характер, но всегда имеет закрепление данных отношений в договорной форме. Согласно ему собственник передает другому лицу право распоряжаться его земельным участком в рамках договора. Обременение по данному типу отношений действует только до окончания срока договора.
  • Ипотека, которую в практике банковских кредитов в нашей стране, принято считать сугубо кредитом под жилищные фонды, на самом деле это не так. И в это понятие входит помимо недвижимости еще и земля. Обременение, налаживаемое ипотекой подразумевает ряд ограничений на право свободного распоряжения землёй собственником без согласия банковского учреждения, которое взяло данную землю как залог по ипотеке.
  • Сервитут. Он может быть как частным, так и публичным. Сюда попадают нужды как ваших соседей, так и в государственном формате, к примеру, для установки водопроводов или проведения раскопок, и подобное.
  • Арест имеет место быть при различных спорных ситуациях, решение которых происходит в судебных инстанциях и налаживается только судьей. Право требования. Данное ограничение временное и возникает при споре на право собственности на данный земельный участок в судебной инстанции.
  • Запрет на отчуждение имеет место быть в определенных областях нашей страны и может быть наложен как общероссийским постановлением, так и местными властями.
  • Изъятие земельного участка. Это крайняя и очень редкая мера, зачастую используемая правительством в заповедных и санитарно-защитной зоне.

Как регистрируются обременения?

Земельный и Гражданский Кодексы определяют те цели, для которых установление публичного сервитута запрещено. К таким целям относятся:

  • Обременение земельного участка, если он находится в зоне земель, предназначенных для возведения объектов обеспечения безопасности государства;
  • Строительство на обремененной территории энергетического объекта, используемого для обеспечения потребностей населения или существующих предприятий;
  • Использование права обременения земельного участка для строительства постоянно функционирующего предприятия, так как такое обременение не позволит его владельцу пользоваться своим земельным наделом;
  • Использование территории обремененного участка для организации полигона по утилизации бытовых и промышленных отходов, даже если иное место в рамках конкретного населенного пункта найти нельзя.
Публичный сервитут устанавливается с изъятием. Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

В том случае, если какая-либо из перечисленных целей была указана в нормативном акте об установлении публичного сервитута на земельный участок, владелец такого участка может подать исковое заявление в суд для обжалования действий органов государственной власти.

Порядок установления публичного сервитута регламентируется статьей 23 Земельного Кодекса Российской Федерации. В рамках этого нормативного акта содержатся подробные инструкции о том, как именно происходит установление обременения, а также каким способом владелец обременённого участка может защитить свои права. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Порядок установления публичного сервитута в соответствии с требованиями действующего законодательства будет состоять из таких этапов:

  1. Подачи заявления в уполномоченные органы заинтересованными лицами об установлении сервитута;
  2. Рассмотрение заявления уполномоченными органами и вынесение решения о назначении публичных слушаний. Такое решение должно быть облечено в форму нормативного акта;
  3. Проведение публичных слушаний с обязательным заполнением протокола, на которые будут приглашены все стороны, заинтересованные в установлении публичного сервитута, а также владельцы обременяемых участков. На проводимых слушаниях необходимо выслушать мнения обеих сторон-участниц возможного соглашения, а также сформировано решение об издании нормативного акта соответствующего содержания;
  4. Издание нормативного акта об установлении публичного сервитута. Такой нормативный акт должен пройти обязательную регистрацию в соответствующих органах государственной власти, чтобы он мог полноценно вступить в силу;
  5. Государственная регистрация установленного сервитута в Едином государственном реестре прав на недвижимость. Такая регистрация является обязательной, так как только после получения соответствующего свидетельства сервитут вступает в силу.

В том случае, если какой-либо из перечисленных этапов не был соблюдён, владелец обременённого неправомерно земельного участка может отстаивать свои права на отмену обременения через суд.

наследование земельных участков не допускаетсяОсвободившаяся комната в коммунальной квартире

достается, прежде всего, многодетным и малоимущим гражданам.

При соблюдении каких условий земельный участок передается по наследству? Мы подробно рассказали об этом здесь.

Купля-продажа дачного участка и дома имеет свои специфические особенности. Узнать о них вы можете в нашей статье.

Заключая договор об установлении сервитута, следует убедиться в том, что он составлен правильно и включает в себя все обязательные пункты, а именно:

  • Предмет сервитута (на какую именно недвижимость накладывается обременение);
  • Кто выступает в качестве сторон и будет иметь право пользоваться сервитутом;
  • Подробные характеристики участка земли: площадь, границы, планы размещения, что на нём расположено (в том числе деревья и кустарники) во сколько объект оценён, кадастровая информация;
  • Целевое назначение территории, условия пользования землёй (в какое время, какие ограничения);
  • На какой срок установлено обременение;
  • При каких условиях договор может быть досрочно разорван.

После подписания договор должен быть удостоверен нотариусом и зарегистрирован в Росреестре. Это обязательные процедуры, без которых публичный сервитут не будет признан законным. Документы, необходимые для регистрации сервитута, перечислены ранее в статье. Особенно следует обратить внимание на кадастровый план участка. Если он по каким-либо причинам будет утерян или испорчен, владелец объекта недвижимости обязан восстановить его в кратчайшие сроки.

Публичный сервитут в отношении возникает в условиях взаимозависимости разных видов объектов, принадлежащих разным лицам и располагающимся на совместном участке земли.

Ответ на вопрос «Что такое публичный сервитут в отношении земельных участков» вы можете узнать .

Использование участка, попадает под ограничение
с обеих сторон.

Муниципалитет или организация вынуждены проводить соответствующие действия на участке гражданина, которому он принадлежит или устанавливать на его части собственный имущественный объект: трубу газопровода, бойлер, трансформатор и т.п.

Осуществляя правоустанавливающее взаимодействие на участке для нужд муниципалитета
, на него налагается публичный сервитут.

Земельный сервитут – это использование чужого участка земли, на основании законного прецедента (уважительной причины
), ограничивающего в правах на оговоренную часть принадлежащего ему земельного участка.

Наиболее приемлемый и взаимовыгодный вариант – ограничение, принятое на основании взаимных договорённостей
. При отказе со стороны собственника – через суд
. Установление сервитута представлено по двум типам субъекта ограничения:

  • (общественный) сервитут, возникающий для нужд ограниченного количества лиц;
  • публичный сервитут, имеющий муниципальное значение.

Частный характер сервитута возникает из отношений частных лиц или общественных интересов групп людей, взаимодействующих в пределах общих земель или на участках, соединяющихся друг с другом
.

Эти отношения обременены в связи с реальным положением вещей: стены домов, межевые заборы, трубы, стены надворных построек зачастую устанавливаются вплотную к землям соседствующих участков.

На сегодняшний день существуют требования при планировании строительных работ
, связанные с эксплуатацией или обслуживанием зданий. Но в кварталах старинных построек, эти требования не всегда были соблюдены, что приводит к некоторым неудобствам.

Обременённость участка сервитутом среди частников не столь распространённое явление, здесь в приоритете устные договорённости
.

Но когда, например, сосед затеял ремонт своего дома, его строительство, прокладку водопровода или газопровода через близлежащий участок, где ему не позволяют проводить соответствующие работы, то возникновение сервитута может стать насущным
.

В некоторых случаях сосед собственник предложит занять часть участка гражданина за приемлемую плату
, собственным имущественным объектом. Если это предложение будет принято, то сервитут, как способ пользования участком
, станет гарантией сохранности имущества на чужой территории.

Возможны случаи установления общественного сервитута дачными или гаражными кооперативами
, когда на участок одного из членов, устанавливается общественный имущественный объект, с взаимным предоставлением преимуществ. Чтобы эти отношения носили правоустанавливающий характер, их скрепляют отношения сервитута.

Носит правоустанавливающий прецедент изначально, так как он всегда вызван необходимостью использования земель для действий, согласованных с административным образованием и – в интересах населения. Также они могут носить характер федеральных правоустанавливающих полномочий.

Однако для жителей городов некоторые обременяющие их, муниципальные объекты не являются сервитутами. К таковым, в первую очередь, относятся линии электропередач
, налагающие на собственника участка ограничения и ряд запретов.

Он утрачивает право строить здание под проходящими над участком проводами и даже вырубать деревья. Подобные ограничения могут налагать и другие линейные объекты, а также – линейно-кабельные сооружения.

Согласно ЗК РФ и ст. 23 определено несколько видов обременения: частный и публичный сервитут. Под частным обременением понимается возможность собственника одного земельного надела требовать от собственника другого предоставления права ограниченного использования соседнего участка. Данное право может быть использовано для:

  • строительства прохода или проезда;
  • прокладки линии электропередачи;
  • прокладки водопровода и др.

Публичное обременение производится в интересах общества и власти. Установлен такой сервитут может быть для следующих нужд:

  • для проезда или прохода через земельный надел;
  • для использования земли;
  • для строительства пастбища;
  • для сенокошения;
  • для охоты и рыбалки;
  • для исследовательских работ и др.

Следующим действием, которое определяет порядок установления публичного сервитута, является заключение договора. Он должен быть составлен правильно и включать в себя следующие обязательные пункты:

  • Предмет обременения, то есть на какую недвижимость будет наложен сервитут.
  • Кто выступает в качестве сторон соглашения и будет иметь право пользования наделом.
  • Подробное описание земельного участка (его границы, план размещения, площадь, какие объекты на нем расположены, в том числе растительность, в какую стоимость оценен объект, кадастровая информация).
  • Целевое предназначение земельного участка, условия пользования данным участком (каковы ограничения и в какое время).
  • Срок установления сервитута.
  • Если есть условия, при которых договор может быть расторгнут преждевременно, их необходимо указать.

Публичный сервитут устанавливается с изъятием. Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

После составления и подписания соглашения, оно должно быть заверено в нотариальной конторе и зарегистрировано в госреестре. Данные процедуры обязательны, в противном случае публичный сервитут не будет считаться законным. Особое внимание нужно уделить кадастровому плану участка. Если он испорчен или утерян, его в самые короткие сроки необходимо восстановить.

Законодательно установлено, что публичный сервитут не всегда может быть бессрочным, его можно установить и на определенный срок. Если в договоре все-таки было прописано, что обременение бессрочно, существуют веские основания для прекращения действия соглашения и, соответственно, самого обременения.

  • городские;
  • сельские;
  • лесные;
  • водные;
  • другие.

Кем устанавливается публичный сервитут?

Публичный сервитут устанавливается с изъятием. Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

Публичный сервитут может быть установлен только государством.

Однако в том случае, если о необходимости установления такого обременения государство просят заинтересованные в этом владельцы участков, находящихся в худшем положении, нежели обременяемый участок, сервитут будет установлен именно в интересах этих лиц, но путем издания соответствующего нормативного акта.

Публичный сервитут может устанавливаться только в том случае, если основания для использования обремененного земельного участка соответствуют тому перечню, который указан в тексте статьи 23 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Установление публичного земельного сервитута может происходить только с помощью издания соответствующего нормативного акта. Такой нормативный акт готовится на одном из уровней государственной власти: федеральном, региональном или муниципальном. В рамках этого нормативного акта указывается информация о том, для каких целей устанавливается сервитут, на какой срок формируется такое обременение, а также содержатся сведения о том, какой уровень возмещения понесенных убытков ожидает владельца обремененного участка.

Издание нормативного акта, регулирующего процесс установления публичного сервитута в каждом конкретном случае, осуществляется только специально уполномоченными на то органами государственной власти после проведения специальных публичных слушаний, на которых заинтересованные в установлении сервитута лица должны обосновать свои требования.

В частности, под линией электропередач недопустимо возводить капитальное строение, растить или вырубать (без разрешения специалистов) деревья. В местах подземных коммуникаций недопустимо проводить работы, углубляясь на несанкционированную регламентом глубину. То есть, здесь допускается использование всего участка, некоторые ограничительные рамки причиняются лишь в отношении видов работ. Поэтому считать обозначенное ограничение сервитутом нецелесообразно.

Публичный сервитут устанавливается с изъятием. Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

Вероятно, что в истории владения ЗУ предшествующими собственниками, факт обременения присутствовал. По выполнении работ его требовалось снять, о чём должна была внестись соответствующая запись. Если регистратор Росреестра не оформил надлежащим образом снятие обременения, то запись сохранилась. То же могло произойти, если халатность проявил собственник, не пройдя регистрационную процедуру отмены сервитута.

Ипотека или залог

Другим часто встречающимся примером обременения может служить ипотека.

Существует такой вид обеспечения кредита, займа, как залог недвижимого имущества (в том числе участка земли). Одной из форм такого залога является договор об ипотеке.

Суть ее в том, что собственник владеет и пользуется имуществом, однако кредитор (залогодержатель) нашего собственника правомочен изъять имущество недобросовестного должника, неспособного оплатить долг.

При этом должником может быть и постороннее лицо, за которое поручился собственник своим имуществом.

Публичный сервитут устанавливается с изъятием. Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

Более распространен договор об ипотеке с кредитом в банке. К примеру, гражданин принял решение взять кредит в банке и у него есть в собственности земельный участок.

Для обеспечения кредита банк, как правило, предпочитает взять в ипотеку ваше недвижимое имущество. И если кредит не будет выплачен, то такой участок будет продан, а полученные средства пойдут на погашение ссуды.

В случае если участок купят (разумеется, с дозволения банка) в период кредитного обременения, то обязательства по ипотеке перейдут к новоиспеченному собственнику даже несмотря на то, что он может и не знать об этом договоре об ипотеке.

Поэтому если вы купили землю, ограниченную ипотекой, а предыдущий хозяин не выплатил кредитный заем, то ожидайте прихода представителей службы судебных приставов или банка, которые выставят заложенное имущество на продажу.

Участок под ипотекой не может быть по площади меньше, чем норма, установленная для конкретного вида землепользования.

В случае с налоговым залогом речь идет о способе обеспечения налогового обязательства, не исполненного в срок. Это означает, что имущество налогоплательщика, имеющего налоговый долг, находится в налоговом залоге. К тому же такое лицо не может участвовать в каких-либо нотариальных сделках.

Итак, при наличии у собственника земельного участка, обремененного налоговым залогом, отсутствует возможность продажи такого объекта недвижимости до тех пор, пока налоговый долг не будет погашен в полном объеме.

Концессия

Куда более редким примером обременения является соглашение о концессии. Обычно оно касается зданий и сооружений, однако может применяться и в отношении земли (например, при концессии на добычу ископаемых).

Согласно этому виду соглашений собственник или арендатор передает концессионеру право пользования участком за определенную плату. В отличие от аренды концессия заключается с определенной целью, обычно — для возведения здания или сооружения, которым концессионер затем будет пользоваться для получения прибыли.

Доверительное управление

В отношении земельных участков также допускается доверительное управление. В этом случае использование участка осуществляет управляющий — но не в своих интересах, а в интересах владельца или лица, которое укажет владелец. Этот вид обременения также подлежит регистрации в ЕГРП.

Лицо, которому доверили управление, может осуществлять сделки и вести дела, только в интересах владельца. Права, которыми может обладать доверительное лицо в отношении с недвижимым имуществом может определить сам владелец и суд.

Чтобы дать возможность осуществлять управление земельным участком доверительному лицу, требуется составить договор. Также важно зарегистрировать его. Регистрация проходит так же, как и в случае с переходом права собственности от одного лица к другому. Если договор не соблюдается, его аннулируют.

Порядок установления

Порядок установления публичного сервитута осуществляется на основании 23 статьи ФЗ от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ. Он определяет наименьший ущерб
для лица, позволяя ему предельно свободно пользоваться своим участком. Сервитут может быть установлен на определённый срок
, в пределах проводимых работ, а может быть бессрочным
.

Землепользователь имеет возможность определить плату за сервитут
. Когда сервитут нарушает интересы землепользователя кардинально, то он имеет право обратиться в муниципалитет с заявлением о возмещении материального ущерба и предоставлении ему другого, равноценного участка.

Публичный сервитут устанавливается с изъятием. Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

По окончании работ, когда необходимость ограничения отпадает, гражданин может просить отмену сервитута
. При распоряжении имуществом, сервитут продаётся, меняется или дарится вместе с землями
. Сервитут регистрируется в отделении Росреестра после получения административного акта.

Статья 23 Земельного Кодекса определяет те основания, по которому может быть установлен публичный сервитут в интересах лиц, владеющих земельными участками, расположенными в наименее привилегированных условиях.

Перечень этих оснований является исчерпывающим и может быть изменен только в том случае, если внесены изменения непосредственно в Земельный Кодекс. К таким основаниям будут относиться:

  • Осуществление прохода и проезда через территорию обременяемого участка к тем земельным участкам, которые находятся в худшем территориальном положении, нежели соседний, на который налагается обременение, если по-другому беспрепятственный доступ на них обеспечить нельзя;
  • Осуществление прокладки инженерных коммуникаций, необходимых для полноценного функционирования соседних участков, если иных маршрутов для них выработать невозможно;
  • Осуществление прохода к естественным водоемам, расположенным на обременяемом участке, а также доступа животных к местам водопоя, если такой доступ возможен только через территорию обременяемого участка;
  • Осуществление беспрепятственного доступа к лесным угодьям, а также различного рода водоемам, используемым для целей охоты, сбора ягод и грибов населением, рыбалки, если такие земли должны находиться в свободном доступе, но такой доступ не осуществляется;
  • Размещение различных знаков, используемых для межевания земель, а также нанесения топографических схем на кадастровые документы;
  • Обеспечение свободного проезда к угодьям, используемым в период сенокоса для сбора растений для корма животным;
  • Установление вышек-станций связи, используемых для обеспечения лучшего качества связи в границах конкретных населенных пунктов.

В том случае, если инициатор установления публичного сервитута пытается воспользоваться таким своим правом для достижения иных целей, нежели перечисленные выше, такие действия могут быть расценены как действия мошеннического характера.

Если речь идёт о публичных сервитутах, инициатором оформления обременения обычно выступает государственный орган или местная администрация. В этом случае ограничение устанавливается на основании акта органа власти, в силу закона или после принятия судом соответствующего постановления.

Чтобы государственная инстанция или суд удовлетворили требование заявителя об установлении обременения, необходимо иметь весомые основания для получения доступа к чужой земле. Например, если организации требуется осуществить ремонтные работы на определённой территории.

В начале статьи мы рассматривали частный и публичный сервитуты. Так вот, еще одно их отличие – установление платы. Шестой пункт статьи 23 Земельного Кодекса гласит, владелец участка обременённого сервитутом, имеет все основания требовать установление платы. А вот при публичном сервитуте такая практика возможна только лишь если ограниченное право пользования очень сильно затрудняет пользование земельным наделом.

Платить за обременение сервитутом должны все, вне зависимости от права владения земли. Размер этой платы должен соответствовать принесенным неудобствам в связи с тем, что его права ограничиваются.

Расчет производится с помощью просчета таких данных:

  • размер реального ущерба, который причиняется владельцу земли при прекращении обязательств перед другими;
  • размер потерянной выгоды, которая причиняется владельцу при прекращении обязательств перед другими;
  • размер убытков, которые причинены владельцу при прекращении обязательств перед другими.

Выплачиваться компенсация может как единожды, так и многоразово вплоть до окончания сервитута. Это решается либо судом, либо нормативно-правовым актом.

Сервитуты делят на те, что устанавливаются на определенный срок (срочные) и на неопределённый (постоянные).

Ко всему прочему, размер платы может меняться в течение всего срока существования ограниченного право пользования землёй.

Предусмотрены такие случаи:

  • существенное изменение начальных обстоятельств;
  • изменение количества ограничений в меньшую либо большую сторону;
  • по соглашению стороны;
  • по решению суда;
  • иные случаи.

Размер установленной платы равноценен потерянной выгоде по причине установления сервитута. Также на размер влияет целевое использование участка.

Подробнее о том, как рассчитывается плата за сервитут земельного участка, читайте в этой статье.

Оформление

Регистрация сервитута происходит в гос. реестре на протяжение трех недель с момента подачи соответствующих бумаг.

К ним относят:

  1. Заявление, изъявившего установить сервитутный режим.

    Справка: между хозяином и человеком, который претендует на установление права, устанавливается так называемый сервитутный режим.

  2. Удостоверяющие документы подающего заявление.
  3. Квитанция об оплате государственной пошлины.
  4. Решение о сервитуте (акт либо решение судебных органов).
  5. Если ограниченное право пользования действует только на определённой части надела, то требуется предоставить план участка с указанной зоной распространения сервитута.

Все особенности процедуры установления сервитута вы найдете здесь, а о государственной регистрации такого соглашения читайте тут.

Установление публичного сервитута происходит по заявлению заинтересованных лиц либо на основании решения уполномоченного органа о необходимости задействовать ту или иную территорию для достижения целей качественного улучшения жизни населения в конкретном регионе.

В том случае, если установление сервитута происходит по инициативе государства, перечень необходимых документов будет довольно узким, и в него будут входить:

  • Обоснование целей установления сервитута, в котором оформление таких целей должно происходить в строгом соответствии требованиями закона;
  • Документ, в котором будет содержаться информация о проведении публичных слушаний по вопросу установления публичного сервитута;
  • Протокол ведения публичных слушаний с подробным описанием всех тех вопросов, которые на них были подняты, а также с предложенными вариантами решения возникших вопросов;
  • Итоговый нормативный акт об установлении публичного сервитута с расшифровкой целей такого обременения, сроками его действия и возможными последствиями.

Публичный сервитут устанавливается с изъятием. Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

В том случае, если речь идёт о частной инициативе установления публичного сервитута, список документов существенно расширяется и будет включать в свой состав:

  • Заявление об установлении сервитута в публичной форме, направленное заинтересованными лицами в уполномоченные органы государственной власти;
  • Кадастровый паспорт обременяемого участка и выписка из кадастрового плана той местности, где расположен такой участок;
  • Обоснование целей установления публичного сервитута и доказательство того, что иными способами достичь необходимых целей развития других участков невозможно;
  • Расчет приблизительной стоимости установленного сервитута и тех размеров финансового обременения, которые в результате будут установлены для владельца земельного участка;
  • Документы, подтверждающие факт объявления публичных слушаний об установлении публичного сервитута на земельный участок, а также протоколы проведения таких слушаний;
  • Нормативные, изданные уполномоченными органами государственной власти федерального, регионального, муниципального уровней, который будет свидетельствовать о законности установления публичного сервитута, а также содержать все сведения о налагаемым обременении.

Все перечисленные документы должны быть подготовлены заинтересованными лицами, кроме нормативного акта об установлении сервитута публичного характера. Эти документы должны быть предоставлены в уполномоченный орган государственной власти для дальнейшего рассмотрения поданной заявки.

В том случае если представители соответствующих органов приняли решение о проведении публичных слушаний, об этом должны быть извещены как заинтересованные стороны, так и владельцы обременяемых участков. Именно на основании протокола о проведении таких слушаний можно будет рассмотреть возможность издание нормативно-правового акта об установлении публичного сервитута.

Публичный сервитут устанавливается с изъятием. Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

Заявление об установлении публичного сервитута, на основании которого может быть установлен участок, является ключевым документом в этом списке.

Такое заявление может быть составлено как одним лицом, представляющим интересы всех желающих обременения, так и быть коллективным документом, составленным всеми теми лицами, в интересах которых такое обременение может быть установлено.

В тексте заявления должны быть сведения не только о целях установления сервитута, но также информация о сроках действия такого обременения, а также доказательства невозможности достижения перечисленных целей иными способами. Кроме того, в тексте документа должны содержаться сведения о кадастровых данных, а также информация о тех участках, в интересах которых производится установление сервитута.

Текст заявления, направляемого в уполномоченные органы по распоряжению имуществом государства, состоит из трёх основных частей. К таким частям относятся:

  • Преамбула заявления, в которой содержится информация о тех землевладельцах, в интересах которых совершается установление сервитута на земельный участок, а также наименование того органа государственной власти, в которой направляется соответствующее заявление;
  • Основная часть заявлением. В этой части содержится требование об установлении сервитута, в рамках которого указывается цель установления, сроки, а также примерный расчет стоимости наложенного обременения. Кроме того, в этой части заявления содержатся сведения о том участке, на который необходимо установить обременение;
  • Третий этап содержит перечисление тех приложений, которые определены для данного заявления, а также информацию о дате заявления и месте его составления.

Публичный сервитут устанавливается с изъятием. Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

В том случае, если заявление об установлении сервитута заполнено в соответствии с требованиями действующего законодательства, и содержит в себе сведения, которые полностью отражают суть вопросов, уполномоченные органы производят его рассмотрение и, в случае положительного решения, назначают публичные слушания.

Арест

Наконец, довольно часто встречающимся видом ограничений является арест земельного участка. Он налагается судом в качестве меры, обеспечивающей исполнение судебного решения, и связан, как правило, с наличием непогашенного долга.

Арест для владельца означает, что любые сделки, связанные с продажей, дарением или иным распоряжением этой землей, будут запрещены и не могут пройти регистрацию в Росреестре. Однако помимо ограничений на сделки есть и другие последствия.

В частности, арестованный участок нельзя разделить, зарегистрировав вновь образованные участки, нельзя укрупнить, слив с соседним (даже если соседний участок принадлежит тому же владельцу).

Все остальные виды ограничений допускают переход собственности: новый владелец просто принимает участок вместе с теми ограничениями, которые наложены, а дальше разбирается сам. Арест же является абсолютным препятствием, поэтому сделку с арестованным участком просто не зарегистрируют.

Прекращение

Договор (соглашение) об установлении сервитута позволяет закрепить все условия сделки между сервитуарием и собственником земельного участка в законном порядке.

Публичный сервитут устанавливается с изъятием. Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

Следует помнить, что данный договор подлежит обязательной регистрации в Госреестре.

Говоря о сервитутном договоре, стоит также упомянуть, что стороны могут заблаговременно оформить договоренности при помощи предварительного договора. Данный документ не закрепляет право ограниченного пользования земельным участком, а лишь документально оформляет намерение сторон заключить основной договор в будущем.

  • Если причины, по которым был установлено право ограниченного пользования исчезают.
  • Публичный сервитут устанавливается с изъятием. Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участкаЕсли в суде было доказано, что наложение сервитута делает участок непригодным для использования.

    Когда установление сервитута ведет к тому, что земельный участок невозможно эксплуатировать, владелец земли имеет все основания потребовать изъять участок с условием возместить государственной структурой финансовую компенсацию либо запросить равноценный участок вместо того.

  • Если земельный участок обременённый сервитутом уничтожается.
  • Если земля изымается и становится недоступной для простых граждан.
  • Если владелец участка, на который наложен сервитут, покупает участок который был причиной возникновения сервитута.
  • Если срок действия нормативного акта подходит к концу.

О прекращении действия земельного сервитута мы писали в отдельном материале.

Прекращение публичного сервитута возникает тогда, когда заканчивается срок его действия
, установленный нормативным актом. Если работы, в соответствии с которыми, налагалось обременение участка, закончены досрочно
– землевладелец имеет право обратиться в административный орган к уполномоченному лицу с заявлением об отмене сервитута.

Прекращение путём отмены может быть произведено и в судебном порядке
, если права землевладельца кардинально нарушены. При этом, землевладелец может продать свой участок юридическому лицу
, обременившему его сервитутом или муниципалитету, за разумную плату.

В этом случае, при приобретении в собственность участка с собственным обременением, сервитут можно устранить и использовать участок в соответствии с целями
и находящимся на нём имуществом. Прекращение публичного сервитута возникает при условии утраты причин
, в соответствии с которыми был установлен сервитут.

Заключение

Сервитут требуется, когда возникает ситуация, затрагивающая интересы частных лиц или государства. Ограничение может быть введено бессрочно, либо с определенным сроком действия.

Установить обременение может суд, сделав это в принудительном порядке, известив собственника надела в течение 5 дней. Но намного лучше, если соглашение будет заключено между сторонами в добровольном порядке. Сервитут проходит регистрацию в Росреестре.

Чтобы не допустить появления различных проблем, с каждым вопросом нужно детально ознакомиться. Вопрос об обременении земельного участка сервитутом не стал исключением.

Вооружившись данной информацией вы сможете быть уверены, что никаких неприятных ситуаций в процессе не возникнет и установить ограниченное право пользования землёй, либо же обжаловать его в случае, если вы выявили его незаконным – для вас окажется самой легкой задачей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Кто является обладателями в данном праве?

Публичный сервитут устанавливается с изъятием. Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

Установление сервитута регламентирует ГК РФ. В нем же сказано о двух сторонах обременения:

  1. Собственник сервитута.
  2. Обладатель сервитута.

Если изучить ст. 5 ЗК РФ, то станет понятно, что обладателями сервитута являются те граждане, которые с некоторыми ограничениями наделены правом использования чужой земли.

На весь участок такое право распространяется очень редко, обычно они могут использовать только часть территории.

В большинстве случаев с просьбой установки обременения обращается лицо, которому принадлежит соседний надел. Но в ряде ситуаций обременение может быть наложено на и более удаленную территорию.

С просьбой об установке обременения могут обращаться не только собственники участков, но и лица, которые имеют право их бессрочного пользования.

Публичный сервитут устанавливается с изъятием. Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

Вопрос защиты своих прав является наиболее актуальным для лица, являющегося владельцем участка, на который устанавливается сервитут.

Тем более что нарушения чаще всего встречаются в определении целей, для которых может быть установлен публичный сервитут, а также в размере и сроке обременения устанавливается в более завышенном формате.

Вариантов доказать свою правоту для владельцев обременённых земельных участков существует всего два:

  1. Через жалобу в вышестоящие инстанции на действия уполномоченных органов государственной власти, которые выступили организаторами установления сервитута;
  2. Через исковое заявление в суд с целью обжаловать действия таких органов.

И в том, и в другом вариантах весь процесс обжалования будет начинаться с подачи соответствующего заявления с просьбой отменить установление сервитута. Однако в случае с обращением в суд, оформление заявления должно происходить в соответствии с требованиями гражданско-процессуального законодательства.

По результатам рассмотрения жалобы владельца земельного участка на неправомерные действия представителей власти должно быть сформировано соответствующее решение либо об отмене изданного нормативного акта, либо о признании его действительным ввиду правомерности действий представителей уполномоченных органов.

Установление публичного сервитута находится в ведении государственных органов федерального, регионального или муниципального значения. Вся процедура установления такого сервитута должна происходить в строгом соответствии с требованиями Земельного Кодекса Российской Федерации, регулирующего вопросы, касающиеся осуществления такой процедуры.

Публичный сервитут устанавливается с изъятием. Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

Публичный сервитут может быть установлен как по самостоятельному решению государства, так и по заявлению заинтересованных лиц.

В том случае, если установление сервитута владелец обременённого земельного участка считает незаконным, он может обжаловать такое решение либо в вышестоящем государственном органе, либо в суде.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, 

звоните по телефонам

:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Лица, в чью пользу было установлено обременение, получившие право на ограниченное использование чужой территории, называются обладателями сервитута, согласно 5 статье ЗК РФ. Данные лица не обладают правом продажи или передачи этого обременения.

Публичный сервитут устанавливается с изъятием. Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

Установление сервитута осуществляется лишь при наличии у заинтересованной стороны существенной причины:

  • получения доступа к общему колодцу или водопроводной колонке;
  • необходимости перегона или выпаса домашних животных;
  • осуществления ремонтных или строительных работ;
  • размещения коммуникаций;
  • прокладки дороги;
  • необходимости проезда по смежному участку;
  • и т. д.

Лицо, которому требуется получить доступ к чужой территории, обладает законным правом на обращение к собственнику участка с просьбой об установлении сервитута. Владелец объекта недвижимости может настоять на определении суммы платы, взимаемой за использование его земли.

Если прийти к компромиссу не получается, одна из сторон должна обратиться в суд для разрешения конфликта. Права и обязанности обладателя сервитута будут указаны в судебном постановлении.

Стороны смогли договориться об условиях ограниченного использования участка? В таком случае им необходимо заключить письменное соглашение. В нём указываются обязанности и права обладателя сервитута, а также другие немаловажные пункты.

Действия лиц, в чью пользу было установлено обременение, не должны выходить за пределы вверенной им территории, а также мешать владельцу свободно распоряжаться своим участком.

Право собственности на землю перешло к новому лицу? Это никаким образом не влияет на действительность сервитута. Обременение сохраняет свою законную силу при любой форме перехода прав на объект (например, в случае дарения или наследования территории третьими лицами).

Публичный сервитут устанавливается с изъятием. Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

Однако и в этом случае имеется исключение: сервитут отменяется, если участок переходит к государству либо муниципалитету.

Границы зон действия

Границы зон действия публичных сервитутов оформляются путём составления межевого проекта
.

Этот документ не основной, он дополняет данные межевого плана, в котором содержатся сведения из кадастровых записей и указаны кадастровые номера
.

Когда сервитут охватывает комплекс земельных участков
, межевой проект наносится на всю территорию зоны обременения. Межевой проект составляется кадастровыми инженерами и проектировщиками соответствующей квалификации.

Если отдельный муниципальный объект располагается на одном участке
, принадлежащем собственнику, то межевой проект составляется на основании межевого плана соответствующего , с учётом соответствующих кадастровых записей.

Для этого копируется снимок с интерактивного плана, затем на него наносятся межевые линии, выделяющие зону участка, обременённую сервитутом. Межевой проект утверждается муниципалитетом и составляется по типовому образцу.

Публичный сервитут устанавливается с изъятием. Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

Рассмотрим алгоритм установления публичного сервитута.

Для его производства, нужно подать заявление
в органы местную администрацию.

Обратиться с заявлением могут:

  • муниципальные образования;
  • физические лица.

Это нормативный акт, однако, его действия носят индивидуализированный контекст, который рассматривает узкую проблему пользования землями с точки зрения широкой общественности
. Поэтому при обращении должны учитываться все нюансы.

Заявление пишется на имя главы местной администрации
, в соответствии с муниципальными нормативами. Его фамилия, инициалы и должность пишутся в верхнем правом углу, ниже указываются данные подателя заявления. После этого посередине листа указывается наименование документа (заявление) и в основной части содержится подробная информация по следующим моментам:

  • сведения об участке;
  • цели сервитута и объяснения причин правомерности;
  • планируемый срок его установления (исходя из объёма и сроков проводимых работ) или бессрочно;
  • сведения о собственниках и их отношении к проводимым работам;
  • сведения о заявителе;
  • дата, подпись (с расшифровкой).

После подачи заявления, будет указана дата слушания
по поставленному вопросу. До начала слушаний, уполномоченная комиссия
тщательно рассмотрит материалы дела для установления наиболее полной и объективной картины.

При установлении обременения федерального значения, сроки
рассмотрения вопроса комиссией, не устанавливаются.

Полученные материалы и поданное заявление станут предметом рассмотрения для вынесения решения.

Материалы слушаний оформляются протоколом, на основании выписки из которого, подготавливаются административные решения
.

В течение трёх дней
после вынесенного решения и подготовки необходимых документов, инициатор может подойти лично и получить решение на руки, под расписку о его выдаче. Кроме того, результаты слушаний должны быть представлены на сайте государственных услуг
. Далее оформление сервитута потребует регистрации в кадастровых записях участка.

Если полученное решение, по результатам будет неудовлетворительным
, то в течение 10 дней после его получения, можно обратиться в суд для его обжалования.

Значительно быстрее вопрос будет урегулирован, если при обсуждении возникнет прецедент соглашения. Добровольно договориться
можно ещё до подачи заявления в муниципалитет.

Составление соглашения потребует указать наименование сторон, с полным указанием данных, в том числе – и , а также (юридические лица) и формы собственности предприятия.

После сведений о сторонах, указывается наименование документа (соглашение об установлении сервитута
), и в основной части указывается:

  • причина, с подробным объяснением необходимости проводимой деятельности;
  • все имеющиеся сведения на основании записей учёта и характеристик земельного участка;
  • срок, или претензия на установление бессрочно;
  • подписи сторон (с расшифровкой), дата составления соглашения.

Публичный сервитут устанавливается с изъятием. Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

Публичный сервитут всегда имеет вид акта федерального или муниципального значения
, поэтому его легализация требует административного утверждения. В связи с этим, главе администрации подаётся заявление вместе с соглашением.

По решению администрации, вопрос может быть решён на основании представленного соглашения.

При необходимости (значимости обременения сервитутом), оба документа будут представлены на слушания.

После полученного нормативного решения от административного органа, сервитут должен быть зарегистрирован
.

Регистрация

При регистрации потребуются следующие документы
:

  • или представителя;
  • нормативный акт об установлении сервитута;
  • межевой план участка;
  • квитанция об оплате госпошлины.

Госпошлину оплачивает
лицо, в чью пользу которого регистрируется сервитут. Она составляет 6 000 рублей
, так как в данном случае в процессе участвуют юридические лица.

Если сервитут не зарегистрирован, но запись в кадастровом учёте имеется
, то, вероятно, участок подлежал имущественной сделке. Необходимо понимать, что участок передаётся новому владельцу вместе с обременением сервитутом.

Если не зарегистрировал участок в Росреестре, значит – регистрации участка не будет, так как регистрацию нужно обновлять с момента любого изменения, проводимого в отношении имущественного владения. Это нарушение условий существования сервитута
, который всегда должен отражать реальное положение вещей.

Здесь возможны два решения:

  • провести регистрацию по с административным ответственным органом;
  • отменить обременение и кадастровую запись через суд.

Публичный сервитут устанавливается с изъятием. Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

Вполне вероятно, что срок обременения участка сервитутом завершился, но не была произведена регистрация отмены сервитута
.

В любом случае, кадастровые учётные записи должны быть в полном порядке, поэтому с этим вопросом надлежит разобраться.

Существуют определенные зоны, возле которых может располагаться земельный участок.

Тогда на такой участок будет наложено ограничение.

Все зависит от вида зоны, возле которой расположена земля собственника.

Выделяют такие типы зон:

  • Охранная зона – на ее территории расположены водоемы, оздоровительные объекты и различные источники воды. Зона охраняется санитарно-эпидемиологической станцией и защищает данные водоемы. На территории зоны могут также находиться разные гидрологические станции, полезные источники, промышленные объекты.
  • Санитарно-защитная – на площади зоны находятся вредные объекты, приносящие негативные последствия жилым районам. Это такие объекты, которые издают большую вибрацию или повышенный уровень шума. А также объекты повышенного химического производства.
    Особенность этого вида обременения в том, что существует близость земельной собственности к объектам, окруженным специальными зонами. Характер объекта определяет зону вокруг себя и, следовательно, особенности обременения земельного участка.

Зоны санитарной охраны создаются около объектов, где есть источники воды (открытые и закрытие), водоотводы, водоочистные и водозаборные сооружения, оздоровительные объекты. Такие зоны создаются с целью эпидемиологической защиты этих объектов.

Если вы наткнулись на местность, где действует охранный режим, то, возможно, это особая разновидность участка с обременением – охранная зона. Этот вид зон окружает объекты культурного наследия, ценные природные объекты, гидрометеорологические станции, территории вдоль линий связи и электропередач, промышленные объекты.

Такой вид зон, как санитарно-защитные, можно встретить в районе объектов, выделяющих вредные вибрации, запахи, вещества, а также повышенный уровень шума. Цель образования этого вида зон – обособление неблагоприятных территории от жилой области.

В таких местах запрещается возводить жилые постройки и другие строения, связанные с постоянным проживанием или пребыванием людей. И разумеется, такие зоны создают соответствующие обременения земельных участков.

Представим, что собственник участка, находящегося в продаже, является участником судебного разбирательства по какому-либо делу. При этом предмет спора в суде может быть и не земельным угодьем.

Бывает всякое, например, собственник является должником или разрешает семейные дела в бракоразводном процессе. Так что не исключено, что по результатам судебных дел на собственника будет наложены какие-либо обязанности, в том числе финансовые.

Или например, еще до разрешения судебного спора суд может наложить запрет на отчуждение имущества.

Основания для образования

Публичный сервитут устанавливается для гражданского использования земли на основании:

  • Договора о соглашении сторон (собственника и иного лица или лиц);
  • Судебного решения (если необходимость в публичном сервитуте очевидна и неизбежна, но владелец, которому принадлежит земля, на уступки не желает идти);
  • Завещания наследодателя.

Публичный сервитут устанавливается с изъятием. Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

В соглашении любой из сторон может выступать как один человек, так и несколько. Кроме того, это не обязательно должно быть физическое или юридическое лицо. Стороной может быть муниципалитет или государство. В любом случае соглашение должно быть зафиксировано документально, а сам договор подлежит государственной регистрации.

В целом, установление публичного сервитута на земельные участки происходит по таким причинам, как необходимость:

  • Прохода или проезда через участок, находящийся в чьей-либо собственности, если иных путей нет;
  • Проведения коммунальных работ или ремонта инженерных коммуникаций (речь идёт о временном сервитуте);
  • Осуществления геодезических работ, которые предусматривают проезд через территорию;
  • Проведения научных и исследовательских работ;
  • Прогона скота на пастбища;
  • Сезонной рыбалки или охоты;
  • В доступе граждан к прибрежным полосам.

Публичный сервитут устанавливается для использования гражданами на следующих основаниях:

  • Подписание документа о соглашении сторон (непосредственно собственника земли и другого лица или лиц).
  • Вынесение судебного постановления (необходимо в том случае, если публичное обременение неизбежно, и его необходимость очевидна, а собственник надела на уступки не идет).
  • Есть завещание.

Когда составляется договор, одной из сторон может быть как один человек, так и несколько лиц. Кроме того, это может быть не только физлицо или юрлицо, стороной может выступить государство или муниципалитет. Как бы то ни было, соглашение должно быть заключено в письменном виде и заверено подписями. Данный договор необходимо зарегистрировать, а далее провести межевание земель, чтобы в дальнейшем не возникало путаницы с границами территорий. В дополнение ко всему можно оценить собственность, попадающую под публичный земельный сервитут.

Заявление

Чтобы законно установить факт публичного сервитута на землю, необходимо пройти несколько последовательных этапов. Все они имеют одно начало – поданное заявление с соответствующим требованием. Инициатором его подачи вправе выступать государственные органы власти, местный муниципалитет, юридическое или физическое лицо.

Что указывается в заявлении:

  • Наименование и адрес недвижимого объекта, на который нужно установить публичный сервитут;
  • С какой целью накладывается данное обременение;
  • На какой срок устанавливается сервитут;
  • Информация о владельце и совладельцах территории;
  • Для кого установлен сервитут.

От имени органа местного самоуправления заявление подаётся администрации муниципалитета. Если заявителем выступает какой-либо иной субъект, обратиться следует к соответствующему территориальному исполнительному органу по земельным вопросам. Поскольку сервитут является обременением земли и её владельца, это требует соответствующего индивидуального акта.

Публичный сервитут устанавливается путем прохождения нескольких последовательных этапов. Начинается все с подачи заявления с соответствующим требованием. Инициировать данный процесс могут как физическое или юридическое лицо, так и муниципальные или государственные власти.

При написании заявления необходимо указать:

  • наименование объекта, его фактический адрес;
  • цель наложения обременения;
  • срок наложения публичного сервитута;
  • полные данные о собственнике земельного надела и совладельцах, если таковые имеются;
  • информацию о лице (лицах), для которого устанавливается обременение.

Публичный сервитут устанавливается с изъятием. Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

Если заявление подается органом местного самоуправления, то обращаться для его написания нужно в администрацию муниципалитета. Если заявителем является другой субъект, то обращаться надо в территориальный орган по земельным вопросам. Так как сервитут является обременением земельного надела и его владельца, то необходимо составление индивидуального нормативного акта. Таким образом, публичный сервитут устанавливается нормативно-правовым актом.

Принятие решения

После подачи заявление будет рассматриваться в установленные сроки в зависимости от того, кто выступает субъектом и в каком регионе. В каждом существует территориальный акт со всеми действующими правилами и требованиями. Это не распространяется разве что на населённые пункты федерального значения. Рассматривается заявление на специально собранном слушании, по итогам которого выносится решение.

Для таких слушаний нет регламентированной формы проведения, поэтому они могут быть приравнены к гражданскому собранию. Это собрание в обязательном порядке протоколируется. В протоколе содержится не только повестка дня и вынесенное решение, но и количество присутствующих человек. При этом, если ссылаться на статьи Земельного кодекса Российской Федерации, даже эти собрания не являются обязательными, чтобы решение о публичном сервитуте было принято.

Общественный сервитут фиксируется договором или соответствующим актом, в котором указывается основная информация о недвижимом объекте (месторасположение, общая площадь, индивидуальный кадастровый номер, прочее). В целом можно заметить, что его информативная структура будет схожей с поданным заявлением.

После того как заявление подано, оно будет рассматриваться в установленные сроки. Все будет зависеть от того, кем является субъект, и в каком регионе происходит данный процесс. В каждом регионе составляются свои территориальные акты с индивидуальными требованиями и правилами. Единственное исключение — населенные пункты федерального значения.

Заявление рассматривается на специальном слушании, после которого выносят решение. Законодательно не установлена регламентированная форма таких собраний, поэтому данное слушание может быть приравнено к гражданскому собранию. Проведенное собрание обязательно протоколируется. В документе указываются повестка дня, вынесенное решение, количество собравшихся.

Установление публичного сервитута фиксируется путем или нормативного акта, где обязательно должна быть указана информация об объекте: кадастровый номер, месторасположение, общая площадь и т.д. Работать сервитут начнет после госрегистрации, для которой необходимо собрать следующие документы:

  • заявление о регистрации обременения;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • нормативный акт или соглашение об обременении;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя или документы доверенного лица;
  • план земельного надела, на который будет наложен сервитут.

Особенности межевания

Обременение земли, чем и является публичный сервитут, обязательно будет отображаться в кадастровом плане участка и в единой государственной регистрационной базе. Это требует проведения процедуры межевания территории для установления чётких границ общественного сервитута.

Так, например, когда недвижимость зарегистрирована и поставлена на государственный учёт кадастровой палатой, нужно получить акт от органов государственной власти о том, что сервитут установлен, после чего проводится межевание. Если же земля не зарегистрирована, это чревато проведением двойной работы, поскольку межевание нужно проводить, чтобы оформить землю, и далее всё равно придётся для установления публичного сервитута.

Если рассматривать вопрос с юридической стороны, то для того чтобы избежать двойной работы, следует учесть, что не основообразующий и не порождающий право собственности Его задачей служит только фиксация состояния имеющейся территории или ее формирование путём установления границ. Исходя из этого, закон не запрещает начинать процедуру с установления сервитута, чтобы после на его основании продолжать оформление.

Публичный сервитут — это такой вид обременения, который в обязательном порядке должен быть отражен в Чтобы данные сведения были отражены, нужно провести межевание земель. Другими словами, следует установить границы сервитута на земельный надел. А какие границы обременения нужно отображать при межевании — планируемые или уже установленные?

Если земельный надел зарегистрирован и поставлен на кадастровый учет, то следует дождаться нормативного акта от госорганов о констатации сервитута и далее можно проводить межевание. Если же земельный надел не был зарегистрирован, то придется проводить двойную работу. Сначала межевание при оформлении надела, а затем межевание при установлении обременения.

Возникает вполне логичный вопрос: можно ли сделать все за один раз, если владелец земли знает, где именно будет расположен сервитут? С одной стороны, проект установления границ земельных участков нельзя назвать основным и правообразующим. Он либо формирует, учитывая требования, предложения по границам земельного надела, либо фиксирует состояние уже имеющегося надела.

Публичный сервитут устанавливается с изъятием. Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

Но тогда в плане межевания земель должны быть отражены публично-правовые сервитуты (то есть по ним уже есть необходимые документы). Но с другой стороны, кодекс градостроения не запрещает решать все вопросы одновременно. А учитывая сложность процедуры оформления обременения, лучше все же сначала получить правовой акт на сервитут, а потом проводить межевание.

Публичный сервитут устанавливается с изъятием. Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

Часто личный сервитут путают с частным, но следует знать, что данные понятия различаются. Можно сказать, что личный сервитут — это подвид частного.

Этот вид обременения впервые был зафиксирован в римском праве.

Личный сервитут — это ограниченное пользование земельным участком, которое дается определенному лицу и прекращается с его смертью. Т.е. при наследовании, продаже, аренде и прочих сделках с земельным участком право сервитута не передается.

Данный вид обременения может устанавливаться сервитутным соглашением или по решению суда.

Прекращение личного сервитута наступает либо в случае смерти сервитуария, либо когда необходимость использования сервитута пропадает сама собой.

В римском праве существовали такие виды личного сервитута:

  • Узуфрукт — право пользоваться вещью (в том числе земельным участком) с извлечением плодов деятельности, но без нанесения вреда предмету сервитута. В случае нанесения ущерба или вреда узуфруктуарий (лицо пользующееся сервитутом) обязан возместить ущерб.
  • Узус — право пользоваться вещью без извлечения плодов деятельности и без нанесения вреда предмету сервитута. В случае причинения вреда узуарий также обязан возместить ущерб.
  • Habitatio — право проживать в доме или в части дома.
  • Право использования чужой рабочей силы (рабов, животных, инструмента или техники).
документы при покупке земельного участкаИнвестиции в строительство жилой недвижимости

являются очень выгодным и прибыльным видом бизнеса.

Для заключения сделки купли-продажи земельного участка потребуется подготовить определенный пакет документов. Что в него входит, вы можете узнать здесь.

А вы знали, что арендовать участок у администрации можно с последующим правом выкупа? Подробности читайте в нашей статье.

Оценка и стоимость

У владельца земельного участка есть право установить размер оплаты, ссылаясь на тот убыток, который он понесёт из-за публичного сервитута. К данному пункту следует подойти довольно тщательно и взвесить все нюансы, поскольку в случае, когда, казалось бы, убыткам браться неоткуда, на практике это может оказаться далеко не так.

В размер оплаты за обременение территории сервитутом собственник может включить стоимость работы охраны, содержание участка и его поддержание в надлежащем состоянии, что особенно важно, если целью сервитута является частый проезд.

Публичный сервитут — это обременение на землю, поэтому у собственника надела есть право установить размер платы за пользование его участком, ссылаясь на возможные убытки из-за установления обременения. Данный пункт тоже должен быть прописан в соглашении и рассмотрен довольно тщательно, потому что изначально может показаться, что убыткам взяться неоткуда, а на деле окажется все наоборот.

Публичный сервитут устанавливается с изъятием. Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

В сумму за сервитут владелец участка может включить, к примеру, стоимость охранных услуг и поддержание земельного участка в надлежащем виде, особенно если это публичные сервитуты в городах, и целью их является проезд транспорта. Если после установления сервитута выяснилось, что установленная цена не соответствует действительным затратам, можно, ссылаясь на ЗК РФ, изменить условия соглашения, составив дополнение к нему. Весовым основанием для написания дополнения к договору является:

  • Перемена деятельности пользователей.
  • Право пользователя было расширено или ограничено на той же территории.
  • Внесение поправок в нормативно-правовой акт (при условии, что одна из сторон — госорган).
  • Пересмотр соглашения обеими сторонами и внесение соответствующих корректировок.
  • Вынесение судебного постановления.

Регистрация и пошлина

Как выше упоминалось, государственная регистрация публичного сервитута является процедурой обязательной и никаких исключений здесь не предусмотрено. Заниматься оформлением регистрации вправе органы юстиции, которые вносят данные в единый государственный реестр прав на недвижимость. Подаёт заявление о регистрации сторона, в пользу которой сервитут наложен. Для этого должен быть акт, договор или постановление суда. Также потребуется ходатайство муниципального органа или иной государственной структуры.

После внесения сведений в единую базу публичный сервитут вступит в силу. Если же такое обременение касается не всей территории, а лишь её определённой части, прилагается схематический план с межеванием и отметками, какую именно долю недвижимости сервитут затрагивает. Если регистрируется несколько разных сервитутов, каждый будет проходить отдельную процедуру в установленном порядке.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, регистрация публичного сервитута не является бесплатной и требует внесения государственной пошлины. Ее размер будет зависеть от того, кто оформляет регистрацию и в каком регионе. Так, если физическое лицо уплачивает пятьсот рублей, то юридическое – две тысячи.

Как говорилось выше, регистрация публичного обременения является процедурой обязательной и не предусматривает никаких исключений. Регистрировать документы могут органы юстиции, вносящие данные в единый реестр недвижимости. Подавать заявление на регистрацию должна та сторона, в пользу которой это обременение наложено.

После того как сведения об обременении будут внесены в реестр, оно вступает в силу. Если сервитут накладывается не на весь земельный участок, а лишь на его часть, то к вышеуказанным документам прилагается еще схематический план с делением границ и отметками той доли недвижимости, которую затрагивает обременение. Если следует зарегистрировать несколько обременений, то каждое из них будет проходить регистрацию отдельно в установленном порядке.

Публичный сервитут устанавливается с изъятием. Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

Учитывая положения НК РФ, можно сделать вывод, что процесс регистрации публичного сервитута является платным. Поэтому его участнику нужно будет оплатить госпошлину. Ее размер зависит от того, кто оформляет обременение и в каком регионе. Если это физлицо, то плата составит 500 рублей, если юрлицо — то 2 000 рублей.

Когда прекращается обременение

В любом случае, досрочное снятие происходит через суд и уважительной причиной для этого служит ущемление прав владельца недвижимого имущества. В иных случаях, которые упоминаются выше, можно обойтись без суда, подав заявление местной администрации.

Собственник, права которого нарушаются, может потребовать, чтобы муниципалитет выкупил землю, обременённую сервитутом, если снять его нельзя. Однако при этом гражданин лишается и всех объектов, которые на этой земле располагаются. В крайнем случае, после он сможет их арендовать.

Дорогие читатели!

Это быстро и бесплатно!
Или звоните нам по телефонам (круглосуточно).

Особенно безапелляционным оказывается установление публичного сервитута
, позволяющего государству проводить необходимые работы в условиях расположения на территории , обременённого зависимостью от имущественных интересов государства или муниципалитета.

  • смерть владельца земельного надела;
  • официально оформленный отказ пользователя от обременения;
  • ненужность земельного участка для дальнейшего публичного применения;
  • объединение сторон для ведения совместной деятельности;
  • постановление судебной инстанции по предъявленному иску от собственника земельного участка;
  • завершение срока действия обременения без дальнейшей его пролонгации.

Как бы то ни было, досрочное снятие обременения происходит посредством обращения в суд, и уважительной причиной этому может служить ущемление права собственника недвижимого имущества. По вышеизложенным случаям можно обойтись без судебных тяжб, написав заявление в местную администрацию.

Собственник, права которого были ущемлены, может потребовать у муниципалитета выкупить обремененный земельный участок, если снять сервитут не получается. Но он должен быть готов к тому, что все объекты, расположенные на данном участке, отойдут в пользование И на крайний случай собственник сможет их арендовать.

Независимо от того, как было прекращено действие обременения, данный факт оформляется нормативно-правовым актом госорганов, которые выносили решение о наложении сервитута, с его дальнейшей регистрацией. Чтобы принять решение о прекращении обременения, не нужно созывать собраний и проводить слушания (если иного не предусмотрено местным законодательством).

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Публичный сервитут устанавливается с изъятием. Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.

44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных и 56.3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом .

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом
законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Основания для образования

Основания для возникновения публичного сервитута продиктованы муниципальными нуждами
. Основанием будет служить поданное главе местной администрации заявление о насущной необходимости , с обоснованием причины.

возникает исключительно на законном основании
и опирается на нормативные правовые акты РФ и хозяйствующего субъекта региона. Решение принимается на основании публичных слушаний.

К числу оснований могут относиться и другие причины. Особенно важны те, что позволяют населению отдыхать на природе, ходить на озёра или в леса.

Итоги

Необходимо понимать, что обременение его земель публичным сервитутом – это необходимость, связанная с использованием его территории для нужд населения
. Это потребность, которая по своей значимости стоит выше, чем индивидуальные интересы собственника.

Тем не менее, условия обременения должны быть сведены к минимуму
, гарантируя возможность беспрепятственного пользования обеим сторонам.

При условии перегибов со стороны муниципалитета, собственник имеет право отстаивать свои интересы в суде или требовать равноценной замены
.

Соглашения о публичном сервитуте земельных участков.

Его главная особенность заключается в том, что решение по его наложению принимают государственные власти, но в пользу государства участок не изымается. Рассмотрим подробнее отличительные черты обременений на землю и порядок установления сервитута.

Подробнее о публичном сервитуте

Под сервитутом понимают добровольную передачу другому лицу некоторых прав на земельный участок, который находится в распоряжении какого-либо лица. Публичный сервитут — это подвид сервитута, который налагается на землю. Особенностью такого вида обременения является то, что устанавливать его могут исключительно органы власти, но сам участок не забирается в пользу государства.

Получается, что публичный сервитут как понятие объединяет в себе такие характеристики:

  • субъективное право;
  • способ обременения;
  • бессрочное или временное оформление.

К публичным сервитутам в городах не относится территория, которая используется для общественных нужд:

  • линия электропередачи;
  • опоры под линии электропередач;
  • газовые трубы, подведенные к участкам;
  • водопровод;
  • канализация.

В том числе под линиями электропередач недопустимо строительство домов, возведение насаждений, а в местах, где проложены трубы, нельзя углубляться до метража проложенных коммуникаций.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридические советы
Adblock detector