Оперативное управление: определение, порядок оформления

Изменения в перечне документов для получения лицензии на управление МКД

Согласно ГК РФ оперативное управление жилой недвижимостью – это ограниченное вещное право, суть которого в делегировании собственником помещения или здания своих функций по владению и пользованию недвижимостью в рамках утверждённого им же учредительного документа другому лицу или организации (Доверительному управляющему).

Согласно этому праву такой недвижимостью нельзя распоряжаться управляющему по своему усмотрению. Возможно лишь её использование в промышленных целях по созданию какого-либо продукта, услуги.

Подборка публикаций в российских СМИ в связи со смертью великого артиста.

Отношения собственников по поводу общего имущества в здании являют собой сложный, динамически развивающийся институт, правовое закрепление которого в настоящее время далеко до завершения. В значительной степени урегулированными можно считать отношения собственников в многоквартирном доме, но, поскольку такой объект является лишь частным случаем здания, такое регулирование в целом нельзя назвать полным.

С другой стороны, практика активного строительства зданий нежилого назначения со множественностью собственников, а также разрастание числа собственников в уже существующих зданиях, в значительной мере усложняют гражданский оборот в этой сфере, порождая необходимость в дополнительном внимании законодателя.

Характер отношений собственников по поводу общего имущества в здании и в многоквартирном доме обладают признаками однородности, поэтому применение аналогии закона кажется довольно логичным и понятным устранением пробела в праве. Между тем, учитывая тот факт, что в первые годы существования современной России оборот нежилых помещений был невысок, ни законодательство ни судебная практика не спешили выходить из понятий и рамок, установленных в течении многих лет, когда единственным полновесным объектом права рассматривалось здание в целом, и не допускалась аналогия с многоквартирным домом.

Оперативное управление: определение, порядок оформления

Ярким примером такого жесткого подхода было Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда (ВАС) от 10.09.2002 №3673/02, в котором, в частности, говорилось: «В соответствии со статьей 244 ГК РФ, общая собственность на делимое имущество возникает в случаях, предусмотренных законом или договором.

Пленум ВАС №64 от 23 июля 2009 года внес некоторую ясность в отношения собственников по поводу общего имущества в здании, в котором устанавливается право собственника отдельного помещения на общее имущество здания, аналогичное установленному в Жилищном кодексе, а также акцессорный характер такого имущества в смысле следования судьбе основного объекта собственности (см. п.

1 Пленума ВАС №64 от 23.07.2009г.). Однако п.6 этого постановления указывает на допустимость применения собственниками положений 44-48 статей ЖК РФ и устанавливать порядок использования общего имущества в форме собрания. При этом следует обратить внимание, что упоминание об аналогии в данном пункте уже отсутствует. В связи с этим возникает вопрос о правомерности применения аналогии к отношениям по управлению зданием.

Действительно, отношения собственников по поводу управления зданием являют собой реализацию прав собственника (распоряжения, пользования и владения) в отношении имущества, находящегося в долевой собственности. Применение к таким отношениям аналогии закона не является допустимым, поскольку п.1 ст.6 ГК РФ предусматривает применение аналогии закона лишь в том случае, если такие отношения не урегулированы правом.

С другой стороны, реализация прав собственников в отношении общего имущества в форме собрания может пониматься как частный случай соглашения собственников, его специализированным, видовым аспектом. И если Пленум ВАС №64 подразумевал аналогию именно видовых отношений, не затрагивая при этом родовых, то такая аналогия может быть уместна.

Существуют барьеры не только теоретического, но и практического свойства, способные стать препятствием для применения аналогии при реализации прав долевой собственности в форме собраний к конкретным правоотношениям. Практика управления зданием нежилого назначения в нашей стране пошла в форме квазиуправляющих компаний, которые фактически оказывают услуги по управлению, регулируя такие отношения двусторонними договорами оказания услуг с каждым собственником в отдельности.

В этом случае аналогия не может быть применена, поскольку законом в 6 ст. ГК РФ установлена презумпция соглашения сторон. Но даже отсутствие такого договора или его расторжение оставляет барьеры для использования аналогии с Жилищным кодексом, поскольку хозяйственная деятельность квазиуправляющей компании в таком здании основана на полномочиях из обстановки и имеет элементы действия в чужом интересе без поручения, что, учитывая повсеместный характер таких отношений в настоящее время, следует понимать как сложившийся деловой оборот. Наличие делового оборота препятствует применению аналогии, по той же причине — презумпции делового оборота, установленной ст.6 ГК РФ.

Оперативное управление: определение, порядок оформления

Так или иначе, аналогия в отношениях по управлению зданием является в настоящее время свершившимся фактом, о чем свидетельствует в том числе судебная практика. В частности, из материалов дела А53-7807/2010 следует, что собственники бизнес-центра провели собрание по аналогии с Жилищным кодексом, на таком собрании была избрана форма управления в здании. Это собрание было обжаловано заинтересованными собственниками, однако суды первой и апелляционной инстанций подтвердили законность такого собрания.

Это не новое требование, но об этом забывают практически все УК. В ходе проверок ГЖИ управляющих компаний по всей стране были выявлены неоднократные случаи изменения лицензиатами своего места нахождения. Однако они не уведомляли об этом органы ГЖИ и не переоформляли свои лицензии. Но это является грубым нарушением, за которое может последовать серьёзный штраф для УК по ст.14.1.3 КоАП РФ как за нарушение лицензионных требований.

Во избежание повторных ситуаций ГЖИ обращает особое внимание управляющих компаний на требование ст.18 ФЗ №99 от 04.05.2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности». В этой статье закона сказано, что лицензию необходимо переоформить, если лицензиат сменил свой юридический адрес места нахождения.

Для переоформления лицензии управляющей компании нужно обратиться в региональный орган ГЖИ с соответствующим заявлением и документами после оплаты государственной пошлины в размере     5 000 рублей. Заявление с документами подаются в местный орган ГЖИ не позднее чем через 15 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый госреестр юридических лиц.

После получения документов ГЖИ проводит внеплановую проверку управляющей компании, по завершении которой УК получает переоформленную лицензию с указанием нового юридического адреса места нахождения. Переоформленную лицензию УК получает только в случае положительного результата проведённой ГЖИ проверки.

Обновлённые сведения лицензирующий орган вносит в реестр лицензий субъектов РФ. На весь процесс переоформления лицензии УК уходит не более 10 рабочих дней.

7 января 2016 года вступило в силу Постановление Правительства РФ №1434 от 25.12.2015 года «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Данный документ вносит изменения в п.6 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД (ПП РФ №1110 от 28 октября 2014 года «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами»).

С 7 января 2016 года список документов для соискателей лицензии, предоставляемый в ГЖИ, пополнился. Теперь нужно также предоставлять следующие сведения:

  • копии учредительных документов юридического лица, заверенные нотариально;
  • копию приказа о назначении на должность руководителя УК соискателя лицензии.

Помимо этого в ГЖИ необходимо предоставить в составе пакета документов для получения лицензии:

  • копию квалификационного аттестата руководителя УК;
  • опись прилагаемых документов.

Непредставление руководителем управляющей компании хотя бы одного из указанных в законодательстве документов служит основанием для отказа в выдаче лицензии.

Кто имеет такой статус?

Собственником по отношению к любой недвижимости, как жилой, так и нежилой, является лицо, чьи права зарегистрированы в ЕГРН (ст. 131 ГК РФ, ст. 1 ФЗ «О госрегистрации недвижимости»). В Российской Федерации собственником такого объекта может выступать:

  • Оперативное управление: определение, порядок оформленияГражданин или иной человек, законно находящийся на территории страны.
  • Организации, как коммерческие, так и некоммерческие.
  • Государство в лице как Российской Федерации в целом (федеральная госсобственность), так и её отдельных субъектов.
  • Органы местного самоуправления (муниципальная собственность).

Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции РФ все виды и формы собственности в нашей стране равны и защищаются законом одинаково. Предпочтительная защита какой-то одной формы (как во времена СССР) более не допускается.

Статья 8. Конституция Российской Федерации

  1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
  2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

СПРАВКА: Поэтому кто бы ни был собственником помещения, его права будут такими же, как и у любого другого собственника.

Заключение договора управления коммерческой недвижимостью с одним из арендаторов

Управление недвижимостью направлено на создание условий максимально выгодных для владельца и создание профессионально продуманной схемы использования недвижимости. Сюда входит:

  1. Грамотное управление ОН (объектом недвижимости).
  2. Создание нормальной работы коммунальных служб.
  3. Грамотное представительство объекта на рынке недвижимости.
  4. Работа по связи с общественностью и органами местной власти.
  5. Участие в создании плана по развитию недвижимости.

Оперативное управление: определение, порядок оформления

Управляющая организация в нежилом комплексе несёт обязанности:

  • ведёт переговоры с властями, организациями, собственниками;
  • организовывает юридическое сопровождение и заключение сделок и договоров с РСО;
  • осуществляет поиск, заключение договора с клининговой компанией;
  • создание надлежащей и необходимой охраны объекта, посредством поиска, заключения договора с ЧОП;
  • выступает как гарант выполнения заключенных договоров;
  • выбирает стратегию бережного и целесообразного расходования финансов на содержание объекта недвижимости.

Основные цели управления рынком недвижимости:

  1. Согласно Конституции каждый гражданин имеет право на владение, пользование и распоряжение объектами жилого и нежилого фонда и приобретение обязанностей, связанных с владением недвижимостью.
  2. Все участники рынка недвижимости должны функционировать согласно порядка и законов, принятых в этой сфере.
  3. Все стороны и лица, участвующие в операциях с недвижимостью должны быть надёжней защищены от обмана и махинаций преступников и преступных группировок в сфере недвижимости.
  4. Установление цен на недвижимость согласно спросу и предложению, т.е. обеспечение свободной конкуренции на рынке недвижимости.
  5. Создание выгодных условий для инвестирования в коммерческую недвижимость и строительство в целом.
  6. Обеспечение людей жильём, согласно их уровню жизни и достатку, и создание лучших условий для комфортной и безопасной жизни и ведения бизнеса.
  7. Контроль за тарифами и целесообразное налогообложение налогообложение собственников недвижимости.
  8. Решение жилищной проблемы не только в столице, но и в регионах и самых отдалённых провинциях.

Цели и задачи управления объектами нежилого фонда:

  1. Создание благоприятных условий для жизнедеятельности граждан.
  2. Развитие экономики и предпринимательства.
  3. Обеспечение эффективности использования имущества.

Бывает и такое, что новый распорядитель имущества недобросовестно и непрофессионально выполняет свои прямые обязанности. Эти действия могут являться прямым нарушением действующего договора и расцениваться, как основание для его расторжения с несением издержек и неустоек, которые будут возмещаться из кармана того же управляющего. Не зря говорится в пословице «взялся за гуж, не говори, что не дюж»!

Учредитель вправе требовать от управляющего имуществом соблюдения тех условий, которые оговорены в договоре. Зачастую управляющий должен отчитываться учредителю путём предоставления отчёта о проведённой деятельности. Такой отчет представляется в сроки и в порядки его предоставления также должны быть прописаны в договоре. В первом виде ответственности выделяется ответственность доверительного управляющего, предусмотренная п. 1 ст. 1022 ГК РФ.

Указанная норма предусматривает, что доверительный управляющий, не проявивший при доверительном управлении имуществом должной заботливости об интересах выгодоприобретателя или учредителя управления, возмещает выгодоприобретателю упущенную за время доверительного управления имуществом выгоду, а учредителю управления – ущерб, причиненный утратой или повреждением имущества, с учетом его естественного износа, а также упущенную выгоду (абз. 1 п. 1 ст. 1022 ГК РФ).

Если Доверительному управляющему удастся доказать, что убытки возникли вследствие наличие факторов непреодолимой силы, или случиться иному помешала та или иная деятельность выгодоприобретателя или учредителя.

Как говорится, в погоне за выгодным распоряжением имуществом все средства хороши. Предложенные виды организаций по обеспечению управления нежилой недвижимостью имеют как свои плюсы, так и минусы. Договоры и документация, можно сказать, стандартные и типовые. Закон, есть закон и особой фантазией не отличается.

TPACCEP писал(а):Источник цитаты …он один из собственников… Тогда сложнее. ГК в помощь. Там вроде есть что почитать на эту тему. Законодательство устанавливает, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по взаимному соглашению всех ее участников (п. 1 ст. 246, п. 1 ст. 247

Инфо

ГК РФ). Поэтому использование помещений, входящих в здание, находящееся в общей долевой собственности, даже для собственных нужд участников такой собственности должно осуществляться с общего согласия всех участников, а при его недостижении — по решению суда. Каких-либо обязательных требований к форме такого соглашения и к его условиям законодательство не предъявляет. Вместе с тем полагается, что на указанное соглашение должны распространяться общие положения ГК РФ о форме сделок (ст.

158 ГК РФ).

Могут ли это быть несколько человек одновременно?

Закон допускает владение помещением не только со стороны одного лица, но и нескольких одновременно. В этом случае общая собственность может быть:

  1. Долевой – такая встречается в подавляющем большинстве случаев. При ней каждой стороне принадлежит чётко определённая доля в праве на помещение.
  2. Совместной. При этой форме доли заранее не определяются. Такое может быть, если помещение принадлежит супругам (ст. 34 СК РФ), фермерскому хозяйству (ст. 257 ГК РФ), СНТ (ст. 4 ФЗ №66-ФЗ от 15.04.1998 г. – до 1 января 2019 года) или некоторым другим редко встречающимся субъектам.

Способы, их достоинства и недостатки

Собственник недвижимости – это то лицо, которое за владение собственной недвижимостью не приобретает выгоды и не получает ежемесячного вознаграждения за свой труд. Он вынужден выполнять очень много обязанностей по содержанию своих квартир и земель (на даче) в чистоте и порядке, вовремя уплачивать налоги, и ещё при этом заниматься основной рабочей деятельностью. Порой это не под силу одному человеку.

Для этих целей придумано такое перераспределение своих вещных прав на недвижимость другому лицу, группе лиц или целой компании. Насколько это удобно и целесообразно, предстоит выяснить дальше.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 7 (499) 653-64-25 . Это быстро и бесплатно !

В здании с коммерческими помещениями УК должна осуществлять содержание здания в надлежащем состоянии, а также проводить своевременный ремонт стен и коммуникаций. Она заключает договор с РСО (для собственников жилых помещений). Хотя собственники вправе делать это самостоятельно.

Деятельность УК может распространяться более чем на одно здание.

От ТСЖ отличается объемом управляемых домов и структурированной организацией. В ТСЖ, которое в обычном случае представляет один дом, действует право каждого члена товарищества на выражение и учёт его мнения.

Плюсом управляющей компании может являться профессиональный подход к управленческим делам.

  • Получение прибыли за счёт жителей дома, т.е. можно смело сказать, что эта организация призвана наживаться на своих подопечных.
  • Невозможность контролировать и детализировать счета УК, куда поступают денежные отчисления жильцов.
  • И, самое больное и обидное, что для принятия решения об эксплуатации дома управляющей компании совсем неважно согласие собственников жилых квартир. Это тот случай, когда во главе многоквартирного дома стоит УК, а жильцы в данном случае – пассивная масса людей. И им волей – неволей приходиться принимать навязываемые ей решения управленцев.

Оформление отношений с УК происходит путём заключения соответствующего договора с собственниками, согласно ст. 162 ЖК РФ.

ТСЖ (товарищество собственников жилья). Собственник нежилого помещения является владельцем доли собственности, согласно Жилищному кодексу и закону «О товариществах собственников жилья».

Целью создания товарищества собственников жилья (ТСЖ) является — управление общим имуществом дома и осуществление деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставление коммунальных услуг, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления МКД либо на совместное использование имущества собственников (ч. 1 ст. 135 ЖК РФ).

ТСЖ может принимать решения о хозяйственной деятельности (постройках, пристройках общих помещений), распоряжаться средствами собственников, жертвуемые на содержание общедомового имущества (платежи и взносы), наем работников или компаний, осуществляющих ремонт и обслуживание систем и коммуникаций.

  • Все решения о управлении имуществом дома или другие организационные моменты решаются путём голосования простым большинством голосов. Т.е. сами собственники – это активные творцы своей судьбы.
  • Возможность сдавать верхние нежилые помещения и нижние цокольные этажи в аренду под коммерческую деятельность, а также продавать глухие стены дома под размещение городской рекламы.
  • Долги за коммунальные платежи «раскидываются» на всех других жильцов. Злостного неплательщика правление ТСЖ не сможет и даже не имеет моральных и силовых рычагов заставить платить по квитанции, если человек не желает делать это добровольно.
  • Отчисления на капитальный ремонт в квитанциях собственников ТСЖ не может обеспечить той суммы, чтобы действительно сделать серьёзный и качественный ремонт дома (о том, обязаны ли собственники нежилых помещений оплачивать счета на капремонт МКД, мы рассказывали тут). Так что средства ТСЖ нужно начинать копить, пока ещё тот не успел пообветшать.

Плюсы такой формы управления имуществом налицо. Но недостаток в том, что недвижимостью владеют люди, с разным менталитетом и мировоззрением, которые имеют разные понятия о правильности, ценности и целесообразности того или иного решения. Но тем не менее окончательный выбор осуществляется большинством собственников, и оно является обязательным для всех. Среди минусов можно указать ещё один – непрофессионализм самих собой управляющих жильцов.

Жилищно-строительный кооператив является одним из видов потребительских кооперативов (п. 4 ст. 110 ЖК РФ). К потребительским кооперативам относятся добровольные объединения граждан и юридических лиц на основе их членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников путем объединения его членами имущественных паевых взносов (п. 1 ст. 116 ГК РФ).

Оперативное управление: определение, порядок оформления

Целью создания жилищно-строительного кооператива является возведение (или реконструкция) и последующее содержание многоквартирного жилого дома в интересах его членов. ЖСК, как и другие потребительские кооперативы, является некоммерческой организацией (ст. 116 ГК РФ) и не ведут предпринимательской деятельности.

ЖСК может создаваться не только собственниками помещения, главное условие – внесение пая, который и даёт право собственности на одно из помещений в доме.

Учредительный документ ЖСК обычно содержит сведения (ст. 113 ЖК РФ):

  1. Название ЖСК.
  2. Место его локации.
  3. Содержание и цель деятельности.
  4. Процедура вступления в кооператив.
  5. Как выйти из него и получить обратно свой паевой взнос.
  6. Вступительные и паевые взносы, их размер.
  7. График их внесения.
  8. Ответственность за несоблюдение условий договора.
  9. Органы управления и контроля ЖСК.
  10. Процедура принятия решений по вопросам жизни и деятельности кооператива.
  11. Процедура банкротства и ликвидации ЖСК.

Оперативное управление имуществом – термин, которым обозначается ограниченное вещное право. Это понятие используется в юридическом поле стран бывшего СССР. В России термин содержится в статье 296 Гражданского кодекса РФ.

Прежде чем рассматривать суть определения, следует разъяснить, что же вообще такое вещное право. Так, согласно тому же Гражданскому кодексу РФ, все права граждан делятся на вещные и обязательственные.

  • они приравниваются к абсолютным правам (права граждан на принадлежащее им движимое и недвижимое имущество являются безусловными и не должны нарушаться третьими лицами);
  • они могут быть признаны только в том случае, если являются частью норм той страны, в гражданском праве которой они используются;
  • они не ограничиваются имуществом – к ним могут относиться права на управление доходами, пожизненное наследование земли и многое другое.

Ограниченное вещное право предполагает ситуацию, в которой вещь находится в собственности одного лица, а во владении – другого. Права владельца этой вещи в таком случае крайне ограничены.

Государство, также как частные и юридические лица, может являться собственником определенного имущества и передавать права на него в оперативное управление для ограниченного использования.

Вместе с правом оперативного управления государственным имуществом предприятия и организации получают право владения и распоряжения этим имуществом в порядке, предусмотренном положениями статьи 296 ГК РФ. Иными словами, управлять госимуществом разрешается только в рамках его целевого назначения и компетенции распорядителя, которому оно было передано.

Государство может наделять распорядителей имуществом разными полномочиями. При этом организации, получившие имущество в оперативное управление, не могут распоряжаться им по собственному усмотрению. Распоряжение должно осуществляться по согласованию с собственником.

Доходы, получаемые вследствие управления имуществом, также должны распределяться с ведения собственника. Распорядитель не вправе самостоятельно решать, на что направлять полученные средства (если иное не предусмотрено документами).

  • организации, обслуживающие жилищный фонд;
  • учреждения культуры и спорта;
  • учреждения образования и научной сферы;
  • медицинские организации;
  • предприятия, поставляющие ресурсы населению (электроэнергию, газ, отопление и прочее).

Если предприятиями будут нарушаться правила эксплуатации переданного имущества, целевое назначение, либо если оно будет подвержено порче, собственник в любой момент сможет отозвать полномочия.

После изъятия объекта государство сможет устранить выявленные нарушения и организовать распоряжение имуществом в соответствии со своими планами и намерениями.

Оперативное управление: определение, порядок оформления

Чаще всего государственное имущество передается предприятиям для того, чтобы последние смогли обеспечить его эффективное использование, предполагающее минимум затрат.

  • координация работы каждой производственной структуры и элемента;
  • работа с документацией, касающейся объекта;
  • календарное планирование (определение и контроль сроков выполнения работ, планирование мероприятий по каждому направлению);
  • управление производственными процессами;
  • обоснование и контроль текущих затрат;
  • техническое обеспечение объекта (обеспечение необходимым оборудованием, материалами для организации работы);
  • контроль соблюдения правил пожарной безопасности, охраны труда и т. д.;
  • взаимодействие с налоговыми и другими государственными структурами (предприятия, осуществляющие оперативное управление госимуществом, облагаются налогом на прибыль вне зависимости от видов деятельности, которыми они занимаются).

Часто целями оперативного управления является обеспечение прибыльности производства при минимизации текущих издержек.

Сделка по передаче имущества в оперативное управление должна быть оформлена в соответствии с действующим законодательством. Так, после передачи госимущества какому-либо предприятию, последнее должно провести регистрацию в Росреестре. Регистрация права оперативного управления осуществляется в определенном порядке.

Порядок следующий:

  • сбор и подготовка документации, подтверждающей совершение сделки;
  • обращение в один из МФЦ или сразу в Росреестр и передача документации, которая была оформлена в связи с передачей прав;
  • получение свидетельства о регистрации права;
  • внесение сведений в Росреестр и получение соответствующей выписки из него.
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • уставные документы, выписки из налоговых органов и органов статистики;
  • документы, подтверждающие передачу права собственности;
  • документы на передаваемую недвижимость (техпаспорта, кадастровые документы и т. д.), в том числе, правоустанавливающая документация.

Права и обязанности по содержанию имущества

Оперативное управление имуществом – это, прежде всего, обладание и имуществом, переданным юридическому лицу, и использование его. Серьезно ограничивается распоряжение имуществом, т. е. наложен запрет на продажу, дарение, передачу в залог, передачу в уставной капитал.

Вправе ли владелец сдавать имущество в аренду? Ответ зависит от того, что написано в уставных документах и в договоре с собственником. Сделки с имуществом такого рода разрешено заключать с согласия представителя собственника.

Дополнительные ограничения устанавливаются собственником с помощью норм закона и договора. В случае с государственной или муниципальной формой собственности предполагается возможность дачи распорядителем имущества дополнительных указаний относительно его вне норм договора.

В судебной практике отмечается право собственника изъять имущество, используемое не по назначению, либо являющееся излишним.

Неотъемлемая часть договора на право оперативного управления имуществом – приложение, описывающее переданное имущество, его свойства, особенности. Прилагается техническая документация.

В случае передачи недвижимости в приложении нет необходимости, адреса и кадастрового номера вполне достаточно.

При подписании договора обязательно составляется акт приема-передачи. В нем отмечаются особенности, какие-то нюансы, которые могут в будущем оказать влияние на права сторон.

Права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации. Соответственно, в отношении нежилого помещения подтверждающими документами будут те, которые выданы регистрирующими органами (в настоящий момент – Росреестром). К числу таких документов относятся:

  • Оперативное управление: определение, порядок оформленияДо июля 2016 года – свидетельство о регистрации. Старые документы не потеряли юридической силы, но новые более не выдаются.
  • Выписка из ЕГРН. По состоянию на сегодняшний момент это основной и главный документ, который подтверждает статус собственника в отношении любых помещений, зданий и сооружений, а также участков земли. Этот документ сейчас объединяет в себе данные, ранее содержавшиеся в свидетельстве и кадастровой справке.

Ситуация с недвижимостью и правами на неё может меняться со временем: собственник продаст имущество, организация сменит форму, на объект будет наложен арест и т. д.

договор оперативного управления

ВАЖНО: Поэтому, хотя срок действия выписки законом не ограничен, крайне не рекомендуется пользоваться той, которая была выдана более 30 дней назад.

Лицо, на законных основаниях владеющее нежилым помещением, имеет право:

  • Оперативное управление: определение, порядок оформленияПользоваться им любым способом, не нарушающим закон.
  • Распоряжаться им, в том числе продавая, сдавая в аренду, внося в уставной капитал хозяйственных обществ и т. д.
  • Защищать своё имущество от любых посягательств со стороны, в том числе и с помощью судебных исков.
  • Пользоваться общей собственностью, если помещение расположено в многоквартирном доме либо здании.

Собственник нежилого помещения имеет следующие обязанности:

  • Не нарушать законные интересы третьих лиц при использовании помещения.
  • Платить налоги за своё имущество.
  • Участвовать в несении расходов на содержание своего имущества. Особенно это важно в том случае, когда объект находится в собственности двух и более лиц: каждый из сособственников несёт расходы на него – либо равные, либо пропорционально долям (ст. 249 ГК РФ).
  • Участвовать в расходах на содержание общедомового имущества – пропорционально принадлежащей ему в здании площади.
  • Не распоряжаться своей долей в общей собственности на домовое имущество отдельно от помещения. Это означает, что хотя собственнику помещения в многоквартирном доме и принадлежит доля в его инфраструктуре, продать, подарить или, к примеру, заложить её отдельно от помещения он не может.

Статья 249 ГК РФ. Расходы по содержанию имущества, находящегося в долевой собственности

Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Однако вступившие в силу изменения вызывают некоторые правовые коллизии в трактовании жилищного законодательства. Ведь согласно ст.200 ЖК РФ, управляющая компания при исключении сведений об МКД из реестра лицензий субъекта РФ, при прекращении действия/аннулировании лицензии должна надлежащим образом исполнять свои обязанности по управлению домом, выполнению работ и оказанию услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД по требованию российского законодательства до:

  • возникновения обязательств по управлению МКД у управляющей компании, избранной ОСС или по результатам проведённого органом местного самоуправления открытого конкурса (ч.7 ст.162 ЖК РФ);
  • возникновения обязательств по договору управления МКД, заключённому УК с ТСЖ, ТСН, ЖСК или иным специализированным потребительским кооперативом;
  • переходом на непосредственный способ управления домом (ч.1 и 2 ст.164 ЖК РФ);
  • государственной регистрации ТСН, ЖСК или иного специализированного потребительского кооператива.

Таким образом, жилищное законодательство обязует управляющую компанию, лишённую лицензии или чей дом ушёл из управления, до момента передачи этого МКД другой УК продолжать вести свою деятельность по управлению и содержанию этого дома.

Но по закону у управляющей компании, лишённой лицензии, в момент прекращения её действия или с момента ухода МКД из управления автоматически пропадает право на управление многоквартирным домом и предоставление соответствующих услуги и выполнение работ по содержанию дома.

Как быть в этом случае? Ведь в этот промежуток времени УК придётся платить подрядным организациям и своим сотрудникам за содержание МКД и управление домом. Откуда брать эти средства и как их компенсировать, если уже управляющая компания не имеет права выставлять собственникам квитанции за ЖКУ?

Кроме того, управляющей компании грозит серьёзный штраф за осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД без лицензии по ч.1 ст.14.1.3 КоАП РФ от 150 до 250 тысяч рублей. Как действовать управляющей компании в этом случае? Будем рады вашим комментариям и соображениям на этот счёт.

Изменения в перечне документов для получения лицензии на управление МКД

Договор управления нежилым имуществом – это официальный документ, составляемый и подписываемый с целью контроля отношений между собственником и организацией, предоставляющей коммунальные ресурсы (какими коммунальными услугами могут пользоваться собственники нежилых помещений и по каким тарифам они должны их оплачивать, мы рассказывали здесь).

Для того, чтобы решать и фиксировать возникновение спорных моментов и ответственности, которая возникает у собственника и управляющей организации по отношению друг к другу, и заключается договор. Если такового нет, то владелец коммерческих площадей оплачивает услуги по тому же самому тарифу, что и жильцы дома. Также несёт бремя содержания общедомового имущества.

Собственник коммерческой недвижимости должен заключить в письменной форме договоры с ресурсоснабжающими организациями. Он же обязуется заключить договор на вывоз ТКО (Твёрдые Коммунальные Отходы) – с региональным оператором. Это требование предусматривает абзац 14 подпункта «п» пункта 31 и абзац 9 подпункта «к» пункта 148(22) Правил № 354.

Договор состоит из нескольких частей:

  1. Расшифровка общих понятий, включенных в договор.
  2. Предмет договора: характеристика сторон и предоставляемых ресурсов (указывается общая площадь (в кв.м.).
  3. Обязанности сторон.
  4. Их права.
  5. Цены коммунальных услуг, откуда они берутся (расчётная формула).
  6. Порядок оплаты.
  7. Ответственность управляющей организации и собственника.
  8. Сроки действия документа (начало и окончание действия договора цифрами).
  9. Порядок расторжения и разрешения спорных ситуаций.
  10. Дополнения (обычно указывается полный перечень предоставляемых услуг, примерное количество использованных ресурсов, тариф и ориентировочная цена.
  11. Адреса и подписи сторон.

Для заключения договора с УК, собственник должен предоставить следующие документы:

  • Копии договоров с РСО. Собственник должен предоставить их в течение 5 дней после его заключения, в том случае, если факт ещё не свершился.
  • Объем затраченных собственником нежилого помещения ресурсов (электричество, вода, газ и т.д.). Собственники нежилых помещений обязаны предоставлять эти данные в том же порядке и сроки, которые установлены для сдачи показаний ИПУ потребителями коммунальных услуг (п. 18 Правил № 354).
  • Объемы услуги по обращению с ТКО, оказанной конкретный промежуток времени. Собственник должен предоставить эти сведения в течение 3 рабочих дней (абз. 4 п. 148 Правил № 354).

Документ составляется в двух экземплярах: по одной для каждой из сторон.

Срок фактического действия договора от 1 до 5 лет. Если на протяжении всего этого срока никаких проблем с исполнением условий договорённостей со стороны собственника не наблюдалось, то такой договор пролонгируется автоматически.

При заключении договора с ТСЖ оговаривается и указывается в документе:

  1. Перечень общего имущества, подлежащего содержанию и ремонту.
  2. Возможные виды работ по содержанию и ремонту имущества, способ их осуществления (собственными силами или с привлечением подрядчиков).
  3. Ответственность ТСЖ за неисполнение обязательств по договору.
  4. Обязанности собственника по своевременной и полной оплате коммунальных и прочих услуг на содержание и ремонт имущества.
  5. Установленные сроки, порядок, размер оплаты таких услуг и ответственность за нарушение сроков и полноты оплат.

Собственники помещений в нежилом здании (БЦ) выбрали (на общем собрании) некоторое юр лицо для осуществления эксплуатации здания, которая «следит» за состоянием общего имущества, коммуникаций, уборкой территории и мусора, охраны в здании. Нужна ли данному юр лицу лицензия на осуществелние такого вида деятельности?

Сегодня мы уже ответили на 537 вопросов . В среднем ожидание ответа – 14 минут.

Указанная Вами деятельность по управлению нежилым зданием не входит в списки деятельности, подлежащей лицензированию.

С уважением! Г.А. Кураев

Прилагаю Перечень лицензируемой деятельности

оперативное управление имуществом это

Правомерна ли данная ситуация, или часть здания может передаваться второму учреждению только на праве оперативного управления?

  • Правовая помощь юриста
  • Передача помещений в оперативное управление
  • Передача помещений в оперативное управление
  • Юридическая консультация онлайн

Оперативное управление: определение, порядок оформления Оперативное управление предприятием включает в себя несколько составляющих.

    • Оперативное управление: определение, порядок оформления
      • За государственным бюджетным учреждением на праве оперативного управления закреплено здание
  • За государственным бюджетным учреждением на праве оперативного управления закреплено здание. Часть здания передана по договору безвозмездного пользования другому государственному бюджетному учреждению того же уровня собственности.

С момента начала действия договоренности, гражданин становится клиентом организации, предоставляющей коммунальные услуги. Другие сборы УО для него не распространяются. Вторым вариантом является согласование документа с УО. В таком случае организация управления МКД направляет данные в РСО о наличии нежилых помещений в собственности.

Далее УО оповещает владельцев об обязанности заключения договора с РСО. Обслуживание через ТСЖ Организацией и обеспечением в МКД часто занимается ТСЖ. Для разрешения всех вопросов с данной формой правления требуется также согласовать определенный проект управления. В нежилых помещения могут находится значимые коммуникационные сооружения, доступ к которым важен для всего дома. Собственнику необходимо согласовать с ТСЖ разрешение на проведение техобслуживания на его территории.

Важно

Договор управления нежилым зданием (торговый центр) Оптимальная форма взаимоотношений между собственником и управляющей компании определяется индивидуально. ВВЕРХ По каким принципам организуется система управления торговым центром, и как осуществляется непосредственно сам процесс управления? Вопрос задала Сталинкова Анна, г. Заключение договора управления коммерческой недвижимостью с одним из арендаторов Важно Помимо еженедельной проверки каждого магазина для оценки его состояния управляющие высшего звена в ходе ежемесячного обхода объекта должны посетить и осмотреть каждый магазин и поговорить с каждым арендатором.

Если выявляется проблема, её следует обсудить во время визита. Внимание В случае явного нарушения условий аренды потребуется официальное извещение.

158 ГК РФ).

Управляющие, которые работают за вознаграждение, как правило, получают его в виде процента от доходов от аренды (обычно от 2 до 6% в зависимости от размера центра и пределов ответственности). Владелец/управляющий должен также решить, будет ли он нанимать управляющего объектом. Для большинства центров, площадь которых составляет менее 400 000 кв.

футов (37 200 кв.м), в найме управляющего объектом нет необходимости, если владелец не захочет включить в проект офисы. Учитывая тот факт, что районы старого города обычно испытывают нехватку услуг розничной торговли и имеют отличные возможности для строительства новых центров или оживления уличной торговли, следует помнить, что обеспечение безопасности — это существенный фактор для успешной деятельности торговых центров, который требует принятия адекватных мер после тщательной оценки потребностей.

ГК РФ, с условием о единогласном принятии решений по управлению общей долевой собственностью, неверно толкуют Постановление ВАС РФ от 23.07.2009 № 64, и при разрешении спора применил именно соответствующие статьи ЖК РФ, регулирующие порядок проведения общих собраний [1]. Ту же позицию занял и четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассматривая вопрос о признании недействительным общего собрания собственников нежилых помещений в Торговом центре «Южный».

Внимание

О.П.Казаченок Аннотация. В статье рассматривается актуальный в условиях курса на повышение инвестиционной привлекательности нашей страны вопрос управления общим имуществом собственниками коммерческой недвижимости. Выявлены пробелы действующего законодательства, не содержащего специальных норм управления общей собственностью для объектов коммерческого назначения. В статье подробно анализируется судебная практика как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов по разрешению споров сособственников коммерческой недвижимости, связанных с ее управлением.

Большинство судов сходится к единой позиции применения к данным правоотношениям норм Жилищного кодекса РФ по аналогии. Автором приводятся предложения по дополнению Гражданского кодекса РФ с внесением в него дополнений в части закрепления за собственниками общего имущества правомочий управления.

До введения лицензирования УК застройщик мог сразу после ввода МКД в эксплуатацию заключить договор управления с управляющей компанией или управлять домом самостоятельно до заключения соответствующих договоров с избранной по итогам открытого конкурса управляющей компанией. Открытый конкурс, напоминаем, проводится органом местного самоуправления.

При этом лицензирование не внесло каких-то существенных коррективов в этой области и не лишило застройщика права выбора управляющей компании. До заключения договора управления МКД между застройщиком (п.6 ч.2 ст.153 ЖК РФ) и УК, выбранной по результатам открытого конкурса, управление домом осуществляется управляющей компанией, с которой застройщик должен заключить договор управления не позднее чем через 5 дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию дома (ч.14 ст.161 ЖК РФ).

После ввода МКД в эксплуатацию органы местного самоуправления должны провести открытый конкурс по выбору УК для управления многоквартирным домом, если в течение года до дня проведения конкурса собственники не выбрали способ его управления или принятое жильцами решение не реализовано (ч.4 ст.161 ЖК РФ).

договор на оперативное управление имуществом

Таким образом, после ввода МКД в эксплуатацию и до проведения открытого конкурса по выбору УК застройщик вправе заключить договор с любой управляющей компанией по своему усмотрению. Выбранная застройщиком УК будет осуществлять управление домом, пока МКД не будет выставлен на открытый конкурс или собственники не выберут на общем собрании другую управляющую компанию или иной способ управления.

При смене юридического адреса УК – переоформление лицензии

Довольно часто на практике возникает ситуация, когда известен только адрес помещения, но не его владелец. Можно ли узнать, кому принадлежит помещение по данным о его расположении?

Да, сделать это можно. Дело в том, что данные ЕГРН доступны всем желающим. Для того, чтобы получить полную информацию об объекте, включая и данные о собственнике, нужно направить запрос в Росреестр и заказать выписку оттуда:

  1. Лично обратившись в отделение Росреестра по месту нахождения объекта.
  2. С помощью онлайн-сервиса на официальном сайте этой организации. Однако для этого лицу потребуется предварительная регистрация на портале «Госуслуги».

Нужно помнить, что хотя информация из ЕГРН доступна всем желающим, услуга по её выдаче – платная. По состоянию на конец 2017 – начало 2018 года гражданам эта выписка обойдётся не менее чем в 300 рублей. Точные тарифы, действующие на данный момент, надо узнавать в Росреестре.

Другие изменения в лицензировании УК

Как мы уже упоминали выше, 7 января 2016 года вступило в силу Постановление Правительства РФ №1434 от 25 декабря 2015 года «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Документ дополнил Правила содержания общего имущества в МКД (Постановление Правительства РФ №491 от 13 августа 2006 года). Теперь техническая документация на жилой дом также включает в себя:

  • документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учёта, данные о проведении их ремонта, замены, поверки, сведения об оснащении квартир собственников индивидуальными, общими (квартирными) приборами учёта, информацию о каждом установленном счётчике (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки и контрольного снятия показаний;
  • сметы и описи работ по проведению текущего ремонта и оказанию услуг по содержанию общего имущества в МКД;
  • акты проверок и выданные паспорта готовности МКД к отопительному периоду;
  • списки собственников и нанимателей помещений в МКД, лиц, использующих общее имущество в доме на основании договора управления с УК (по решению ОСС) с учётом требований законодательства РФ о защите персональных данных (152-ФЗ);
  • договоры об использовании общего имущества собственников помещений в МКД;
  • оригиналы решений и протоколов ОСС.

Также данное Постановление Правительства РФ дополнило Правила, обязательные при заключении УК договоров с РСО (ПП РФ №124 от 14 февраля 2012 года «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг»).

Так, в договоре ресурсоснабжения появилось дополнительное условие к уже имеющимся. Стороны договора должны в обязательном порядке подписывать акты, фиксирующие показания ОДПУ на момент прекращения обязательств УК, в том числе в связи с исключением сведений об МКД из реестра лицензий субъекта РФ или прекращением/аннулированием лицензии управляющей компании на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД.

Также в этих Правилах появился дополнительный пункт, который гласит, что договор ресурсоснабжения прекращается одновременно с прекращением договора управления МКД при исключении сведений о доме из реестра лицензий субъекта РФ или при прекращении действия/аннулирования лицензии.

Документ дополнил Правила осуществления деятельности по управлению МКД (Постановление Правительства РФ №416 от 15 мая 2013 года «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами») целым разделом.

Новый раздел VI называется “Порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами или ее аннулированием”.

В нём говорится, что при исключении сведений об МКД из реестра лицензий субъекта РФ, при прекращении действия/аннулировании лицензии УК, датой прекращения договора управления является день, предшествующий дню начала управления МКД другой управляющей компанией, выбранной общим собранием собственников или в результате открытого конкурса (ч.5,6 ст.200 ЖК РФ).

договор на право оперативного управления имуществом

Если способ управления МКД был изменён, то датой прекращения договора управления является день, предшествующий дню начала осуществления нового способа управления. То есть договор управления МКД будет считаться действительным между УК и собственниками до того момента, пока дом не перейдёт в управление другой управляющей компании и не будет заключён новый договор управления.

Следующий пункт данного раздела гласит, что в случае исключения сведений об МКД из реестра лицензий субъекта РФ, прекращения действия/аннулирования лицензии, то УК должна передать новой управляющей компании по отдельному акту приёма-передачи всю техническую и другую сопутствующую документацию на дом (ПП РФ №491 от 13 августа 2006 года, ПП РФ №354 от 6 мая 2011 года). Документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения.

В последнем пункте нового раздела сказано, что договоры УК с подрядными организациями на выполнение работ и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, на проведение капитального ремонта дома прекращаются одновременно с прекращением договора управления МКД, если сведения о доме исключены из реестра лицензий субъекта РФ, действие лицензии прекращено или она аннулирована.

Если прежний собственник решил распорядиться своим имуществом и передать его другому лицу в собственность, то смена владельца оформляться следующим образом:

  1. Оперативное управление: определение, порядок оформленияСоставляется договор купли-продажи, дарения или иной – в зависимости от сущности сделки.
  2. Оплачивается госпошлина, в Росреестр напрямую, по почте или через МФЦ подаётся заявление, экземпляры договора и иные необходимые документы.
  3. В установленное законом время Росреестр вносит изменение в данные ЕГРН и выдаёт новому собственнику выписку.

В том случае, если в отношении недвижимости были заключены договора, не расторгающиеся в случае смены собственника, новое лицо обязано уведомить контрагентов по таким договорам о произошедших переменах. Среди таких договоров чаще всего встречается договор аренды – и тогда уведомление направляется арендатору, чтобы он знал, кому теперь должен вносить арендную плату.

ВАЖНО: Менять условия ранее заключённого договора новый хозяин, согласно ч. 1 ст. 617 ГК РФ, по своей воле не может.

Статья 617 ГК РФ. Сохранение договора аренды в силе при изменении сторон

  1. Переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
  2. В случае смерти гражданина, арендующего недвижимое имущество, его права и обязанности по договору аренды переходят к наследнику, если законом или договором не предусмотрено иное.

    Арендодатель не вправе отказать такому наследнику во вступлении в договор на оставшийся срок его действия, за исключением случая, когда заключение договора было обусловлено личными качествами арендатора.

Для арендатора достаточно только письменного уведомления. Составлять и подписывать с ним дополнительное соглашение не нужно, поскольку условия договора, как прямо сказано в законе, не меняются.

Для чего созывается собрание?

В том случае, если помещение, пусть даже нежилое, находится внутри многоквартирного дома, его владелец должен участвовать в управлении домом – в том числе и в общем собрании собственников. Согласно ст. 45 ЖК РФ, собрание собственников проводится не реже, чем раз в год.

Обычное время проведения – второй квартал года, который идёт за отчётным периодом. Кроме того, любой собственник может просить о проведении внеочередного собрания. Если при этом он владеет не менее чем 10% голосов – собрание должно быть проведено.

договор на право оперативного управления муниципальным имуществом

На общем собрании решаются следующие вопросы:

  1. Оперативное управление: определение, порядок оформленияО капитальном ремонте, реконструкции, расширении здания, строительстве пристроек.
  2. О формировании фонда для капремонта, размерах взносов туда – и о лице, которое будет открывать счёт и вести операции по этому фонду.
  3. О получении ТСЖ, управляющей компании или иной организацией, управляющей домом, займа, о его погашении за счёт фонда капремонта.
  4. О границах земельного участка под домом и порядке пользования этой землёй.
  5. О лицах, уполномоченных вести дела от имени собственников.
  6. О выборе управляющей компании и т. д.

К компетенции общего собрания могут быть отнесены и другие вопросы. Решения собрания принимаются как очно, так и заочно, путём отправки собственникам опросных листов.

Когда требуется доверенность на представление интересов?

ВНИМАНИЕ: В тех случаях, когда лицо не может само реализовать свои права по каким-то причинам, оно может воспользоваться помощью представителя.

Это касается и реализации прав, вытекающих из владения нежилым помещением. Собственник может выдать доверенность в следующих случаях:

  • Когда помещение принадлежит организации. Единственный человек, действующий от юридического лица без доверенности – это его руководитель. Все остальные сотрудники должны этот документ иметь.
  • Оперативное управление: определение, порядок оформленияКогда собственник не может лично присутствовать на общем собрании и направляет представителя.
  • Когда требуется регистрация прав в Росреестре. В этом случае доверенность должна быть нотариально заверена.

Также доверенность необходима во всех иных ситуациях, когда от имени собственника действует другое лицо. Единственным исключением является случай, когда помещение принадлежит несовершеннолетнему, и от его имени действуют родители: они вправе представлять интересы ребёнка и без специального документа.

В каком случае возможна отправка хозяину претензии?

В некоторых случаях собственник может получить претензию со стороны, например, если:

  1. У него образовалась задолженность по оплате за электричество, воду и по другим аналогичным платежам.
  2. Когда он использует имущество так, что нарушает законные интересы других лиц (например, использует помещение на первом этаже жилого дома как мастерскую, и шум от работы инструментами звучит после 22 часов).
  3. Когда содержит общую собственность в неудовлетворительном состоянии, если по решению общего собрания содержание её возложено на собственников.
  4. Когда из помещения произошёл залив соседей.

Также возможно направление претензий и в других ситуациях, когда действия либо бездействие собственника нарушают чужие интересы или права.

Заключение

Лицо, законно владеющее нежилым помещением, имеет ряд прав, защищаемых законом. Однако вместе с правами оно получает и ряд обязанностей, а сами права начинают действовать в полной мере лишь тогда, когда произошла их регистрация по закону.

Если имущество находится в собственности государства или муниципалитета, то договор заключается на основании постановления главы муниципального образования, либо иного должностного лица, имеющего полномочия.

От имени государства выступают или представители департамента имущественных отношений (если имущество принадлежит региону) или территориального управления Росимущества.

Без их распорядительных актов договор на оперативное управление имуществом не заключается. Если эти акты были приняты, но с нарушениями закона, договор могут впоследствии признать недействительным.

Как быть с имуществом частной организации, переданным в управление? Требуется согласие собственника. В крупной компании сюда включается согласие директора, как его представителя, или даже членов правления, в зависимости от суммы сделки и иных факторов. Комплект документов и порядок действий определяются уставом или учредительным договором.

Оперативное управление имуществом – это разновидность прав на чужое имущество. Применяется в основном в системе руководства государственной или муниципальной собственности. В то же время негосударственные структуры не ограничены в его использовании.

Передача имущества производится на основе договора, согласно утвержденной форме и целому перечню нормативных актов, если речь идет о бюджетных организациях. Частные компании обязаны руководствоваться лишь ГК.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридические советы
Adblock detector