Правовой режим земель населенных пунктов общая характеристика границы территории особенности положения объектов и субъектов управление участком и мониторинг || Правовой режим земель населенных пунктов общая характеристика границы территории особенности положения объектов и субъектов управление участком и мониторинг

Государственный земельный надзор (ст. 71 зк рф)

Статья 101. Земли лесного фонда

6. Порядок использования и охраны земель
лесного фонда регулируется настоящим
Кодексом и лесным законодательством.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Статья 102. Земли водного фонда

1) покрытые поверхностными водами,
сосредоточенными в водных объектах;

2) занятые гидротехническими и иными
сооружениями, расположенными на водных
объектах.

2. На землях, покрытых поверхностными
водами, не осуществляется образование
земельных участков.

3. В целях строительства водохранилищ
и иных искусственных водных объектов
осуществляется резервирование земель.

4. Порядок использования и охраны земель
водного фонда определяется настоящим
Кодексом и водным законодательством.

Метод представляет собой способ правового
воздействия на общественные отношения,
составляющие предмет регулирования.
Сейчас законодатель ограничивает сферы
применения административного метода
в регулировании отношений по поводу
земли, законодательством все шире
утверждается договорной метод определения
земельных прав и обязанностей обладателей
земельных участков (путем использования
договора, аренды, залога). Применяются
две разновидности методов: императивный
и диспозитивный.

Императивный метод правового регулирования
выражается в установлении обязанностей
субъектам правоотношений и запретов,
подлежащих исполнению.

Диспозитивный метод правового
регулирования означает такой способ
правового воздействия, при котором
субъектам земельных правоотношений
предоставляется свобода (собственное
усмотрение) в реализации ими своих целей
и задач.

Ст. 35. 1. При переходе права собственности
на здание, строение, сооружение,
находящиеся на чужом ЗУ, к др.лицу оно
приобретает право на использование
соответствующей части ЗУ, занятой
зданием, строением, сооружением и
необходимой для их использования, на
тех же условиях и в том же объеме, что и
прежний их собственник.

Правовой режим земель населенных пунктов общая характеристика границы территории особенности положения объектов и субъектов управление участком и мониторинг || Правовой режим земель населенных пунктов общая характеристика границы территории особенности положения объектов и субъектов управление участком и мониторинг

В случае перехода права собственности
на здание, строение, сооружение к
нескольким собственникам порядок
пользования ЗУ определяется с учетом
долей в праве собственности на здание,
строение, сооружение или сложившегося
порядка пользования ЗУ.

2. Площадь части ЗУ, занятой зданием,
строением, сооружением и необходимой
для их использования, определяется в
соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК.

3. Собственник здания, строения, сооружения,
находящихся на чужом ЗУ, имеет
преимущественное право покупки или
аренды ЗУ, которое осуществляется в
порядке, установленном ГК для случаев
продажи доли в праве общей собственности
постороннему лицу. В случае если земельный
участок находится в государственной
или муниципальной собственности,
применяются правила, установленные п.1
ст. 36 ЗК.

4. Отчуждение здания, строения, сооружения,
находящихся на ЗУ и принадлежащих одному
лицу, проводится вместе с ЗУ, за исключением
следующих случаев: 1) отчуждение части
здания, строения, сооружения, которая
не м.б. выделена в натуре вместе с частью
ЗУ; 2) отчуждение здания, строения,
сооружения, находящихся на ЗУ, изъятом
из оборота в соответствии со ст. 27 ЗК.

Отчуждение здания, строения, сооружения,
находящихся на ограниченном в обороте
ЗУ и принадлежащих одному лицу, проводится
вместе с ЗУ, если ФЗ разрешено предоставлять
такой ЗУ в собственность граждан и
юрлиц. Не допускается отчуждение ЗУ без
находящихся на нем здания, строения,
сооружения в случае, если они принадлежат
одному лицу.

Отчуждение доли в праве
собственности на здание, строение,
сооружение, находящиеся на ЗУ, принадлежащем
на праве собственности нескольким
лицам, влечет за собой отчуждение доли
в праве собственности на ЗУ, размер
которой пропорционален доле в праве
собственности на здание, строение,
сооружение.

5. Иностранные граждане, лица без
гражданства и иностранные юридические
лица — собственники зданий, строений,
сооружений, находящихся на чужом ЗУ,
имеют преимущественное право покупки
или аренды ЗУ в порядке, установленном
настоящей ст., и в соответствии с п.2
ст.5, п.3 ст.15, п.1 ст.22 и п.4 и 5 ст. 28 ЗК.
Президент РФ может установить перечень
видов зданий, строений, сооружений, на
которые это правило не распространяется.

28. Договоры и иные сделки, предусмотренные
законом, как основания возникновения
прав на земельные участки.

Правовой режим земель населенных пунктов общая характеристика границы территории особенности положения объектов и субъектов управление участком и мониторинг || Правовой режим земель населенных пунктов общая характеристика границы территории особенности положения объектов и субъектов управление участком и мониторинг

29. Акты органов государственной власти
и местного самоуправления как основания
возникновения прав на земельные участки.

Статья 70. Государственный кадастровый
учет земельных участков

Государственный кадастровый учет
земельных участков осуществляется в
порядке, установленном Федеральным
законом «О государственном кадастре
недвижимости».

ФЗ «О государственном кадастре
недвижимости»

1. Государственный кадастровый учет
осуществляется федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным
Правительством РФ в сфере проведения
государственного кадастрового учета,
путем внесения записи об объекте
кадастрового учета в государственный
кадастр недвижимости.

Информационное и технологическое
обеспечение государственного кадастра
недвижимости, в том числе подготовка
соответствующих документов государственного
кадастра недвижимости, справочных и
аналитических материалов, может
осуществляться организациями,
подведомственными органу кадастрового
учета, в порядке, определяемом федеральным
органом исполнительной власти,
уполномоченным Правительством РФ
осуществлять нормативно-правовое
регулирование в сфере проведения
государственного кадастрового учета.

2. Орган кадастрового учета в соответствии
с настоящим ФЗ несет ответственность
за своевременность и точность записей
об объектах кадастрового учета в
государственном кадастре недвижимости,
за полноту и подлинность выдаваемой
информации об объектах кадастрового
учета.

3. В целях осуществления государственного
кадастрового учета проводится кадастровое
деление территории Российской Федерации.
Объектам кадастрового учета присваиваются
кадастровые номера, позволяющие
однозначно идентифицировать эти объекты.

Статья 77. Понятие и состав земель
сельскохозяйственного назначения

1. Землями сельскохозяйственного
назначения признаются земли, находящиеся
за границами населенного пункта и
предоставленные для нужд сельского
хозяйства, а также предназначенные для
этих целей.

2. В составе земель сельскохозяйственного
назначения выделяются сельскохозяйственные
угодья, земли, занятые внутрихозяйственными
дорогами, коммуникациями, лесными
насаждениями, предназначенными для
обеспечения защиты земель от воздействия
негативных (вредных) природных,
антропогенных и техногенных явлений,
водными объектами, а также зданиями,
строениями, сооружениями, используемыми
для производства, хранения и первичной
переработки сельскохозяйственной
продукции.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

«3. Использование земель
сельскохозяйственного назначения или
земельных участков в составе таких
земель допускается для осуществления
видов деятельности в сфере охотничьего
хозяйства, если иное не предусмотрено
настоящим Кодексом.»

ФЗ «о крестьянском (фермерском) хозяйстве»

Статья 11. Земельные участки, предоставляемые
и приобретаемые для создания фермерского
хозяйства и осуществления его деятельности

1. Для создания фермерского хозяйства
и осуществления его деятельности могут
предоставляться и приобретаться
земельные участки из земель
сельскохозяйственного назначения.

2. Для строительства зданий, строений и
сооружений, необходимых для осуществления
деятельности фермерского хозяйства,
могут предоставляться и приобретаться
земельные участки из земель
сельскохозяйственного назначения и
земель иных категорий.

3. Земельные участки, предоставляемые
и приобретаемые для создания фермерского
хозяйства и осуществления его деятельности,
формируются в соответствии с земельным
законодательством РФ.

Статья 12. Порядок предоставления
земельных участков из земель
сельскохозяйственного назначения,
находящихся в государственной или
муниципальной собственности, для
создания фермерского хозяйства и
осуществления его деятельности

1) цель использования земельных участков
(создание, осуществление деятельности
фермерского хозяйства, его расширение);

2) испрашиваемое право на предоставляемые
земельные участки (в собственность или
аренду);

3) условия предоставления земельных
участков в собственность (за плату или
бесплатно);

4) срок аренды земельных участков;

5) обоснование размеров предоставляемых
земельных участков (число членов
фермерского хозяйства, виды деятельности
фермерского хозяйства);

6) предполагаемое местоположение
земельных участков.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

2. К заявлению должно быть приложено
соглашение, заключенное между членами
фермерского хозяйства в соответствии
со статьей 4 настоящего ФЗ.

3. Орган местного самоуправления на
основании заявления, указанного в пункте
1 настоящей статьи, или обращения
исполнительного органа государственной
власти с учетом зонирования территорий
в течение месяца со дня поступления
указанных заявления или обращения
утверждает и выдает заявителю схему
расположения земельного участка на
кадастровом плане или кадастровой карте
соответствующей территории.

Заявитель
обеспечивает за свой счет выполнение
в отношении этого земельного участка
в соответствии с требованиями,
установленными ФЗ от 24 июля 2007 года N
221-ФЗ «О государственном кадастре
недвижимости», работ, в результате
которых обеспечивается подготовка
документов, содержащих необходимые для
осуществления государственного
кадастрового учета сведения об этом
земельном участке, и обращается с
заявлением об осуществлении государственного
кадастрового учета этого земельного
участка в порядке, установленном
указанным ФЗ.

    1. общий (присущий
      всему составу земель Российской
      Федерации);

    2. особенный (особый
      — присущий отдельным категориям земель);

    3. специальный
      (конкретный — присущий конкретным
      земельным участкам).

    • определение
      границ его распространения (наличие
      объекта — категории земель или земельного
      участия);

    • порядок
      государственного регулирования
      использования земель;

    • наличие круга
      субъектов земельных правоотношений,
      обязанных соблюдать установленные
      правила земельного режима;

    • содержание прав
      и обязанностей субъектов земельных
      правоотношений, участвующих в сфере
      действия правового режима тех или иных
      земель;

    • наличие эффективного
      правового механизма, обеспечивающего
      охрану правового режима использования
      земель от нарушений.

    1. сбор информации
      о состоянии земель, ее обработка и
      хранение;

    2. непрерывное
      наблюдение за использованием земель,
      исходя из их целевого назначения и
      разрешенного использования;

    3. анализ и оценка
      качественного состояния земель с
      учетом воздействия природных и
      антропогенных факторов.

    1. своевременное выявление
      изменений состояния
      земель, оценка этих
      изменений, прогноз
      и выработка рекомендаций о
      предупреждении и об устранении
      последствий негативных процессов;

    2. информационное
      обеспечение государственного
      земельного надзора, иных функций
      государственного и муниципального
      управления земельными ресурсами, а
      также землеустройства;

    3. обеспечение граждан информацией о
      состоянии окружающей среды в части
      состояния земель.

    1. ГК
      РФ (ст. ст. 130-132, 164);

    2. Федеральный
      закон от
      21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной
      регистрации прав на недвижимое имущество
      и сделок с ним» (далее — Закон о
      государственной регистрации).

    1. заявление
      правообладателя, сторон договора или
      уполномоченного им (ими) на то лица при
      наличии у него нотариально удостоверенной
      доверенности, если иное не установлено
      федеральным законом, а также

    2. требование
      судебного пристава-исполнителя;

    3. заявление
      органа государственной власти, органа
      местного самоуправления или организации
      (в случаях, предусмотренных федеральным
      законом
      ).

Государственный земельный надзор (ст. 71 зк рф)

1) выполнением
международных обязательств Российской
Федерации;

2) размещением
следующих объектов государственного
или муниципального значения при
отсутствии других вариантов возможного
размещения этих объектов:

  • объекты федеральных
    энергетических систем и объекты
    энергетических систем регионального
    значения;

  • объекты использования
    атомной энергии;

  • объекты обороны
    и безопасности;

  • объекты федерального
    транспорта, путей сообщения, информатики
    и связи, а также объекты транспорта,
    путей сообщения, информатики и связи
    регионального значения;

  • объекты,
    обеспечивающие космическую деятельность;

  • объекты,
    обеспечивающие статус и защиту
    Государственной границы Российской
    Федерации;

  • линейные объекты
    федерального и регионального значения,
    обеспечивающие деятельность субъектов
    естественных монополий;

  • объекты электро-,
    газо-, тепло- и водоснабжения муниципального
    значения;

  • автомобильные
    дороги федерального, регионального
    или межмуниципального, местного
    значения;

3) иными обстоятельствами
в установленных федеральными законами
случаях, а применительно к изъятию, в
том числе путем выкупа, земельных
участков из земель, находящихся в
собственности субъектов Российской
Федерации или муниципальной собственности,
в случаях, установленных законами
субъектов Российской Федерации.

Условия и порядок
изъятия, в том числе путем выкупа,
земельных участков для государственных
или муниципальных нужд устанавливаются
статьей 55 настоящего Кодекса.

Реквизиция –
изъятие у собственника имущества по
решению государственных органов в
случаях стихийных бедствий, аварий,
эпидемий, эпизоотий и при иных
обстоятельствах, носящих чрезвычайный
характер, в порядке и на условиях,
установленных законом, с выплатой
стоимости имущества.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

1. В случаях стихийных
бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий
и при иных обстоятельствах, носящих
чрезвычайный характер, имущество в
интересах общества по решению
государственных органов может быть
изъято у собственника в порядке и на
условиях, установленных законом, с
выплатой ему стоимости имущества
(реквизиция).

2. Оценка, по которой
собственнику возмещается стоимость
реквизированного имущества, может быть
оспорена им в суде.

3. Лицо, имущество
которого реквизировано, вправе при
прекращении действия обстоятельств, в
связи с которыми произведена реквизиция,
требовать по суду возврата ему
сохранившегося имущества.

В случае невозможности
возврата реквизированного земельного
участка его собственнику возмещается
рыночная стоимость этого земельного
участка, устанавливаемая в соответствии
со статьей 66 настоящего Кодекса, или по
его желанию предоставляется равноценный
земельный участок.

В случае наступления
обстоятельств, указанных в пункте 1
настоящей статьи, при отсутствии
необходимости реквизиции земельного
участка он может быть временно, на период
действия этих обстоятельств, занят для
использования в целях, указанных в
пункте 1 настоящей статьи, с возмещением
собственнику земельного участка убытков,
причиненных в связи с временным
ограничением его прав.

Оценка, в соответствии
с которой собственнику земельного
участка компенсируются стоимость
реквизированного земельного участка,
убытки, причиненные в связи с его
реквизицией или временным ограничением
его прав, может быть оспорена собственником
земельного участка в судебном порядке.

    • федеральный;

    • региональный;

    • локальный.

Государственный
мониторинг земель осуществляется в
соответствии с федеральными, региональными
и местными программами.

Порядок
осуществления государственного
мониторинга земель устанавливается
уполномоченным Правительством Российской
Федерации федеральным органом исполнительной
власти —
Министерстве природных ресурсов и
экологии РФ (см. Положение о
Министерстве природных ресурсов и
экологии Российской Федерации
утв. постановлением Правительства
РФ от 29 мая 2008 г. N 404).

Федеральная
служба государственной регистрации,
кадастра и картографии (Росреестр)
является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции
по оказанию государственных услуг в
сфере государственного мониторинга
земель (см. Положение о
Федеральной службе государственной
регистрации, кадастра и картографии
утв. постановлением Правительства
РФ от 1 июня 2009 г. N 457).

См.
также Положение об осуществлении
государственного мониторинга земель,
утвержденное постановлением Правительства
РФ от 28 ноября 2002 г. N 846

Понятие и виды
платы за землю

Ст.
28 ЗК
РФ устанавливает, что предоставление
земельных участков, находящихся в
государственной или муниципальной
собственности, в собственность граждан и
юридических лиц осуществляется за
плату.

Глава
X ЗК
РФ «Плата за землю и оценка земли»
устанавливает общие положения, связанные
с порядком и формой оплаты использования
земли. Согласно ст.
65 ЗК
РФ использование земли в Российской
Федерации является платным.

Плата
за землю —
общее название для всех видов обязательных
платежей, уплачиваемых в связи с правом
частной собственности и иных вещных
прав на землю.

Анализ
законодательства позволяет выделить
следующие виды
платы за землю:

    1. плата
      за предоставление (приобретение)
      земельных участков в собственность
      (при
      купле-продаже);

    2. плата за
      использование земли.

    • земельный налог
      (до введения в действие налога на
      недвижимость);

    • арендная плата.

Земельный налог
уплачивается собственниками земли,
землевладельцами и землепользователями,
кроме арендаторов. Последние вносят
арендную плату.

Государственная
регистрация прав на земельный участок
осуществляется путем внесениясоответствующих
записей в
Единый государственный реестр прав на
недвижимое имущество и сделок с ним и
удостоверяетсяспециальным
свидетельством о
государственной регистрации права.

Государственная
регистрация договоров и иных сделок с
землей удостоверяется посредством
совершения специальной
регистрационной надписи
на договоре или ином документе, выражающем
сделку.

Государственная
регистрация прав на землю и сделок с
ней осуществляется территориальными
органами Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии,
преобразованной из Федеральной
регистрационной службы.

Основным
регистрационным документом является
Единый государственный реестр прав на
недвижимое имущество и сделок с ним
(ЕГРП), в который вносят соответствующие
записи о правах на землю по установленной
законом единой для всей территории
Российской Федерации системе.

Порядок
проведения государственной регистрации
прав определен ст.
13 Закона
о государственной регистрации и
осуществляется по этапам и разделам,
которые располагаются в соответствии
с принципом единого объекта недвижимого
имущества (земля — строение — элементы
строения):

    • I раздел — информация
      о земельном участке;

    • II раздел — информация
      о зданиях, строениях, сооружениях и
      других объектах недвижимого имущества,
      расположенных на земельном участке и
      прочно связанных с землей;

    • III раздел —
      информация о квартирах, помещениях и
      иных объектах, входящих в состав зданий,
      строений и сооружений.

    1. государственный
      земельный надзор;

    2. муниципальный
      земельный контроль;

    3. общественный
      земельный контроль.

Государственный
земельный надзор

    1. предупреждение,
      выявление и пресечение нарушений органами
      государственной власти, органами
      местного самоуправления, а также
      юридическими лицами, индивидуальными
      предпринимателями, их уполномоченными
      представителями игражданами требований,
      установленных земельным законодательством,
      посредством организации и проведения
      проверок указанных лиц, принятия
      предусмотренных законодательством
      Российской Федерации мер по пресечению
      и (или) устранению последствий выявленных
      нарушений, и

    2. систематическое
      наблюдение за исполнением требований
      земельного законодательства, анализ
      и прогнозирование состояния
      исполнения требований земельного
      законодательства при осуществлении
      органами государственной власти,
      органами местного самоуправления,
      юридическими лицами, индивидуальными
      предпринимателями и гражданами своей
      деятельности.

См.
также Постановление Правительства
РФ от 02.01.2015 N 1 «Об
утверждении Положения о государственном
земельном надзоре».

Органами,
осуществляющими государственный
земельный надзор, являются:

    1. Федеральная
      служба государственной регистрации,
      кадастра и картографии и ее территориальные
      органы (см. Положение);

    2. Федеральная
      служба по надзору в сфере природопользования
      и ее территориальные органы (см.Положение);

    3. Федеральная
      служба по ветеринарному и фитосанитарному
      надзору и ее территориальные органы
      (см.
      Административный регламент
      ).

Право собственности на землю, как и иные
права на нее, возникают на основе
правоустанавливающих и право изменяющих
юр.фактов. Таковыми в данной сфере
отношений являются акты компетентных
государственных органов и ОМС; договоры
и иные сделки, предусмотренные законом,
а также, хотя и не предусмотренные им,
но не противоречащие ему;

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

приобретательная
давность и др. оснований, как договоры
купли-продажи, дарения, наследование
по завещанию и др. Соответствующие права
на землю возникают после регистрации
права собственности на землю, права
землевладения, землепользования,
договоров на временное пользование и
аренду земельных участков.

Государственная
регистрация, согласно ст. 2 Закона, — это
юридический акт признания и подтверждения
государством возникновения, ограничения
(обременения), перехода или прекращения
прав на недвижимое имущество в соответствии
с ГК РФ. Государственная регистрация
является единственным доказательством
существования зарегистрированного
права.

Зарегистрированное право на
недвижимое имущество может быть оспорено
только в судебном порядке. Под правом
собственности понимают совокупность
принадлежащих субъекту правомочий по
владению, пользованию и распоряжению
имуществом, позволяющая ему по своему
усмотрению совершать в отношении его
любые действия, не противоречащие нормам
права и охраняемым законом интересам
других лиц. В ст. 209 ГК.

РФ особо оговорены
такие правомочия собственника, как его
право отчуждать свое имущество в
собственность других лиц, передавать
им, оставаясь собственником, права
владения, пользования и распоряжения
имуществом, отдавать имущество в залог
и обременять его другими способами,
распоряжаться им иным образом.

Это право
собственности в субъективном смысле.
Под правом собственности в объективном
смысле понимают совокупность норм
права, регулирующих отношения собственности
и составляющих самостоятельный институт
той или иной отрасли права, в данном
случае – российского ЗП. Конституция
РФ устанавливает, что земля и другие
природные ресурсы могут находиться в
частной, государственной, муниципальной
и иных формах собственности.1.

Собственностью
граждан и юрлиц (частной собственностью)
являются земельные участки, приобретенные
гражданами и юрлицами по основаниям,
предусмотренным законодательством
РФ.2. Граждане и юрлица имеют право на
равный доступ к приобретению ЗУ в
собственность. Земельные участки,
находящиеся в государственной или
муниципальной собственности, м.б.

предоставлены в собственность граждан
и юрлиц, за исключением ЗУ, которые в
соответствии с ЗК, ФЗ не могут находиться
в частной собственности. 3. Иностранные
граждане, лица без гражданства и
иностранные юрлица не могут обладать
на праве собственности земельными
участками, находящимися на приграничных
территориях, перечень которыхх
устанавливается Президентом РФ в
соответствии с федеральным законодательством
о Государственной границе РФ, и на иных
установленных особых территориях РФ в
соответствии с ФЗ.

50. Право собственности и иные права на земли населенных пунктов.

Источники земельного права – это НПА,
изданные уполномоченными на то
государственными органами РФ, госорганами
субъектов РФ либо органами местного
самоуправления, регулирующие земельные
правоотношения.

Высшей юридической силой на территории
РФ обладает Конституция РФ. К нормам
конституции, регулирующим земельные
отношения, относятся: 1) статья 9 – о
собственности на природные ресурсы; 2)
статья 36 – о частной собственности на
землю; 3) статья 42 – о праве каждого на
благоприятную окружающую среду; 4) статья
72 п. «к», согласно которому земельное
законодательство находится в совместном
ведении РФ и субъектов РФ.

Земельный кодекс от 25.10.2001 г. Является
основным кодифицированным источником
земельного права, в котором отражена
система данной отрасли российского
права, сформулированы ее основополагающие
положения. Нормами ЗК РФ урегулированы
отношения собственности на земельные
участки, вопросы осуществления других
вещных прав на землю, пользования и
охраны отдельных категорий земель и
другие.

Основные законы, регулирующие земельные
правоотношения: Закон РФ «о плате за
землю»; ФЗ «о мелиорации земель»; ФЗ «о
госрегулировании обеспечения плодородия
земель с/х назначения»; ФЗ «о
землеустройстве»; ФЗ «О разграничении
федеральной собственности на землю»;
ФЗ «об охране окружающей среды»; ФЗ «об
обороте земель с/х назначения»; ФЗ «О
крестьянском хозяйстве».

К ведомственным актам относятся различные
инструкции, положения, правил, утверждаемые
приказами руководителей министерств
и ведомств, наделенных правом
нормотворчества в области регулирования
земельных отношений: 1) инструкция по
межеванию земель утверждена Роскомземом
1996 г; 2) приказ Минсельхозпрода 1999 г.

В настоящее время правом нормотворчества
в области земельных отношений наделены
Министерство природных ресурсов РФ,
Минсельхоз РФ. Так же к источникам
земельного права относятся нормативные
правовые акты, принимаемые законодательными
органами субъектов РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

Постановления правительства (ПП)
закрепляют нормы, регулирующие частные
вопросы в области земельных отношений,
их действие распространяется на более
узкий круг отношений, но в них они более
четко прописаны. Значимые: 1) ПП «об
утверждении правил проведения
государственной кадастровой оценки
земель»;

Глава II. Оборот земель сельскохозяйственного назначения

— установление основ федеральной политики
в области регулирования земельных
отношений;

— установление ограничений прав
собственников земельных участков,
землепользователей, землевладельцев,
арендаторов ЗУ, а так же ограничений
оборотоспособности земельных участков;

— установление порядка резервирования
земель, изъятия земельных участков, в
том числе путем выкупа, для государственных
и муниципальных нужд;

— разработка и реализация федеральных
программ использования и охраны земель.

Государственный мониторинг земель
представляет собой систему наблюдений
за состоянием земель.

Землеустройство включает в себя
мероприятия по изучению состояния
земель, планированию и организации
рационального использования земель и
их охраны, образованию новых и упорядочению
существующих объектов землеустройства
и установление их границ на местности.

Государственный земельный кадастр
представляет собой систематизированный
свод документированных сведений об
объектах государственного кадастрового
учета, о правовом режиме земель РФ, о
кадастровой стоимости, местоположении,
размерах земельных участков и прочно
связанных с ними объектов недвижимого
имущества.

2. Документы, подготовленные в результате
проведения землеустройства, используются
при осуществлении мониторинга земель.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Статья 69. Организация и порядок проведения
землеустройства

1. Землеустройство проводится по
инициативе уполномоченных исполнительных
органов государственной власти, органов
местного самоуправления, собственников
земельных участков, землепользователей,
землевладельцев или по решению суда.

2. Землеустройство проводится в
обязательном порядке в случаях,
предусмотренных настоящим Кодексом,
ФЗ.

3. Сведения о землеустройстве носят
открытый характер, за исключением
сведений, составляющих государственную
тайну, и сведений, относящихся к личности
собственников земельных участков,
землепользователей, землевладельцев
или арендаторов земельных участков.

6. Юридические лица или индивидуальные
предприниматели могут проводить любые
виды работ по землеустройству без
специальных разрешений, если иное не
предусмотрено ФЗ.

7. Порядок проведения землеустройства
устанавливается ФЗ, законами и иными
НПА субъектов РФ.

Статья
8. Понятие оборота земель сельскохозяйственного
назначения

1)
предоставление гражданам и юридическим
лицам в собственность, постоянное
(бессрочное) пользование или в аренду
земельных участков из состава земель
сельскохозяйственного назначения,
находящихся в государственной или
муниципальной собственности, по решению
исполнительных органов государственной
власти или органов местного самоуправления;

2)
переход прав на земельные участки,
имеющиеся у граждан и юридических лиц,
от одного лица к другому на основании
договоров купли-продажи, дарения, мены,
ренты, пожизненного содержания с
иждивением, аренды, безвозмездного
срочного пользования, передачи в уставный
(складочный) капитал или паевой фонд,
передачи по наследству, в результате
обращения взыскания на заложенный
земельный участок, изъятия (выкупа) для
государственных и муниципальных нужд,
принудительного лишения прав в случае
ненадлежащего использования земельного
участка, конфискации и реквизиции
земельного участка, добровольного
отказа от прав на земельный участок, а
также по иным основаниям, предусмотренным
федеральными законами.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

 2.
Договоры могут заключаться между
гражданами, между юридически ми лицами,
между гражданами и юридическими лицами.
Договоры заключаются сторонами в простой
письменной форме и не требуют нотариального
удостоверения.

 3.
Совершение сделок с земельными участками
и земельными долями допускается при
наличии документа, удостоверяющего
права на землю, а так же при отсутствии
земельного спора по земельному участку
или земельной доле.

 4.
При совершении сделок с земельными
участками или с земельными долями не
допускается изменение их целевого
назначения.

5.
Права собственности и другие вещные
права на землю подлежат государственной
регистрации в едином государственном
реестре прав учреждениями юстиции по
государственной регистрации прав в
соответствии с Федеральным законом «О
государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним»,
а также с учетом особенностей, установленных
на стоящим Федеральным законом для
случаев регистрации прав участников
об щей собственности на сельскохозяйственные
угодья.

 6.
Оборот земель сельскохозяйственного
назначения осуществляется в соответствии
с гражданским законодательством,
земельным законодательством и настоящим
Федеральным законом.

Статья
9. Государственная регистрация прав и
сделок с землей

1.
Государственная регистрация прав и
сделок с земельными участками проводится
учреждениями юстиции по регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок
с ним по месту нахождения земельного
участка.

2.
Государственная регистрация прав
проводится на основании заявления
обладателя прав на земельный участок,
стороны (сторон) договора по поводу
сделок с земельным участком или
уполномоченного им на то лица (юридического
или физического) при наличии у
уполномоченного лица надлежащим образом
оформленной доверенности. К заявлению
прикладывается подлинник документа,
удостоверяющего право лица на земельный
участок.

 акты
о предоставлении земельных участков,
изданные органами государственной
власти или органами местного самоуправления;

 договоры
и другие сделки в отношении земельных
участков, совершенные в соответствии
с законодательством, действовавшим в
месте совершения сделки на момент
совершения сделки;

 свидетельства
о праве на наследство;

 вступившие
в законную силу судебные решения;

 иные
акты передачи прав на земельные участки
и сделок с ними заявителю от прежнего
правообладателя.

 4.
Обязательным приложением к документам,
необходимым для государственной
регистрации, является план земельного
участка с указанием его кадастрового
номера. План земельного участка должен
быть удостоверен органом, уполномоченным
на проведение работ по земельному
кадастру.

В
случае если отсутствуют или не окончены
работы по кадастровому учету земельного
участка, государственная регистрация
прав осуществляется при наличии плана
участка, составленного на основании
данных, имеющихся на момент государственной
регистрации прав в органе кадастрового
учета, в том числе натурного описания
границ.

 Уточненные
границы и площадь земельного участка
могут быть внесены в единый государственный
реестр прав без повторной регистрации
при наличии согласия правообладателя
земельного участка в письменной форме.

5.
Вместе с заявлением и необходимыми для
государственной регистрации документами
представляется документ об оплате
регистрации. Физическое лицо предъявляет
документ, удостоверяющий его личность,
а представитель юридического лица —
учредительные документы юридического
лица, а также документ, удостоверяющий
его личность, и документ, подтверждающий
его полномочия действовать от имени
данного юридического лица.

 6.
При подаче заявления и необходимых
документов на государственную регистрацию
заявителю выдается расписка в их
получении с перечнем и указанием даты
их представления.

7.
Все документы, необходимые для
государственной регистрации прав,
представляются не менее чем в двух
экземплярах, один из которых должен
быть подлинным (за исключением актов
органов государственной власти и актов
органов местного самоуправления) и
после проведения государственной
регистрации прав должны быть возвращены
правообладателю земельного участка.
Государственная регистрация прав
проводится не позднее, чем в месячный
срок со дня подачи заявления и необходимых
документов.

 9.
Отказ в государственной регистрации
или уклонение соответствующего органа
от государственной регистрации могут
быть обжалованы в суд, арбитражный суд.

10.
Плата за государственную регистрацию
прав на земельные участки и земельные
доли взимается в размерах, установленных
субъектами Российской Федерации в
соответствии с Федеральным законом «О
государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним».
Максимальный размер платы устанавливается
Правительством Российской Федерации.

 11.
Учреждение юстиции по регистрации прав
обязано не позднее 15 дней после окончания
государственной регистрации прав на
земельный участок направить в налоговый
орган по месту своего нахождения
информацию о зарегистрированных правах.

12.
Государственная регистрация частных
или публичных сервитутов проводится
на основании заявления собственника
земельного участка или лица, в пользу
которого установлен сервитут, при
наличии у последнего соглашения о
сервитуте. Сервитут вступает в силу
после его регистрации в едином
государственном реестре прав.

 Если
сервитут относится к части земельного
участка, то к документам, в которых
указываются содержание и сфера действия
сервитута, прилагается план границ
сервитута, заверенный органом по учету
соответствующего земельного участка,
на котором отмечена сфера действия
сервитута.

 Если
сервитут относится ко всему земельному
участку, предоставление плана земельного
участка не требуется.

 13.
Государственная регистрация ипотеки
проводится на основании заявления
залогодателя после государственной
регистрации прав залогодателя на
земельный участок. К заявлению прилагается
договор об ипотеке вместе с указанными
в договоре документами.

 Особенности
государственной регистрации ипотеки
могут устанавливаться законом об
ипотеке.

14.
Подготовку документов, необходимых для
совершения сделки с земельным участком
или земельной долей, а также представление
их в учреждение юстиции по регистрации
прав для осуществления государственной
регистрации, могут проводить лица
(юридические или физические), уполномоченные
соответствующим договором с собственником
земельного участка или земельной доли.

Налогоплательщики (ст. 388 нк рф):

    • организации
      и физические лица, обладающие земельными
      участками, признаваемыми объектом
      налогообложения в соответствии
      со статьей
      389
       Кодекса,
      на праве собственности, праве постоянного
      (бессрочного) пользования или праве
      пожизненного наследуемого владения,
      если иное не установлено настоящим
      пунктом.

В отношении
земельных участков, входящих в имущество,
составляющее паевой инвестиционный
фонд, налогоплательщиками признаются
управляющие компании. При этом налог
уплачивается за счет имущества,
составляющего этот паевой инвестиционный
фонд.

Не
признаются налогоплательщиками организации
и физические лица в отношении земельных
участков,

    1. находящихся у
      них на праве безвозмездного срочного
      пользования или

    2. переданных им по
      договору аренды.

Объект налогообложения (ст. 389 нк рф):

    • земельные участки,
      расположенные в пределах муниципального
      образования (городов федерального
      значения Москвы и Санкт-Петербурга),
      на территории которого введен налог.

Не
признаются объектом налогообложения:

    1. земельные
      участки, изъятые
      из оборота;

    2. земельные
      участки, ограниченные в обороте, которые
      заняты особо ценными объектами
      культурного наследия народов Российской
      Федерации, объектами, включенными
      в Список
      всемирного наследия
      ,
      историко-культурными заповедниками,
      объектами археологического наследия;

    3. земельные участки
      из состава земель лесного фонда;

    4. земельные участки,
      ограниченные в обороте, занятые
      находящимися в государственной
      собственности водными объектами в
      составе водного фонда.

51. Аренда земельных участков в городах.

Гражданам земельные участки в постоянное
(бессрочное) пользование не предоставляются.
Право постоянного (бессрочного)
пользования находящимися в государственной
или муниципальной собственности
земельными участками, возникшее у
граждан или юрлиц до введения в действие
ЗК, сохраняется.

Граждане или юрлица, обладающие земельными
участками на праве постоянного
(бессрочного) пользования, не вправе
распоряжаться этими земельными участками.
Граждане, обладающие земельными участками
на праве постоянного (бессрочного)
пользования, имеют право приобрести их
в собственность. Каждый гражданин имеет
право однократно бесплатно приобрести
в собственность находящийся в его
постоянном (бессрочном) пользовании
земельный участок, при этом взимание
дополнительных денежных сумм помимо
сборов, установленных ФЗ, не допускается.

Ст. 268.ГК Основания приобретения права
П(б)П ЗУ. Право П(б)П ЗУ, находящимся в
государственной или муниципальной
собственности, предоставляется гражданам
и юрлицам на основании решения
государственного или муниципального
органа, уполномоченного предоставлять
земельные участки в такое пользование.

6. Решение исполнительного органа
государственной власти или ОМС об отказе
в предоставлении земельного участка
для создания фермерского хозяйства и
осуществления его деятельности может
быть оспорено в судебном порядке.

7. Минимальные размеры земельных участков
не устанавливаются для фермерских
хозяйств, основной деятельностью которых
является садоводство, овощеводство
защищенного грунта, цветоводство,
виноградарство, семеноводство,
птицеводство, пчеловодство, рыбоводство
или другая деятельность в целях
производства сельскохозяйственной
продукции по технологии, допускающей
использование земельных участков,
размеры которых менее минимальных
размеров земельных участков, установленных
законами субъектов РФ.

     2.
Земельные участки, за исключением
указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего

Кодекса,
могут быть предоставлены их собственниками
в аренду в соответствии

с
гражданским законодательством и
настоящим Кодексом.

     3.
По истечении срока договора аренды
земельного участка его арендатор

имеет
преимущественное право на заключение
нового договора аренды земельного

участка,
за исключением случаев, предусмотренных
пунктом 3 статьи 35, пунктом

1 статьи
36 и статьей 46 настоящего Кодекса.

     4.
Размер арендной платы определяется
договором аренды. Общие начала

определения
арендной платы при аренде земельных
участков, находящихся в государственной

или
муниципальной собственности, могут
быть установлены Правительством
Российской

Федерации.

 См.
также Закон РФ от 11 октября 1991
г. N 1738-1 «О плате за землю»

     5.
Арендатор земельного участка вправе
передать свои права и обязанности

по
договору аренды земельного участка
третьему лицу, в том числе отдать арендные

права
земельного участка в залог и внести их
в качестве вклада в уставный

капитал
хозяйственного товарищества или общества
либо паевого взноса в производственный

кооператив
в пределах срока договора аренды
земельного участка без согласия

собственника
земельного участка при условии его
уведомления, если договором

аренды
земельного участка не предусмотрено
иное. В указанных случаях ответственным

по
договору аренды земельного участка
перед арендодателем становится новый

арендатор
земельного участка, за исключением
передачи арендных прав в залог.

При
этом заключение нового договора аренды
земельного участка не требуется.

     6.
Арендатор земельного участка имеет
право передать арендованный земельный

участок
в субаренду в пределах срока договора
аренды земельного участка без

 согласия
собственника земельного участка при
условии его уведомления, если

договором
аренды земельного участка не предусмотрено
иное. На субарендаторов

распространяются
все права арендаторов земельных участков,
предусмотренные

настоящим
Кодексом.

     7.
Земельный участок может быть передан
в аренду для государственных

или
муниципальных нужд либо для проведения
изыскательских работ на срок не

более
чем один год. При этом арендатор земельного
участка в пределах срока

договора
аренды земельного участка обязан по
требованию арендодателя привести

земельный
участок в состояние, пригодное для его
использования в соответствии

с
разрешенным использованием; возместить
убытки, причиненные при проведении

работ;
выполнить необходимые работы по
рекультивации земельного участка, а

также
исполнить иные обязанности, установленные
законом и (или) договором

аренды
земельного участка.

     8.
При продаже земельного участка,
находящегося в государственной или

муниципальной
собственности, арендатор данного
земельного участка имеет преимущественное

право
его покупки в порядке, установленном
гражданским законодательством для

случаев
продажи доли в праве общей собственности
постороннему лицу, за исключением

случаев,
предусмотренных пунктом 1 статьи 36
настоящего Кодекса.

     9.
При аренде земельного участка, находящегося
в государственной или

муниципальной
собственности, на срок более чем пять
лет арендатор земельного

участка
имеет право в пределах срока договора
аренды земельного участка передавать

свои
права и обязанности по этому договору
третьему лицу, в том числе права

и
обязанности, указанные в пунктах 4 и 5
настоящей статьи, без согласия собственника

земельного
участка при условии его уведомления.
Изменение условий договора

аренды
земельного участка без согласия его
арендатора и ограничение установленных

договором
аренды земельного участка прав его
арендатора не допускаются. Досрочное

расторжение
договора аренды земельного участка,
заключенного на срок более

чем
пять лет, по требованию арендодателя
возможно только на основании решения

суда
при существенном нарушении договора
аренды земельного участка его арендатором.

     10.
В случае наследования земельных участков
лицами, не достигшими совершеннолетия,

их
законные представители могут передать
эти земельные участки в аренду на

срок
до достижения наследниками совершеннолетия.

     11.
Изъятые из оборота земельные участки
не могут быть переданы в аренду,

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

за
исключением случаев, установленных
федеральными законами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридические советы
Adblock detector