ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТА, Общая характеристика права на землю, Основание возникновения права на землю, Права и обязанности субъекта при использовании земли

Право и частная собственность на земельный участок

В частной собственности находятся те земельные участки, которые приобретены гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством, т. е. законно.

Все граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Не существует никаких различий в правовом режиме земель, находящихся в собственности данных субъектов, а также в содержании принадлежащих им правомочий.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Субъектами права частной собственности на землю выступают также иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства. Для того чтобы земельный участок был объектом права частной собственности, он должен быть свободен от законодательных ограничений предоставления земли. В соответствии с п. 2 ст.

27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Также не предоставляются в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Перечень земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, дан в п. 4 и 5 ст. 27 3К РФ. Чтобы стать объектом собственности гражданина, земельные участки перечисленных целевых назначений должны быть переведены в установленном порядке в иную категорию, из которой возможно предоставление земель в собственность гражданам и их организациям.

Земли иных категорий в соответствии с ЗК РФ могут находиться в собственности граждан или юридических лиц, но с требованием соблюдения особого режима их использования.

Право и государственная собственность на земельный участок

Данное ЗАО имеет земельный участок на праве общедолевой собственности.

Собственность на землю юридических лиц, в частности ЗАО регламентировано ст. 15 ЗК и главой 4 ГК, в конкретном случае ст. 244 — 252.

Права и обязанности субъектов регламентируются ст. 40-42 ЗК РФ

Статья 40. Права собственников земельных участков на использование земельных участков

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ)

2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

Посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование.

Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков.

— использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТА, Общая характеристика права на землю, Основание возникновения права на землю, Права и обязанности субъекта при использовании земли

— сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

— осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

— своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

— своевременно производить платежи за землю;

-соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

— не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;

-выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТА, Общая характеристика права на землю, Основание возникновения права на землю, Права и обязанности субъекта при использовании земли

(в ред. Федеральных законов от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 29.12.2010 N 442-ФЗ)

учредительный земля право ограничение

1. Понятие и общая
характеристика государственного
управления в области использования и
охраны земель

2. Виды государственного
управления в области использования и
охраны земель и органы, осуществляющие
эти виды управления

— государственный
земельный кадастр

— мониторинг
земель

— землеустройство

— государственный
земельный контроль

  • предоставление и
    изъятие земель.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

1) цель государственного
управления в области использования и
охраны земель

ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТА, Общая характеристика права на землю, Основание возникновения права на землю, Права и обязанности субъекта при использовании земли

2) требования,
предъявляемые к государственному
управлению в области использования и
охраны земель

3) юридические
основания данной проблемы

1) местом управления
среди других правовых институтов
земельного права По своему характеру
гос. управление играет служебную роль
по отношению к праву собственности и
праву землепользования. Потому что
государство, предоставляя земельные
участки, изымая их» осуществляя гос.
земельный контроль, реализует тем самым
свои правомочия собственника ={amp}gt;
управление — это средство реализации
государством своих правомочий.

2) задачами земельного
законодательства

Требования,
предъявляемые к государственному
управлению

1) целью управления

2) характером объекта
управленческих отношений (т.е. характером
земли как эколого-экономической
категории). Управление призвано обеспечить
разумное сочетание экономических и
экологических факторов (интересов).

Юридические
основания данной проблемы

  1. право государственной
    собственности на землю. В советский
    период земля находилась исключительно
    в гос. собственности.

  2. право политического
    верховенства: государство действует
    как политический суверен, реализуя
    властные полномочия на территории всей
    страны.

В советское время
эти основания находились на одном
уровне, выполнялись государством
одинаково. В настоящее время государство
остаётся крупным собственником, т.е.
значение первого основания несколько
снизилось, значение второго -осталось
прежним.

Гос. управление
осуществляется в отношении земли в её
триединстве; земли как главного природного
ресурса; земли, выступающей основой
жизни и деятельности народов, проживающих
на данной территории ={amp}gt; управление
должно быть гибким, оперативным,
соответствовать потребностям современного
времени (условиям рынка и рыночной
экономики).

Гос. управление
характеризуется динамизмом. Динамизм
проявляется в том, что гос. управление
не является раз и навсегда созданной,
застывшей, аморфной категорией, оно
претерпевает различные изменения в
зависимости от тех преобразований,
которые происходят в обществе, экономике
и земельных отношениях. Происходящие
преобразования влекут изменения в
системе управления, меняются задачи и
функции органов.

Указ Президента
РФ от 17 мая 2000 г. «О структуре исполнительных
органов государственной власти»:

  • Государственный
    комитет по земельной политике был
    упразднён, а его функции частично
    переданы Министерству имущественных
    отношений, а другая, большая часть
    функций передана Федеральной
    государственной службе земельного
    кадастра

  • Государственный
    комитет по охране окружающей природной
    среды был упразднён, а его функции
    переданы Министерству природных
    ресурсов.

Государственное
управление в области использования и
охраны земель — это исполнительно-распорядительная
государственная деятельность гос.
органов, направленная на реализацию
принадлежащих государству правомочий
собственника и носителя политической
власти на всей территории, направленная
на рациональное использование и охрану
земель.

Гос. управление
тесно связано с принципами земельного
законодательства (органы осуществляют
их реализацию через принимаемые ими
решения).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Гос. управление в
области использования и охраны земель
связано с управлением иными сферами
экономики страны. Например: с гос.
управлением сельским хозяйством,
агропромышленным комплексом (там земля
используется как главное средство
производства). Такое управление сельским
хозяйством осуществляет Министерство
сельского хозяйства. Гос. управление в
области использования и охраны земель
связано с управлением другими природными
ресурсами (недро-, водо-, лесопользованием).

1) единством самого
земельного фонда РФ (ст.7 ЗК РФ)

2) единством принципов
земельного законодательства как
ориентиром в правовом регулировании
земельных отношений

3) единством задач
земельного законодательства

4) единством свойств
земли

Дифференциация
обусловлена делением единого гос-венного
земельного фонда РФ на составные части
(категории). Каждая категория имеет свою
специфику управленческой деятельности.

Нужно сравнить
определения ЗК РСФСР 1991 года (ст.56) и ЗК
РФ 2001 года (ст.77).

В ст.56 ЗК РСФСР
землями сельскохозяйственного назначения
признаются земли, предоставленные для
нужд сельского хозяйства или предназначенные
для этих целей.

В данном определении
выделяются 2 положения:

  1. землями с/х
    назначения признавались земли, которые
    уже предоставлены для этих целей и
    находятся в с/х обороте

  2. землями с/х
    назначения признавались земли, которые
    предназначались для этих целей.

Такой
вывод соответствует ст.80 нового ЗК РФ:
в составе земель с/х назначения создаётся
фонд перераспределения земель для с/х
производства.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Статья 80. Фонд
перераспределения земель

1.
В целях перераспределения земель для
сельскохозяйственного производства,
создания и расширения
крестьянских (фермерских) хозяйств,
личных подсобных хозяйств, ведения
садоводства,
животноводства, огородничества,
сенокошения, выпаса скота в составе
земель сельскохозяйственного
назначения создается фонд перераспределения
земель.

Согласно
ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного
назначения признаются земли за
чертой поселений,
предоставленные для нужд сельского
хозяйства, а также предназначенные
для этих целей.

Законодатель
провёл чёткое отграничение земель с/х
назначения от земель других категорий.

Земельные
участки в черте поселения (даже
используемые для получения с/х продукции)
не будут относиться к землям с/х назначения
— это земли поселений.

Земли
с/х назначения являются одной из важных
категорий земельного фонда России.

1) земли
данной категории поставлены на первое
место во всех земельных кодексах (т.к.
законодатель понимает особую ценность,
значимость этих земель).

Земельные участки как муниципальная собственность

ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТА, Общая характеристика права на землю, Основание возникновения права на землю, Права и обязанности субъекта при использовании земли

Имущество (в том числе и земля), принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ). В состав муниципальной собственности, как предусматривает ст. 29 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», входят в том числе муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ (круг таких участков установлен п. 1 ст. З Закона о введении в действие ЗК РФ;
  • право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно. Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.

В зависимости от открытости доступа граждан на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, они могут быть поделены на два вида: земельные участки общего пользования и земельные участки, закрытые для общего доступа. В соответствии с п. 1 ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом или иным правовым актом, а также собственником соответствующего земельного участка.

С точки зрения гражданского законодательства и прав на имущество вообще два вида прав — постоянное (бессрочное) пользование и пожизненное наследуемое владение — являются исключительно земельно-правовыми, поскольку применяются только в отношении земельных участков, а не иного имущества. Определенной спецификой обладает также право безвозмездного срочного пользования земельным участком.

В части второй ГК РФ регулируются вопросы безвозмездного пользования (договор ссуды), и даже используется термин «безвозмездное временное пользование». В связи с этим представляется, что нормы ГК РФ подлежат применению к праву безвозмездного срочного пользования земельным участком (в части, не противоречащей земельному законодательству). Но все же непосредственно о безвозмездном срочном пользовании в гражданском законодательстве речь не идет.

Особенная часть Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

  1. Понятие и состав
    (структура) земель с/х назначения. Роль
    и значение земель с/х назначения в
    решении проблемы продовольственной
    независимости России.

  2. Субъектный состав
    и формы пользования землями с/х назначения

  3. Права и обязанности
    субъектов на землях с/х назначения

  4. Управление
    в области использования и охраны земель
    с/х назначения. Правовой
    режим земель сельскохозяйственного
    назначения

Факторы:

  1. земли с/х назначения
    в своей значительной части используются
    в качестве основного средства производства
    в с/х.

  2. ограниченность
    земель с/х назначения

За
последние 15 лет около 4 млн. гектаров
земель были выведены из с/х оборота и
использованы
для других (не с/х) целей.

4) по
оценке экспертов Всемирного банка весь
земельный фонд России оценивается в
5 трлн. $, земли с/х назначения — 1 трлн. $.
Эти данные занижены.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

По
данным 1997 года земельный фонд России
составляет 1 млрд. 709,8 млн. га, из
них 607,5 млн. га — земли с/х назначения.

В США получают
урожай в количестве 35-40 центнеров с
гектара, в России — 15-17 центнеров с
гектара.

С/х
землепользование имеет определённый
приоритет перед другими видами, который
выражается в следующем:

  1. земли с/х назначения
    предоставляются только для с/х целей

  2. хозяйственная
    эксплуатация этих земель должна не
    только не ухудшить их состояние,
    но
    и способствовать восстановлению этих
    земель и повышению плодородия.

Приоритет права
с/х землепользования обусловливает
особенности правового режима этих
земель:

  1. необходимо
    обеспечить охрану в целом всех земель
    с/х назначения, но должна вестись
    усиленная
    охрана пахотных земель (пашни)

  2. нужно обеспечить
    повышение плодородия земель

  3. необходимо не
    допускать выведения земель с/х назначения
    из с/х оборота.

ч.4
ст.79 ЗК РФ: Особо ценные продуктивные
сельскохозяйственные угодья, в том
числе сельскохозяйственные
угодья опытно-производственных
подразделений научно-исследовательских
организаций и учебно-опытных подразделений
образовательных учреждений высшего
профессионального образования,
сельскохозяйственные угодья, кадастровая
стоимость которых
существенно превышает средне районный
уровень, могут быть в соответствии с
законодательством субъектов РФ включены
в перечень земель, использование которых
для других целей не допускается.

ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТА, Общая характеристика права на землю, Основание возникновения права на землю, Права и обязанности субъекта при использовании земли

В
то же время в исключительных случаях
допускается изъятие (выкуп) с/х угодий
с кадастровой
оценкой, превышающей среднерайонный
уровень, для не с/х целей. Только при
отсутствии иных вариантов размещения
объектов.

Понятие земель с/х
назначения дано в ст.77 ЗК РФ.

Землями
сельскохозяйственного назначения
признаются земли за чертой поселений,
предоставленные
для нужд сельского хозяйства, а также
предназначенные для этих целей (ч.1
ст.77 ЗК РФ).

Выделяется 3 вида
(группы) земель:

  1. сельскохозяйственные
    угодья — пашни, сенокосы, пастбища,
    залежи, земли,
    занятые
    многолетними насаждениями (садами,
    виноградниками и другими)

  2. земли, предназначенные
    для нужд сельского хозяйства. Их много.

Это
земли, занятые внутрихозяйственными
дорогами, коммуникациями,
древесно-кустарниковой
растительностью, предназначенной для
обеспечения защиты земель от воздействия
негативных (вредных) природных,
антропогенных и техногенных явлений,
замкнутыми
водоемами, а также зданиями, строениями,
сооружениями, используемыми для
производства, хранения и первичной
переработки сельскохозяйственной
продукции (ч.2 ст.77 ЗК РФ). Это земли за
пределами поселений.

3)
фонд
перераспределения земель (ст.80 ЗК РФ)

По ЗК 1991 г. земли
этого фонда включались в состав земель
запаса, новый ЗК РФ 2001 г. отнёс земли
этого фонда к землям с/х назначения.

Фонд
перераспределения земель формируется
за счет земельных участков из земель
с/х
назначения, поступающих в этот фонд:

  1. при добровольном
    отказе от земельного участка;

  2. если нет наследников
    ни по закону, ни по завещанию, либо ни
    один из наследников не принял наследство,
    либо все наследники лишены завещателем
    наследства, либо наследник отказался
    от наследства в пользу государства или
    отказался от наследства без указания,
    в пользу кого он отказывается от
    наследства;

  3. при
    принудительном изъятии земельного
    участка в случаях, предусмотренных ЗК
    РФ и федеральными
    законами (при прекращении прав на
    земельный участок).

alt

Основания указаны
в ст.284 — 287 ГК РФ.

Согласно
п. 11 ст.З ФЗ «О введении в действие
земельного кодекса РФ» от 25 октября
2001 года: со дня введения в действие ЗК
РФ (30 октября 2001 г.) в фонд перераспределения
земель включаются все земли, находившиеся
на день введения в действие ЗК РФ в
образованных в соответствии с Указом
Президента РФ от 27 декабря 1991
года № 323 «О неотложных мерах по
осуществлению земельной реформы в
РСФСР» фондах
перераспределения земель.

Земли с/х назначения
подлежат особой охране.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Земли с/х использования
могут включаться в состав иных категорий
земель:

  • земли поселений
    (п.6 ч.1 ст.85 ЗК РФ)

  • земли лесного
    фонда (п.5 ст. 101 ЗК РФ).

В этом случае особой
охране земли не подлежат.

Земельная
реформа началась с подготовки правовой
базы, правового фундамента. На
этом этапе были приняты такие законы,
как

  • Закон «О социальном
    развитии села»

  • закон РСФСР от 23
    ноября 1990 г. «О земельной реформе»
    (в настоящее время утратил силу)

  • закон РСФСР «О
    крестьянском (фермерском) хозяйстве»
    от 22 ноября 1990 г. (в настоящее время
    утратил силу)

  • ЗК РСФСР от 25апреля
    1991 г. (в настоящее время утратил силу)

  • Конституция РФ
    1993 г.

  • Указ Президента
    РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 «О неотложных
    мерах по осуществлению земельной
    реформы в РСФСР»

  • Указ Президента
    РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 «О регулировании
    земельных отношений и развитии аграрной
    реформы в России»

  • Указ Президента
    РФ «О реализации конституционных прав
    граждан на землю». 1997 г.

  • Постановление
    правительства РФ от 29 декабря 1991 г. «О
    порядке реорганизации колхозов и
    совхозов»

В настоящее время
действуют:

  • ФЗ «О государственном
    земельном кадастре» от 02 января 2000 г.
    ^ ЗК РФ 2001г.

  • ФЗ
    «О землеустройстве» от 18 июня 2001 г. №
    78-ФЗ

  • ФЗ
    «О разграничении государственной
    собственности на землю» от 17 июля 2001
    г. № 101-ФЗ

  • ФЗ
    «Об обороте земель сельскохозяйственного
    назначения» от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ

  • ФЗ «О крестьянском
    (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003
    года № 74-ФЗ

  • ФЗ «О личном
    подсобном хозяйстве» от 7 июля 2003 года
    № 112-ФЗ

Право пожизненного пользования или владения земельным участком

Ст. 265 ГК РФ предусматривает, что основания приобретения виды прав на земельный участок пожизненного наследуемого владения устанавливаются земельным законодательством.

Гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству (ст. 266 ГК РФ). То есть распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается (отсутствует правомочие распоряжения), за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.

Земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения, в отличие от права собственности, не могут переходить по наследству к юридическим лицам ни по закону, ни по завещанию. Субъектами наследования таких земель могут быть только граждане.

Право

Пожизненное наследуемое владение

 Постоянное (бессрочное) пользование
Собственник   государство, муниципальные образования (ст. 39.9 ЗК, ст. 265 ГК)
Субъекты права (лица, получающие права)

 гражданин (физическое лицо) (ст. 265 ГК РФ)

 

Ст. 39.9 ЗК РФ:

  1. орган государственной власти или орган местного самоуправления;

  2. государственные и муниципальные учреждения (бюджетные, казенные, автономные);

  3. казенные предприятия;

  4. центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Объекты права   земельные участки (ст. 6 ЗК РФ)
Основания возникновения (приобретения) права  

Предусмотрены земельным законодательством (ст. 265 ГК РФ):

  1. наследование (только права пользования и владения – ст. 266 ГК РФ);

  2. раздел исходного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, объединение или перераспределение вновь образованных из него участков (ст. 11.8 ЗК РФ)

 

Предусмотрены гражданским и земельным законодательством:

  1. решение уполномоченного органа (исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления) (ст. 39.9 ЗК РФ);

  2. реорганизация юридического лица (в порядке правопреемства) (ст. 268 ГК РФ);

  3. раздел исходного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования, объединение или перераспределение вновь образованных из него участков (ст. 11.8 ЗК РФ)

Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления) в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Согласно ст. 23 ЗК РФ могут устанавливаться публичные сервитуты для:

    1. прохода или проезда через земельный участок;
    2. использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
    3. размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
    4. проведения дренажных работ на земельном участке;
    5. забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
    6. прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
    7. сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
    8. использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
    9. временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
    10. свободного доступа к прибрежной полосе.

Срочный сервитут устанавливается для проведения временных работ, например осуществления прокладки трубопровода на территории участка, находящегося в собственности.

Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

После установления сервитута он считается неотъемлемой принадлежностью земельного участка и не может быть отчужден отдельно от участка.

Следует также указать, что несмотря на имеющееся в Гражданском кодексе РФ указание на иные виды вещных прав на имущество — право хозяйственного ведения и право оперативного управления, данные виды виды прав на земельный участок не могут применяться в отношении площадей как не предусмотренные в земельном законодательстве.

Тема: право собственности на землю

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

1. Понятие и общая
характеристика права собственности на
землю

2. Формы собственности
на землю

3. Субъекты права
собственности на землю (основания
возникновения и прекращения права
собственности на землю)

4. Содержание права
собственности на землю

5. Сделки по поводу
земли. Земельный рынок.

Литература:

  • «Общая
    теория советского земельного права»,
    1983. Глава 10

  • Крассов О.И. «Право
    частной собственности на землю:
    купля-продажа, аренда, приватизация,
    судебная защита», 1995

  • Крассов О.И. «Право
    частной собственности на землю», 2000

Законодательство:

  • Конституция РФ
    (ст.9, 35, 36 и др.)

  • ЗКРФ(ст.15-19)

  • Закон Свердловской
    области от 29 декабря 1995 г. «О регулировании
    земельных отношений на территории
    Свердловской области» (глава 5)

  • ФЗ «О разграничении
    государственной собственности на
    землю» от 17 июля 2001 г.

Основание возникновения права на землю

Согласно ст. 25 ЗК РФ, права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

Данный вид права возник путем появления земельных паев и установленных нормами законов, находящегося в общедолевой собственности в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N-208 «Об ОАО».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридические советы
Adblock detector